Третья свеча эссе на темы каббалы

Нина Рождественская
Посвящается величайшему каббалисту современности
Раву Лайтману

Третья свеча… Почему третья? Логичный вопрос, но он требует предыстории. Число восемь в моем гороскопе. Восьмерки преследовали меня. Три восьмерки в дате  рождения, в пифагорейском гороскопе откуда-то вылезала еще и четвертая . Число восемь – это чувство долга. В моем случае с чувством долга выходил явный перебор, его зашкаливало. Я всем была должна, мне не должен никто. Может, так и должно быть? Не знаю. И вот, через восемь лет, после долгих скитаний по стране, я поселилась в городе   Ашкелоне, в доме номер восемь и на восьмом этаже. Восьмерки взяли меня в кольцо.
Может, я, наконец, рассчитаюсь со своими долгами? И не только материальными… Но причем здесь третья свеча?Однажды, когда я уже стала отмечать шабат, я опоздала к зажиганию свечей. Еврейская женщина, которая хотя бы один раз опоздала зажечь субботние свечи, до конца жизни должна зажигать кроме двух обязательных , еще и третью свечу. Итак, еще один долг добавился к моим прежним. Наверное, самый важный долг. Я зажигаю третью свечу… Я думаю о Творце…о жизни…о том, зачем я здесь…Третья свеча…

*       *       *
Когда-то мне часто снились сны, в которых были бесконечные коридоры, лестницы и двери… И я металась в поисках выхода, я пыталась его найти, но все двери были закрыты. Потом, в течение жизни, они стали открываться одна за другой, двери этого мира…
Теперь я стою совсем перед иной Дверью. И она снова закрыта. Возможно, я слишком много хочу? Нет, я просто потеряла ключ, ключ от двери. Но я все равно найду его!

НА   ДРУГОМ   БЕРЕГУ

Иногда я спрашиваю себя: почему я так легко отошла от России? Я прожила здесь восемь лет, а там – почти всю свою жизнь – тогда почему?
Ощущение, что я там – чужая, было всегда. И дело не в антисемитизме, я не чувствовала его на себе. Нет, дело в чем-то другом. Просто здесь я смогла слиться с этой землей, ощутить ее магию, ее громадное значение для всех людей мира.
Сюда Творец привел Авраама, ему Он даровал эту землю, здесь Авраам выходил на прямую связь с Творцом. Тот самый Авраам, который был иври (перешедший), перешедший реку, ушедший с группой единомышленников на другой берег. Он познал истину (Творца) и покинул Вавилон, город столпотворения и идолопоклонства.
Я тоже чувствую себя перешедшей реку. Я оставила свою прежнюю жизнь на другом берегу.
Мне жаль людей, которые, живя здесь, остались там, в той жизни. На самом деле они уже давно умерли, им только кажется, что они живут. Впрочем, это их выбор. Не в этой, так в следующей жизни, но они придут на этот берег, чтобы испить воду из вечного источника.
Это великое счастье – жить здесь. И не потому святая земля, что здесь святые места, как думают многие. Они потому и святые, что они на Святой земле, только здесь они могли появиться.
Это – центр мира. И если погибнет Израиль – погибнет человечество.


                ТЕБЯ    ПРИВОДЯТ

        Каббалисты говорят, что человека «приводят в каббалу». Вдруг появляются нужные книги, телефоны, группа.
Это, собственно, и есть доказательство, что высший свет начинает тобой заниматься. Ты проявил интерес к Высшему, и Высшее ответило тебе.
…Мне захотелось подробнее узнать иудаизм, глубже войти в него. Я очень хорошо помню этот день. В то время я жила в Бат-Яме (город-спутник Тель-Авива), и иногда ходила в маленькую библиотеку с литературой на русском языке. В тот день, когда я пришла в библиотеку, то увидела стопку книг. Они лежали на видном месте и как будто ждали меня. Пять книг: две – по иудаизму и три – по каббале. Среди каббалистических книг была одна Берга ( кажется, она называлась «Сила Единого»), одна книга учителя Лайтмана Баруха Ашлага и книга «Зоар».
Я начала с Берга, решив, что американцы пишут проще и доступнее. «Зоар» я оставила на финал. Я уже кое-что слышала о каббале и книге «Зоар» и понимала, что это сложно.
Вот так это началось. Со мной стали происходить изменения, но я не понимала, что , собственно, происходит. Меня вдруг стали безумно раздражать женщины, которые ходили почти полуголые, в обтягивающих одеждах. Я стала носить юбки ( светские женщины в Израиле носят брюки), я стала как-то иначе смотреть на людей, видеть то, что раньше не видела. Потом я узнала, что на меня повлияла книга «Зоар» (зоар – значит сияние). Сила этой книги такова, что даже, если ты не понимаешь, о чем речь, свет, заключенный в книге, притягивает окружающий свет, и этот свет начинает тебя менять.
Через какое-то время в «русском» книжном магазине мне предложили книгу Михаэля Лайтмана «Время действовать» (книга распространялась бесплатно), затем один мой знакомый принес газету «Каббала сегодня», где был телефон, по которому я и позвонила. Так я стала посещать курсы для начинающих в Академии каббалы под руководством рава Лайтмана.
Вся партия была разыграна как по нотам. Меня привели в каббалу.

ПРЯМАЯ   ДОРОГА

        Я всегда думала, что к Творцу ведет много дорог. Но однажды одна мудрая женщина сказала мне: на самом деле это людей много, а путь – один.
Только теперь я это понимаю. Есть много тропинок, по которым блуждает человек. Очень часто эти тропинки уводят в сторону, и человек так и блуждает в потемках, принимая свет карманного фонарика за истинный свет. Счастье, если ты, после многочисленных поисков, выйдешь на прямую дорогу. Ту, единственную, на дорогу к Творцу.
На ту дорогу, пронзенную светом,
Где Ты ждешь меня.
На ту дорогу, пронзенную светом,
Иду к Тебе,
Сквозь тернии, боль и страх.
На ту дорогу, пронзенную светом,
Где Ты ждешь меня.
Века, тысячелетия и вечность
Иду к Тебе
На ту дорогу,
Пронзенную светом…



                БОЛЕЗНЬ,   КАК   СЛЕДСТВИЕ…

Такие заболевания, как рак и другие, так называемые «неизлечимые болезни», есть следствие нашего не соответствия общему закону вселенной. Конечно, мы все о себе очень хорошего мнения, никто не признается самому себе, что он плох, что он делает что-то не так. Но в тот момент, когда ты заглянул в бездну, именуемой смертью, наверное, самое время «остановиться, оглянуться…». Во всяком случае, у меня все началось именно с болезни, поэтому я не проклинаю этот момент своей жизни, а благословляю его.
Есть люди, которые пытаются искать выход, но они ищут не там. Бросаясь на поиски врачей-альтернативщиков, экстрасенсов и прочих магов и кудесников, они, опять же, сами не участвуют в процессе. Только тогда, когда они начнут что-то делать сами, начнут раскручивать этот узелок, они, вольно или невольно, придут к идее всеобщего управления.
Конечно, люди накопили много приманок на этом пути: религии, духовные методики. Тогда почему именно каббала? Ведь есть что-то другое. Рав Лайтман очень хорошо объясняет, почему именно каббала. Об этом говорят его книги, его блог в Интернете и, наконец, каббалистический канал на телевидении, который сейчас создан. Я же пишу о себе, о своем пути. Я тоже не сразу пришла в каббалу, многое было за плечами, от чего я отказалась с завидной легкостью. Но теперь, когда свет истины сияет мне, я не могу уйти. Я уже вижу, что возврат в прошлое – это мрак, тьма, небытие.

ИИСУС-КАББАЛИСТ?..

Я жила в совершенно атеистической среде. Почему именно у меня появился интерес к духовному – не знаю. Это началось с чтения «Евангелия», потому что ничего другого просто не было. Но «Евангелие» не сделало меня христианкой. Я была «литературной девочкой», и чтение «Евангелия» стало для меня чем-то вроде очередного художественного произведения о необычном человеке. Иисус очаровал меня. Я пыталась найти какие-то доказательства реальности его существования, и при этом я абсолютно не воспринимала сам Новый завет в качестве документа.
Чем же очаровал меня Иисус? Своей абсолютной свободой. Мне нравилась его независимость, его притчи, красота его личности. Когда я приходила в церковь, то видела что-то абсолютно противоположное: безумные глаза фанатиков, нежелание служителей церкви отвечать на вопросы, догматичность и обязательность ритуалов. Я снова бралась за «Евангелие» и читала о том, что Иисус отвечал на любые вопросы, что он опрокидывал любые догмы, что он не соблюдал многие ритуалы и традиции. Как же такая независимая личность могла породить такую ограниченную религию? Поэтому я не стала христианкой. Но интерес к Христу остался, обаяние его личности жило во мне и тогда, когда я приехала в Израиль.
Потом, когда я уже познакомилась с каббалой, в одной из телевизионных бесед рава Лайтмана я услышала его рассказ об Иисусе, и все стало на свои места.
Иисус был каббалистом, вернее, одним из учеников великих каббалистов синедриона. Так как каббала – это наука, а не религия, то она опирается не на слепую веру, а на знания. Отсюда становятся понятными и независимость суждений Иисуса, и его не следование догмам, и его объяснения в виде притч, и его частые беседы о «царстве небесном» ( то есть о духовном мире) и об Отце небесном ( то есть о Творце).
Но время было смутное, все рушилось. Был разрушен и синедрион. В результате, ученики рассеялись по стране, многие из них создали свои группы. Создал такую группу и Иисус. Но так как его образование не было завершено, считалось, что он «неправильно учит», и ему было запрещено преподавать. Финал его деятельности известен.
Так был ли нужен Иисус и нужно ли христианство? Этот вопрос не правомочен. Если это случилось, значит так должно было быть. Христианство создало всю западную цивилизацию. Уже в одном этом его позитивное значение. Но христианство принесло и костры инквизиции, пытки, гонения, крестовые походы. Возникает вопрос: где же здесь любовь к ближнему, о которой проповедовал Христос? Христиане, как и мусульмане, очень агрессивны, что никак не соответствует проповеди о всепрощении. Поэтому ясно, что христианство не спасет человечество, как и ислам.
Однако есть такие современные религии, как бахаи, саинтология, есть разные духовные методики. Почему же все это не работает на общее исправление человечества?

«СНОВА   ВЕРНЕТЕСЬ   В   ЭТОТ   МИР…»

С начала 90-х годов на Россию обрушился шквал литературы, которая раньше здесь не издавалась.  Это касалось и так называемой «духовной» литературы.
Появились книге по буддизму и дзен-буддизму, йоге и Агни-йоге,  появились книги Николая Рериха и Елены Блаватской. Что я могу сказать? Это было увлекательное чтение. Самое главное, как мне тогда казалось, что , вот ведь, есть какие-то конкретные методики и можно чего-то добиться, каких-то результатов. И так как я – человек практический, к тому же привыкший экспериментировать на себе, я тут же взялась за дело.
Я испытала разные методы: медитацию и релаксацию, Агни-йогу и всевозможные другие йоги. Я училась по самым разным системам и не могла понять, почему я не становлюсь лучше. Сейчас мне смешно вспоминать, что я надеялась с помощью каких-то методик изменить свой характер. Как будто это возможно! Характер отпечатан в нас так же, как и наши гены, его нельзя изменить.
Кое-чего я все-таки добилась. Так, например, я могла видеть ауру вокруг головы и свечение вокруг пальцев. Для этого, правда, требовалось определенное напряжение глазных мышц. С одной стороны, напряжение, а с другой – ты как будто расфокусируешь зрение: все вокруг кажется размытым, но именно свечение начинает проступать.
Однако вся эта гимнастика, как и хождение с маятником по квартире в поисках  геопатогенных зон, не имеет никакого отношения к понятию духовного. «Но это, позвольте, - скажет сбитый с толку читатель, - а что же это тогда такое?». Не более, как еще не познанные наукой явления. Впрочем, уже частично познанные. Уже есть аппаратура, которая способна фиксировать ауру вокруг тела. И даже есть этому вполне научное название: электромагнитный каркас человека. То же самое относится и к экстрасенсорике, эзотерике, «черной магии» и пр. и пр.
Что же тогда называется духовным? – спросите вы. Давайте для начала разберемся, что под этим понятием подразумевают люди. Как правило, когда говорят о «духовных интересах», то имеется в виду, что человек любит литературу, живопись, музыку или что он сам занимается литературой или искусством. Однако, все это не более, как различные интересы человека, которые не выходят за рамки этого мира и, следовательно, не имеют отношения к духовному.
Но религия, - скажете вы, - духовные методики, магия – разве это не духовное? Тоже нет. Почему? Да потому что и религия, и всевозможные методики, претендующие на духовность, направлены только на то, чтобы человек как можно комфортнее устроился в этом мире. Таким образом, можно сказать, что они приносят не столько пользу, сколько вред, поскольку усыпляют сознание человека, отводят его от интереса к Высшему миру: «Все там будем, так чего же суетиться».
Нет, господа, не будете вы там. Снова вернетесь в этот мир, Бог знает, по какому разу, и снова начнете все сначала.
Так не пора ли остановиться?

ОДНА   МИЛЛИОННАЯ   ЧАСТЬ

Однажды мой старший брат, который был физиком и химиком, сказал, что человек использует только одну миллионную часть своего мозга. «А что же все остальное?» - спросила я его. «Отмирает за ненадобностью,» - ответил он. Казалось, его это очень беспокоило. Он боялся старческого маразма, и, наверное, поэтому прожил сравнительно недолгую, но яркую жизнь, а умер мгновенно, от инфаркта.
Но вот эта его фраза про одну миллионную часть… Как же так? Ведь природа ничего не создает зря, а тут – такое расточительство. Ведь мозг – это самое главное, что есть в человеке, это своеобразный биокомпьютер, куда мы загружаем массу информации и, тем не менее, это только одна миллионная часть… А для чего же весь остальной мозг?
Наука каббала говорит о том, что наш материальный мир – только одна часть всех миров, созданных Творцом, его самая нижняя часть, самая «неинтересная», - в общем, мы живем в самом худшем из миров. Но, живя в этом мире, мы, естественно, познаем его, но так как это очень скудное знание, то оно и занимает только одну миллионную часть мозга.

УМНЫЕ   ГЛАЗА

Итак, два процента мозга из ста находится в рабочем состоянии. Для чего же природой предназначено еще 98 процентов? Для познания всех остальных миров. Наука каббала считает, что время для этого наступило.
Как известно, мы познаем мир из пяти органов чувств. Каббалисты развивают шестой орган чувств, который позволяет проникнуть сквозь наш материальный мир и увидеть ту систему духовных сил, которые стоят за ним.
Но почему мы должны верить, что это так, что каббалисты чего-то там видят, что-то знают?
Каббала говорит: не верь, но проверь. Человек, занимаясь по каббалистической методике, развивает в себе шестой орган, и, таким образом, тайное становится явным.
Самым главным доказательством того, что это действительно так, для меня было знакомство с преподавателями Академии каббалы под руководством Рава Лайтмана: у них умные глаза. Говорят, что глаза – это зеркало души. Отсюда выражения: тусклые глаза, сияющие глаза, мертвые, живые, грустные, хитрые и пр. и пр. Я видела именно умные глаза, иногда казалось, что только эти глаза и живут на лице.
Приглядитесь к вашим знакомым. А какие у них глаза?

МЕЖДУНАРОДНАЯ   АКАДЕМИЯ   КАББАЛЫ   ПОД   
РУКОВОДСТВОМ   РАВА   МИХАЭЛЯ   ЛАЙТМАНА
Необходимая информация

Михаэль Лайтман родился в 1946 году в Белоруссии, в городе Витебске. По профессии он биокибернетик. В Израиль приехал в 1974 году. Постоянные поиски смысла жизни привели его в 1979 году в каббалу, к учителю Раву Баруху Ашлагу, старшему сыну последнего великого каббалиста Бааль Сулама. С 1981 по 1992 годы М.Лайтман был помощником и личным секретарем своего учителя. После его смерти Михаэль Лайтман организовал группу «Бней Барух» (сыновья Баруха), названную так в честь своего Рава.
Михаэль Лайтман – автор более 40 книг по науке каббала, которые являются углубленными комментариями ко всем оригинальным каббалистическим источникам.. С 2005 года – Михаэль Лайтман является членом Всемирного Совета Мудрости – собрания ведущих ученых и общественных деятелей, занимающихся решением глобальных проблем современности.
Созданная Равом Михаэлем Лайтманом группа «Бней Барух» занимается различными видами деятельности. Вся жизнь группы, обучение, проведение мероприятий – все проходит по точным указаниям, полученным в свое время Михаэлем Лайтманом от Рабби Баруха. На утренних занятиях (с 3-х часов ночи) присутствует более 100 человек. Все члены группы – работающие, женатые мужчины. Также организованы систематические занятия для жен учеников. Фактически, группа представляет собой общину каббалистов, в которой существует полная взаимопомощь и совместное проведение свободного времени, суббот, трапез и т.д.
В 2001 году группа была преобразована в Международную академию каббалы (МАК), она находится в городе Петах- Тиква. Филиалы Академии открыты в 30 странах мира.
В настоящее время Академия выпускает учебную и научную литературу. Книги переводятся и издаются, кроме Израиля, в Северной и Южной Америке, Европе и Азии. Выпускается газета «Каббала сегодня» интернет-газета «Каббала миру». Большой популярностью пользуется сайт МАК. Он отмечен энциклопедией «Британик» как один из крупнейших учебно-образовательных Интернет-ресурсов по числу посетителей, количеству ннформативности материала. Он доступен пользователям на 27 языках и насчитывает 4,5 миллиона посетителей в месяц, которым предоставляется бесплатный и неограниченный доступ ко всем опубликованным материалам.
Академия имеет свой телевизионный канал в Интернете «Каббала ТВ», где транслируются ежедневные утренние уроки Рава, курс для начинающих на русском языке и ответы на вопросы в прямом эфире, а также встречи с известными журналистами, телеведущими, режиссерами, актерами и др.
МАК проводит виртуальные курсы для начинающих в Интернете и очные курсы – в стенах самой Академии (вот на этих очных курсах я и занималась год, пока не переехала в Ашкелон).
В ноябре 2008 года был открыт круглосуточный бесплатный телевизионный кабалистический канал на 66 канале YES, а в 2009 году - на канале HOT израильского телевидения.

«ДОБРЫЙ   АНГЕЛ»   И   «ЗЛОЙ   АНГЕЛ»

Один год учебы на курсе для начинающих в МАК имел для меня громадное значение. Еженедельные два часа занятий, проводимые талантливыми преподавателями, учениками Лайтмана, проходят на одном дыхании. У меня появились подруги, с которыми я поддерживаю отношения и сейчас, несмотря на то, что мы живем в разных городах. Но Ашкелон и Петах Тиква довольно далеко друг от друга, прямых автобусных маршрутов нет – в общем, я перестала посещать курсы.
Однако потребность в группе и в продолжении занятий осталась. Узнав, что в Ашкелоне есть женская каббалистическая группа, я отправилась туда.
Первая встреча оказалась замечательной. Это была трапеза на берегу моря.. В Ашкелоне путь к морю проходит через громадный национальный парк. По всему парку разбросаны каменные столы и каменные скамьи. Здесь же можно приготовить шашлыки и прочие радости жизни. Заплати 12 шекелей и наслаждайся до потери дыхания.. Вот в таком чудном месте мы и расположились. Трапезе предшествовала небольшая театральная сценка под названием «Добрый ангел и злой ангел». «Злой ангел» грозно спрашивал у женщин: «Что ты сделала для группы?!», а «Добрый ангел» всячески защищал бедных каббалисток. «Злым ангелом» была руководитель группы Ирина, а «Добрым ангелом» - Игорь Большой.  Дело в том, что хотя группа и женская, но в ней есть несколько мужчин. Один из них (муж одной из женщин) появляется на занятиях крайне редко и только вместе с женой. Некий Анатолий, целью которого, похоже, было найти себе подругу жизни, очень быстро слинял с каббалистического горизонта. Постоянно в группу ходили двое: Игорь большой и Игорь маленький. Игорь маленький, очень серьезный и очень молодой человек (он учился или в технионе, или в университете) каббалой был заинтересован всерьез. Игорь большой – мужчина средних лет,  работал врачом и в группу, как я поняла, стал ходить недавно. Как я впоследствии убедилась, он действительно был добрым ангелом.
После трапезы мы сидели за каменным столом, ели очень вкусные шашлыки, приготовленные мужчинами, и пили вино. Я помню заходящее солнце, море и сияние звезд. Под плеск волн текла тихая беседа, звучали песни, и светлая аура окружала нашу маленькую группу.
В тот вечер, вернувшись домой, я написала: «На ту дорогу, пронзенную светом…». Я стала посещать занятия группы, но влиться в нее не смогла и очень скоро оставила ее.
Я помню последнюю встречу с «Добрым ангелом», помню, как он, глядя на меня своими добрыми, темными глазами, опушенными длинными ресницами, говорил своим добрым, баритонистым голосом: «Ты собираешься бороться с Творцом? Но это же нельзя! Он таких пинделей наподдает…».
Наверное, он был прав. Наверное, мне нужно было двигаться между «добрым» и «злым» ангелами, выстраивая свою среднюю линию, но я предпочла уйти. Давление было слишком сильным. Когда мне мешают заниматься каким-то делом ( в данном случае, была попытка создания теневого театра), я предпочитаю не бороться с обстоятельствами, а уходить. Кто-то скажет, что это слабость или трусость, или отсутствие воли. На самом деле все гораздо проще. Я – человек с очень слабой энергетикой.. Я всегда предпочитаю дело борьбе, потому что моей энергии не хватает на то и другой. Кроме того, по характеру я – одиночка, «кошка, которая гуляет сама по себе». Возможно, я еще не дошла до идеи коллективизма, а, возможно, я объелась этой идеей до оскомины на нашей бывшей родине. Я оправдывала себя фразой, которую сказал нам в Академии один из преподавателей, когда мы спросили его про создание женских групп. «Женская группа? – изумился он, - да женщины не способны к объединению, они же съедят друг друга.». Должно быть, я ушла, чтобы не быть съеденной. Но я не хочу сказать ничего плохого про  Ашкелонскую группу. Группа существует уже 10 лет. У нее есть своя учебная аудитория, оснащенная аппаратурой, есть маленькая каббалистическая библиотека, есть свой денежный фонд, который позволяет купить все необходимое, проводить различные мероприятия и даже часть денег перечислять в Академию. Группа активно занимается распространением газеты «Каббала сегодня» - одним словом, группа работает. Я думаю, что Ирина, руководитель группы., смогла здесь в полной мере проявить свои врожденные организаторские способности, и то, что я не смогла влиться в группу, это моя проблема, и я никого не виню.
Я стала слушать уроки Рава по Интернету (Каббала ТВ) и не жалею об этом. Виртуальная группа – это тоже группа. Лица многих ребят, скажем, из Московской группы, мне уже знакомы, они мне, как родные. Как и лица учеников израильской группы Рава. Я вместе с ними плачу, смеюсь и объединяюсь в едином порыве.
Однако, на ежедневных рассылках МАК, я читаю о том, как важно в наше время распространение идей каббалы. Особенно этим нужно заниматься женщинам. Но я думаю, что, возможно, моя «Третья свеча» тоже поможет этому распространению. Хотя бы немного, чуть-чуть. Во всяком случае, я утешаю себя этим.

МУЖЧИНА   И   ЖЕНЩИНА   В   КАББАЛЕ

Прежде, чем коснуться вопроса о роли мужчины и женщины в каббале, требуется небольшой комментарий. Многие люди спрашивают, зачем вообще нужно изучать каббалу. Вроде жили люди без нее раньше и дальше проживут. Это не совсем так, вернее, совсем не так. Однако, если у человека острое неприятие каббалы, тогда, конечно, ему не надо ею заниматься. Нам все время говорили в Академии, что «в духовном  нет насилия», все должно делаться добровольно.
Я уже говорила  и довольно подробно о том, что человек использует только два процента своего мозга. Сейчас каббала начинает стремительно распространяться по миру. Загляните в Интернете на каббалистический блог Лайтмана, и вы увидите,, что каббалистические группы создаются в самых разных странах и в разных уголках земного шара.. И вот эти люди, внешне совершенно обычные, вдруг начнут использовать нетронутые залежи своего сознания и, соответственно, стремительно развиваться. Разумеется, рядом с ними те, кто не занимается каббалой, будут выглядеть, мягко говоря, не самым лучшим образом. А кому хочется чувствовать себя идиотом?..
Наука каббала рассказывает нам о том, что Творец создал единую душу, Адама, и захотел наполнить ее своим светом. Но так как Адам был не осознающим себя, то он захотел получить весь свет. В результате произошло  разбиение души на великое множество осколков, и эти осколки из высшего мира упали в наш мир, где  «оделись» в человеческие тела и стали существовать, как отдельные люди. В каждом из нас есть эта маленькая частичка души Адама. В каббале ее называют «точка в сердце». Человек может прожить много жизней, не ощущая свою точку в сердце, но в один прекрасный день она проявится. И тогда он, томимый духовной жаждой, начнет искать то, чего нет в этом мире и придет к каббале. Потому что только каббала рассказывает о духовных мирах и о том, как попасть туда. И это нужно сделать еще в этой жизни, находясь в человеческом теле. Скажем, если вы хотите поехать жить в чужую страну, вы попытаетесь что-то узнать о ней, запасетесь картами, путеводителями, справочниками и разговорниками, чтобы хоть как-то ориентироваться в незнакомом месте. Но духовные миры – это не страны в нашем мире. Это нечто совершенно другое, чему здесь нет аналогов, и рассказывает об этом только наука каббала.
Творец желает, чтобы мы вернулись к нему, но вернулись осознанно. А для этого необходимо поменять нашу эгоистическую природу на альтруистическую. Только подобие свойств делает возможным переход через махсом* и продвижение по духовным мирам. Занимаясь каббалой, человек развивает в себе шестой орган чувств и начинает воспринимать духовный мир.
Изучение каббалы рассчитано на мужчин, но это не значит, что женщины не могут заниматься каббалой. В Международной академии каббалы один раз в неделю Рав Лайтман читает лекции для всех желающих. Кроме этого, для тех, кто хочет более углубленно заниматься каббалой, существуют курсы для начинающих. На эти курсы и лекции допускаются все желающие, и женщин приходит даже больше, чем мужчин. Но ежедневные утренние занятия проводятся только с мужчинами. Женщины часто спрашивают Рава Лайтмана, почему они не могут заниматься наравне с мужчинами? Михаэль Лайтман объясняет это так: каббала призвана помочь человеку исправить свою природу, а это нужно прежде всего мужчинам, потому что они гораздо более испорчены и более эгоистичны, чем женщины. Женщины ближе к природе ( в каббале Творец и природа – это одно и то же), они понимают многое на уровне подсознания и интуиции, поэтому им не нужно так много учиться, как мужчинам. Их роль в каббале – это прежде всего поддержка и помощь мужчинам, а также распространение знаний о каббале. К мужчинам предъявляются гораздо более жесткие требования, мужчина должен быть женат, иметь семью, работать, чтобы выполнить свою роль в этом мире, а также ежедневно заниматься каббалой, чтобы изменить свою природу, перейти махсом и достичь полного исправления.
В идеальном варианте оба, муж и жена, должны быть каббалистами. Тогда они способны достичь замечательных результатов. Фактически община «Бней Барух» уже создает модель будущего общества, в котором все равны и стараются жить по главному принципу каббалы: «Возлюби ближнего, как самого себя».


*Махсом (иврит) – преграда, барьер, препятствие. В данном случае, барьер между духовным и материальным миром.



СДЕЛАТЬ   ШАГ   В   ВЕЧНОСТЬ

Лайтман, конечно, гений. То, что он делает, пытается делать… люди просто не понимают, потому что  н и к о г д а   н и ч е г о   п о до б н о г о   н е  б ы л о, и невозможно это понять земным умом – всю эту беспредельность, эти новые отношения между людьми, которые он пытается построить. Я вдруг поняла, что многие группы, которые создаются в других городах, это, мягко говоря, совсем не то, чего хочет Рав Лайтман, но люди просто не понимают, с одной стороны, как это должно быть, а с  другой, - не могут. Это так сложно и трудно, потому что никогда не было. Те, кто придет за нами – им будет проще. Они уже прошли весь этот глупый, нелепый путь прошлых жизней, они – готовы. Мы – нет. Мы еще здесь, нам безумно тяжело сделать шаг в вечность. Но устремление – это тоже многого стоит.

             О С К О Л К И

        Летят осколки сквозь бездну…
Осколки света и боли,
Осколки надежды и горя…
Ты и я
Мы – вместе
И каждый – сам по себе.

        Летят осколки сквозь бездну…
Пусть уйдут боль и горе,
Свет и надежда
Сольются вместе,
В общем свете
       Высшего света,
В общем сосуде,
      В едином Кли!..*

*Кли - сосуд для получения Высшего света.


ВОСЬМОЙ   МЕЖДУНАРОДНЫЙ   КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ   КОНГРЕСС

Со 2 по 4 февраля 2009 года в Израиле состоялся Международный каббалистический конгресс. Конгресс проходил в Тель-Авиве, в  выставочном зале университета, в одном из самых больших залов Израиля. На конгрессе присутствовало более 5000 человек из 50 стран мира.
Рассказывать о подобном конгрессе сложно, так как его атмосферу можно почувствовать, только находясь на месте действия. Поэтому я постараюсь писать эту главу, как журналист, иначе говоря, как наблюдатель, хотя, конечно, это не всегда будет удаваться.
Итак, символом Восьмого каббалистического конгресса стали шестеренки. Эти веселые шестеренки могут вызывать у русскоязычного читателя не совсем приятные ассоциации с «винтиками» советского строя. Но в данном случае речь шла о том, что мы все – единая душа, единое человечество и должны быть взаимно включены в это человечество. Михаэль Лайтман часто приводит пример с клетками организма: хотя каждая клетка самостоятельна, тем не менее, она работает на нужды всего организма, и это создает гармонию. Когда же клетка начинает думать только о себе, она становится раковой и, таким образом, губит не только себя, но и весь организм.. На мой взгляд, пример с клетками более понятен, чем с шестеренками, так как клетки – живые.
Во всяком случае, на уровне обывателя это понятнее, я с этим сталкивалась в разговорах со своими знакомыми.
Что же касается самих организаторов конгресса, то они действительно работали, как единый, слаженный организм. Громадный зал был поделен на две части: женскую и мужскую ( количество тех и других участников было примерно одинаковым, но мне кажется, что женщин было все-таки больше). Над сценой висел плакат : « We are all one family». С двух сторон сцены были установлены два громадных экрана, такие же экраны располагались немного дальше и, таким образом, все присутствующие имели возможность видеть все, что происходило на сцене, находясь в любой точке зала. Принимая во внимание разноязычность участников конгресса, каждый имел возможность получить радиоприемник с наушниками и настроить его на нужную языковую волну. Вокруг зрительного зала находилась двухсторонняя система коридоров, где продавались книги и диски. Кроме того, был еще один коридор с женской стороны, который включал и балкон. Это была «детская территория» ( что касается детей, то это вообще отдельная тема, и об этом я постараюсь сказать позднее).. Со стороны « мужской части» находилась кухня, а рядом, на улице, «белая палатка», где женщины чистили и нарезали овощи, которые поступали на кухню, где профессиональные повара-мужчины готовили для участников конгресса очень вкусную еду на обед и ужин.  На улице, рядом со зданием, где проходил конгресс, располагались палатки с различными рекламными и информационными материалами «Бней Барух»: полная информация о том, где находится Академия каббалы, на какие курсы можно записаться, какие книги и диски можно приобрести в книжном магазине Академии. Здесь же были информационные буклеты об экскурсиях по каббалистическим местам ( новое направление в работе «Бней Барух»). Напротив палаток – столы с чаем и кофе, а также очень вкусное печенье, сделанное женщинами «Бней Барух».
Как мне кажется, организаторы учли все, вплоть до того, что при регистрации участнику конгресса одевался на руку браслет, который он показывал охраннику при входе в здание. Такая предосторожность необходимо, учитывая в какой стране проходил конгресс – это во-первых, а во-вторых – просто для порядка, все-таки на конгрессе присутствовало очень много людей.
(Из отзывов участников конгресса: «Очень вкусная еда, между трапезами, снаружи, множество столиков с горячими напитками, лимоном, сладостями круглосуточно. После всех мероприятий – песни и танцы настолько зажигательные, что невозможно усидеть на месте. Столько энергии и любви, что нет места усталости с утра до поздней ночи. До и после конгресса народ ездил по каббалистическим местам.», « Организация всего конгресса не поддается описанию, настолько все продумано до мелочей, тысячи человек и нигде никаких очередей: ни к книгам, ни к еде, ни к чаю,  ни к киоскам распространения – захотел – получи!»).
Программа конгресса включала уроки Рава Лайтмана, собрания товарищей, ярмарку трудоустройства и культурную программу. Кроме того, довольно большие перерывы давали возможность для общения, знакомства и гуляния на свежем воздухе.. Погода на протяжении всех трех дней конгресса стояла замечательная, теплая и мягкая, - одним словом, природа была с нами заодно.
Выше шла речь об организации конгресса, сложнее рассказать о нем самом, потому что сухое перечисление мероприятий ничего не дает. Я не буду пересказывать уроки Рава, они будут записаны и размножены, кроме того, по следам каждого конгресса издается книга. Я просто поделюсь своими ощущениями и впечатлениями.
Как я уже говорила, на конгрессе присутствовали люди из 50 стран мира. Большая часть участников – это, конечно, ученики Академии. Причем, не только группа «Бней Барух» и те начинающие каббалисты, которые посещают курсы Академии. Это и большое число тех, кто учится виртуально, через Интернет, в самых разных странах мира. Эти виртуальные группы могут быть большими, как, скажем, московская группа, и совсем маленькими, состоящими из трех, двух и даже одного человека.. Вот такой Один человек прислал на конгресс письмо из Арабских Эмиратов, и это письмо было показано на экранах, переведено на все языки и встречено бурей аплодисментов. Ведь все прекрасно понимали, почему этот человек не смог приехать в Израиль.

И также аплодировали человеку из Колумбии (отношение этой страны к Израилю хорошо известно). На собрании товарищей он рассказывал о том, как он не мог получить визу и ездил за ней в Венесуэлу, и как в аэропорту Бен- Гурион чиновники никак не могли понять, зачем этот человек приехал в Израиль: «Они продержали меня в аэропорту 5 часов, я говорил им о каббалистическом конгрессе, на котором должен быть, но они все равно не понимали меня. Тогда я включил 66 канал, но его переключили на футбол. Я опять включил 66 канал, и его снова переключили на футбол. Так я делал до тех пор, пока меня не отпустили на конгресс». И он плакал, рассказывая это, и мы плакали и смеялись вместе с ним. Как передать это?.. Как передать ощущение от песен, которыми заканчивались уроки Рава и которые звучали во время Собрания товарищей («Ешиват хаверим»)? Эти песни, когда мы поем, положив руки на плечи друг друга, или, когда мужчины танцуют, как дети, взявшись за руки, или изображая «паровозик». Они поют, они танцуют, они смеются и плачут, и их энергия волнами перекатывается друг от друга, и через весь зал – нет, это невозможно передать.. Эти слезы, слезы взрослых мужчин. Я помню, как на собрании товарищей один из мужчин пытался говорить о своих ощущениях и не мог, слезы душили его, он задыхался, и товарищи обнимали его, давая ему свою поддержку. Почему плачут эти мужчины? Потому что, ощущая любовь товарищей, их душа очищается через слезы, и тогда она сама способна передать ответную любовь. Много в нас накопилось такого, что могут смыть только слезы, слезы радости и очищения. Это подобно катарсису в древнегреческом театре.
Атмосфера любви, добра и единения – вот что было главным на этом конгрессе. И особенно хорошо это было видно на детях. У меня нет данных, сколько детей было на конгрессе, но я думаю, что это были сотни, и были совсем маленькие, младенцы в колясках, но я не слышала, чтобы хотя бы один ребенок плакал .Конечно, с ними занимались, были ответственные, которые за них отвечали, но я думаю, что это не главное. Я видела младенца в коляске: вокруг люди поют, смеются, аплодируют, танцуют, а он – спит, безмятежно и сладко. И он был не единственный. Чувство защищенности – вот что чувствовали здесь дети. Не этого ли хотят родители всей земли?
(* Из писем-впечатлений о конгрессе: «Я попробую выразить словами свои ощущении. Во-первых, этот конгресс был Семейный. Это большое отличие и имеет огромное значение. Не просто взрослые люди собрались послушать уроки и поплясать, а это семьи, целостная ячейка общества, где каждый член семьи дает другим поддержку, усиливая многократно все хорошее. Причем, семьи иногда из четырех поколений, а уж о трех поколениях не говорю. Дети, начиная с грудных. Для детей было организовано много разных мероприятий: цирк, игры, песни, танцы, комнаты сна, у каждого возраста свои павильоны. Постоянная работа и защита во время песен и танцев: собирали детей на сцене, строили оградительную полосу из мужчин-распорядителей и создавали детям пространство, где они танцевали со своим воспитателем. Маленьких детей ребята постарше сажали на плечи. Всюду дежурные, следящие, чтобы дети не убежали за пределы павильона, не пострадали»
А у меня все впечатления от конгресса вылились на следующие день :

Наши руки, соединенные вместе,
Через океаны, моря, континенты и страны.
Наши руки, соединенные вместе,
Через тайфуны, террор, войны и кризис.
Наши руки, соединенные вместе…

Родилась новая реальность,
Лица детей чисты, прекрасны, ясны и спокойны.
Родилась новая реальность
В мире бед, страданий, эгоизма и безверия –
Родилась новая реальность.

Это новая цивилизация,
Здесь, с тобой рядом –
Не проходи мимо.
Это новая цивилизация,
Где дети будут жить в защищенном мире.
Ты – отец,
Ты – мать,
Войдите в этот мир, залитый светом –
Это –
      НОВАЯ
   ЦИВИЛИЗАЦИЯ!..


Чувство легкой горечи, которое присутствовало где-то на донышке моей души все эти удивительные дни, объяснялось тем, что я ощущала действительно рождение новой реальности, новой цивилизации, которая начинает существовать параллельно нашему миру, но люди не хотят это видеть.
Люди жалуются на кризис, безденежье и всевозможные беды, но не видят выход из этого положения. А ведь все так просто. Как говорит Рав Лайтман: «Вход, он и выход.», то есть, войди в эту новую реальность и ты сможешь выйти на уровень вечного и совершенного мира. «Ну и что вы там делаете? Только поете и пляшете?» - спросит скептик. Не только. Но не будем забывать, что в этом мире мы существуем в нашем физическом теле, которое  понимает только свой язык.. Материальное тело не способно к отдаче, так как его суть – эгоистическое поглощение. Но тело можно обмануть. Когда человек радуется, танцует и поет – телу хорошо, оно довольно и оно не осознает, что происходит. А происходит объединение разных людей, которые, обнимая друг друга, соединяют свою энергию с энергией остальных и, во время песен и танцев, они отдают эту энергию друг другу. Получается, что каждый человек, присутствовавший на конгрессе, получил энергию от 5000 человек. Это мощный заряд. Но не будем забывать, что позитивная энергия распространяется и в окружающее пространство и влияет на него. Но этого, конечно, недостаточно.
Поэтому в «Бней Барух» возникла идея Виртуального государства: показать людям пример новых отношений, новой реальности через виртуальные средства связи. Так появилось в Интернете на сайте Академии свое телевидение. Сейчас уже существует каббалистический канал на обычном телевидении. И это только начало. Я думаю, что виртуальное государство будет набирать силу и распространяться и на другие каналы связи. А дальнейшее уже зависит от остальных людей. Захотят ли они вступить в новую реальность и, таким образом, спасти себя или…
Выбор за вами, господа.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Когда-то, много лет назад, в очень тяжелый период своей жизни, мне приснился сон, где я увидела высокую, уходящую в небо лестницу. Я стояла перед этой лестницей, и на этом сон обрывался.
Примерно в тот же период мне приснился другой сон, где я спускалась по лестнице вниз и дошла до последней ступени. Эта последняя ступень не заставила себя ждать: я заболела и попала в онкологический диспансер. Я могла умереть, но этого не случилось. И как улыбку надежды, послал мне Творец сон про высокую лестницу, уходящую в небо.
Изучая каббалу, я узнала, что духовные миры представляют как бы ступени лестницы, на которые человек должен подняться, чтобы достичь своего корня в мире Бесконечности.
И только одно смущает меня: рав Лайтман говорит о том, что женщина может попасть в духовный мир только через мужа-каббалиста. А если этого мужа нет? Я написала на эту тему стихотворение, но так как оно  каббалистическое, то я приложила к нему маленький словарик.
И на этом, дорогой читатель, я прощаюсь с вами.

М А Н*

Мужу-каббалисту, которого я так и не встретила

Пребываешь вовеки, в вечности
В неизменности, в тишине*.
А меня ждут ступени лестницы,
Путь в сиянии,
Путь во тьме.*

        Я хочу быть во всех и в каждом,*
Научи, помоги, Творец.
Я хочу, как Эстер,* быть отважной
В этот темный, жестокий век.

        И ничтожное, жалкое прошлое
Я хочу уничтожить до дна,
И очиститься,
И опомниться,
И очнуться от этого сна.*

        И помочь и себе, и людям,
Нашим детям и нашим мужьям.*
Этот Замысел есть
И будет,
    И вовеки,
И до конца!*


СЛОВАРЬ
*Ман – маном каббалисты называют  обращение к Творцу о том, чтобы Творец помог им исправить себя.
*»Пребываешь вовеки, в вечности…» - речь идет о душе, достигшей мира Бесконечности.
* «Путь в сиянии, путь во тьме…» - когда душа поднимается по ступеням Миров, то, поднявшись на ступень, она ощущает свет, а поднимаясь на следующую ступень – тьму.
* «Я хочу быть во всех и в каждом…» - поднимаясь в высшие миры, человек начинает ощущать единство со всем человечеством и с каждым человеком.
* Эстер – царица Эстер, героиня еврейского эпоса, «Свитка Эстер», спасшая еврейский народ от уничтожения.
* «Очнуться от этого сна…» - сном, иллюзией каббалисты называют наш материальный мир.
* «И помочь… нашим детям и нашим мужья…» -  женщина должна помогать не только детям, но и быть помощницей мужу.
* «Этот Замысел есть и будет…» -  Замысел Творца заключается в том, что человеческая душа должна вернуться к своему источнику.
* « И вовеки, и до конца!» - Замысел Творца все равно будет реализован до конца, хотим мы этого или нет.