Похищенная из неолита - ровесница фараонов

Екатерина Звягинцева
                Холодно. На Колыме почти всегда холодно, а века назад было еще холоднее, но и здесь живут люди, живут давно – испокон веков, уходя своими корнями в покрытое мраком неизвестности прошлое.

                Как узнать, кто и как здесь жил? Кто предки ныне малочисленных народов Севера – юкагиров, чукчей, эвенов, эвенков? Откуда и когда они пришли в эти суровые земли? Конечно же, с помощью учёных-археологов, которые, несмотря на суровый климат методично и кропотливо работают в зоне вечной мерзлоты, среди туч ненасытных и злых насекомых-кровососов.

                В 1980 году сотрудники Приленской археологической экспедиции С. П. Кистенёв и В. М. Михалёв вели свои изыскания на Нижней Колыме, на притоке реки Колыма – Пантелеихе. В районе сопки Родинки, в 17 км от райцентра Черский, на береговой террасе они увидели лежащее каменное тесло, с этого места и начали вести раскоп. Им повезло – Колыма щедро одарила их, приоткрыв одну из своих самых сокровенных тайн – экспедиция раскопала захоронение женщины, предположительно  до 25 лет. Но что самое удивительное, так это то, что захоронение, возраст которого датируется 3500-3600 лет, оказалось невероятно щедрым для эпохи неолита.

                Погребённая, при жизни, скорее всего, была из очень могучего и богатого племени. Есть мнения, что она была сильной шаманкой или воительницей, а возможно и то, и другое вместе, хотя может быть эти мнения и ошибочны, но то, что она была знатной особой – это бесспорно. Об этом говорят те по истине несметные богатства, с которыми она была захоронена.


                В её могиле археологи нашли лук, наконечники стрел и копий, каменные и костяные ножи, топоры, кинжалы, молоточки, так же там были скребки и тесла – предметы, которые использовались в быту. Сама же она лежала в символической, берестяной лодке буквально засыпанная бусинами из раковин и скорлупы крупных, птичьих яиц. Колымчанку из глубины веков её соплеменники щедро проводили в мир теней, у неё были ожерелья из клыков медведя, росомахи лисицы, песца. Там были амулеты с орнаментом, подвески, скульптурные изображения хищных птиц. Многие предметы были стилизованы, на некоторых были нанесены кресты и другие загадочные символы. Но что самое интересное, у покойной в её личных вещах были обнаружены странные на первый взгляд предметы, которые вызвали недоумение и споры в научной среде –  там было оленье ребро с насечками, как на логарифмической линейке, с чётко проглядывавшимися секторами 5 и 10. Т.е. предположительно – покойная была знакома с десятичной системой счёта. На её груди лежали овальные, костяные предметы, на одном из них были изображения «остроголовых человечков», которые в мифологии юкагиров символизируют хозяина нижнего мира. Сам же овальный предмет, скорее всего, символизирует бубен. Похожая фигурка была найдена в своё время академиком А.П. Окладниковым в одном из захоронений на средней Лене, которое он охарактеризовал, как однозначно шаманское. Так же встречались и роговидные завитки, которые нехарактерны для древних, северных орнаментов,  и которые считаются атрибутом байкальского орнаментального рисунка, что не вступает в противоречие с историей происхождения юкагиров –  антропологически юкагиры относятся к байкальскому антропологическому типу североазиатской расы. Изделия в захоронении были из кости оленя, бивня мамонта, всего помимо бусин, которых было более 18000, из раскопа было извлечено 67 костяных и 100 каменных предметов.


                Богатство захоронения на Родинке даёт нам возможность заглянуть в жизнь людей населявших Нижнюю Колыму 3500 лет назад, попытаться понять их представления об окружающем их мире, о религии, об их образе жизни, об их уровне культуры и об их нуждах. Арсенал захоронения говорит, что и в те далёкие времена колымчане были вынуждены вести войны – эхо, которых не докатилось до наших дней, и естественно они были охотниками. Но т.к. юкагиры, а «остроголовые» ведут нас именно к юкагирам, были племенем, в котором царил матриархат то, скорее всего в Родненском захоронении погребена могущественная и великая владычица юкагирского племени, т.е. женщина-вождь. Да, эта женщина-владычица племени обладала уникальными знаниями для того времени – линейки с насечками, и ребро сразу заинтересовавшее учёных, возможно были первыми календарями Нижней Колымы, а так же системой счёта. А вот насчёт того, что она была шаманкой – это несколько сомнительно, т.к. если она была юкагиркой, то традиционно юкагиры своих великих шаманов не хоронили, их тела расчленяли, и кости родня хранила, как родовые обереги. Для черепов делали деревянное «тело», и эта реликвия  обычно находилась у главы рода.


                Очень много вопросов породило захоронение на сопке Родинка, но вот беда – Сергей Павлович Кистенёв умер, и захоронение, которому равных нет на просторах Арктических тундр, бесследно растаяло и опять кануло в небытиё. В Нижнеколымском музее нет ни одного артефакта из захоронения – только муляжи, да и те конечно не охватывают весь перечень артефактов. Нигде нет достоверной информации, где сейчас хранятся останки Колымской Владычицы, где коллекция редчайших артефактов. По району ходят непроверенные слухи, что коллекция артефактов выставлялась в Якутске, и  подверглась разворовыванию. Так же звучат мнения местных жителей, что останки необходимо вернуть и опять захоронить, так требуют местные обычаи, это мнение высказывалось юкагирами на Третьем съезде юкагирского народа, который состоялся в Черском, в 2007 году, но видать юкагиров не захотели услышать.

                Сейчас уже 2009 год, захоронение обнаружено в 1980 году, все радиоуглеродные анализы за 29 лет, наверное, уже давно сделаны, артефакты переписаны, измерены, сфотографированы и изучены, а в Черском так и нет отчета о захоронении. В музее есть небольшая экспозиция из муляжей, карт и статьи в республиканской газете. Куда пропала Колымчанка из глубины веков? Куда канули её несметные сокровища? Кто и почему скрывает или искусственно замалчивает историческое прошлое Нижней Колымы?

                Может быть, мы сможем её найти и вернуть на родную землю? Узнаем, почему она умерла в расцвете лет? Узнаем тайну древнего календаря? Найдём следы древнейших пиктограмм?  Ведь у юкагиров была письменность, которая зашифрована  в пиктограммы, но писали они на коже и на бересте, а это очень недолговечный материал. Всё ещё может быть, главное уметь ждать, искать и верить.


               Древнейшая Колымчанка была богатейшей и влиятельнейшей женщиной эпохи неолита, она правила отнюдь не дикарями, и правила мудро, пользовалась большим авторитетом, это видно по её сокровищам. Она ровесница фараонов, она правила своей страной в одно и тоже с ними время, она олицетворение древнейшей цивилизации на просторах Арктического Севера, но она осталась женщиной – приоткрыв ответ на одну тайну, она тут же спряталась за другую…

***
На фото муляж одной из "линеек", который хранится в музее п. Черский.
Сфотографировано с разрешения директора музея З. М. Роббек.