Трафаретная идеология узбекских журналистов

Алишер Таксанов
Мне кажется, если большевизм и имеет место на планете, то он законсервировался в Узбекистане. Ничего не изменилось здесь со времен распада СССР, как бы не преподносили успехи независимости. Та же самая тупая пропаганда с агитацией, те же приемы борьбы с оппозицией, такие же способы подавления прав и свобод человека, как и с 1917 года. Сплошная коррупция, вседозволенность карательно-репрессивных органов, подцензурная печать, доносительство, ложь, экспроприация, расстрелы, пытки, вымогательство, феодальная система прописки...

К чему это я? Просто прочитал очередную информашку «УзА» - центра правительственной пропаганды и агитации «имени Памяти Сталина» или, скорее всего, «Идеологии национальной независимости». Про то, как в Кашкадарье собрались журналисты, чтобы погрозить пальчиком тем, кто распространяет «массовую культуру», проявляя корысть и совершая «идеологическую диверсию». Да-да, именно так пишется в статье «Состоялся форум «Перспективы печати».
Говоря о перспективах в Узбекистане, то мне кажется, перспективы имеют печати, которые в руках обычного чиновника, и которыми он ставит штампы на разные бланки – штупс! – и круглый/квадратный/треугольный оттиск дает надежду на что-то (но не гарантирует все – не все печати обладают волшебными свойствами). Что касается печати – масс-медиа, то никаких перспектив ближайшее время у нее нет, раз продолжает мыслить прошлыми трафаретами. Посудите сами, что может сказать такая фраза: «На сегодняшний день под маской «массовой культуры» продолжаются информационные нападки, целью которых являются корысть и идеологическая диверсия, что требует от работников средств массовой информации особой бдительности, повышения своих политических, правовых знаний и профессиональных навыков».

От этой фразы несет нафталином большевизма, старых времен, когда население делилось по классовому признаку или двумя цветами – белое и черное. «Маска «массовой культуры»... бог ты мой! Какой век на дворе, какой год? Производители «мыльных опер», боевиков, комедий, концертов, шоу-программ не ставят перед собой цель разложить узбекистанское общество, многие на Западе вообще не знают о существовании такой страны в Центральной Азии, которая занимает площадь в 447,4 тыс. кв. км. Неужели продюссеры «Терминатора-4» или организаторы «Евровидения-2009» включили 25-кадр, в котором призывают граждан Узбекистана к революции? К чему идеологическая диверсия, если народ сам видит, какой он нищий по сравнению с жителями Казахстана или России. Что по уровню демократии даже бедный Кыргызстан обошел страну, которой президент уже 20 лет пророчит великое будущее, а сам носит титул «Человека, определившего эпоху».

Нужно заметить, что Запад не внедряет свои «массовые идеи» в узбекское общество, он просто живет в своей культуре, парится-варится в собственном соку, и кому она нравится на стороне - обращается к ней сам. Никто не внедряет, не проталкивает ее. Хотя нужно признать, что в век глобализации стираются национальные черты – но это объективность и нормальный процесс исторического развития. Запад не осуществляет идеологическое миссионерство – это давно пройденный этап.
Я не уверен, к пр имеру, что официальные лица Узбекистана закупают у зарубежных прокатчиков право на демонстрацию кинофильмов, скорее всего, это местные пираты копируют их и порой официально реализуют на рынках. А раз контрафакт покупают, то это означает одно – сами люди тянутся к этой «загнивающей, вражеской» культуре. А потом, разве сама обстановка не свидетельствует об этом? Ислам Каримов носит костюмы от западных модельеров, ездит на пускай бронированном, но «Мерседесе», летает на американском «Боинге» или европейском «Аэрбасе», смотрит программу «Ахборот» через плоский телевизор, может быть, южнокорейского производства. Кстати, производимые в Асаке автомобили – это не плод трудов узбекских инженеров и конструкторов автопрома, а копия с немецких марок, которые успешно эксплуатировались в Южной Корее, а затем были спихнуты нам. Даже выпускаемый ТАПОиЧ Ил-114 – это интеллектуальная собственность России, а не Узбекистана. И компьютеры производят не в нашей республике. На заводах и фабриках стоят станки иностранного, а не отечественного производства, что является свидетельством прогрессивности технологий и экономической эффективности.

Эти технические достижения не были бы возможны, если общества оказались такими же консервативными, закрытыми и идеологически зашоренными, как в Узбекистане. Именно свобода предпринимательства, невысокая коррупция, обеспечение властью прав и свобод человека стимулировали общественное сознание, подтолкнули научную мысль. Там не нужно заполнять на 30% объема диссертации цитатами главы государства и писать только то, что соответствует правительственной установке. И не начинают газеты свои материалы со словоблудия во славу премьера, президента, канцлера, монарха, вождя партии. Зачем совершать «диверсии», когда сама жизнь толкает людей к тому, чтобы вкусить плоды Запада? Почему люди хотят учится в УМЭДЕ – чтобы стать дипломатом и попасть за границу. Почему вузы, учрежденные с участием иностранных институтов, - потому что можно иметь диплом западного образца и возможность работать за границей.

А где дочери Ислама Каримова? Почему они в Женеве и Париже, а не на хлопковых полях? Почему не трудятся учителями в деревенских школах? Где их патриотизм? Или выпускать журналы с 38-ми фотографиями Гугуши, организовывать продажу золотых изделий под брендом «Гули» в Базеле, дарить Шарон Стоун 50 (или 500?) тыс. евро – это обязанность посла Узбекистана в ООН?
Я больше, чем уверен, что те же журналисты, что собрались за «круглым столом» в Карши и читали там выступления, хотели иметь зарплату не в узбекских сумах, и хранят, если есть, конечно, свои финансовые запасы в долларах и евро. И мечтают тоже попасть в число тех удачников, которые могут поехать за рубеж с делегацией или просто так, на стажировку, к примеру.

Но едут чаще всего проститутками, гастарбайтерами и... увы, беженцами. Нет ныне того, о чем твердит Ислам Абдуганиевич 20 лет, - счастья и благополучия. То есть счастливые, и есть благополучные, но это те, кто живет под крылом диктатора, служит в СНБ и МВД, работает на кланы или входит в мафию Салима и Гафура. История свидетельствует, диктатуры просто обречены на вымирание, ибо они не жизнеспособны.
Последний диктатор Западной Европы ушел со сцены в 1970-х годах (им был каудильо Франко), и теперь в Испании демократия, люди с ужасом вспоминают те времена. Вся Европа стремится к экономическому совершенству, однако это не подразумевает замену развития идеологическими штампами – то есть регулирование налоговой базы тупой и бессмысленной демагогией об успехах бизнеса и поддержка образования – демагогией о модели национальных реформ. Здесь на себе испытываешь, насколько эффективна судебная система, насколько свободна пресса. Бюрократа можно призвать к ответу. Можно судиться даже с президентом, если кто-то считает, что тот нарушил его права. Никто не может просто так лишить собственности, в то время как в Ташкенте людей сгоняют с домов и квартир без всяких на то прав, чтобы на этом месте отгрохать помпезный и никому не нужный объект идеологического значения. Никто не блокирует Интернет, потому что есть право человека на информацию.

Жаль, что в Карши этого не знают. А не знают лишь потому, что сами участники этого мероприятия никогда не были на Западе или хотя бы не жили продолжительное время, чтобы понять суть политической системы. Им внушают то, что хотят узбекские власти, и те, развесив уши, верят этому – типичный большевизм. А в этом случае не стоит надеятся, что они, работники СМИ, получат уважение со стороны сограждан, которые все же хотят иметь на руках реальную информацию, а не отшлифованную и дозированную статейку без какого-либо смысла. Жизнь с обманом – это эфимера, не реальность...
Плакаты с изображением президента на площадях, лозунги на растяжках на улицах, газеты с речами И.Каримова – это и есть та самая маска «массовой культуры», только отражающая не коварный Запад, а суть восточной деспотии. В этом и есть смысл узбекской пропаганды, заменяющей настоящую журналистику.


Ниже приведена статья из «УзА»:
.......................................
Состоялся форум «Перспективы печати»
УзА, А.Мухаммадиев, 23.06.2009 18:04 http://uza.uz/ru/society/6875/
Одними из важных факторов, определяющих авторитет и престиж печати в сфере передачи информации, является следование таким принципам, как точность, оперативность и объективность.
На сегодняшний день под маской «массовой культуры» продолжаются информационные нападки, целью которых являются корысть и идеологическая диверсия, что требует от работников средств массовой информации особой бдительности, повышения своих политических, правовых знаний и профессиональных навыков.
Это подчеркивали участники состоявшегося в городе Карши форума «Перспективы печати», организованного по инициативе Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана совместно с Творческим союзом журналистов Узбекистана, Национальной ассоциацией электронных средств массовой информации Узбекистана.
На мероприятии, посвященном Дню работников печати и средств массовой информации, были заслушаны доклады на темы «Высокая духовность граждан, активная гражданская позиция – важные факторы развития страны», «Приоритетные задачи редакций территориальных средств массовой информации в укреплении кадрового потенциала», «Эффективное использование жанров журналистики», «Защита национальных интересов в сфере информации».
На форуме, прошедшем в духе дискуссии, отмечалось, что эффективное использование возможностей СМИ, повышение правовых знаний журналистов и содействие их специализации, предоставление необходимых условий журналистам для оперативного получения правовых знаний и информации способствуют воспитанию молодежи в духе невосприимчивости к чуждым влияниям и течениям.
- Будущее печати зависит от кадрового потенциала, – сказала редактор газеты «Нишон тонги» Саломат Турсунова. – Повышение профессиональных навыков журналистов играет важную роль в развитии сферы. С этой точки зрения сегодняшнее мероприятие было очень полезно для нас – работников СМИ, предоставив возможность для обмена мнениями и опытом.
В рамках мероприятия слушателям, закончившим центр журналистского мастерства при редакции газеты «Кашкадарё», организованного при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана, были вручены сертификаты.