Турнир наций

Роман Шапиро
           (из цикла околошахматные истории)
               
     В Павлограде, расположенном недалеко от Днепропетровска, в семидесятых годах был построен большой цех по производству теплообменников, но листовой нержавейки толщиной  полмиллиметра для их изготовления на завод  не поступало. По этому поводу съехалось в Павлоград  человек восемь директоров различных институтов, несколько начальников главков и даже заместитель министра. Отдельные директора взяли с собой помощников. Так и я попал в эту высокую компанию.
    
     Сидят, обсуждают, куда девается нержавейка, которую в достатке производит завод «Запорожсталь»?! Слышу квалифицированное разъяснение замминистра:
     - Вся нержавейка какими-то путями утекает в Грузию и используется там для покрытия крыш домов. Ситуация, похоже, неразрешимая. Цех придётся перепрофилировать!
     - Что поделаешь? – думаю. -  Придётся нам перерабатывать проект…
    
     Российские традиции нарушать нельзя. Поэтому хорошо пьём. Уклониться трудно.
Сидевший рядом со мной зам. главного инженера завода Абрам Поташник, видя, что мне столько пить невмоготу, несколько раз брал мою, насильно налитую кружку коньяка и выплёскивал её куда-то в угол помещения, в котором мы «снимали напряжение». Женщины не присутствовали, поэтому за столом в основном обсуждались взаимоотношения полов и, конечно, – национальный вопрос. Все особенно громко хохотали, прямо-таки покатывались со смеху от следующего анекдота: объявили конкурс – кто большее расстояние до Москвы пройдёт пешком; подводят итоги. Вася Петров пришёл из Коломны, - громкие аплодисменты и возгласы одобрения;  Пётя Васильев – аж из Саратова, - крики: «Ура!»; Хаим  Рабинович тихим голосом сообщает, что пришёл из Люберец.
     - Так чего же ты, Хаим, хочешь??
     - Так я же - на цыпочках!
    
     Выходим из-за стола. Высшее руководство разъезжается, укладывая в машины заводские презенты (я участвовал во многих таких совещаниях – обычно попойкой заканчивались все, а иногда  и начинались).
    
     Откуда-то берутся шахматы. Помощник  директора одного из киевских институтов, оказывается, тоже кандидат в мастера. Играем блиц,  но, принимая во внимание наше  состояние, - с увеличенным временем. Оба наших директора нервно болеют: получилось так, что украинская «команда» бьётся  с  еврейской - из Пензы. Чем не турнир наций?! Эмоции резко усилены алкоголем! Я проигрываю первую партию. Мой директор – умница, интеллигент и, по должности, профессиональный выпивоха - почти плачет.  Но как же он был счастлив, когда я отыгрался! Обещал повысить оклад, да видно, забыл…