Пустые надежды капитана...

Алишер Таксанов
Кораблю "Узбекистан" не добраться до "острова благополучия".
------------------------------
18.04.2006. Чем дальше от 1991 года, тем яснее становится узбекским гражданам, что Земля круглая, а не плоская, как утверждается в догмах идеологии государственной независимости, и, мол, она стоит на плечах одного лишь мудрого человека. Напрасно диктатор Узбекистана надеется, что все сойдет ему с рук. Он сам прекрасно понимает, что ни история, ни народ не простит ему тех грехов, которые он совершил за 20 лет своего коммунистического и "независимого" правления. Он боится этого судного дня, вот и всячески продлевает сроки своих полномочий до бесконечности, используя для этого различные предлоги – изменения в Конституции, референдумы…
Понятно, что и после января 2007 года он останется у кормила власти и у штурвала государственного управления, вдохновленный "успехами" таких же пост-коммунистических диктаторов как Александр Лукашенко и Норсултан Назарбаев. Потому что боязно отвечать за свои ошибки и промахи, за тиранию, репрессии, за грабеж народа и доведение людей до отчаяния. А Узбекистан уже сейчас находится на грани полного развала – экономического, социального, национального и территориального.
Нам твердят, что Узбекистан занимает четвертое место в мире по производству хлопка и второе – по экспорту, восьмое – по добыче золота и первое – в СНГ на душу населения, входит в десяток стран, производящих золото, газ, редкоземельные металлы, уран. Мы не видим пользы от своего богатства. Зато мы знаем, что Узбекистан занимает достойное 5 место по тирании и входит в десятку самых коррумпированных стран мира. Мы по уровню нищеты догнали и перегнали страны третьего мира и с нами по достоинству стоят Зимбабве, Конго, Лесото…

Очень жаль, что плавание в независимость республика начала с никудышным капитаном, который таковым числился, потому что этого хотели владельцы судна (Москва), но никак не команда и пассажиры (граждане Узбекистана). Административный ресурс позволил ему стать самым главным на шхуне в 1990 году, 1991, 1995 и 2000. Но состряпанная им карта была вызвана его бредом и не совсем качественным образованием, поэтому не отвечала реальности, а навигационное оборудование (бюрократы, кланы, мафия) вело корабль в Великое будущее как Саргассово море, где водоросли не позволяют никому передвигаться. И там мы завязли надолго, тогда как другие корабли (Центральная Европа и Восточная Европа, Кыргызстан, Таджикистан, даже Кавказ) открывали Новый свет, яркие горизонты представали перед ними, парус надувал свежий и сильный ветер…

>Что мы имеем на сегодня в результате 16 летнего плавания по мировому океану в качестве самостоятельного и суверенного корабля с гордым названием "Узбекистан" и с фигурой Амира Темура на носу? Нищету рядовых матросов и бесправие пассажиров, узкую прослойку жадных боцманов, приближенных к руководству, армию чванливых командиров палуб, мачт, лестниц, трюмов, камбузов, прод- и оружейных складов, которые грабастают из запасов все для своего благополучия, нисколько не задумываясь о тех, ради которых они осуществляют это путешествие. Цель плавания – мифический остров Великое будущее. Координаты его до сих пор штурман (хотелось бы знать, какой это гад, но догадываюсь, откуда он родом) не определил, а капитан и не собирается его искать, он просто ведет шхуну, полагая, что этого с него достаточно. Ему хватает того, что в трюмах золото для его семьи, он всегда сыт, обут, одет, здоров, ибо судовой врач заботится о нем больше, чем о команде и пассажирах. Иногда его детишки срывают золотые пломбочки с челюстей людей, переправляют и продают в виде браслетов и украшений на других торговых шхунах и фрегатах, например, на корвете "Россия".

Иногда, чтобы снять напряжение в команде, он громогласно переводит малых командиров с должности на другой не менее ответственный пост, например, пересаживает их с трюма на мачту, чтобы там они продолжали руководить и приносить ему лично пользу. Так уж заведено на корабле согласно Пиратскому уставу, которому почему-то подчиняются и пассажиры. По этому праву они ходят и всегда голосуют за лидера, а кто не согласен – того за борт к акулам (ментам, эс-эн-бэ-шникам).

На корабле создан Совет доверенных (парламент), где большая часть – из боцманов, мичманов, старших матросов и чуть меньше – из пассажиров, боящихся даже пикнуть. Он позволяет команде разделиться на группе (партии), но чтобы те не просили власти от капитана, а лишь боролись между собой за паек, гамак, место у воды, камбуза и под зонтик от солнца.
Капитан понимает, что судовой (т.е. судья) должен судить так, как говорит ему в ухо он сам, иначе зачем ему такой человек на независимом корабле? Вот судовой и сажает в карцер недовольных из матросов и пассажиров. Есть также четвертая власть на шхуне, состоящая из приближенных к капитану шаманов, которые внушают всякие иллюзии всему обществу, что их капитан – самый правильный рулевой, он знает, где их счастье, а кто в это не верит, то должен идти на галеры – грести веслом.

Но все равно капитану не удается подавить недовольство. Люди высказывают свое "фи" (свободные журналисты), свои альтернативные взгляды (ученые), защищают свои права (правозащитники). Один раз он подавил бунт в одной из палуб (Андижан называется), но это заметили на других кораблях, и теперь шхуне "Узбекистан" запрещено заплывать в Европу, Америку, и лишь в таких же деспотичных кораблях (Китай, Россия) приветствуют кровавого собрата.

Но пассажиры и часть команды продолжала бурлить, из них вышли свободомыслящие люди (Солнечная коалиция), которые предложили новый курс, нового капитана, свое видение на корабль. Это здорово испугало капитана и боцманов с мичманами, они набросили на этих людей стражников, а судового заставили судить по Пиратскому уставу. И теперь свободолюбивые сидят в каталажке, но дух их не сломлен. И даже за решеткой они представляют опасность для власти деспота в тельняшке. Потому что эти личности не покорились злой воле прохвоста с дипломом капитана.

Но далеко ли уплывет такой корабль? Даже при поддержке бригады корсаров (ШОС, ЕвроАзЭС) шхуне "Узбекистан" дальше Индийского океана не уплыть. Капитан уже сейчас болен, его семья знает, что корабль дал течь и вот-вот утонет, а их на другое судно не берут. Вот и дрожат они над своими богатствами, понимая, что дальше своего борта их никому не показать. И если идти на дно, так хотят потянуть всех за собой.

Но вряд ли их мыслям суждено сбыться. Пассажиры и часть команды построят новый корабль, где будет царить справедливость и гуманизм. Назовут его также "Узбекистан", и на его флагштоке будет иное знамя – "солнечное". Он поплывет с другими кораблями к счастью. А старый останется на рифе с прожравшимися боцманами, зажиревшей семейкой, хиреющим капитаном, и никто о них и не вспомнит(только в учебниках вскользь упомянут в три строки). Даже братья-корсары плюнут: зачем им слабый пират? Во всяком случае, капитану, определившему эпоху, до острова благополучия не доплыть.

Жаль, что плавание начиналось с Исламом Каримовым. Ведь у узбекского народа могла быть иная морская история. Впрочем, она когда-нибудь начнется с новой записи на вахтенном дневнике.