Кишинёвский дневник. Год 1975

Анатолий Штаркман
Дневниковые записи этого года опубликованы мною для «проза. ру» в повести «Ревакские будни». Можно было бы разбить на отдельные рассказы, но я решил не трогать, а просто перенести в соответствующее календарное место дневниковой цепочки Кишинёвского дневника.
Часть дневниковых записей мне привезла сестра уже после падения СССР. Но часть мне удалось вывезти самому, и вот как это получилось.
Я сфотографировал наиболее ценные записи в виде уже готовых рассказов. Получилось два туго свёрнутых цилиндра. Выезжали мы поздней осенью. Плёнки я положил во внутренний нагрудный карман пальто. Досматривали нас в Чопе. Жену и дочку завели в отдельное помещение, а меня скрупулёзно обыскивали. Пальто я не снимал, помещение не отапливалось. Я стоял с поднятыми руками и таможенник двумя пальцами с наружной стороны и внутренней прощупывал сверху вниз пальто. Не знаю, что мною двигало в тот момент, но когда его пальцы почти вплотную подошли к плёнке, я чуть приподнял левую руку и пальтовое пространство, всего несколько миллиметров, проскользнуло мимо палец таможенника.