Кайрат

Анатолий Киселёв
Вспомнился он мне почему – то сейчас.
Не знаю.
Почему?
Рассказывать буду просто.
Работал я в то трудное, (перехода от социализма к капитализму) время на нескольких работах.
Основная – Зам. Главного технолога завода (4 часа).
Преподавал (по совместительству) в институте на факультете «Технология и предпринимательство», а по вечерам в УКП Миасского автомобильного техникума.
За 10 лет преподавания в институте бывало всякое.
Однажды принимаю экзамен у очников.
Все получили вопросы.
Готовятся.
В это время стук в дверь, заходит студент.
Внешность. Казах. Голова с лохматыми, чёрными, нечесаными волосами,
оттопыренными большими ушами, и плоским, некрасивым лицом.
Ну, обезьян. (Извини, Кайрат, в первое мгновение именно такое сравнение промелькнуло).
С порога, став «во фрунт».
- Я Кайрат - Фамиль -…
- Пришёл сдавать экзамен по станкам и резанию.

- Проходите. Нехорошо опаздывать. Тем более на экзамен.
- Выбирайте билет.

Тот взял, назвал номер.
Я посмотрел. Записал.
И тут на меня пахнуло таким «вчерашним».
Видно «заеденным», но всё равно откровенно пробивающимся.
Видно, вчера было обильное.
Студент прошёл к свободному столу.
Стал готовиться к ответу.
Я не выдержал - спросил:
- Сколько???
- Мне троечку. Достаточно.
ответил Кайрат.
Студенты засмеялись.
- Да не про то я . Сколько вчера выпили?

- У…у…ууу.

- Что ж вы? Знаете, что завтра экзамен. Надо лучше готовиться, а вы «водку пьянствуете»?

- Извините, конечно, но брат «Жигу» подарил.
- Никак нельзя было не отметить.
- А пришёл потому, что если сегодня не сдам экзамен, то потом придётся Вас разыскивать.
- Договариваться о сдаче.

Я «прикинул» - всё логично, но брат – то - каков? «Жигу» задарить.
Или врёт? Не похоже. Значит хороший брат.

- Ладно, готовьтесь.

Студенты постепенно отвечали, выходили с отметками о сдаче.
Подошла очередь Кайрата.
После него никого не было.

- Я слушаю.

- Извините, а Вы махан когда - нибудь пробовали?
- Может пойдём ко мне в гости?

- Отвечайте!
Отвечал он хорошо.
Чувствовалось, что предмет знал.
Я задал несколько относительно «заковыристых» вопросов.
Студент ответил.
Не стал я придираться.
Чем - то был этот парень мне симпатичен.
Поставил ему «Хор.»

Кайрат опять заговорил:
- Нет, правда. Экзамен сдан.
- Нельзя ведь сказать, что это подкуп.
- Пойдёмте ко мне. Завтра воскресенье.
- Я Вам расскажу, как махан готовят.
- И покажу.
- И попробуем.
И такая подкупающая искренность была в его словах
(да и махан - интересно).
Согласился.
Жил он в общежитии машиностроительного завода.
Всё состоялось так, как и обещалось.
Рассказы о том, как готовится махан. С подробностями.
Какие молитвы, слова произносятся на казахском.
Всё это во время готовки.
Передача «Смак» вживую. Потом опробывание.
У меня возник вопрос:
- А как же Аллах?
- Он же запрещает спиртное?
- Он сейчас не видит.
- А потом замолим.
Во время перерывов и перекуров Кайрат брал гитару и пел.
Голос его чем - то напоминал голос Киркорова.
Да и репертуар почти весь состоял из песен Филиппа.
Да! Этот парень был некрасив, но брал он своим внутренним обаянием.
И не виной в том, что стал он мне приятен, было спиртное, которое мы принимали, закусывая вкуснейшим маханом, приготовленным истинным знатоком.
К нашей компании присоединились младший брат Кайрата с двумя девушками.

Домой я пришёл таким, что жена даже и не подумала,
что нашей компанией из пяти человек было принято на грудь 2 литра водки.
- Да уж.
Хороша закусь была!

Прошло около трёх – четырёх  лет.
Шла сессия у заочников.
Перерыв.
Я вышел на площадку между двумя корпусами института.
Тогда ещё курил.
Стоял. Дымил.

Навстречу шёл знакомый парень.
- Здравствуйте, Анатолий Иванович
– улыбаясь и, протягивая руку для приветствия, подошёл.

- Здравствуй, Кайрат.
Пожал протянутую руку.
- Рад встрече.

- О, помните, как меня зовут?
- У Вас ведь столько студентов проходит?

- Много, конечно, но - как забыть махан, и его повара?
- Как дела? Где сейчас работаете?

- В В….е  я. (Назвал город в области) - Директор школы.

- Молодец! Поздравляю! 

Вот так - дорогие мои.

Удачи тебе, Кайрат.
PS (Уже позднее, желая точно узнать, что за блюдо мы ели,
уточнил, что это было национальное блюдо народов
Средней Азии Бешбармак, а Кайрат называл его махан потому,
что так научили его русские.
Кто-то из «знатоков», которые всё знают, убедили, что это махан.)
 
Фото из Интернета по ссылке: http://ru4.anyfad.com/items/
t1@8e3f3282-6902-46bd-9245-046d29ad84cb/
Beshbarmak--nacionalnoe-blyudo.jpg