Завет Бога с человеком

Евгений Каширский
(Прежде статья публиковалась под псевдонимом Сергей Макаров)

I. ЗАВЕТ БОГА С ЧЕЛОВЕКОМ
“Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих (Пс.88:35; см. 34-38).
“И вот, завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века” (Ис.59:21).

Бог являет Себя человеку в обычном порядке вещей, в чудесах, в Слове и в Своем Сыне. Все это есть Откровение Божие о Себе. Это Откровение является в делах творения, провидения и искупления. Но эти дела могут быть должным образом поняты лишь при условии нашего понимания свойств Бога. Например, того, что Бог верен Своему Слову, что Он не отменяет и не изменяет его. Понимая свойства Бога, мы понимаем и Его дела, и наоборот: понимание дел Божиих позволяет понять Его свойства.

Бог вступает в отношения с человеком посредством заключения завета. Завет устанавливает определенные отношения и обязательства. Само выражение: “Я – Господь” указывает на завет: Бог есть наш Господин, мы – Его рабы, служители, работники, которые обязаны исполнять то, для чего созданы, не требуя никакой награды. Поэтому мы с полным основанием можем сказать, что наш Бог есть Бог завета.

Сотворив Адама и Еву, Бог благословляет их: “И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле” (Быт.1:28). Первое слово Бога, обращенное к человеку, есть слово обетования и одновременно благословения. Не приказ, не осуждение, но благословение. И это, заметьте, прежде каких-либо дел человека, хороших или плохих.

В чем состояло благословение? Человеку дается возможность непосредственного общения с Богом. Это не награда за труды, возможность общения предоставляется сразу по сотворении. Если бы даже Адам изумительно выполнил всю порученную ему работу, он не имел бы права требовать награды или благословения. Ведь он и был создан на то, чтобы эту работу выполнять. Завет предполагал (и устанавливал) счастливые отношения между Богом и человеком.

Но Адам должен был довериться слову Господа. Доверие к Его слову возможно лишь при совершенном признании авторитета Бога и признании Его верности. Если бы Адам безусловно подчинился слову Божиему и выполнил данную ему заповедь: не есть плодов с дерева познания добра и зла, это обеспечило бы продолжение благословения, то есть общения Адама с Богом. Нарушение Адамом заповеди привело его к смерти (Быт.2:17).

Согласно Божиему установлению, нарушители заповеди должны умереть (Рим.6:23). Бог праведен, Он не смотрит на непослушание сквозь пальцы, не продолжает благословлять по-прежнему, как будто ничего не произошло. Поэтому преступление людьми заповеди отделило их от Источника жизни. Жизни как духовной, так и физической.
Однако, после нарушения человеком завета Бог не изменяет условий завета. Он остается верен Своему слову.

* * *
После грехопадения Адама Бог установил с ним завет, в котором присутствует обетование о спасении (до грехопадения спасать человека было не нужно).

От всех людей, как и от Адама, по-прежнему требуется доверие к словам Божиим, признание Бога как Творца и вера в Него как в Спасителя, требуется вера в Его неизменное слово. Завет обусловлен обязательством подчинения. Подчинение освящено благословениями. Нарушителей завета ожидает проклятие.

Призвание новых свидетелей в завет (Ной: Быт.9:8-9; Авраам: Быт.12:1-3; 17:1-2) подтверждает верность Бога заключенному завету. Бог хранит Свое слово: завет с Авраамом, Исааком, Иаковом все тот же, он – вечен. В Книге Исход (2:24) мы читаем: “вспомнил Бог завет Свой”.[1] Исход из Египта народа Божиего во главе с Моисеем свидетельствует о верности Бога в соблюдении завета.

II. ЕДИНСТВО ЗАВЕТА
Адам представлял все человечество в целом и каждого из нас в отдельности. После него человечество в отношении завета подразделяется на две группы: те, кто сохраняет завет (народ Божий), и те, кто вне завета, то есть нарушители завета. Св. Писание характеризует нарушение завета как восстание, предательство. В этом отношении пророк Осия нисколько не отличает своих современников от Адама. Подобно Адаму, они также восстали против Бога: “Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне” (Ос.6:7).

В сущности, всякий грех людей есть несоблюдение завета. Одного и того же завета послушания, исполнения, слушания Бога. “И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей” (Ис.24:5-6).

Возобновленный после грехопадения завет был благодатным по характеру, основывался на обетовании Божием о спасении. Последующие заключения завета не противоречат предыдущим, но служат дополнением и расширением в отношении полноты Откровения. Все обетования Божии, данные в завете, последовательно концентрируются на Христе и Его деле искупления. Поэтому кальвинистская теология признает единство и последовательность управления завета Божиего. Отрицание же единства завета ведет к признанию наличия двух планов Божиих: одного о Христе и Его Церкви, и другого – о еврейском народе и земле Израиля... Получается искусственное разделение, то есть: небесная и земная программы, предназначенные для искусственно разделенных Церкви и Израиля. Но подобный взгляд противоречит ап. Павлу, который обращается к общине Галатов, состоявшей из пришедших ко Христу бывших иудеев и язычников (Гал.6:15-16). Павел говорит, что язычники, спасенные Христом, теперь присоединены к сообществу Израильскому (Еф.2:12).

Поэтому совершенно неправомерно отделение завета, заключенного с Авраамом, от завета с Моисеем, будто последний представляет собой лишь сухое безблагодатное законничество... Когда ап. Павел пишет, что Израиль не достиг праведности через дела закона (Рим.9:31-32), он имеет в виду неверное понимание иудеями завета, но не отвергает закон (Гал.2:19). Завет с Авраамом не мог быть нарушен или изменен и через 430 лет. И неужели Моисею были даны лишь бесполезные обетования (Гал.3:17)? Закон не дается в качестве альтернативы обетованиям. Павел говорит, что закон не “противен обетованиям Божиим” (Гал.3:21). Поэтому не следует противопоставлять завет – закону, Авраама и Давида – Моисею (Гал.3:7; 3:29). Завет с Моисеем говорит не только о земном царстве потомков Давида, но и указывает на Христа, – истинного Царя. Моисей призван в тот же завет, что и Авраам. Вручение Моисею закона не есть установление принципиально иных отношений между Богом и человеком.

Так же неверно полагать, что закон есть какое-то приложение или дополнение к завету. Между законом и заветом существует неразрывная связь: “И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие” (Исх.34:27-28). Когда Моисей объясняет Израилю характер и сущность данного всему народу благословения, он указывает на завет: “Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой” (Втор.7:9).

Бог заключает завет с Давидом и Его потомством (2Цар.23:5; Пс.88:4-5, 35-38). И в этом случае завет остается тем же самым, что и во дни Авраама. А во времена пророка Исаии вновь подтверждается истина о единстве завета – завет один, и этот завет вечный (Ис.55:3). Говорит о завете и пророк Иеремия. Ему открыто пришествие дней, когда обетования завета придут в исполнение. Пророк говорит о днях Нового Завета (Иер.31:31-34), то есть о том, что соделает Христос, а именно: исполнит обетования завета. (Нелишне заметить, что Писание рассматривает дело Христа по спасению Своего народа в терминах завета, см. Евр.13:20).

* * *
Новый завет имеет ту же цель, те же Таинства, что и Ветхий. Писание говорит о духовном обрезании крайней плоти сердца (Втор.10:16; Иер.4:4; Кол.2:11,12), указывает на духовный характер ветхозаветных Таинств (1Кор.10:1-4, 15-17). И в Ветхом завете, и в Новом одни и те же стороны завета: Бог и Его народ (Рим.11:16-24; Еф.2:11-14).

Все Писания последовательно ведут к Божиему благодатному обетованию во Христе Иисусе. Прежде Христа были тени и прообразы, указывающие на Него, но исполнение обетований завета происходит в Личности Христа, Его деле искупления.

Итак, несмотря на то, что Писание упоминает несколько случаев заключения завета, будет теологически некорректно полагать их разными заветами. Все это один завет. Все заветы, отраженные в Законе, Псалмах и Пророках, являются неотъемлемой частью единого завета благодати. Евангелие и Новозаветные Послания показывают, как исполняются обетования этого завета, как совершается спасение.

III. ХРИСТОС ЕСТЬ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЕТОВАНИЙ ЕДИНОГО ЗАВЕТА БЛАГОДАТИ

“Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: Навек
утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой” (Пс.88:4).

Мы не поймем во всей полноте дело нашего спасения, если не увидим, что Христос исполняет завет (“Сотворит милость с отцами нашими и помянет святый завет Свой”, Лк.1:72), ибо Его воскресение и служение спасения есть исполнение благословений завета. Об этом говорит апостол Петр, обращаясь к народу Израиля: “Вы сыны пророков и завета, который завещавал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: “и в семени твоем благословятся все племена земные”. Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших” (Деян.3:25-26).

Когда Адам нарушает завет, Бог милостиво восстанавливает его, обещая послать Спасителя, Который уничтожит врага рода человеческого (вспомним, что сказано змею-искусителю: “И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту”, Быт.3:15). Это первое обетование Пришествия Христа. Было обещано, что Христос восстановит правильные взаимоотношения между Богом и человеком (Ин.12:31-32, 1Ин.3:8). Установление завета, напомним, явилось незаслуженным благодеянием грешному человеку (Иер.11:2-4). То же самое можно сказать о Израиле: завет основан не на достоинстве народа, но на любви Божией (Втор.7:7-9).

Исполнение завета спасения, или исполнение обетования о спасении, было явлено в истории искупления народа Божиего. Каждый период истории указывал на Христа и Его дела, указывал на грядущего Спасителя (2Кор.1:20). Каждое обетование завета (заключенного с разными людьми) подтверждено и утверждено во Христе. Все в Писаниях говорит о грядущем Спасителе (Лк.24:27). Посредник и Ходатай Нового завета (Евр.12:24) Господь Иисус Христос обетовал через Иеремию его заключение:

“Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат – брата и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер.31:31-34).

Перед распятием Христос пьет чашу этого Нового Завета (Лк.22:20), возвещая о скором его исполнении.

Своею смертью и воскресением Христос исполнил обетования ветхозаветных Писаний, даровав народу Божиему обетованные блага (Евр.9:15). Так Христос обрел наследие, обещанное Аврааму (1Пет.1:4; Гал.3:16; Еф.1:14). В Нем благословляются народы (Лк.2:32; Мф.12:21; Деян.13:47-48; Гал.3:14). Христос есть образец праведности, явленной в законе Моисеевом (Мф.5:17; Евр.4:15; 1Ин.2:5-6). Христос есть истинная и совершенная жертва за грешников, требуемая в завете по закону Моисееву (Евр.9). Наконец, Христос есть долгожданный Царь, который был обетован в завете с Давидом (Иез.37:24-26; Лк.1:32-33; Деян.5:31; 1Кор.15:25; 1Тим.6:15).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бог верен Своему слову. Бог и сегодня исполняет завет, заботясь о человеке, держащемся завета. Человек лишь тогда угоден Богу, когда исполняет Его завет.

Завет соответствует всему миропорядку. Так, человек не свободен от законов природы. Можно сказать иначе: он свободен лишь в той мере, в какой следует этим законам, исполняет их. Везде мы можем увидеть завет, сопряженный с исполнением определенных законов, установлений, что влечет благословения, и напротив – неисполнение влечет проклятия (наказания), обусловленные заветом. Все основано на завете.

Поэтому Церковь требует законного в нее вхождения – через заключение завета (крещение). Не менее важен семейный завет. Этот же принцип относится и к государству. И оно определяется заветом Божиим, а не договором людей. Вот почему и в наше время совершенно необходим коллективный завет с Богом всего народа.

Нынешние политики предлагают свое решение многих вопросов, связанных с семьей, обществом, религией. Но христиане призваны объяснять и проповедовать сущность завета Божиего, чтобы все жители земли становились исполнителями завета, не подвергая сомнению суверенную власть Бога, установившего завет.

---------------
[1] К вопросу о предопределении и неизменном плане Божием: думаю, все согласятся, что слово “вспомнил” не дает нам основания полагать, что Бог может что-то забыть.