Мастерская творческого письма. Практикум

Вера Петрянкина
На курсах повышения квалификации учителям пришлось примерить на себя роли учеников, работающих в мастерской творческого письма.

Основная деятельность участников на мастерской письма – это создание текста: пожалуй, самый сложный и интересный вид творчества. Мастерские письма являются одним из наиболее эффективных средств развития письменной речи в первую очередь потому, что способствуют снятию страха перед созданием и презентацией письменного высказывания, укрепляют веру в свои силы. Общая атмосфера и помощь участников друг другу (обогащение словаря, реакция на созданные тексты, презентация чужих текстов и т.д.)дают возможность даже самому заурядному (хотя заурядных людей не бывает…) и совершенно не настроенному на такую работу участнику тоже что-то создать. Теоретики системы говорят об атмосфере общего творчества и сердечной открытости, позволяющей каждому участнику перерасти свои личные возможности. Так, раз за разом, у него постепенно пробуждается вера в свои силы; в то, что и он умеет. Именно эти мастерские, где никто не остается немым, лучше всего помогают и мастеру, и участникам усвоить ключевое положение системы: «все способны». А значит, и я тоже. Даже если об этом никто не знает. И он тоже. Даже если я этого пока не вижу. (Статья целиком на странице http://festival.1september.ru/articles/505245/)

Как всё это происходит практически?

Нам было предложено написать на листе бумаги свои имя, отчество и фамилию, а затем вспомнить, каким именем чаще всего нас называют домашние. Таким образом создаётся атмосфера тепла и доверия. Ну, что человеку приятнее всего слышать? Конечно, своё имя!

Затем надо было разбить фамилию на буквы, вот так:

П-Е-Т-Р-Я-Н-К-И-Н-А

Далее из букв фамилии нужно было создать новые слова. Вот, что у меня получилось:

РЕКА, ТИК, КИТ, ТИНА, НИК, ПЕРИНА, ПРИНТ, ПЯТКА, ПАКЕТ, ПАКТ, РЕЯ, ТЕРНИИ

Из этих слов надо было выбрать те три, которые нравятся более других, и это были слова РЕКА, КИТ, ПЕРИНА.

К каждому из этих слов за 5 минут надо было подобрать по 12 ассоциаций, причём, это могли быть не только существительные. Получилось вот что:

РЕКА..........КИТ..........ПЕРИНА
большая.......белый........мягкая
быстрая.......синий........большая
глубокая......большой......до потолка
сверкает......добрый.......перьевая
серебрится....млекопитающее.Коробочка
играет........Моби Дик.....Принцесса на горошине
жизни.........море.........спать
времени.......океан........отдыхать
лунная........гарпун.......мечтать
манит.........фонтан.......пух
вода..........друг.........перо
войти в одну..крем.........летать

В каждом столбике надо было подчеркнуть по 5 слов, которые нравятся больше других, а из всех этих слов выбрать одно самое-самое, и это для меня слово МОРЕ.
Это слово и должно было стать первым в тексте, который следовало создать за 5 минут, используя в нём все подчёркнутые слова.
Вот мой текст:

Море манит нас своей таинственностью, глубиной, красотой, изменчивостью...
То оно сверкает на солнце подобно россыпи бриллиантов, то серебрится под светом луны как чешуя сказочных рыб. Воды его глубоки, но добры к влюблённым в него людям, к мириадам морских обитателей, среди них и огромные киты - синие, добрые... Волны вздымаются и опускаются... Ты играешь в волнах, летаешь, паришь, отдыхаешь будто на мягкой перине, - ты мечтаешь...

Затем участники читают свои тексты. Это очень интересно, ведь в этих текстах, как в капле воды, отражаются предпочтения незнакомых людей, частички их душ.

Последний этап мастерской - рефлексия. Участники рассказывают о своих впечатлениях от работы в мастерской. Моё самое приятное впечатление - то, что каким-то чудом из букв своей фамилии я вышла на слово, означающее для меня очень много. Путём сужения ассоциативных рядов засверкала яркая точка - МОРЕ. Море - то, что я люблю больше всего на свете, только у моря я могу разговаривать с Богом, и я благодарна преподавателям за то, что в обычный дождливый день, в центре загазованного города, я почувствовала на коже брызги моря, ощутила его волшебный аромат, мысленно окунулась в его животворящие волны...

Вот такие чудеса происходят в мастерских творческого письма!Попробуйте - вам понравится!