Глава 3. 1 Моделирование окружающего мира

Светлова Рина
Глава 3. Моделирование окружающего мира

Междисциплинарный подход, направленный на выработку новых императивов развития, технологий выживания, идеологии ХХI века, приводит к тому, что многие проблемы естествознания приходится рассматривать с иных позиций. Сведение  двух культур - гуманитарной и естественнонаучной - в единое целое требует от научной парадигмы исключительно  иного подхода. Сформулированные выше принципы системной самоорганизации позволяют построить новую картину мира, где изначальная идеология саморазвития систем впоследствии становится идеологией выживания человечества. Хотелось бы показать, что законы, которые формируют мир на уровне физической материи, играют такую же роль и при организации материи высшего порядка, например, биосистем или социосистем. Поэтому, исходя из принципов самоорганизации, попробуем воссоздать картину формирования Вселенной и всего того, что в ней есть, где субъективность восприятия закладывается на самом начальном этапе создания мира.
Из описанных выше принципов следует, что образование систем невозможно рассматривать вне их единства. Поэтому лучше всего начать с образования самой первой и главной системы – самой Вселенной. Поскольку все остальные системы являются ее частями, то интерес представляет не только образование и развитие Вселенной, но и принцип взаимодействия ее со своими частями. Самой сложное в этой задаче обрисовать то состояние Вселенной, в котором она пребывала до того, как «начала быть».

Дифференциальные процессы
(Более подробно см. на http://merkab.narod.ru/Gl0031.html)

Мы уже обсуждали вопрос, что в картину мира нужно ввести сразу и наблюдателя, и изучаемый им объект, т.е. установили существование субъективной и объективной реальности, как двух равновеликих начал, образующих Вселенную. Процесс создания Вселенной должен включать в себя одновременное формирование обеих  реальностей. Вместе с этим мы также ввели требование единства мира. Поэтому предположим, что изначально они существовали в единстве. Обозначим исходную целостность как  (Psi).
Первый принцип позволяет нам определить качество, по которому в будущем будут развиваться системы. Это качество условно назовем субъектностью, причем определить пока однозначно, в чем его суть, достаточно проблематично, поэтому такое название является очень условным. Таким образом,(Psi)определяет субъектное качество. Второй принцип дает два противоположных начала, наличие признака и его отсутствие. Математически это выразим следующим образом (см. иллюстрацию):  (Psi)=(Psi)+ 0, где (Psi) – Субъект, а  О – Объект. (см.рис. http://merkab.narod.ru/cxema1.html)

Формально этот процесс несколько напоминает процесс образования электрон-позитронной пары, когда из некоторого исходного однородного состояния выделяется структурный элемент, оставляя «дырку». Здесь выделенный элемент обозначен Субъектом, а дырка – Объектом.
Третий и четвертый принципы позволяют определить структуру и область существования двух первых систем. Согласно третьему принципу мы можем выделить в Субъекте трехуровневую структурную иерархию в виде как надсистемы, системы и подсистемы. Эти три вида систем, в которые преобразуется Субъект, обозначим как три признака, определяющие этот Субъект в форме бытия, обозначим их S, U, D признаки . Каждому субъектному признаку соответствует своя форма в Объекте или, другими словами, в объективной реальности. Так первому признаку объективной реальности соответствует время - t, трем последующим – пространство в трех измерениях  - x, y, z.
Понятно, что, вводя подобную формализацию, мы в чем-то существенно проигрываем, т.к. редко за символами можно видеть их глубокое содержание. Когда мы пытаемся выразить свои мысли и чувства, то, прибегая к способу вербализации своих ощущений, мы стараемся, как можно более полно отразить всю суть нашего состояния, используя многочисленные синонимы, сравнения, метафоры. Прибегая  же к математическим символам, мы ничем их не наполняем. В этом смысле мы как бы удаляем эмоциональную составляющую вопроса, оставляя чисто ментальную рассудочность. В этом я вижу опять же несовершенство нашей науки. Мы как бы отсекаем от себя мир, пытаясь видеть его со стороны, забывая о том, что являемся его составной и неотъемлемой частью. Поэтому, хотя здесь и вводится математический формализм, но он не является абсолютным, параллельно ему можно дать и смысловое наполнение модели.
Пятый принцип позволяет нам определить дальнейший способ преобразования полученной целостности. Он позволяет системе выделять внутри себя новые и новые подсистемы. Это дает возможность каждой новой индивидуальности бесконечно дифференцироваться по установленному признаку, образуя всякий раз новую целостность более мелкого масштаба, которая является составной частью предшествующей целостности. Подобная дифференциация единого целого на множество его составляющих, как говорилось ранее, называется процессом развития внутрь.
Теперь Субъекта математически можно представить в следующем виде
(формула 1.(см. иллюстрацию)).
До сих пор математические операции, которыми мы пытались выразить происходящие процессы, сводились к простой функции суммирования. Теперь приходится вводить более сложную математическую операцию дифференцирования, т.к. дальнейшее деление Субъекта на составляющие частности не будет простой операцией распада, а гораздо более сложной. Хотя в этом смысле операция математического дифференцирования тоже не совсем  удачна, поскольку здесь нет дифференцирования в прямом смысле, это дифференциация лишь постольку, поскольку образующиеся частности можно назвать производными частями некоторого целого. Поэтому мы и представили Субъекта в виде трех его частных производных по трем различным признакам. Это означает, что каждый из его признаков теперь может существовать в виде отдельной реальности.
Вместе с разделением единства образуются совершенно разные свойства между двумя образующимися реальностями. Субъект выделяет из Себя активное творческое начало, относящееся к субъектным качествам, оставляя в Себе пассивное, инертное начало, создающего впоследствии природу объективной реальности. Субъектные качества изымаются из «природы»- Объекта не все сразу одновременно, а постепенно в результате многократных последовательных дифференциаций с удалением определенных количественных мер субъективной реальности. То, что остается на каждом этапе, составляет некую первооснову объективного мира.  Этот мир, сохраняя в себе некоторые остаточные субъектные качества, меняется с каждым шагом дифференциации, становясь все более объективным и материальным.
Субъектные качества по мере того, как их выбирают из Объекта, также меняют свою определенность, начиная с трансцендентальности своих свойств, в ходе инволюции в конечном итоге преобразуются  в обычные функциональные свойства материальных объектов. Основные такие функции представлены в седьмом принципе. При этом субъектные качества определяются нелокальностью своего бытия, в то время как объекты локальны, причем степень локализации возрастает с каждой очередной дифференциацией, т.е. объекты в ходе инволюции локализуются во всё уменьшающихся объемах.
Следовательно, на инволюционном этапе у нас образуются две взаимно противоположные реальности, одна из которых объективная, а другая - субъективная. Обе реальности имеют место быть, причем по отношению к субъективной реальности объективная представляется собой “дырку”, которая на этом этапе формируется в виде интегральной структуры мироздания. На эволюционном этапе обе реальности интегрируют между собой в той же самой определенной строгой последовательности, что была заложена при дифференциации. При этом локализованный в установленной области пространства объект локализует внутри себя свойственные ему по определению субъектные качества. В результате подобной процедуры формируется новая, так называемая интегральная реальность.
Определим последующие этапы дифференциации Субъекта. После выделения субъектного признака, который мы обозначили как форму существования Субъекта во времени в виде трех производных  , происходит неоднократная дифференциация Единого с образованием вторых, третьих и т.д. производных. Причем образование вторых производных происходит только по S – признаку, образование третьих производных - только по U – признаку, образование четвертых производных -  только по D – признаку.
Посмотрим, что за субъектные качества образуются при этом. Итак, вторая дифференциация, проходящая по S – признаку, дает нам следующие три производные (формула 2)
Каждая из трех производных представляет собой отдельный Субъект, которые в силу третьего принципа не равнозначны, т.е. между ними существует строгая иерархия, каждому из них можно было бы дать соответствующее собственное имя.
Образование третьих производных по U – признаку позволит определить нам следующие субъектные признаки. После второй дифференциации по U – признаку мы имеем три производные, которые во вторых производных не воплощаются совсем, а участвуют в дальнейшей дифференциации и воплощаются только в третьих производных
Третья дифференциация дает нам девять производных третьего порядка. Эти производные также не равнозначны между собой, т.к. все они образуются последовательно друг за другом.
(формула 3)
Удаляемые субъектные признаки в процессе третьей дифференциации субъектов уже не образуют. Они воплощаются в функциональные субъектные свойства самоорганизующихся систем, следуя тому порядку, по которому происходила дифференциация.
В седьмом принципе мы выделили 7 функций, которые как раз и воплощают в себе третьи частные производные. Так к управляющим высшим функциям мы отнесем те производные, которые получились при  дифференциации второй производной по S-признаку:
F1,F2,F3

К промежуточной и структурообразующим функциям отнесем те производные, которые получились при  дифференциации второй производной по U-признаку: F4,F5,F6

А последняя, седьмая функция, представляющая собой сумму трех производных третьего порядка, воплощается в реальность только на уровне производных 4 порядка по D – признаку: F7
 
Седьмая функция определяет материальный носитель системы и отвечает за локализацию системы в едином пространстве.