Шведский порядок в Новгороде XVII века

Александр Одиноков
      Нп-3  0001.
      АВТОР: Александр Николаевич Одиноков - член Новгородского общества любителей   
             древности

                ШВЕДСКИЙ ПОРЯДОК в НОВГОРОДЕ XVII века.
                (По документам Стокгольмского государственного архива)

                Справка:
   События XVII века в истории России довольно хорошо освещены в работах русских историков. Отдельные эпизоды заслуживают более детальной публикации, причем желательно в подлинных документах. Что и предусматривается данным проектом с единственной, пожалуй, особенностью, что уклон будет сделан на историю Великого Новгорода в период XVII века.
Неоценимый труд здесь осуществил Сергей Васильевич Соловьев – профессор русского языка и литературы Хельсинкского университета (1830 - 1843). Процитируем историка К. Якубова: «Стокгольмский Государственный архив довольно богат русскими рукописями. Первые сведения о них доставил, как известно, профессор гельсингфорсского университета Соловьев, путешествовавший в 1837 – 1840 гг. по Швеции с археографической целью и состоявший корреспондентом Археографической комиссии. Некоторую, небольшую сравнительно, часть их комиссия напечатала по доставленным Соловьевым спискам в 1846 г. в первом и во втором томах Дополнений к Актам Историческим». (Русские рукописи Стокгольмского государственного архива. М., 1890. С. 3).
   Документы, представленные в этом проекте, публикуются по источникам Археографической комиссии с правкой твердых знаков и окончаний слов, с сохранением всех особенностей русского языка XVII века. Примечания выделяются скобками и даются в конце документа.

                Место действия: Великий Новгород. 1616 год. Город с 1611 года 
                оккупирован шведскими войсками под командованием Якоба Понтуссона 
                Делагарди.

                Главные действующие лица:

                Иванко (Ивашко) Иванов – целовалник (целовальник)(1).
                Томила Пристальцов – пятиконецкий староста (2).

                Федор Бестужов (Бестужев) – боярский сын.
                Игнатей Скобелцын (Скобельцын) – боярский сын.

                Треня Ванин –  посацкий (посадский) человек (3).

                Семен Лутохин и Пятый Григорьев – дияки (дьяки) (4).
                Ирик ( Ирек) (Эрик) Ондреев (Андреев) (Андерс) – толмач, переводчик
                (5).
                Ивашко Панфилов – пристав (6).
                Василь (Василий) Трусов – судья
                Григорей (Григорий) Собакин – подьячий (7).
                Третьяк Посадников – подьячей (подьячий)

                47. — 1616 в апреле и мае. Дело о ПРОПУСКЕ
                сыном боярским Федором Бестужевым
                посадских людей из Новгорода, мимо поставленной
                в Славянских воротах заставы.

     Лета 7124 году, апреля в 27 день, пришол в земскую избу от Славянских ворот (8) целовалник Иванко Иванов, извещал пятиконецким старостам Томилу Присталцову с товарыщи: пропустили деи дети боярские, сего утра, Федор Бестужов да Игнатей Скобелцын, в дву чолнах, человек с десять, и я узнал в тех чолнах посацких людей Матвея алмазника с Михайловы (9) да Куземку квасника с Ильины (10), а в другом чолну Треня Ванин да Барузда, а иных не знаю; и я детем боярским сказывал, что едут в чолнах посацкие люди, и они сказали мне: то де не твоя наша (11); и я о том пришол известить пятиконецким старостам, чтобы мне в том не погинуть.

     А Федор Бестужов сказал перед дьяки перед Семеном Лутохиным да перед Пятым Григорьевым, да перед судьею перед Васильем Трусовым, да и перед Григорьем Собакиным, и перед пятиконецкими старосты: я де никого посацких людей не знаю, а целовалник Ивашко про тех людей нам не сказал; в том шлюся из виноватого на Нимец (12) и на Татар (13), которые стоят у ворот.

     Да тот же целовалник сказал: приходил деи к Славенским воротам, третьего дни, Никицкой(14) поп Никита, и учал у меня спрашивать : «мочно ль де мне проехать за город? а с Федором де у меня слово было; возми де ты собе на колачи», и показал мне в пясти денег много; и я сказал ему: «на колачи мне у тобя имать не надобно, а пропустить тобя не мочно»; и он Федор рияся тому, учал меня бранить, что я того попа пропустить не потакнул, и учал говорить мне: «ты де попа пропустить не хочешь, а он мне отец духовной, а ему де в том убытка стало рубля с три»; и рияся тому, да меня на каноне того дни бил и ушиб по руки.

     А Федор Бестужов противу того сказал; посылал де я того целовалника в судно у проезжих людей осматривать, и он не послушал, и я де за то его ударил.

     Того же дни поставили от ворот, с заставе, Тотар Данилу Булатова да Аникия Иванова, и тех Тотар Ирик Ондреев спрашивал: слышели ль они от целовалника таковы речи, что сказывал он Федору: «седят посацкие люди в чолнах, а Федор Бестужов тех людей пропущает». И Тотарове Данила да Аникий сказали: говорил деи целовалник таковы речи, что едут деи тут два человека посацкие люди, то мы все слышали, а Федор тутож был. А Федор стоя того запирался; и Ирек Ондреев велел перед собою поставить Никитецкого попа Никиту.

     И того же часу пристав Ивашко Панфилов Никицкого попа Никиту перед Ириком поставил; и Ирик Ондреев спросил того попа Никиты: в Славно ты на караул прихаживал ли, и целовалника ты спрашивал ли о пропуске, и на колачи ты ему что давал ли, и за город у него прошался ли, и такие речи целовалнику ты говорил ли, что Федор Бестужов знаком тобе и у тобя договор с ним был? И Никицкой поп Микита в роспросе сказал: приходил де я в Славно к целовалнику тому день третей или четвертой, и спрашивал у него: «коим обычаем пропущают за город? надобно де мне побывать загород, посмотреть пашнишка»; и он сказал мне: «кому де надобно куды ехать, и он приносятъ подписные челобитные, и мы де тех и пропущаем»; и я поклоняся ему, и пошол от него прочь, а на колачи ему денег не давал. И Ирик Ондреев спросил у попа у Никиты: сын ли тобе духовной Федор Бестужов? И поп Никита сказал: нет, то де Федор Бестужев не сын мне духовной. И Ирик спросил: да почему тобе тот Федор знатен? И поп Никита сказал: знатен де мне тот Федор потому, что Федорова племянница за Микитой Калитиным (15), а та Микитина жена мне дочь духовная. И Ирик Ондреев спросил попа Микиты: где было тобе пашня пахать, и о котором месте, и у кого имать было? И поп Никита сказал: пашня де было имать мне на Перыне (16) у старца у Максима, а пахать было деревня Болково, и хотел туди запровадить лошади и семена; и которые христолюбцы хотели пожаловать дать семен, и оне мне поотказали, потому что всякому стало до собя. И Ирик Ондреев спросил у попа: есть ли тот старец в Новегороде, у кого тобе пашня имать ? И поп сказал; был в городе, а ныне про него неведают. И Ирик Ондреев послал к архимариту старосту Первого Дедышова, да с ним пристава Василья Ушакова, и велел спросить у архнмарита: есть ли таков старец здесь, и платит ли салдацкие денги, и запись поручная есть ли? И староста Первой Дедышов да Василей Ушаков, пришод от архимарита, сказали: таков де старец Максем есть, и салдацкие денги посямест платил, а была де у него рож сеяна, и он рож продал в земли Кирилу мылнику, взял десеть рублев, и те денги у меня, и я де из тех денег, что доведется дать в салдацкие денги, за него плачю, а запись поручная по нем чаю де есть. И немного поноровя приносил слуга монастырьской от архимарита (17) по старцы запись; и Ирик Ондреев велел ту запись отнести к архимариту.

     И того же дни пришол в земскую избу Гриша железник, и сказал перед Ириком Ондреевым: побежал деи из Новагорода Иван рукавичник, да с ним два человека, имян темъ людем не ведаю, а по Иване по рукавичнике я деи поруку держал; и тех людей Федор Бестужов пропустил на карауле, в Софейскую обедню (18), а взял на них скуп; а поехали они в дву чолнах, а повез их Треня Ванин. А Федор Бестужов, стоя с Гришой с очи на очи, сказал: я де в Софейскую обедню был здесь в земские избы, а не на карауле. И Ирик Ондреев спросил у дияков у Семена Лутохина, да у Пятого Григорьева, да и у Григорья у Собакина: о какову вы пору из города вышли? И дияки Семен Лутохин, да Пятой Григорьев, и Григорей Собакин сказали: пошли де мы из города, а у Софеи впервые отблаговестили (19), а как вышли за Пречистеньские ворота (20), и у Софеи и вдругие отзвонили; а Григорей Собакин, пришод к земские избы, послал пристава Осипа Змеева по Федора Бестужова к Славенским воротем, а у Софеи о то время отпели.

     И того же дни велел Ирик Ондреев перед собою, и перед дьяки, и перед судьею, поставить Федора Бестужова, и Никицкого попа Никиту, и целовалника Ивашка, с очей на очи, и велел вычесть роспросные речи вслух, каковы оне речи свои в роспросе сказывали. И поп Никита сказал: приходил де я к Славенским воротем и у целовалника спрашивал, как бы проехать за город, а денег целовалнику на колачи не давывал. А Федор Бестужов сказал: толки де я того попа и знаю, что видал его у Микиты Калитина , а к Славенским воротам тот поп не прихаживал и о пропуске мне не говаривал.

     И того же дни Ирик Ондреев послал по старца по Максима в деревню в Болково пристава Василья Ушакова, а с ним велел ехать старосты Алексею Шолковнику, взяв его привезти в Новгород.

     И туто же Ирик Ондреев вспросил у попа у Никиты: у кого было тобе имать на симена хлеб? И поп Микита сказал: говорил де я по зиме о сименах Микиты Вышеславцову да Герасиму Муравьеву; и они рклися дать. И Ирик Ондреев вспросил попа Микиты: да ты им в те в три дни о сименах говорил ли, и с ними видился ли? И поп Микита сказал: Гарасима де я де видал, а Микиту Вышеславцова и видел, да ему о том не говорил, потому что он сам о хлебе тужит.

     Того же дни Григорей Собакин роспросил Игнатья Скобелцына: сколки вас стоит у Славенских ворот детей боярских? И Игнатей сказал: стоит де нас у Славенских ворот трое, Федор Бестужов, да Семой Якимов, да я Игнатей. И Григорий Собакин спросил у Игнатья: Федор Бестужов два чолна сегодни людей пропустил ли, и целовалник Ивашка Федору говорил ли, что в чолну едут два человеки посацких людей тяглых, а Федор тех людей пропущает, а ты то слышел ли? И Игнатей в роспросе сказал: пропустил деи Федор Бестужов сего дни два чолна людей, а я о то время был под башней, и целовалник с ним на берегу был, и пришод ко мне Федор сказал: «пропустил де я, по Ирикову изустному приказу, Старорушан два чолна, а есть де у меня челобитная, да не подписана»; а я де тут у пропуску не был, и от целовалника никаких речей неслыхал; а владеет деи у нас всем Федор Бестужов, а мы от него под началом.

     Того же дни став перед дияки перед Семеном Лутохиным да перед Пятым Григорьевым, да перед судьею перед Васильем Трусовым, да и перед Григорьем Собакиным поселочной подьячей Третьяк Посадников, в роспросе сказал: приставили де меня к Славенским воротем вчарась, апреля в 26 день, и я де тут начовал всего одну ночь, а сего дни апреля в 27 день пришол к нам в Славно Федор Бестужов, в другом часу дни на исходе один а за ним приехали люди в дву чолнах, по два человеки в чолну лежат, а по человеку гребут, опрочи жонок да робят, и целовалник учал Федору Бестужову говорить: «есть де тут посацкие люди»; и Федор учал целовалника бранить: «ты де мне, детина, указываешь, а мне де Ирик Ондреев приказал имянно, речью, кого пропустить, кого не пустить, не ваша де то моя»; да поговоря с Нимцы по-немецки, да и пропустил оба чолна с людми, а целовалник тотчас побежал извещать пятиконецким старостам в земскую избу, да и я де то узнал одного человека, Матюшку кабацкого целовалника, а иных не знаю; а я де тут всего начовал одну ночь.

     Того же дни пристав Василей Ушаков, да с ним староста Алексей Шолковник, привезли с Перынь старца Максема, что сказывал про него Никицкой поп Никита о пахотной земле. И диаки Семен Лутохин да Пятой Григорьев, да судья Василей Трусов, да Григорей Собакин спросили у старца Максема: земля у тобя пахотная есть ли, и ту ты монастырьскую землю пахать кому отдавывал ли, и кому сколки земли отдал? И старец Максем в роспросе сказал: есть де у меня монастырьская пахотная земля, и мне говорил и просил у меня Кирила мылник земли под ярь, а договаривался со мной из шестого снопа, да не сговорил, и он учал договариватца со мной денгами, и я прошал трех рублев, а он давал мне полтретья рубли, да не договорилися; а после того спустя приехал в город земли отдавать, кому что понадобится, и у меня никто не спрашивал, и ни с кем опрочи Кирилы о земли не говорил и не отдавывал. И дияки Семен да Пятой вспросили у старца: Никицкой поп Никита земли у тобя пахать прашивал ли, и как просил, из снопа ли или из денег? И старец по вспросе сказал: помотошил де, прошал у меня Никицкой поп Никита земли пахать, и я сказал ему: «поедь де ты в деревню в Болково сам, да посмотри, да скалки тобе понадобится, и ты столки собе возми»; а отдавал ему землю пахать из шестого снопа, а не из денежного найму, и он земли смотреть не бывал.

     Апреля в 29 день, толмач и переводчик Ирик Ондреев позвал к себе в таможенную избу дияков Семена Лутохина да Пятого Григорьева, да судью Василья Трусова, и велел перед собою поставить Федора Бестужова; и поставя велел вычесть роспросные речи. И как роспросные речи прочкли с началу и до конца, и тут стоя Федор Бестужов сказалъ: пропустил де тех посацких людей розсылочной подьячей Третьяк Посадников, а взял у них скуп полтора рубли, в том меня слух дошол прямо; а Тренка Ванин у него у Третьяка и жил, а тот Третьяк потом по Трени в записи порукою, да и жил у него; а я де тому делу не повинен. И Ирик Ондреев, да и дияки Семен Лутохин да Пятой Григорьев и судья Василей Трусов спросили у Третьяка у Посадникова: ты ль пропущал тех посацких людей, и скупу ты у них полтора рубли взял ли, и Треня Ванин у тобя жил ли, и порукой ты по нем в записи есть ли и в каком деле ручал? И подьячей Третьяк Посадников в роспросе сказал: мне, де пропущать было посацких людей наколи, всего у ворот начовал одну ночь, в денег полутора рублев у посацких людей не имывал, а пропущал тех посацких людей за город Федор Бестужов, а не я; а Треня Ванин у меня не живал, а есть де я по Трени порукою в записи в судном деле Богдашка Стрелникова, а в иных не в каких крепостех порукою меня по Трепи по Ванине нет. И Ирик Ондреев, да и дьяки Семен Лутохин да Пятой Григорьев, и судья Василей Трусов вспросили у Федора Бестужева: кто тобе про то сказывал, что Третьяк Посадников посацких людей пропущал и скуп взял полтора рубли? И Федор сказал: слышел дея от стороны про то, что подлинно Третьяк скуп взял. И Ирик Ондреев, да и дьяки Семен Лутохин да Пятой Григорьев, и судья Василей Трусов вспросили Федора Бестужева: для чего ты тех речей сначалу в роспросе не сказывал? И Федор сказал: в том де я виноват, что не сказал, а слышал де я от самого Третьяка Посадникова, сказывал мне про то сам Третьяк пришод на-карауле: «вота де наряжаюца посацкие люди из Новагорода выехать за острог, и я де у них взял полтора рубли». А Третьяк Посадников сказал: я де полутора рублев не имывал, и посацких людей не пропущивал, и ему таких речей не сказывал. И Ирик Ондреев, да и дьяки Семен Лутохин да Пятой Григорьев, и судья Василей Трусов вспросили Федора Бестужева: прямо ли Треня Ванин живет у Третьяка Посадникова, и того ты Треню Ванина узнал ли, как он-ехал в чолну, и для чего ты в роспросе про него не сказывал? И Федор сказал: живет деи Треня Ванин у попа, подле Третьяка Посадникова близко, угол с углом, а Треню Ванина узнал де я в судне да пропустил; в том перед государем перед королем виноват, да и перед боярином Яковом Пунтосовичем, что утаил про него в роспросных речех не сказал.

     И королевской толмач и переводчик Ирик Ондреев, выслушавъ роспросных речей, сказал Федору Бестужову: приговорил деи королевского величества и Ноугородцкого государства боярин и болшой ратной воевода Яков Пунтосович Делегард граф, за твою вину, что ты пропущал посацких тяглых (21) людей за город, казнить тобя смертной казнью, потому что извещал на тобя в пропуска целовалник Ивашко Иванов и сказал тобе про посацких людей, что едут в чолнах посацкие люди за город, и ты целовалника не послушал и посацких людей тяглых за город пропустил; и целовалник на тобя в том извещал пятиконецким старостам, и ты перед нами в том запирался, что целовалник тобе про тех людей на пропуске не говаривал, и в том слался ты из виноватого на Тотар и на Нимец, которые стоят на заставе у ворот, и мы тех Тотар спрашивали, и Тотарове сказали: «слышали де мы, как целовалник Федору говорил, что едут в чолну за город посацкие тяглые люди, и ты де Федор того не послушал и пропустил их за город»; да и потому ты виноват: сказывал на тобя розсылочной подьячей Третьяк Посадников: пришол де ты в Славно, апреля в 27 день, в другом, часу дни на исхода, один, а за тобой де приехали люди в дву чолнах, по два человека в чолну лежит, а по человеку гребут, и ту де тобе целовалник учал говорить: «есть де тут и посацкие люди,» и ты целовалника бранил, и наперед де ты того дни за два дни целовалника бил, и ты де поговоря с Нимцы по-Немецки да и пропустил посацких людей; а приставлен ты у ворот на застав не для того, что посацких беглых людей пропущать за город, и ты посацких людей за город пропустил; а целовалник тобе про них сказывал, и ты его не послушал, а Татарове и Третъяк Посадников от целовалника те речи слышели, как он тобе говорил; и за ту твою вину приговорил боярин и болшой ратной воевода Яков Пунтосович Делегард граф казнить тобя смертной казнью.

     И маия в 1 день, боярин и воевода Яков Пунтосович Делегард граф положил на милость, по митрополичью упрошенью и по дворянскому челобитью, не велел Федора Бестужова казнить смертной казнью, а велел его поучить торговой казнью, бить кнутом нещадно, чтоб иные смотря на то вперед так не воровали.

     И по боярскому приказу Федор Бестужов кнутом бит; а бив его кнутом, посадили в тюрму до указу. А роспросные речи писал земской дьячок Омелка Яковлев.

     Подлинное дело писано столбцом, на четырнадцати вместе склеенных листках. На обороте по склейкам: Диак Семен Лутохин. — Из собрания списков, снятых с подлинников в Швеции Корреспондентом Археографической Комиссии Соловьевым.
___________________________

         1. Иванко (Ивашко) Иванов – целовалник (целовальник) – должность в России с конца 15 по 18 века. Вступая в должность, целовальник давал присягу (целовал крест, отсюда название). Наряду с головами и старостами целовальник, будучи их помощником, отвечал перед центральной и местной властью (наместником) за исправное поступление денежных доходов и участвовал в судебном и полицейском надзоре за населением. Сов. Энц. Словарь.М., 1980. С. 1480.
         2. Томила Пристальцов – пятиконецкий староста – древний Новгород делился административно на пять концов (районов). Староста (управляющий) и носил название пятиконецкий.
         3. Треня Ванин – посацкий (посадский) человек – от слова «посад» (предместье, предградье) произошло название торгово-ремесленческого населения городов – посадские люди. Славянская энциклопедия XVII века. М., 2004. Т. 2. С. 197.
         4. Семен Лутохин и Пятый Григорьев – дияки (дьяки) – от греческого diakonos- служитель, с XVI века высокие чины государственных учреждений, руководители приказов (центральных органов исполнительной власти), в данном случае шведской администрации. Фамилии Лутохин и Григорьев очень часто указаны на документах шведского оккупационного архива. Сведения о них см. А.А. Селин «Новгородское общество в эпоху Смуты» изд. «Блиц». СПб., 2008 г. С.706, 719.
         5. Ирик ( Ирек) (Эрик) Ондреев (Андреев) (Андерс) – толмач, переводчик – служивший в шведской администрации Новгорода. А.А. Селин «Новгородское общество в эпоху Смуты» изд. «Блиц». СПб., 2008 г. С. 697.
         6. Ивашко Панфилов – пристав – должностное лицо, посылаемое для вызова кого – либо на суд.
         7. Григорей (Григорий) Собакин – подьячий – канцелярский служащий в приказах шведской администрации.
         8. Славянские (Славенские) ворота – находились на юге Торговой стороны в Словенском конце Новгорода. Весь город (5 концов) был окружен валом и рвом, с каменными башнями (кострами), на валу был деревянный частокол (острог). Во многих местах вокруг вала шли натуральные речки и озера. Энцик. Словарь. Брокгауза и Ефрона. Т.XXI. СПб., 1897. С. 249.
         9. Одна из улиц Словенского конца Торговой стороны Новгорода, называемая Михайлова. Соединяла Пробойную и Витковую улицы.
        10. Еще одна улица Словенского конца - Ильина, шла от Загородской улице к Большой Московской дороге.
        11.Слово «наша» А.А. Селин предлагает читать как «ноша?» (согласимся). А.А. Селин «Новгородское общество в эпоху Смуты» изд. «Блиц». СПб., 2008 г. С.625.
        12. Нимец – надо читать немец. Армия шведов – это наемники большей частью из центральной Европы, немецких земель. К тому же в России было принято иностранцев величать немцами в не зависимости от их национальности.
        13. Татар – имеет также более широкое значение. Так называли многие тюркоязычные и некоторые иные народности, жившие на окраинах Российского государства (Поволжья, Сибири, Кавказа, Средней Азии).
        14. Можно предположить, что речь идет о церкви св. Никиты Мученика. Находится в северной части Торговой стороны (Плотницкий конец). Существующий памятник сооружен, как сообщают источники, в 1555 – 1557 гг. архиепископом Пименом «по прошению (или на средства) жителей Никитиной, Маницыной и Загородской улиц.  Каталог «Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области// Изд. Лики России. СПб., 2008. С. 278.
        15. Никита Калитин – боярский сын, позднее шведский «байор». А.А. Селин «Новгородское общество в эпоху Смуты» изд. «Блиц». СПб., 2008 г. С. 713.
16.Перынь – древнее урочище близ Новгорода, место расположения славянского языческого святилища. Урочище занимает всхолмление при истоке Волхова из озера Ильмень, превращающееся в остров во время весенних паводков. Великий Новгород.//Энцик. Словарь. СПб. 2009. С. 379. «В старину поклонялись там идолу Перуну… Этот идол изображается в виде человека, держащего в руке камень, из которого всегда во время грозы вылетал огонь. В честь идола жители разводили на дубовых дровах огонь и зажигали перед ним освещение, горевшее днем и ночью…» Петр Петрей. Великий Новгород в иностранных сочинениях XV – нач. XX века.сост. Г.М. Коваленко. Великий Новгород, 2002. С. 74.
        17. «Архимандрит» - от греческого загородь, хлев для скота, овчарня – по отношению к монашескому обществу. Начальник монастыря. Энц. Сл.Брокгауза и Ефрона. //СПб., 1891. Т. II. C. 264.
        18. «Софейская обедня» – «обедня», русское народное название литургии, происшедшее от слова «обед» на том основании, что литургия совершается перед обедом или до обеда. «Христианство» Энцик. словарь. Т. 2. М. 1995. С. 234. В нашем случае время обеденной литургии в Софийском соборе по колокольному звону софийской звонницы.
        19. Указание на звон Благовестного колокола. На Софийской звоннице размещалось 18 колоколов, в том числе и те, которые упоминаются в тексте. Статьи, проясняющие вопрос хищения шведами Новгородских колоколов, будут опубликованы в ближайшее время.
20. Пречистенские врата или Пречистенская башня – располагались в восточной части кремля на месте существующей проезжей арки. Не сохранились. Великий Новгород//Энцик. Словарь. СПб., 2009. С. 399.
         21. Люди, подлежащие обложению тягловыми повинностями. В основном посадские люди. Иногда тягловые повинности заменялись денежными выплатами. Славянская энциклопедия// М., 2004. Т. 2. С. 482 – 483.

                Источник: Дополнения к Актам историческим собранные и изданные   
                Археографической комиссией. Том второй. СПб. 1846. С. 
                77 – 82.
                Хранение источника: Научная библиотека Новгородского 
                государственного объединенного музея-
                заповедника.
                Шифр: 9(с)13/ А-43

                Отв. А. Одиноков