Елена Янге. Предсказание по таблетке

Ирина Лазарева 2
Роман Елены Янге «Предсказание по таблетке» оставляет после прочтения  ощущение особой литературной утонченности. 
Роман камерный, в нем мало героев и нет каких-то бурных событий или лихо закрученных поворотов сюжета. Повествование  созерцательное,  лиричное, прозрачное как струйки ключа на тихом лугу. 
  Эту работу Елены Янге я бы определила  как  образец изящной словесности.  Изящество  прослеживается и в языке, каким написан роман, и в образе главной героини, и в описаниях сцен, обстановки, пейзажей,  оно присутствует даже в мыслях, что с определенной стороны характеризует самого автора.
Главная героиня, ничем на первый взгляд не примечательная, с каждой строчкой становится все ближе читателю, незаметно для себя мы начинаем проживать вместе с ней небольшой, но важный отрезок ее жизни.
Я думаю, ее мысли созвучны мечтаниям, надеждам, размышлениям каждой женщины. Именно эта узнаваемость, возможность сопереживания постепенно затягивает  в нить повествования и создает эффект присутствия. 
 Роман многогранен, он для всех и для каждой в отдельности: у меня, к слову, как у педагога, преподававшего в школе, вызвали живой отклик в душе описания всего происходящего в лицее. Именно так оно и бывает :  «тридцать пар глаз смотрели на меня и ждали», «…смотрю на обращённые ко мне лица. – Они знают, что время от времени я уношусь в свои фантазии и начинаю разговаривать сама с собой», «Ребята смеются и переводят внимание друг на друга. Они начинают вести разговорчики-междусобойчики и на время обо мне забывают». « Я делаю паузу, и иду между рядами. Опытные учителя, как и хорошие актёры, умеют делать длинные паузы. После таких пауз, как правило, внимание детей опять собирается в нужный фокус».
Героиня, увлеченная  помимо поисков любви и женского счастья  своей, прямо скажем, не самой легкой и благодарной профессией,  вызывает не только симпатию, но и уважение, мы наблюдаем достаточно сильный характер, несмотря на некоторую отстраненность в те минуты, когда Маргарита предоставлена самой себе. Тогда мы видим женщину немного не от мира сего, но далеко не наивную простушку из тех, какими увлекаются некоторые писательницы. Наверное, поэтому предвидишь заранее, что прекрасного принца не будет. Действительно,  финал романа получился cерьезный, значимый, с хорошим концом на свой лад.
Основная тема романа: поиск героиней родной души, желание уйти от одиночества, найти по-настоящему близкого человека.   Предновогодняя неделя подарила ей чудо: из прошлого пришла Варька, затем дедушка. Волшебная поездка в Париж, романтическая встреча. Кажется, вот-вот Рита обретет счастье с любимым мужчиной.
Признаться, я напряглась, когда появился богатый дедушка из Франции: неужели опять шаблонный сюжет, внезапно свалившееся на голову наследство, розовое счастье и хеппи энд?
Опасения не подтвердились, произошло то, что я особенно ценю в литературе – умение создать из стандартной истории  психологически, нравственно и драматически насыщенное произведение.
В немалой степени этому способствуют отлично выписанные образы; пожалуй, наименее выразительный из всех красавчик Морис, но господин Анно, хитрый нотариус и веселый гурман  – несомненная удача, как и сама героиня, как дедушка Дмитрий Павлович  и несостоявшийся супруг  Олег Александрович.
В заключение хочется отметить: удивительное впечатление оставляет прочтение -  грациозность,  виртуозная легкость изложения вскрывает глубокий смысл, заложенный в романе – его поймет и оценит каждая женщина, и хорошо бы, чтобы оценили мужчины.