Дороги мечты

Валерий Кобелев
                ДОРОГИ МЕЧТЫ

                «Мечты, мечты
       Проходят безвозвратно
Среди обычной шумной суеты
Но как порой становится приятно,
Когда нежданно сбудутся мечты»

Это стихотворение прошло со мною по жизни, но я забыл, кто из классиков его написал.
А как точно и проникновенно сказано!
Мечты… Сколько их?  Сразу и не сосчитаешь! Они неожиданно возникают и бесследно проходят в течение всей нашей жизни и, действительно, как же приятно получить от жизни на склоне лет, вероятно в награду, сбывшуюся сокровенную мечту!
Мечты бывают разные.
Бывают мечты  пустые, воздушные, когда человек заранее знает, что они никогда не исполнятся, и мечтает он от безделья, праздного времяпровождения, а бывают мечты реальные, но с далёкой перспективой, исполнение которых связано с приложением больших усилий самого человека, его родителей, целого народа и даже всего человечества. Мечты часто переплетаются с желаниями, особенно в детстве, и носят приземлённый, потребительский характер.
Наверное, нет на земле человека, у которого не было бы своей мечты.
На какой почве возникают мечты и куда ведут их пути-дороги?
Вероятно, мечты каждого человека имеют свои пути-дороги.
Я хочу поведать историю путей и дорог  лишь своей мечты.

Моя первая мечта связана с небом.
Всё началось с того, что в первый же день, когда меня принесли домой из роддома,  я, оставшись на короткое время без присмотра, упал с кровати, благополучно «спланировав»  на пол.
 С учётом этого события  родители и дали   мне  имя Валерий в честь Валерия Чкалова -  выдающегося советского лётчика-испытателя, виртуоза, аса своего дела, совершившего героические беспосадочные перелёты из Москвы на Дальний Восток и через Северный полюс в Америку и ставшего в 30-е годы прошлого столетия кумиром всего народа.
Я родился в 1939 году, а через два года началась Великая Отечественная война. Моя мама, при приближении фашистов к Москве,  не поехала с отцом в эвакуацию, а осталась с двумя детьми дома. С первых месяцев войны вражеские самолёты каждую ночь прорывались к Москве, сбрасывая на неё свой смертоносный груз. Во время воздушных тревог мама  бежала в бомбоубежище со мною на руках, и я смотрел в чёрное небо, где метались лучи прожекторов, пытаясь поймать в перекрестие вражеские самолёты, а зенитки, стоявшие в нашем дворе, прострачивали небо, словно швейная машинка стёганое одеяло. В душном бомбоубежище, где скапливалось более ста человек, я, вместе со всеми окружавшими меня людьми, мечтал о скорейшем разгроме нашими войсками ненавистных фашистов, и хотел стать военным лётчиком, чтобы защищать свою Родину.
Для меня тогда не существовало понятие времени, и я не задумывался о том, что  должно пройти много лет, прежде чем я смогу стать лётчиком, а фашисты и Родина не станут ждать, пока я вырасту, чтобы завершить войну с моим участием.

Окончилась война. Летним радостным днём возвратился с фронта, сверкая орденами и медалями на лётной гимнастёрке, мой любимый дядя Вася. На встречу с ним у нас в комнате собралась вся родня. Дядя Вася поднял меня высоко, под самый потолок, и спросил, кем я хочу стать.
Я ответил ему, что хочу стать лётчиком, как и он.
- А что ты умеешь делать? – опять спросил он.
Я сказал, что умею петь и знаю песни о лётчиках.
Дядя Вася поставил меня на стул и сказал: «Пой!»
Я бойко запел:
« Однажды вечером, вечером, вечером,
Когда пилотам, прямо скажем, делать нечего,,
Мы приземлимся за столом, поговорим о том, о сём
И нашу песенку любимую споём».
Я допел без запинки всю песню до конца. Все гости, сидящие за столом, зааплодировали, а я сказал, что знаю ещё одну песню о лётчиках и, не дожидаясь разрешения, запел:
«Мы друзья перелётные птицы,
Только быт наш одним нехорош:
На земле не успеешь жениться,
А на небе жены не найдёшь.
А потому, потому что мы пилоты,
Небо наш, небо наш – родимый дом.
Первым делом, первым делом – самолёты,
Ну а девушки, а девушки – потом.»
Все были в восторге, после чего наградили меня двумя огромными красными яблоками, целый чемодан которых дядя Вася привёз из Узбекистана, куда он успел съездить после фронта. Я раньше никогда не видел и не пробовал таких красивых и вкусных яблок.

Несмотря на то, что война окончилась,  я всё равно мечтал стать таким же героическим лётчиком, как Валерий Чкалов, Покрышкин, Кожедуб и другие лётчики, показываемые на экранах кино в кинофильмах, которые мы, мальчишки, так любили смотреть.
Моя привязанность к лётчикам усилилась, когда за футбольную команду Военно- Воздушных Сил (ВВС), которую опекал сам Василий Сталин,  стал играть его друг – никем не превзойдённый футболист и хоккеист Всеволод Бобров.
Влюблённость в яркий талант Всеволода Боброва привела меня в секцию футбола с/к «Торпедо» при автозаводе  им. Лихачёва, где работали мои родители.
После окончания футбольной карьеры Всеволода Боброва на футбольном небосклоне взошла новая яркая звезда. Ею стал  Эдуард Стрельцов, который, играя за старших юношей в с/к «Торпедо», уже привлекался в состав сборной команды страны.
Он был   кумиром всех мальчишек и после тренировок мы ходили за ним гурьбой.
В 1956 году Стрельцов стал самым юным чемпионом Олимпийских Игр по футболу.
И в настоящее время бывший стадион «Торпедо»  носит его имя.

Футбол… Футболу я отдал довольно большую часть моей жизни, и с ним связана часть моей мечты. Он был  главной игрой мальчишек нашего огромного, четырнадцати подъездного дома, где на пыльной площадке с самодельными воротами из портфелей и одежды мы гоняли с полудня до вечера  резиновый или кирзовый мяч, мечтая о настоящем зелёном  поле с настоящими воротами и о настоящем кожаном мяче.
Эта часть моей мечты сбылась:  я много лет играл в футбол с огромным удовольствием в различных коллективах любителей этой игры.
Но мяч, поднимавший мою мечту в небо, опять возвращался на грешную землю, и я почувствовал, что путь моей мечты теперь должен быть связан с землёю, с её силой.

Этот новый путь мечты привел меня в секцию классической борьбы с/к «Торпедо», где я быстро освоил сложные технические приёмы, позволяющие класть  противника на лопатки: броски через грудь прогибом – супляс, броски через спину, посадки, вертушки, перевороты накатом, ключом, рычагом и много других.
Моим кумиром стал наш знаменитый, никем не побеждённый  чемпион мира Иван Поддубный, с которым ещё до Великой Отечественной Войны боролся основатель нашей секции борьбы Владимир Михайлович Михельсон, работавший начальником цеха на автозаводе им. Лихачёва и пользовавшийся огромным авторитетом среди работников  всего  коллектива завода и у спортсменов-борцов, тренеров - его воспитанников.

Борьба… Дорога мечты взяла новое направление. Куда она заведёт меня?
К этому времени я уже учился в восьмом классе. Это был первый год, когда сделали совместное обучение девочек и мальчиков. До этого момента с девочками я не общался, дружил и гулял только с ребятами. Вскоре  меня приняли в комсомол и избрали комсоргом класса. Что делать, пришлось общаться и с девчонками. Очень быстро я догадался, что на меня пристально и с интересов смотрит одна из девочек моего класса. Мы стали обмениваться взглядами во время уроков. Мне это не вредило, так как я быстро усваивал знания школьной программы, и приготовление домашних заданий меня сильно не обременяло.  Я мог себе позволить выкроить  время, чтобы помечтать и отдаться новым для меня чувствам.
Проснувшиеся чувства – новый путь мечты и мечтаний.

С объектом своих мечтаний я почти никогда не разговаривал, лишь робко смотрел на неё в классе, а после школы, быстро сделав домашние задания, прозанимавшись три часа в секции, я спешил к её дому в надежде увидеть милое моему сердцу лицо в окошке на пятом этаже.
 Но занятия в секции требовали самодисциплины и сосредоточенности. У меня оказались способности к борьбе и через год, не имея практически разряда, я стал чемпионом Москвы среди юношей, победив второразрядников и перворазрядника. Звание чемпиона ко многому обязывало, приходилось усиленно тренироваться для поддержания необходимой формы,   и я приходил домой усталый.
Однажды, придя с тренировки, я прилёг на диван отдохнуть и заснул.
Вижу сон: идёт по улице объект моих сердечных мечтаний и останавливается в конце моего дома у фонарного столба, ожидая меня.  Да, меня, а кого же?
Я просыпаюсь и думаю: что же это я разлёгся, в то время как  Нина меня уже ждёт.
Ни о чём больше не размышляя, я опрометью выскочил из комнаты, больно ударившись об угол дубового квадратного стола, стоявшего посередине комнаты,  и побежал к увиденному мною месту. Выбежав из подворотни на улицу, я увидел её в указанном мне сном месте.
Да - мечты сбываются! Но мечты первой юношеской любви оказались мимолётными.

 Я был робким юношей, а девочки робких юношей не любят. Главное же всё же в том, что уже тогда, в ранней юности у меня были свои вполне устоявшиеся критерии в жизни: на первом месте – знания, на втором – спорт, на третьем – девочки, и об этом я пел ещё в далёком детстве: «Первым делом, первым делом – самолёты, ну а девушки, а девушки – потом».
Юношеская команда «Торпедо» была очень сильной и добивалась высоких результатов в соревнованиях среди взрослых. Почти все члены нашей сборной команды хорошо учились и после школы подали заявления в МВТУ, создав костяк сборной команды по борьбе этого вуза, и лишь я один подал заявление в Московский Авиационный Институт (МАИ), оставшись верным небу.

Небо… Для Маёвца небо – не просто небо. 
Как поётся в Маёвской песне: «Недаром кусочек лазурного неба мы носим с собой на груди».
Каждый год  в МАИ я завоёвывал чемпионские значки с кусочком лазурного неба и самолётиком в нём и раздаривал друзьям, которых у меня было – вся наша группа.
Годы, проведённые в МАИ, стали лучшими годами моей юности. Преподаватели шутливо называли МАИ  спортивным вузом с лёгким авиационным уклоном, но это нисколько не означало, что учиться в нём было легко. Требования ко всем студентам были одинаковые, в том числе и к мастерам спорта, и на нашем факультете двигателей летательных аппаратов не все спортсмены смогли сочетать учёбу со спортом, и их или переводили на экономический факультет, или же увольняли. Группа, где я учился, была самая дружная во всём институте, как мне казалось, да так оно, наверное, и было на самом деле. 
 Ребята мне помогали в учёбе, когда я пропускал занятия, находясь на спортивных сборах и участвуя в соревнованиях, борясь за честь института, и я с огромной благодарностью вспоминаю своих институтских друзей и это время.
Настоящий Маёвец носил кусочек лазурного неба не только на груди, но и в груди, в сердце, и гордился этим.
 Учась в институте, я уже мечтал не о самолётах, а о полётах в космос.
1961 год, солнечный апрельский день – триумфальный полёт и приземление первого в мире космонавта Юрия Гагарина.
Вот он – мой новый кумир, которым гордится не только страна, но весь подлунный мир!
Во время практических занятий нам выдали лётную форму, и, глядя на меня, все ребята воскликнули: «Так это ж – Юрий Гагарин!» Поскольку я был очень похож на Юру лицом, комплекцией и ростом.
Очень жаль, что ни у кого из ребят не было фотоаппарата, чтобы запечатлеть это сходство!
Летом 1961 года многие из студентов нашего  курса поехали по комсомольским путёвкам на целину в Целиноградскую область строить птичники в совхозе «Ижевский», расположенном в бескрайней степи, где мы трудились два с половиной месяца.
 Отработав  по 12 часов, от зари до зари, после ужина мы разводили огромный костёр и под гитары пели наши Маёвские песни и глядели в чистое, усыпанное яркими звёздами, небо, каждый раз отыскивая в нём пульсирующий полёт искусственных спутников.
Кто первый из нас видел спутник, начинал кричать : «Ура!» и все подхватывали этот ликующий клич, пугая сурков и зайцев.
Небо становилось всё ближе к Мечте.

!964 год – окончен мой любимый институт.
Сбылась ещё одна часть моей Небесной Мечты.
Куда дальше лежит её путь?
В самых потаённых кладовых моей души возникла, сверкнув молнией, казалось бы, несбыточная мечта – сделать научное открытие.
Мечты, мечты, где ваша сладость? – подумал я.
Тогда мне показалось, что это во мне говорит молодой задор, моё  тщеславие,  и я быстро забыл об этой мечте, переключившись на более реальную и земную мечту, также внезапно появившуюся и захватившую всего меня в свой плен.

В научно-исследовательском институте, куда меня направили на работу после окончания института, я познакомился с работавшей  на испытательном стенде молоденькой, симпатичной девушкой, умеющей задушевно петь и писать стихи. Между нами возникла взаимная симпатия. Через месяц ухаживаний я сделал ей предложение стать моей женою, но она не торопилась отвечать согласием и не объясняла причины своего такого поведения, но говорила, что объяснит через два месяца. Я терялся в догадках и мечтал о приближении этого срока.  Опять меня захватила мечта и нетерпеливое желание.
Так я встретил свою настоящую любовь, будущую студентку педвуза. Секрет состоял в том, что она   боялась признаться в причине оттягивания своего  решения, которое зависело от того, сдаст ли она экзамены в ВУЗ, или провалит. Экзамены она сдала на отлично, её зачислили в институт, а мы пошли и подали заявку в ЗАГС.
Небесная Мечта меня в очередной раз не подвела -  я находился на седьмом небе, иногда спускаясь на землю, чтобы разрешить семейные жилищные и бытовые вопросы.

Но мечтать хорошо, когда есть средства, на которые можно существовать.
Зарплата младшего научного сотрудника – 100 руб., старшего инженера – 120 руб. в месяц, перспектива роста нулевая, поскольку в лабораториях был переизбыток молодых специалистов, к тому же я был беспартийным, а вступать в партию из-за корыстных побуждений не хотел, видя, как в партию принимают неприкрытых карьеристов и проходимцев. Когда на собрании лаборатории я выступил против принятия в партию одного из молодых, да ранних, постоянно уклонявшегося от комсомольских и общественных поручений и думающего только о своей карьере, меня никто не поддержал и все, кроме меня, проголосовали за принятие его в партию.
Шли годы, мне и жене выделили комнату в коммунальной квартире.  Комнату надо было обставить, купить предметы первой необходимости: стол, диван, холодильник и т.п., но на зарплату в 120 руб. и стипендию в 28 руб. это сделать непросто, т.к. наших общих доходов хватало лишь на скромное пропитание. Работа моя мне нравилась, мы молоды и двоим нам средств, учитывая невысокие жизненные потребности тех времён,  с натяжкой, но хватало. А мы в перспективе мечтали о ребёнке. Но эта светлая мечта из-за финансовых проблем была с горьким привкусом. Я искал работу по моему профилю в других аналогичных организациях, но нигде выше 130 руб. в месяц предложить не могли.
В 1968 году погибает в авиакатастрофе Юрий Гагарин – кумир моей Небесной Мечты и когда в этом же году мне предложили должность руководителя группы в другом ведомстве с окладом сразу 170 руб. в месяц, с последующей хорошей перспективой работы в Главном Управлении, я, после некоторых колебаний, согласился.

Итак, Небесная Мечта опять сделала зигзаг на своём пути, но ещё сильнее связала меня с небом и самолётами, поскольку мне приходилось почти каждый месяц летать в командировки во все концы Советского Союза. Я мечтал о путешествиях, стремясь посетить как можно больше новых мест нашего необъятного Советского Союза, а поэтому никогда не отказывался ни от каких командировок и сам себе их планировал.
Маршруты моих путешествий исчертили карту Советского Союза от Карпат до Камчатки и Владивостока, от  Салехарда до Душанбе и Ашхабада, от Петрозаводска до Тбилиси и Одессы.
В небе я проводил многие часы во время перелётов в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток, Сахалин и на Камчатку, любуясь с высоты 10-12 тыс. метров прекрасной панорамой Земли, её изогнутым горизонтом на фоне заката и бархатного звёздного неба, ища в нём пунктирные орбиты искусственных  спутников.   
Казалось, если ещё немного поднимешься вверх, то почувствуешь дыхание и завораживающее притяжение космоса. 
Но иногда небо показывало  своё раздражённое и негодующее лицо. Так случилось, когда я летел на самолёте АН – 24 из Астрахани в Москву. За полчаса до окончания рейса самолёт попал в обширную зону грозовых облаков. Молнии сверкали справа и слева, оглушительный гром, казалось, вот-вот расколет небо. Самолёт упрямо пробивался сквозь облака, постоянно попадая в глубокие, до нескольких десятков метров, воздушные ямы. Пассажиры все были бледные, измотанные непрерывной  болтанкой и уже не способные воспринимать слова стюардесс, пытавшихся из последних сил оказывать помощь и ободрять теряющих надежду и самообладание. 
У всех была одна мечта – выжить в этой стихии и вырваться из грозового плена.
Нам удалось успешно пройти это испытание, за что все пассажиры были безмерно благодарны командиру экипажа и своей судьбе.
Мечта и судьба. Здесь всё же есть какая-то мистическая связь.
 
Эта мистическая связь особенно ярко проявилась, когда я в январе 1994 году вышел на пенсию  по выслуге лет, и у меня появилась  возможность больше времени уделять любимому творчеству – поэзии, а в апреле нежданно сбылась мечта моей молодости – сделать открытие.
Первым моим открытием стала буквенная логика и, основанный на ней,  новый вид поэтического творчества – слогорифмы, первый сборник которых я издал в 1997 году под названием «Сущность портретов и понятий ( слогорифмы)».
Один из крупнейших поэтов современности Кирилл Ковальджи  написал вступительное слово к этому сборнику. Вот оно:
   СЛОВО  И  СУДЬБА
«В стихосложении перепробовано всё, не так  ли?
Ещё в Древнем Риме додумались составлять фигурные стихи, делать хитроумные формальные построения, и это занятие было не просто забавой. Оно одним концом упиралось в творческую игру, а другим – в более таинственную область, где мерцают мистические прозрения и угадывания.
Русская поэзия вовсе не чужда подобных поисков и опытов, - они сопровождали её развитие с силлабических времён и до сегодняшних, постмодернистских.
Уже никому не приходит в голову, что перевёртыши ( палиндромы) – это только виртуозная шалость мастера. «Я иду с мечом судия» - случайная находка или обнаружение затаённого смысла?
 Недаром созданы целые произведения, составленные из палиндромов (В. Хлебников, а в наше время – Н. Ладыгин).
Итак, всё перепробовано?
Однажды к нам на поэтическую студию пришёл Валерий Кобелев. Кроме «обычных» стихотворений он принёс целую книжку вполне необычных, рождённых комбинациями букв, входящих в состав названий, заголовков. Новое ограничение, однако, таящее в себе нечаянные радости. Неужели вы не почувствуете удовлетворения, открыв, что в теме «Сергей Есенин» живёт и здравствует «гений» ?
Игра случайности?  Можете считать, что игра. Но почему то и дело слова, отпочковавшиеся от названия, так подходят к тому человеку, той теме, которые выбраны поэтом?  Вдруг среди затруднённых, поскрипывающих строк вспыхивают настолько точные ( даже провидческие!) определения, что ощущаешь лёгкое дуновение магии.
Думаю, занятия Валерия Кобелева – это не только игра, поэтическое хобби.
Потому надеюсь. что благосклонный читатель, не спеша осваивая его книжку «Слогорифмы», обязательно наткнётся на неожиданные открытия, соответствия, которые послужат толчком к свободному полёту ассоциаций, обновлению взгляда.
Поэтическая интуиция Валерия Кобелева способствует открытию ещё одной, доселе неведомой грани в искусстве слова.
Истинно сказано: все жанры хороши, кроме скучного.»

Небесная Мечта,  открывшая мне буквенную логику и слогорифмы, дала мне возможность рассматривать не только сущности людей, но и подвела к необходимости разобраться в Истине   и сущности фундаментальных понятий. И когда я вплотную занялся этой проблемой, моя  Небесная Мечта летом 2000 года подарила мне самое главное открытие – числовую логику, которая совместно с буквенной логикой  образовали новую науку ЛОГИКОЛОГИЯ, позволяющую человеку установить более тесную связь с Всевышним Богом.
В течение одного года мною были написаны пять книг серии «Тайные связи», которые вышли в свет в 2003, 2004 годах в  г. Москве и открыли мне Путь Небесной Мечты.
93 Небесная + 63 Мечта = 156 буквенная логика = 84 путь + 72 есть, Истина
Моя Небесная Мечта – это бесконечный путь познания Истины, дорога к Богу,
поэтому Она не может полностью исполниться.

Но  я всё же пытаюсь, в силу своих возможностей,  помочь людям, также как и я,  встать на этот нелёгкий путь познания Истины.  В этих целях, я разместил на сайтах в Интернете свои книги, статьи и пособие по Логикологии, а также передал книги в Российскую Академию  Наук, в Государственную Российскую Библиотеку, в Библиотеку имени А.С. Пушкина и в Библиотеку имени Л.Н. Толстого.
12.10.2005 года из Российской Академии Наук я получил отзыв на свои книги по Логикологии.  Представляю выдержки из него:
«Несколько озадачивает элементарность  аппарата  «логикологии»  и претензии на решение глобальных  проблем  человечества, изложенных в пяти книгах серии «Тайные связи». Но возможно и другое, как это часто бывает в истории науки, что ещё не пришло время для  осмысления и понимания чего-то  нового и оригинального.
С уважением, доктор философских наук
зав. сектором логики ИФ  РАН А.С. Карпенко»
Да, видимо действительно, ещё не пришло время для осмысления и понимания этой новой науки. А пока я иду один по пути своей Небесной Мечты с надеждой когда-нибудь найти попутчиков и обрести последователей, способных проникнуть в глубины неизведанного и использовать свои знания на благо человечества.