Где взять деньги в условиях кризиса

Дмитрий Ковригин
         ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ «В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА».

  Судя по всему, скоро бюджет государства «нашенского» затрещит по швам.
Государство станет «нищенским». И тогда – прощай «социальная ориентация»…

  Не, если «социальные программы» ещё как-то будут поддерживаться, хотя бы для видимости, то разговоры об инновациях и прочей модернизации останутся только темой для какого-нибудь саммита…

  Заимствование денег за рубежом, у «богатых инвесторов» и прочих сомнительных организаций, приводит только к зависимости от кредитора. К диктату заимодавца. А после исполнения этих «диктантов», ситуация только ухудшается. Возникает паразитическая зависимость. Это мы уже проходили…. Хуже – ещё и не прошли.
Под чью «диктовку» бездумно и самоотверженно потрошили собственную экономику в 90-х?

  Придётся опираться на «внутренние резервы».

  Денег, вроде, нет. Но при этом – много, очень много людей, занято «не полезным», «антиобщественным» трудом, налоги собираются неправильно и не с тех…
 «Финансовая сфера», к примеру, работает сама на себя, да ещё и рот раскрывает на и без того тощий бюджет…

 
  Итак, где взять денег?
 
1. Сокращение импорта.
- Прежде всего – продовольствия и прочих сельхозпродуктов.
При министерстве сельского хозяйства следует создать комитет по квотированию импорта.
В него надо включить представителей непосредственных сельхозпроизводителей, глав земледельческих районов… – тех, кто непосредственно занят производством сельхозпродукции.
   Комитет должен запрещать ввоз того, что отечественные производители могут выработать на месте. Или – рекомендовать на данную продукцию высокие (заградительные) пошлины.
Сами пошлины должны идти на поддержку с/х производителей.
  Например, если производители говядины обещают поставить на российский рынок 5 тонн мяса, а потребность – 10 тонн, то ввезти по квотам можно не более 5 тонн.*

  Более того – комитет должен найти и порекомендовать самого дешёвого и качественного поставщика. Непосредственного производителя. С его страной должны быть заключены соглашения о санитарном контроле, о льготах и обеспечении поставок.
Следует выбирать те страны, которые закупают у нас товары, желательно – не сырьевые.
Расчёты должно производить в местных валютах, «твёрдыми» валютами только выравнивать торговый баланс.

  Также следует поступать и в промышленности.

  Одновременно нужно искать пути создания собственного производства наиболее массово ввозимых товаров. Государство должно само создавать технологические цепочки самых разных производств, само устранять барьеры, которые само и создаёт. Бизнес, «сам по себе», цепочки интегрированных предприятий, особенно высокотехнологичных, не создаст никогда.

  Только сильное собственное производство может укрепить рубль и наполнить бюджет.


2. Рационализация «финансовой сферы».

  Государство должно само распоряжаться своими деньгами. Хотя бы в силу того, что стоимость денег, в конечном счёте, является показателем доверия к эмитенту, то есть – к государству. Нельзя отдавать свои прерогативы в частные руки.

  Необходимо создать Единый Банк Российской Федерации.

  Управление деньгами из одного центра может быть наиболее мобильно и эффективно.
Это позволит концентрировать капитал для тех или иных целей, а также – избежать спекуляций и других злоупотреблений, которые при существующей системе наносят существенный вред общему делу.

  Необходимо создать такую финансовую систему, при которой все бюджетные и муниципальные средства, а также средства предприятий с участием государственного капитала, средства предприятий, имеющих финансирование из госбюджета, проходили бы только через этот Единый Банк Российской Федерации. Один банк, со специалистами разных направлений.
Для учёта специфики производств и отраслей.
 
  Для аккумулирования свободных средств населения нужно вернуть систему сберегательных касс в подчинении всё того же Единого Банка Российской Федерации.
Это, дополнительно, даст источник дешёвых кредитов и ссуд для конечных потребителей в соответствии с государственными приоритетами.

  Возможно, отделы Единого Банка Российской Федерации заменят и фонды, типа пенсионного.

   Коммерческие же банки должны существовать без государственных средств и государственной поддержки. Выживут они, не выживут, какие услуги и кому будут оказывать – это уже вопрос праздный…
  Страхование вкладов и законность, естественно, никто для них «не отменяет»!

  Следует, также, направить все средства, получаемые «силой государства», то есть – обязаловкой, прямиком в госбюджет.
В первую очередь, я имею в виду страховщиков.
Почему принудительное автострахование, обеспечиваемое силой государственного органа, ГИБДД, питает частных страховщиков!?
  «Услуги» государственные, доходы – в частный карман.
Нужно внимательно рассмотреть существующие практики, и очистить бюджет от подобного рода «прилипал».
  Никакие частные фирмы не должны использовать государство для извлечения доходов.
В конце концов – не позволяют же у нас печатать, кому ни попадя, деньги! А это – то же самое.

 
  3. Очистка бизнеса от «оффшоров».
  Сегодня в России существует очень много сомнительных «контор», оказывающих весьма странные «услуги». Вы понимаете, что я имею в виду.
Они должны быть выявлены, действующие лица взяты под наблюдение государства, деятельность тщательно расследована и обнародована.
  При наличии состава преступления – действовать незамедлительно, не обращая внимания на лица и связи.

 Далее – должен быть ликвидирован весь «бизнес», не приносящий доход  государству.
То есть – незаконный, или законный, но «скрытый».

  Например, необходимо ликвидировать проституцию:

Во–первых, ввести строгий запрет на рекламу подобных «услуг» в СМИ.
То, что «мы рекламируем массажный салон» - не должно быть отговоркой. Это легко прояснить, было бы желание.
  Газеты, публикующие подобную рекламу должны жёстко штрафоваться, при повторном случае – подлежать закрытию. То же – и в случае других СМИ, включая Интернет.

Во-вторых – принять закон, прямо и недвусмысленно запрещающий вечерние уличные «выставки» живого товара. Формулировку подобрать можно, было бы желание.

В-третьих… - прямо запретить «оказание сексуальных (эротических) услуг» за деньги.
Ужесточить административные и уголовные меры.

В-четвёртых – религиозные организации должны призвать своих прихожан не пользоваться подобными «услугами».

В-пятых – для активных «пользователей» ввести «доску общественного позора».
И, естественно – содержателей притонов, «работниц», «рекламщиков», «модельщиков» и прочих причастных необходимо фиксировать в специальных открытых базах данных.

 А если… проституцию ликвидировать невозможно (ненужно), то тогда следует ОТКРЫТО СКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ ОБЩЕСТВУ.

  Но в данном случае – проституцию следует легализовать и объявить видом бизнеса.
Обложить высокими налогами, учитывающими высокий урон от этой деятельности.

  Ну, и, естественно – ввести медицинский контроль, возрастные и социальные ограничения для «работниц»...
(Например – не моложе 30 лет, рожавшая, не семейная…).
  Ну и, государственную охрану «жриц» от садистов и прочих извращенцев.
Тоже – за деньги.
  Смех смехом – но бюджет пополнится. И – «криминальное окружение» будет вынуждено искать другие источники доходов.

  А вот торговля наркотиками должна быть жёстко пресечена.
Я не думаю, что сейчас для этого делается ВСЁ.

  Некоторые же виды «подпольной» деятельности, не наносящие вреда обществу, нужно легализовать и «цивилизовать».
Например – операции с необработанными природными драгоценными камнями и металлами, самогоноварение…
  Нужно отсечь «чёрных» дельцов, и в то же время расширить налогооблагаемую базу.
Тогда криминал будет вытеснен и из этой области.

  Идеология такая – не приносишь обществу пользу, не платишь государству налоги – не существуешь.
  Экономика должна быть прозрачной, и активно «мониториться» несколькими независимыми службами.

Государственные органы и население должны знать, как движутся денежные потоки. Вплоть до того, чтобы построить динамическую модель с возможностью детальной расшифровки. Это, в частности, позволит собирать дополнительные налоги и выявлять незаконное предпринимательство.


   4. Ограничение личных доходов.
     Необходимо разработать и ввести в практику такие понятия, как «сверхдоходы», «средние доходы», «трудовые доходы»…
  С этими понятиями чётко увязать нормативы налогообложения.
К примеру, доходы по акциям и крупным сберегательным вкладам – являются «нетрудовыми», и должны облагаться по повышенной шкале. Тоже – с доходами от собственности.

  Средний доход по стране, например, 10 000 руб./ чел.*
Исходя из него, следует строить систему налогов и тарифов. Иначе, – страна окончательно превратится в жилище для богатых. Инфраструктура будет работать только на людей с повышенными доходами. Средства будут тратиться нерационально. В основном, на «престижные» товары и услуги иностранного производства.

  То есть – «нормальный» трудовой доход – «НТД» -5 средних, в нашем случае – 50000 руб.
Он может или вовсе не облагаться налогом, или – по пониженной ставке – менее 10%.
Далее, ставка должна расти. 2 «НТД» - 15%, 3 «НТД» - 20%...
При сверхдоходе, например, 500 000 руб. в месяц, ставка должна приблизиться к 80%, а дальше – «резать» под 99%.
 При «нетрудовом» происхождении дохода – ставка должна быть увеличена ещё. Потому что – любая «рента», не связанная с производством товаров и услуг напрямую увеличивает инфляцию. Государство не должно потворствовать содержанию «рантье» за счёт общества.
  Потребительские возможности людей должны, естественно, зависеть от эффективности их труда, но не должны различаться более чем в 10 раз.
 
  Такие меры приведут не только к существенной экономии денег, но и… усилят мотивацию к труду и спрос на недорогие товары отечественного производства.
(Хотя бы по тому, что, глядя на некоторых, «простой» человек не будет вздыхать «мне столько не ЗАРАБОТАТЬ).

   Государство должно чётко выстроить систему вознаграждения за труд в своих учреждениях. Кстати, можно рассчитывать «нормальный» доход исходя из этих ставок, а не из среднего.

  Что касается таких органов, как Дума, то они не должны сами устанавливать зарплаты депутатам и нормативы прочих льгот и доплат. Это должен делать Президент, или какой-то особый, не связанный с депутатами орган.
  Так должно быть на всех уровнях власти, включая муниципальный. И – зарплаты местных «заксобранцев», и «гордум» - должны быть одинаковы по всей стране.
Надбавки – только за успешность работы по оценкам правительства и населения.
И – тоже в установленных рамках.
  Пора покончить уже с местным «зряплатотворчеством».


 5. Переход на рубли в международных расчётах.
- Хотя бы частичный.
  Те средства в иностранной валюте, что находятся в России и на счетах «резидентов», это, по сути, кредит западным странам, и без того богатым.
  Выдавить из страны хотя бы часть инвалюты – это то же самое, что продать соответствующее количество нефти.
  «Золотобумажные» резервы в бумажной части нужно сокращать.

  Для предприятий и организаций следует ввести небольшой налог на остатки средств на валютных счетах.

  Населению следует затруднить обращение наличной и безналичной валюты, или ввести дополнительный налог на валютные операции.

  Полностью и жёстко запретить расчёты в валюте на территории России между резидентами.

  Ввести повышенный налог на доходы по валютным вкладам.

  Стремиться вести дела с «бедными» государствами.
Эквивалентом для расчётов может быть какой-либо стандартный продукт, вроде киловатт-часа электроэнергии.

  6. Ввести монополию государства на торговлю крепкими спиртными напитками и крупнотоннажное производство спирта. А также – на производство ординарной водки.


  Монополия на торговлю должна быть как на оптовую, так и на розничную.
Только в государственных магазинах можно проконтролировать качество «напитка».
А главное – собрать необходимые налоги в полном объёме.

  Что касается изготовления мелких партий спиртных напитков по особым рецептам – пусть производят. Но – реализуют через государственную торговую сеть. Предоставив на анализ пробы. Никаких дополнительных разрешений в этом случае не требуется.
Налог будет собираться в виде торговой надбавки.

  Народ, мелкий частный производитель, должны иметь больше свободы, чем крупные корпорации. И это касается не только спиртного.

  Решение на закупки спиртного за рубежом будет приниматься только в случае «эксклюзивности» товара. Для разнообразия. Или – за «эксклюзивные» налоги с импортёра.
 Тратить же народные деньги на импортную водку сомнительного качества, как сейчас – совершенно нерационально.

  Так же следует поступить с вином и пивом, с той лишь разницей, что можно разрешить небольшие послабления в опте и рознице.
  Но сделать так, чтобы и эти «напитки» выгоднее было реализовать через государственную торговую сеть.

  Да, что касается безалкогольных напитков – необходимо вытеснить с рынков иностранного производителя. Особенно – фабрикантов пресловутой «калы», вся «прелесть» которой в навязчивой рекламе.



7. Национализация объектов энергетики и транспорта.

Теперь уже очевидна вся нелепость растранжиривания этих ключевых объектов экономики.
  Инвестиции не просматриваются, эффективность оставляет желать лучшего.
Кроме того – объекты эти стратегические.
Очень важен, к примеру, доступ к установлению энерготарифа. Увеличив цену на киловатт можно «дособрать» неуплаченный из-за «несовершенства» законов налог.

  8. Налоги на сверхпотребление.

  Часто люди, бедные для налоговой инспекции, владеют шикарными тачками, дачками, яхтами и прочими «статусными фенечками».
  А как налог платить – так или недострой, или собственность бедной тёщи.
Следует специально разобраться с этим вопросом в самых мелких деталях.
И ввести, наконец, такую систему налогообложения, чтобы ни один объект такой собственности не остался не обложенным по полной программе.


*

  В принципе, мер более чем достаточно. Одна только госмонополия на спиртные напитки заменит нам самого лучшего инвестора. И – без всяких обязательств. И – без последующей работы на толстого дядю.

  Я знаю, что никто ничего подобного принимать никогда не будет.
Так, пофантазировал немного. Для узкого круга читателей.

*

  Да, насчёт «кризиса» - по моему, как он начался в 1917-м году, так и протекает в вялотекущем режиме…
 
(*)* - все цифры в данной работе – иллюстративны, то есть условны.

Ковригин Д.Э. 21-24 июня 2009 г.