Архитектура соцветия ириса

Людмила Канашева
                В начале июня в саду цветут сиреневые шары Лука гигантского, аквилегия  фиолетовой и розовой расцветки, поздние тюльпаны бордового, алого, желтого и белого цветов, а также тюльпаны желтой расцветки с бордовыми штрихами по лепесткам.
 
Люпины вытянули свои кисти розового и фиолетового цвета. Продолжают цвести маргаритки розовой расцветки, анютины глазки, примула японская красного цвета. Отцветают ранние невысокие фиолетовые ирисы.

 8 Июня распустились ирисы бордово-сиреневого цвета. Благородные и величественные, совершенной формы и расцветки, с крупными соцветиями на высоких стеблях.

Достойна отдельного описания великолепная и совершенная архитектура соцветия этого  ириса. Соцветие, размером 12см х 12см, состоит из 6 крупных лепестков. Три из них, верхние, собраны в чудесной красоты домик или, скорее, шатер  из цветочного шелка сдержанно сиреневого цвета.

Края каждого верхнего лепестка волнистые и напоминают воланы на этой цветочной материи. Эти волнистые края образуют окошки в шатре, сквозь которые можно заглянуть внутрь треугольной комнатки - зала. Правда, на подоконниках вас встретят рогатые, вертикальные занавесочки-ограждения с белыми строгими усами. Они, как бы, предупреждают об опасности проникновения внутрь, этакие храбрые и воинственные стражники.

На самом деле это еще один лепесток внутри соцветия, их тоже три. И все вместе они выстилают пол внутри зала под шатром, идеальной формы и чистоты, сдержанно желтого цвета, переходящего в атласно- зелёный по центру лепестков.

Пол-трехгранник представляет собой три горки, по каждой из которых, представив себя Дюймовочкой, можно скатиться в самый центр соцветия по одному из трех лепестков и оказаться точно в геометрической середине игрушечной комнатки.

Взобраться обратно к окошку, наверное, весьма проблематично, т.к. поверхность этого пола зеркальна и атласна,  ловушка для любопытных Эльфов.

Но на каждом окошке есть строгое предупреждение кроме стражников. Это огромные, как бы дразнящие и пугающие, языки из нижних лепестков соцветия.
Каждый из них напоминает язык огромной собаки, когда ей жарко. Болтается такой язык идеально геометрической формы бархатно-бордового цвета с розовой двухмиллиметровой полоской по самому краю лепестка и отпугивает любопытных.

А у основания этого языка, в самом зеве, расцветка переходит в угрожающе- тигровую: рисунок желтыми штрихами.
Из зева выглядывает ещё один остренький язычок весь в желтых иголочках, как перо птички, размером 2см. Вот за ним как раз и торчат белые рожки или зубы с белыми усами под ними. Я назвала их стражниками.

Если  всё-таки мне удастся выбраться из соцветия, минуя грозных стражников, и взмахнув прозрачными крылышками, осторожно опуститься на землю, спрятаться там в густую траву и, взглянув вверх, посмотреть туда, где я только что была, в тот чудесный, шелковый домик, посмотреть на соцветие снизу со стороны стебля, то увижу  потрясающую картину из сказки  про Каменный Цветок.
 
Огромные, жесткие лепестки, мраморно-атласные, светло-зеленого цвета по центру, к краям плавно меняют окраску на светло- коричневый и заканчиваются  оторочкой, похожей на ручное шитье Золушки, из коричневых, абсолютно ровных штрихов-петелек.

Стебель толстый, гладкий и высокий, высотой около метра. Попробую взобраться по нему, как по канату. Нет, не получается, он очень гладкий.
Расправляю крылышки и лечу далеко-далеко через тропинку, сажусь  на бутоны нераспустившегося пиона и любуюсь окружающей действительностью.

Группа ирисов там вдали, за тропинкой, где я только что была,  выглядит  очень благородно и богато, по-дворянски: строго, сдержанно, внутреннее убранство под охраной, всё идеально правильно и красиво, ни одной лишней линии или кричащей, легкомысленной  расцветки.

Но что это? У них вдруг сверкнули золотом глазки, и они все, как один, повернулись в мою сторону, смотрят на меня, и их соцветия похожи на большие, пугающие  головы с оттопыренными ушами. Откуда эти настороженные глазки, ровно по два в каждой голове-соцветии? Не те ли  это желтые перышки внутри соцветия, которые вблизи так похожи на мохнатые язычки?