Необычный подарок

Сибирячка Татьяна Муратова
                Художнику Александру Новосёлову

Постоянный холод сковывал все мои движения, и приходилось шевелиться: часами стоять у плиты с приготовлением пищи, или с утюгом за гладильной доской, переглаживая горы вновь постиранного белья. И этот холод в июне. Забывчивость сына и неоплата за телефон и Интернет, да и собственная моя забывчивость зарядить мобильный телефон, отрезали меня от внешнего мира, даже если этот внешний мир был хотя бы в пяти минутах ходьбы от дома. То есть я выпала из репетиций хора ветеранов БАМа, репетирующих гимн БАМа «Мы - бамовцы» к предстоящему празднику. Гимн написала Антонина Максимова, очень моложавая и энергичная женщина в свои серьёзные года, бывшая и единственная начальник СМП на БАМе, и член нашего литературного объединения, так сказать, ядро нашей могучей кучки. Не только гимны, но и патриотические и лирические песни последнее время потекли у неё рекой, восемь из них она уже переложила на музыку, еще больше песен ждут своей очереди.
Так вот, от репетиций я отстала из-за моих ожиданий звонков и молчавших двое суток средств связи, поэтому звонок Ольги Ажичаковой, преподавателя железнодорожного университета и сочинителя стихов, с приглашением посетить закрытие выставки художника Александра Новосёлова, был очень кстати.
Я пришла в картинную галерею за пять минут до начала встречи, зал был пуст. Это позволило мне, не спеша, прогуляться по залу от картины к картине. Всего было выставлено около восьмидесяти картин. Расположены они были не по времени написания, а в беспорядке, по внутреннему ощущению работников галереи. Я заметила, что картины более раннего периода были  неровными, мятущимися. Автор что-то искал. Тем великое множество: от плакатов, включающих в себя мученичество расстрелянной царской семьи;  своеобразной иконы с портретом Ленина; кровожадных орлов, раздирающих пищу, где головка церковного купола посередине; до больших полотен на библейские мотивы,  а так же пейзажные зарисовки, натюрморты, и портреты. Яркие нервные мазки более ранних работ отражали мятущуюся душу художника. Первый пик творчества, в этом стиле, по моей оценке,  выдался на 2004 год. Потом краски стали успокаиваться, мазки светлеть, картины радовать глаз своей изысканностью. Второй этап, на мой взгляд, завершился 2008 годом, когда были написаны портреты Высоцкого в нескольких вариантах, пейзажные зарисовки, натюрморты с рыбой, большие полотна о Байкале, о цветущей сакуре, о прогулке Пушкина с Высоцким и другие.
Пока я рассматривала творчество художника, собралась небольшая группа посетителей, подошёл и сам художник. В небольшой беседе он сказал нам, что живет в Сыктывкаре, а занимается творчеством здесь, на Байкале. Приезжает сюда к людям, с которыми ему легко и хорошо и жить, и работать. Байкальских зарисовок у него мало, потому что ему Байкал ещё не открылся, а сам он его боится. Я сразу же бросила взгляд на картину «Байкал», который изображён художником достаточно сурово и непонятно. Смятение чувств художника перед неизведанным и грозным Байкалом в полную мощь отобразилось на картине. Женщина, работница музея со станции Чара, пригласила художника с выставкой к себе. Он поблагодарил, но почему-то сказал ей, что соберет работы, и в печь. Она ужаснулась. Александр Григорьевич повел экскурсию по залу, а я прилепилась к понравившемуся мне полотну: картине с Пушкиным и Высоцким. Я уже успела сфотографировать полотно со всех сторон, себя на его фоне,  когда работники картинной галереи организовали фуршетный стол, а друг Новосёлова, тоже художник, Владимир Алмаши из Нижнеангарска, сбегал в магазин за вином. Отмечая закрытие своей выставки, художник поблагодарил всех за неравнодушие и сказал, что каждый из нас может выбрать любую понравившуюся картину себе в подарок, по окончанию встречи он сделает на всех подаренных картинах дарственную надпись. Мы решили, что это шутка. Но Алмаши пояснил, что хранить картины негде, а художник полон решимости создавать новые, поэтому написанные картины надо отдать в хорошие руки. Самые хорошие руки - это мы, раз пришли сегодня на закрытие выставки. Первым картины выбирали работники картинной галереи Северобайкальска и музея Чары. Я подошла к полюбившемуся мне полотну, которое уже собирались снимать  со стены работники картинки. Я, видимо, так жалобно смотрела на их действия, что Галина Кораблёва, работник музея и моя давняя знакомая, спросила:
- Нравится? Ах, да, здесь же Пушкин… Ну что ж, уступаем. Снимайте.
Я не верила своим ушам,  но руки уже потянулись к картине, которую я незамедлительно сняла и поставила к колонне.
Всё ещё не верилось, что получаю ТАКОЙ подарок. Всё происходящее казалось нереальностью. Но Ольга Ажичакова уже сбегала в университет и принесла свои книжки стихов, чтобы подарить художнику. Он был несказанно рад подарку. А я-то, всегда и всем раздаривающая свои работы, будь то книжки, открытки, фотографии, статьи, на этот раз ничего с собой не взяла! Придется каким-то образом  исправлять свою ошибку. И как я не догадалась что-нибудь захватить с собой! Моя твердая решимость совершить задуманное привела к договоренности встречи с художником назавтра.
Я несла картину домой через весь город, ловя взгляды горожан и восклицания о том, какую замечательную картину я несу, и не верила, что это происходит на самом деле.

Справка из информации к выставке:
Александр Григорьевич Новосёлов. Родился в 1949 году в Кировской области. В 1968 году окончил графическое отделение Чебоксарского художественного училища. Впоследствии – три курса художественно-графического факультета Чебоксарского педагогического института. До 1988 года занимался исключительно педагогической деятельностью в г. Сыктывкаре. С 1988 года вернулся к кисти. В Коми состоялись четыре персональные выставки художника, но автор считает, что особых заслуг не имеет.
Его живопись – гуашь под лаком – практически темпера: темная, неровная, неэффектная, безыскусная. Высветить палитру в подобной технике непросто, хотя при наличии хорошего материала возможно. Работы – маленький вернисаж – были созданы почти в полевых условиях непростого быта поселка Давша в Баргузинском заповеднике, куда автор с группой ребят приезжает каждое лето, буквально на колене, эмульсионными малярными белилами и плакатной гуашью.

Иллюстрация: картина А. Новосёлова  «Байкал».
27.06.2009

В начале июля 2022 года художник А.Г. Новосёлов ушёл в мир иной. Светлая ему память!