Северо-Западная Пограничная Провинция Пакистана

Григорий Князев
Общегеографические и экономические характеристики
Площадь – 27220 км2.
Граничит с Афганистаном на севере, Зоной Племён на западе, Китаем, Северной Провинцией и Кашмиром на востоке и Пенджабом и Столичной Территорией Исламабад на юге. Рельеф преимущественно горный, что делает её довольно изолированной территорией, контроль над которой очень затруднён.
Административный центр – город Пешавар.
Государственные языки – урду, английский. Также весьма распространён (в силу этнической ситуации в регионе) пушту.
Население: 20,2 млн. чел; плотность населения – 259,6 человек/км2. При этом традиционно считается, что в провинции также проживает около 1,5 миллиона афганских беженцев, бежавших от войны.
Свыше двух третей населения (68%) – пуштуны. Остальные две трети представлены в основном изолированными горными племенами, из которых большая часть проживает в самом северном округе провинции – Читрал. Благодаря своему численному превосходству пуштуны периодически поднимают вопрос о переименовании провинции в «Пуштунхва», т.е. «Припуштунье», однако администрация провинции до сих пор не приняла по этому вопросу никакого решения. Также именно этническая ситуация позволяла провинции быть базой для афганских моджахедов в ходе советско-афганской войны 1979-1989 годов. Этим же объясняется и поток беженцев и наркотиков из Афганистана в ходе нынешней войны
Практически все жители провинции – мусульмане, из которых подавляющее большинство (98%) составляют сунниты. Исключение составляют проживающие в Южном Читрале калаши (ок.6000 человек), исповедующие собственную языческую религию.
Провинция была впервые воздана ещё в 1901 году в составе Британской Индии, когда её территория была выделена из провинции Пенджаб. После обретения Пакистаном независимости в 1947 году СЗПП просуществовала как отдельная провинция до 1955 года, когда была объединена с провинцией в Западный Пакистан. Однако в 1970 году северо-западные земли вновь были выделены в Северо-Западную Пограничную Провинцию.
Важным моментом в истории СЗПП является то, что она граничит с территорией, именуемой Зоной Племён (вычлененной как раз из территории провинции) и являющейся объектом территориального спора между Пакистаном и Афганистаном. Афганское правительство отказывается признавать данную территорию владением Пакистана. К тому же там находят приют боевики «Талибана», чьими усилиями в зоне создано непризнанное государство Вазиристан, попытки ликвидации которого на данный момент не возымели успеха. Регион продолжает оставаться привлекательным для
В экономическом отношении регион является территорией, в которой практически не развито (за исключением Пешаварской долины) сельское хозяйство; немногочисленная промышленность провинции и значительная часть рабочих мест (по большей части это ремёсла и торговля) также сосредоточены вокруг Пешавара.
В целом СЗПП представляется плохо развитым регионом, который в силу рельефа местности, этнической ситуации и опасно близкого соседства с горячими точками (Афганистан, Вазиристан) представляется проблемной для федерального правительства зоной. И потому к политическому процессу в регионе не может не быть приковано пристальное внимание.

Автономия региона.
Хотя формальная автономия региона довольно сильно ограничена теми рамками, которые задаёт Конституция страны, дающая весьма широкие полномочия Президенту ИРП и федеральным властям, по сравнению с региональными.
Так, важнейший чиновник провинции – губернатор – является назначаемым лицом. Его назначает на данную должность Президент, предварительно проконсультировавшись с премьер-министром, и снимает также президент – теперь уже исключительно по своему усмотрению либо в случае добровольной отставки губернатора.
Аналогично и с правительством и легислатурой. Согласно Конституции существует ряд федеральных законов, регулирующих сферы компетенции:
• Исключительно федеральной власти
• Исключительно региональной власти
• Смешанной компетенции
И центральная власть имеет право вмешиваться в вопросы смешанной компетенции, ограничивая тем самым полномочия и права ассамблей на местах.
Говоря об экономической и финансовой самостоятельности провинции можно упомянуть тот факт, что легислатура провинции не имеет полномочий по значительному числу торговых операций. Так, провинция не имеет права устанавливать какие-либо ограничения по экспорту/импорту товаров и назначению налогов и пошлин, взимаемых с товарооборота в стране.
На общефедеральном уровне регион представлен 99 местами в парламенте, формируемом по мажоритарной системе. Последние общенациональные парламентские выборы в целом подтвердили нижеописанную общую тенденцию в политике региона – большую часть мест получила партия пуштунов, за ними следует общенациональная Пакистанская Народная Партия и только затем идут Мусульманская лига бывшего главы  государства генерала Мушаррафа и MMA, главная исламистская партия страны.
Подводя итог, можно констатировать, что, несмотря на федеративный статус, система уже на уровне формальных институтов закреплена как весьма высоко консолидированная и централизованная, с весьма ограниченной (в целом – до уровня установления порядка местного самоуправления) компетенцией региональных властей.
Региональная и местная власть
Главой провинции является назначаемый Президентом Пакистана губернатор .
Губернатору подчинено Правительство провинции во главе с премьер-министром. Вместе с тем, формируется правительство на основе региональных выборов, а его состав определяется в зависимости от того, какие партии взяли верх в ходе выборов.
Законодательную власть, как и во всех провинциях Пакистана, осуществляется Провинциальная Ассамблея, которая избирается сроком на пять лет – в случае, если её не распускает, обосновав своё решение и согласовав его с премьер-министром регионального правительства, губернатор.
Согласно Конституции, Ассамблея любой провинции обязана предоставлять квоты для женщин и немусульманских меньшинств. Для СЗПП распределение выглядит так :
General seats Women Non-Muslims Total
99          22     3          124


Говоря о предоставляемых функциях местной власти, то Конституция предлагает именно законодательному собранию региона устанавливать рамки местного самоуправления .
Ещё в предыдущей главе в целом было описано, что федеральные власти по Конституции имеют довольно знчительные полномочия в региональной политике. Аналогичная ситуация видится и с вмешательством региональных властей в дела местного самоуправления. Однако затруднительно говорить о широкой практике такого вмешательства в условиях

Демократия и партийная система
Важнейшим событием последних выборов в Национальную Ассамблею СЗПП стал провал блока исламских партий ММА, на смену которому пришёл блок из Awami National Party и Пакистанской Народной Партии. По итогам выборов MMA получила 14 мест из 124. Кроме того, 15 мест осталось за Мусульманской лигой Пакистана, 36 – за Пакистанской Народной партией, 11 депутатов – независимые, а на первом месте по числу набранных голосов – партия «Awami» .
Две партии-победительницы примечательны тем, что представляют собой коалицию светских партий – пуштунской «Awami» (помимо СЗПП популярной в Белуджистане) и общепакистанской ПНП, до позапрошлого года возглавлявшейся Беназир Бхутто, а ныне – её вдовцом, президентом Пакистана Асифом Али Зардари.
В этом смысле мы имеем классическое для подобных стран размежевание между партиями секуляристского толка и партиями-исламистами.
Предыдущий успех ММА на выборах, как в местную ассамблею, так и в Меджлис в центре был вызван антиамериканской волной, поднявшейся после начала войны НАТО в Афганистане, где пуштуны – один из самых многочисленных народов. К тому же, стоит учесть, что пуштуны Афганистана и Пакистана видят себя единым народом, невзирая на «линию Дюрана», проведённую между Пакистаном и Афганистаном ещё в XIX веке. Однако радикализация настроений вовсе не способоствовала улучшению настроений в провинции, наоборот – там начались трения с немусульманскими меньшинствами и с федеральным центром  (хотя генерал Мушарраф не стремился к силовому решению проблемы в СЗПП – в отличие от Вазиристана). К тому же, в провинции всё это время продолжался рост безработицы, а сами исламские партии занялись клановой борьбой. В итоге, прежний альянс ММА и Мусульманской лиги распался, а голоса пуштунов в основном ушли к светским партиям, которые набирали популярность на волне критики как исламистов, так и военной диктатуры Первеза Мушаррафа. Свою роль сыграла и гибель популярной в народе Беназир Бхутто – в какой-то степени скачок популярности партии придала и её смерть. Впрочем, стоит помнить, что исторически Пакистан не является стабильной страной (если не считать периодических военных диктатур таких лидеров как Айюб Хан, Зия-уль-Хак или Мушарраф) и правящая партия в нём сменяется практически каждые выборы. Либо же она меняется в случае конфликтов, в основе которых лежат коррупционные скандалы – как это дважды было с Беназир Бхутто в 90-е. И довольно трудно сказать, какие могут быть на этот счёт данные по СЗПП.
Вместе с тем, стоит заметить, что и женщины, и меньшинства, судя по данным последних выборов, предпочитают баллотироваться в ассамблею провинции от общефедеральных партий.
До сих пор трудно сказать, применялись ли в отношении оппозиции силовые методы, но, по крайней мере, последние два (включая нынешнее) законодательные собрания не были в этом замечены.
В целом, однако, стоит признать, что в Пакистане, и, в частности, в интересующей нас провинции произошёл очередной поворот к светскому правлению, но на этот раз его олицетворяет не прежняя военная диктатура, но не связанные с ней партии, базирующиеся на идеологиях либерализма (если говорить о ПНП), или же либерализма  пополам с национализмом (если мы говорим про «Awami»).

Политическая элита
Говоря о политической элите страны, весьма примечательно взглянуть на ту статистику, которую даёт о себе сама Ассамблея СЗПП:
Profession No. of MPAs
Advocate 5
Agriculturist 7
Business 3
Businessperson 9
Doctor 2
House Wife 2
Landlord 3
Lawyer 2
Political Worker 1
Politician 8
Social Worker 5
software programmer 1
Teacher 2

Если же говорить более подробно, то на данный момент расстановка сил в формальных институтах СЗПП такова:
• Губернатор является самым значительным пришлым чиновником в провинции. Занимающий ныне эту должность Оваис Ахмед Гани до того работал губернатором Белуджистана. На прежнем месте он заслужил репутацию человека весьма жёсткого к нарушениям закона, особенно со стороны пришлого населения и незаконной иммиграции – в первую очередь, из Афганистана .
• Премьер-министр, Амир Хайдер Хан Хоти, является потомственным политическим деятелем. Будучи сыном министра правительства Наваза Шарифа Азам Хана Хоти, Амир Хайдер Хан построил свою политическую карьеру в партии «Awami» - начиная от руководства горкомом партии в городе Мардан, а затем став вице-президентом окружного комитета .
• Бывшая партия власти – MMA – теперь находится в оппозиции, её лидер в регионе – Акрам Хан Дурани, по образованию бакалавр юридических наук, является членом комитетов Ассамблеи по праву и по науке и информационным технологиям .
Пожалуй, появление фигуры, подобной Оваису Ахмед Гани вполне может наводить на мысли, что руководство республики взяло курс на «наведение порядка» в регионе, который признаётся властями как весьма и весьма проблемный. Это касается и близости к горячим точкам и нерешённости «пуштунского вопроса», и тяжёлой социальной обстановки в малопригодном для жизни регионе. И важно, что одновременно с этим в парламенте образовалась коалиция из светских партий – как общепакистанской, так и пуштунской националистической. Безусловно то, что, оппозиция в известной степени «наказана» - за ней не сохранено никаких ключевых постов в Ассамблее (вроде председателе комиссий). Однако вряд ли стоит лелеять «силовой вариант» разгона оппозиции – и тем более абсурдно ожидать его от ПНП, как от партии с репутацией либералов и ревнителей свобод и прав человека.

Литература:
The Constitution of Pakistan: [Электронный документ] // Проверено 28.03.2009
The Constitution of Pakistan: [Электронный документ] // (http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/04-03-08.htm). Проверено 28.03.2009
The Constitution of Pakistan: [Электронный документ] // Проверено 28.03.2009
By Party Affliation: [Электронный документ] // (http://www.panwfp.gov.pk/index.php/members/party_pos/en/19). Проверено 28.03.2009
Замараева Н.А. Северо-западная пограничная провинция Пакистана – наступление на исламский экстремизм?: [Электронный документ] // (http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/04-03-08.htm). Проверено 28.03.2009
Membership statistic: [Электронный документ]  // (http://www.panwfp.gov.pk/index.php/members/stats/en/19). Проверено 28.03.2009
Key Pakistan governor steps down: [Электронный документ]  // (http://news.bbc.co.uk/1/hi/world/south_asia/7173324.stm). Проверено 28.03.2009
A brief profile of Ameer Haider Khan Hoti: Элекронный документ // Проверено 28.03.2009