Дама и Христос

Владимир Плотников-Самарский
Короли самарского блефа

В душе "Весов" всегда незримо двое
Ведут бой вечный: Ангел с Сатаною!


"Его здесь нет: Он воскрес". Евангелие от Луки, 24.6.

В преддверии Пасхи не хотелось бы говорить о плохом. Однако не больший ли грех умолчать о тех, кто в эти дни не погнушался сам лик Христа смешать с пороком воровства?

ПЕРЕПОЛОХ В ОБИТЕЛИ
Подряд два ЧП всколыхнули в то апрельское утро одно из самарских духовных училищ.
У вернувшегося заполночь 20-летнего послушника Глеба (все имена изменены) к утру резко подскочило давление (до 180 на 120). В состоянии летаргической прострации его доставили в больницу. Вдобавок, с епархиального склада пропала крупная живописная работа "Искушение Христа дьяволом в пустыне", стоимостью 4,5 миллиона рублей.
Вскоре между этими неприятными событиями обнаружилась связь. В лице 37-летней Таисии Ивановны Кудря...
В момент задержания в своей квартире она оказала сопротивление работникам милиции. В результате угодила в следственный изолятор.
На первых допросах следователю пришлось изрядно попотеть с нею. Клиент попался на редкость трудный.
Началось с того, что Кудря категорически отказалась от приема пищи и услуг государственной защиты. Настаивала на привлечении частных и именитых адвокатов.
"Мадам" обладала весьма своеобразной наружностью - была острижена "под коленку" и вела себя крайне беспокойно. Она то металась по кабинету с безумным взглядом. То вдруг припадала лбом к столешнице, ссылаясь на головные боли. Из уст ее вырывался то бредово-истерический сумбур, то четкие цитаты из УК. В паузах гражданка Кудря принималась философствовать о двойственной природе нрава Весов (ее знак), мечущихся между Богом и дьяволом. Последнее: кстати, подтвёрждалось ее выкриками:
- «Христос в пустыне» - это картина моя только моя. Она предназначена мне по карме!..
Но пуще всего обритая женщина кручинилась об участи оставшейся дома кошечки. Действительно, трогательная забота о братьях меньших, если не знать, что двое ее собственных чад уже не первый год брошены на попечение престарелой бабушки.
Клубок всех этих странностей заставил следователя усомниться в психической вменяемости Kyдри. Однако, прежде чем сочувствовать героине, читателю было бы полезно перелистать некоторые страницы ее бурной биографии.

ШТРИХ-ИЛЛЮСТРАЦИЯ («ШТИЛЬ») N 1
В 1984 году Т.И. Кудря обманным путем завладела в магазине "Радиотовары" электрофоном "Арктур" (530 рублей) и женским платьем (60 рублей). А уже в 85-м по совокупности ряда преступлений получила 3 года исправительно-трудовых работ.
Освобожденная по амнистии, через год она взяла "под дело" крупную сумму, а потом «забыла» ее вернуть. Расплатой стали 2 года в ИТК. С того времени "кидняк" в приправе мелких краж стал ведущим профилем бывшей выпускницы солидного ленин¬градского вуза.
Уже в 1993-м Таисия Ивановна во время дружеской гулянки стащила у приятеля рубашку с приложением в виде пачки денег и ключей: от «Жигулей» и квартиры. Отогнав машину на базу некоего ОРСа, Кудря проникла в квартиру автовладельца и кое-что "прибрала" к рукам.
Следует заметить, параллельно она практиковала раз¬дачу обещаний приобрести чью-либо жилплощадь. А войдя в доверие к хозяевам, ограничивалась незначительными кражами. Ну и "до кучи" там - брала задатки за "выгодные сделки", ничтоже сумняшеся их "коммерчески" тратила, все время отчего-то забывая возвращать.
Не брезговала, впрочем, и совсем уж мелочевкой: уносила ювелирные изделия "для оценки" (запомните это), не утруждаясь их вернуть.
Из самых ярких махинаций - трюк по "обмену" мебельного гарнитура "Джоконда". Это когда она забрала (как обычно "баш на баш") понравившийся импортный интерьер. А взамен была "дырка от бублика".
За эти криминальные штучки Таисия Ивановна была "вознаграждена" новым сроком.

ХРИСТОС И БЛУДНИЦА НА ЧАШЕ ВЕСОВ
В 1996 году у Т.И. Кудря проскоблилась тяга примерить лавры покровительницы искусств - этакой княгини Тенишевой, только наизнанку. Для начала она повадилась с культурными визитами в популярный художественный салон госпожи В-ой. Где без тени смущения представлялась племянницей бывшего тогда в Кремлевском фаворе Каданникова (он же хозяин ВАЗа), большим ценителем изящного и завсегдатаем вернисажей известных художников города. Богемная жрица да и только.
Из всей экспозиции салона Таисию Ивановну почему-то более всего взволновали два выписанных с фотографической детализацией полотна. «Дама (или Утренний кофе)» художника Ж. - натурально китчевый гимн чувственности (оценен в 2,5 миллиона рублей). Это с одной стороны. Плюс сугубо религиозный сюжет мастера К. "Искушение Христа в пустыне". Не правда ли, любопытное вкусовое соитие двух начал?
К охоте за полотнами Кудря подошла достаточно творчески, с применением изощренной техники блефа.
Начала издалека.
Первым делом - перезнакомилась со всеми работниками салона. При этом всячески выпячивала свою интеллигентность, тонкий вкус и до приторного манерную вежливость.
С особенным тщанием рассыпалась она в любезностях перед ответственным сотрудником Петровой, демонстрируя ей свою трепетную любовь. Увенчанную-таки презентом - заказной шоколадной корзиной со сладостями...
Развязка наступила в сентябре.
В этот день Таисия Ивановна позвонила директору салона и сообщила, что автор "Утреннего кофе" Ж. хочет забрать работу... для того, чтоб дописать. Закравшиеся сомнения В-ой Кудря развеяла сообщением, что Ж. у нее в гостях. После чего мужской голос по телефону засвидетельствовал: да я - художник Ж. - прошу выдать "Утренний кофе" моей хорошей знакомой Таисии Ивановне.
Удовлетворясь таким доводом, В-а распорядилась под¬готовить картину для передачи всем опостылевшей "эстетке".
Кудря приехала раньше условленного часа. В салоне находился только сторож. Который преспокойно закутал "Даму с кофе" в шаль и отдал мошеннице.
Спустя некоторое время в салон позвонил художник Ж., интересуясь: не продана ли его "Дама"?
Услышанная новость, само собой, повергла его в изум¬ление. Оказывается, намедни он самолично попросил вру¬чить картину некоей Таисии Ивановне!
Почуяв неладное, В-а и ее сотрудницы принялись названивать "фанатке" живописи на дом. Та сперва искренне недоумевала: чего от нее хотят. "Сообразив" же, заявила, что сполна расплатилась с автором. Но после повторных звонков недавней своей "фаворитки" Петровой, внезапно сменила тон: "Ах, так вы, аферюги, подозреваете, что я воровка!..." - продолжение тирады сплошь состояло из подзаборных эпитетов.
Вот тогда-то на выручку доморощенной "дипломатии" позвали милицию...
Совсем в ином ключе Т. Кудря проворачивала операцию "Христос в пустыне". Фабула здесь была и проще и грубее.
В феврале 1996-го Таисии Ивановне восхотелось приобрести религиозное творение мастера К., правда, за сумму, много уступающую заявленной салоном (все той же В-ой). Ей отказали. Что лишь распалило азарт авантюристки.
В марте автор «Искушения» К. услышал по телефону вкрадчивый женский голос. Засим был океан лести и восторгов в адрес произведений и талантов К. И почти без перехода - предложение продать картину со скидкой. К. ответил, что уже обещал "Искушение" другому покупателю.
Через пару месяцев звонок неведомой поклонницы повторился. Теперь, правда, после серии дифирамбов, незнакомка принялась сокрушаться, что «Христа и Дьявола» в салоне больше нет. «Я ее подарил», - сообщил К., не уточняя, кому. «А нарисуйте персонально для меня точно такую же», - взмолилась почитательница.;
Последовал отказ.      
Немного погодя тому же К. позвонил отец В. из епархиального училища и выказал обиду за то, что автор передарил подаренного приходу "Христа" неизвестной женщине. Позднее стало известно, что...
Из училища Кудря уносила картину по «кофейному сценарию». С той лишь разницей, что здесь дело обошлось без телефонных подголосков мнимого автора. Люди в рясах матерой фиглярке поверили на слово. И неудивительно. Вся уголовная "палитра" Кудри убеждает, что, если и был у нее природный дар, так это, скорее всего, умение втереться в доверие и расположить к себе людей. На первых порах…
Воздержимся от комментариев по поводу решения суда, в конце октября 1996 года освободившего Т.И. Кудря из изолятора временного содержания под подписку о невыезде.

ИСКУШЕНИЕ ХРИСТОМ
Видимо, «Христос в пустыне» всколыхнул какие-то фантастические струны воровской души. Во всяком случае, 2 недели назад в духовное училище явилась прилично одетая дама; представившаяся экспертом по оценке художественных ценностей. Пройдя на склад, она попросила выдать ей произведение маслом "Искушение Христа" для лабораторной экспертизы ее художественных достоинств.
И что вы думаете? Ни у кого не возникло ни малейшего подозрения о злонамеренности интеллигентной с виду гражданки. А это, как нетрудно догадаться, была неистовая Кудря... с подпиской о невыезде. Сверх того, ей дали в сопровождающие юного послушника Глеба, который, положив картину в машину искательницы приключений, поехал с ней в "экспертную лабораторию".
По дороге Таисия Ивановна вдруг вспомнила (экое горе) о неожиданной поломке "энцефалографа".
- Не беда, подержим картину пару дней у меня дома, - не растерялась она.
Молодой человек перенес "Искушение" в ее квартиру…
По возвращении в училище ему и стало плохо: до критической высоты прыгнуло давление, и напал необоримый сон.

«ШТИЛЬ» N 2
По признанию Т.И. Кудря, она напоила понравившегося ей воспитанного юношу кофе. Причем будущий пастырь божий в кофейных аппетитах переплюнул самого Бальзака. Ну, мыслимо ли: одну за другой две чашки (по 3 ложки напитка на каждую).
Однако согласитесь, в этом утверждении много неясного, если не сказать, чудного. Да, пожалуй, после половника кофе зигзаги кровяного давления еще как-то объяснимы. Но вот гипнотическое забытье даже с лошадиной дозой возбуждающего напитка не очень-то стыкуются.
Впрочем, все точки над i в этой не совсем пасхальной истории предстоит расставить медикам (в том числе психиатру), следствию и суду.
Остается надеяться на их объективность и профессиональную неподатливость перед магическими чарами Т.И. Кудря - Женщины-Весы с раздвоенным сознанием.
Каждому да воздастся по заслугам. Аминь!

«Время ИКС», № 16, 1997