Этюд в пастельных тонах - о скромности

Юлия Баяндина
 СКРОМНЫЙ, умеренный во всех требованиях,смиренный; кроткий и невзыскательный за себя; не ставящий личность свою наперед, не мечтающий о себе; приличный, тихий в обращении; противопол. самоуверенный, самонадеянный, самолюбивый, себялюбивый; гордый, заносчивый, наглый, нахальный и пр….

ГОРДЫЙ, гордынный, гордостный, горделивый, надменный, высокомерный, кичливый; надутый, высоносый, спесивый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше прочих. Гордые приемы, обращение, свойственные гордому человеку. Горделивый, смягчает свойство это; гордоватый или горденек. Гордость, гордыня, горделивость ж. качество, свойство гордого: надменность, высокомерие. Гордым быть, глупым слыть. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. В убогой гордости дьяволу утеха. Во всякой гордости черту много радости. Смирение паче гордости….

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

 

Скромность личностное качество, присущее человеку, иначе говоря, черта характера, в общем-то, не говорящая ни о каких других достоинствах или недостатках.
Скромный:
         -"я", по отношению к остальным людям, вторично, не потому что хуже, а просто существуют другие люди, которые не зависимо от того нравятся или нет, выходят как-то на первый план, заслоняя моё "я",  оставляя его в тени;
         - взгляды других людей, их мнения, часто мною не разделяемые, не будут автоматически провоцировать меня, навешивать на этих людей-мнения, ярлыки невежд, только потому, что мы смотрим на мир по-разному;
         -я не буду высказываться по какому-то вопросу, ни потому что мне нечего сказать, а просто если меня не спрашивают, то возможно, моё мнение просто неинтересно окружающим, да и так ли о многом, в действительности, я могу сказать, то, что другие, без меня не знали;
         -если я владею некоей деликатной информацией, касающейся кого-то или чего-то, то я не только не вправе о ней распространяться, но и вообще говорить, что я ею владею;
          -возможно, у меня и есть некоторые способности, но:
 во-первых, пусть о них говорят другие,
 а во-вторых, другие, вполне вероятно, обладают какими-то способностями, которых нет у меня, а тогда –   о чём говорить!      

       По сути, вопиющим проявлением нескромности можно считать восклицание (если таковое в действительности имело место быть)
А.С. Пушкина после написания "Бориса Годунова" "Ай-да, Пушкин, ай- да, сукин сын! "
       А вот, пример скромного, хотя отчасти, человека я привести не могу, разве, что Иисус Христос!
       По-идее, должен бы быть какой-то вывод, но он не приходит в мою голову, так что эти мои штрихи к портрету скромного – суть только лишь моего понимания, а насколько, другие сочтут себя, подпадающими, под мои критерии – это дело субъективного восприятия, и, пожалуй,  некоторой доли самокритичности, которая вкупе с умом, иногда может в чём-то заменить или хоть как-то компенсировать отсутствие скромности.