Гомилетические экзерсисы, I

Евгений Каширский
ПОНИМАНИЕ И АВТОРИТЕТ

(На тему из Ев. от Иоанна, 5:39-47)

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне».

1. Иисус призывает иудеев исследовать Писания. Исследование тесно связано с пониманием текста. Иудеи, и прежде всего фарисеи, изучали Писание постоянно. Мысль Христа состоит в том, что их исследование недостаточно, их понимание Слова неверно. При правильном прочтении они бы получили через Писания свидетельство, что Иисус и есть Христос. Неправильное прочтение закрывает от них Текст. Но разве вера в Иисуса связана с пониманием? Попробуем разобраться.

Иисус говорит, что понимание фарисеев не приводит их к правильной цели – получению знания о Нем. Они не находят Иисуса в Писании, и потому не понимают сути Писания, поскольку главное в Писании – Иисус Христос. Поэтому иудеи враждебны к Иисусу, истинному Мессии.

Непонимание Писания объясняет нежелание иудеев прийти к Иисусу: «вы не хотите прийти ко Мне». Иудеям мешает прийти к Иисусу организация их интеллектуального «пространства». Это пространство занято прочно устоявшейся системой интеллектуальных ценностей: комментарии и поучения известных раввинов. Нежелание прийти всегда мотивировано, вернее, всегда можно найти мотивацию поступка, хотя бы и на уровне психологии. Часто сильнейшей мотивацией являются традиции и обряды. Истина Божия заслоняется авторитетом народа (старших, наставников, учителей). В головах людей с самого рождения создается интеллектуальная конструкция, рамки которой весьма трудно разомкнуть. Нужна либо независимая интеллектуальная сила (попытка Никодима), либо пребывание вне культурной традиции, интеллектуальной конструкции (Петр, Филипп).

Поэтому Иисус говорит: «Не принимаю славы от человеков». Смысл высказывания состоит в том, что Христос, придя в этот мир, не ставит себе целью получение одобрения людей. Хотя, казалось бы, это естественно для всякого вождя народа. Понимание ведет к симпатии, сочувствию, одобрению, хвале. Слава способствует привлечению сторонников и последователей. Чем их больше, тем успешнее решаются задачи, тем крепче чувствует себя всякое движение. Но Христу не нужна слава для привлечения последователей, поскольку Он не опирается на земные силы. [В этом для нас величайшее утешение. Иначе мы могли бы бессчетное число раз впасть в отчаяние, видя сколь ничтожно число Его истинных последователей.] Христу нужна слава (и похвала) только от Отца Небесного.

Христос продолжает: «Но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу». Иисус знает всех (2:24). Знание Иисуса касается не только прошлого, но настоящего (впрочем, что значит настоящее?) и будущего. Подумайте, как можно знать людей, если им самим не вполне известны их будущие поступки? Это приводит нас к выводу, что поступки людей исключены из разряда случайного (по нашему мнению, случайного и вовсе нет).

Приведем классический пример с жителями Кеиля (1Цар.23). Если их спросить, предадут ли они Давида, они бы затруднились ответить. Наверное, они бы бодро ответили, что не предадут, но на самом деле они не знали, как поступят. Один только Бог знал, что они обязательно предадут Давида, и потому предупредил его. Если миром правит Провидение Божиего, в этом мире нет места случайному.

Христос говорит иудеям, что они не любят Бога. Особенно впечатляюще это высказывание звучит по отношению к фарисеям, смыслом жизни которых и была, так сказать, любовь к Богу. Они не могут любить Бога, поскольку не знают Его. Любовь Бога к ним не вызывает у них ответного чувства, потому что их сердце направлены на другой объект: они любят свою интеллектуальную конструкцию о Боге. Они любят не свет, но разговоры о нем. Это вечная проблема человеческого в религии, то есть встроенных в религию спекулятивных конструкций. Человек всегда пытается втиснуть Бога в свою конструкцию, точнее – создать конструкции, замещающие Бога.

Между прочим, религиозные конструкции создаются прямо на наших глазах. Недавно прочитал в одной газете: «святой Евгений (Родионов), спаси Россию!»

Вот почему Христос призывает к освобождению, то есть к деконструкции подобных построений. Слово Евангелия зовет к познанию пути Господа.

* * *
Иудеи потребовали от Иисуса подтверждения, что Его признают другие (проблема авторитета). Люди готовы принять того, кто имеет подобный авторитет, а, по сути, они принимают приходящего от «своего имени», поскольку свидетельство от других – стоит не больше, чем собственное свидетельство очередного претендента на звание Мессии. Кто бы ни был пришедший, он вписывается в их (иудеев) систему авторитетов, пусть даже этот некто опирается на силу. "Я" + "Другой" – два субъекта надежно удерживают (замещают?) объект (в данном случае объектом является трансцендентный Бог). Такая система понятна, прекрасно работает по горизонтали.

«Я» Христа – иное. Христос тесно связан с Отцом, Ему не нужен «Другой» для авторитета, для удержания конструкции. Даже свидетельство Иоанна Крестителя для Христа в принципе избыточно. Этим Иисус отличается от окружающих Его людей, живущих в мире иного мышления (иной логики). Несмотря на единство с Отцом, Христос своим поколением принят не будет. И хотя 12 апостолов последовали за Иисусом, но последовали они в соответствии со своей мотивацией – у них были надежды на Царство (им даже нечего было терять, как Никодиму). В день ареста им показалось, что их надежды не оправдались, и они убежали. Христос остается трагически одинок.

2. Такова парадоксальная сущность христианской религии: люди не могут принять Спасителя. Не сомневаюсь, среди распинающих Христа нам всем нашлось бы место. Люди принимают только тех, кто получил славу от других людей. Например, богословские школы, как и прежние школы фарисеев, строятся на авторитете того или иного теолога, его интеллекте, что зачастую ведет к гордыне и тщеславию. Логомахия авторитетов занимает место исследования истины.

Иисус призывает нас быть максимально честными по отношению к своей вере. А честность подразумевает демонтаж любых конструкций, которые противоречат Слову Божиему, говорящему о Нем.