Запорожские волшебники, глава 20

Юрий Пусов
Написано в соавторстве с Хагеном Альварсоном http://zhurnal.lib.ru/h/hagen_a/


Глава двадцатая,
в которой пан Древич говорит торжественную речь

В кабинете Гальшки Ольгердовны было тепло и уютно. На этот раз она села в кресло за стол, ребятам предложила занять диван. Друзья уже начали свой рассказ, когда в дверь заглянул пан Звирык.
— Я не помешаю? – спросил он и, не дожидаясь ответа, вошел и, взяв в углу стул, уселся посреди комнаты. – Продолжайте, - ободряюще улыбнулся он ребятам.
Они продолжили рассказ. В основном говорил Костя, Максим время от времени его дополнял, Петя хмурился и хмыкал, а Яна просто сидела и смотрела прямо перед собой.
— Ребята, вас героями никогда еще не называли? – поинтересовался пан Звирык, когда Яна, Костя и Максим закончили свое повествование.
У ребят радостно заблестели глаза.
— А маленькими негодниками? – гаркнула Гальшка Ольгердовна. – Вы хоть понимаете, что это было смертельно опасно и, по меньшей мере, глупо! О чем вы думали, когда пробирались ночью в замок?
— Мы хотели рассказать о случае с черным фонтаном в лесу, - потупится Костя.
— А это не могло подождать до утра? Конечно, подобный катаклизм на поляне фей — это очень плохо, но это не стоит жизней четырех детей!
— Мы не дети! И все закончилось хорошо, я прав? - осмелился напомнить Петя.
— Заявляю со всей ответственностью, что это чудо! – ответила пани Гальшка.
Максим глянул на пана Звирыка, тот кивнул.
— Как вам вообще удалось так повредить идол Вия? И кто эта чародейка, ради которой пришлось разбудить Эликсира Касторовича?
— Мы не знаем, кто она, - сказала Яна. – А она сама вам не сказала?
— И еще долго не скажет. Я удивляюсь, как она вообще сумела выдержать удар такой силы.
— Я защищал друзей! – воскликнул Максим.
Пан Звирык показал за спиной у Гальшки Ольгердовны большой палец.
— А вы как здесь оказались? – спросила та у Пети.
— Когда я возвращался домой, то увидел как они, - Петя кивнул на друзей, - выходят и куда-то идут. Мне стало интересно, и я последовал за ними.
— А как мы тебя не заметили? И гномы, и тот с бородой?
— Я, ну… - замялся мальчик, - я… - он посмотрел на друзей и, решившись, произнес. – Я умею становиться невидимым.
— Серьезно!? – вскричал пан Звирык не в силах скрыть удивление. – Гальшка, у нас в этом году удивительное пополнение намечается! И главное, как быстро они осваиваются!
— Ну, может не совсем невидимым, - поспешил добавить Петя. - Я сам себя вижу, но я могу делать так, чтобы меня не замечали.
— А совсем невидимыми люди становиться и не умеют. Твое умение называется «становиться тусклым». Знаешь ли, без специальных способностей этому довольно сложно научиться.
Гальшка Ольгердовна всплеснула руками, и на некоторое время воцарилось молчание.
— А правда, - решился Максим, - что все здесь чародеи?
— Истинная правда.
Ребята удовлетворенно кивнули.
— А правда, что в подвале живет дракон? – спросил Костя, глядя на пана Звирыка.
— Да, но увидите вы его только на четвертом курсе, когда будете изучать их жизнь.
— А она, в самом деле... могла принести меня в жертву? - спросила Яна тихим голосом.
Начавшийся было разговор прервался, и улыбки уже появившиеся на лицах присутствующих враз увяли, а взгляды устремились на Гальшку Ольгердовну.
— Да, - твердо сказала она. И от одного этого слова мальчиков пробрала дрожь. До сих пор они воспринимали все происшедшее как необычное и возбуждающее приключение. Но сейчас они вдруг поняли весь ужас происходившего. Максим и Костя вжали головы в плечи. Петя посмотрел на Яну.
— Так это что, было так серьезно? Эй, Яна, что с тобой? Ты заснула?
Яна закрыла глаза, и ее голова откинулась на спинку дивана.
— Похоже, она в обмороке, - пан Звирык подскочил к девочке и приложил пальцы к ее шее. – У нее шок. Я отнесу ее в лазарет. Я быстро! Только туда и обратно! – Он подхватил девочку на руки и выбежал из комнаты. В дверях он столкнулся с паном Древичем, тот посторонился, пропуская его.
— Ворота замка открыты, - сказал Горох Лаврович, обращаясь к ребятам, - возвращайтесь в лагерь.
Друзья встали и потянулись к выходу.
— До свиданья, - буркнул Петя.
Пан Древич рассеянно кивнул.
— Галя, ты там была, скажи, как быстро мы сможем восстановить статую Вия? – начал он, не дожидаясь пока ребята уйдут.
— Я вообще сомневаюсь, чтобы наши мастера сумели это сделать.
— Плохо, очень плохо! Я без нее не могу видеть границу.
— Думаете, будут еще попытки?
Максим взял навострившего уши Петю за руку и увлек за собой.

*  *  *
— Почему вы так рано встали? – Вася сел на постели, протирая глаза.
— Мы еще не ложились, - невнятно проговорил Костя, борясь с зевотой. Дойдя до своей кровати, он, не раздеваясь, бухнулся на нее.
— Вась, а Вась, давно хочу спросить, как это у тебя получилось побороть огонь? – поинтересовался Петя.
— Сам не знаю. Просто я вдруг понял, что надо делать. А у меня получилось? Я ничего не помню, после того как мы с Ярославом Огнемировичем опустились перед огнем на корточки.
— Получилось, - сказал Максим, у него хватило сил снять туфли, и теперь он боролся с пуговицами на рубашке.
— Ты, наверное, в детстве любил играться со спичками, - устало улыбнулся Петя и побрел в свою комнату.
— А вы… вы спать собираетесь? Вы действительно всю ночь не спали? – До Васи только сейчас дошел смысл сказанных Костей слов.
— Мы будем спать, а ты побережешь наш сон. Особенно проследи, чтобы не было никаких девчонок!
— Только Яну впусти, если придет, - пробурчал Костя спросонья.
— Постойте, объясните мне, что произошло? Я что-то пропустил? – вскричал Вася, но утомленные ночными событиями ребята, уже спали.

*  *  *
Но долго спать ребятам не судилось. После завтрака в их домик заглянула Лилия Васильковна и велела вставать и собираться идти в библиотеку.
— Почему в библиотеку? – спросил Петя, когда атаман вышла.
— Наверное, уже починили, - сказал Костя. – Давно хотел там побывать.
— Библиотека так библиотека, - равнодушно отметил Максим. – Меня больше интересует, как к этому отнесутся другие.
— К тому, что мы идем в библиотеку? – с недоумением улыбнулся Петя.
— Ты знаешь, о чем я! – гаркнул Максим.
Ребята вздрогнули от неожиданности.
— Я не знаю, - заметил Вася. – Я все утро жду, когда вы проснетесь и расскажете мне то, чего я не знаю. Я спрашивал девчонок за завтраком — они все ночью спали, после того, как вернулись из леса.
— Я думаю, они про это никому не расскажут, - сказал Костя так, будто не слышал слов Васи или словно того вообще не было в доме.
— Думаешь, это просто очередная экскурсия?
— Не знаю, посмотрим.
Вася вышел из дома, обиженно хлопнув дверью. Ребята вздрогнули и недоуменно переглянулись с таким видом, будто их только что разбудили.
Когда они пришли к месту сбора, все уже были там и весело переговаривались. Вася о чем-то разговаривал с Илоной, он хмуро посмотрел на ребят и тут же отвел глаза.
— Все собрались? – осведомилась Лилия Васильковна, оглядывая группу. - Пойдемте.
Ребята пристроились в самом конце. Они шли тихо и понуро и даже не ответили на приветствие жаб, которые сидели в траве у края тропинки и всем говорили «Доброе утро». Остальные здоровались, они уже начали привыкать к необычному.
— Вы Яну не видели? – спросила у ребят Катя.
— А с чего ты решила, что мы должны знать, где она? – не очень вежливо ответил Максим.
— Ну, она все время с вами тусуется, вот я и подумала…
— Яна в медпункте, - сказала оказавшаяся рядом Лилия Васильковна, - у нее болит голова, наверное, простыла, - она помолчала и добавила, - ничего серьезного.
Ребята вздохнули с облегчением. Никто не признавался, но они все время думали о ней, чувствуя свою вину за случившееся. А теперь, по крайней мере, они знали, что с подругой все более или менее в порядке.
— Слушайте, парни, - сказал, взбодрившись, Петя, - что-то мы какие-то невеселые. Разве так должны вести себя спасители Мира?!
— А как? – заинтересовался Костя.
— А хотя бы вот так! - Петя разбежался и прошелся колесом. – Мы сегодня ночью совершили великое дело! Я прав? – спросил он и тут же себе ответил, - Прав!
— Но ведь… - Костя запнулся, - ты сам знаешь, что чуть не случилось.
— Но ведь не случилось? В любом деле есть своя доля риска. Даже когда ешь, можно подавиться и умереть. Но, несмотря на такую вероятность, мы все равно едим и в ближайшее время от этого отказываться не собираемся! Победителей не судят, - подытожил Петя и кивнул Максиму.
— Ты слышал, как я это говорил? – удивился тот.
— Я стоял за дверью в нескольких метрах от тебя. А вы, правда, не знали, что я за вами иду?
— Не знали, - подтвердил Костя. – А можешь сейчас стать невидимым?
— Нет, сейчас вы знаете, что я рядом. А я думал, что статуя меня выдаст. На нее мои чары не подействовали, и она повернула ко мне свою голову так же, как и тогда, когда мимо проходили вы.
— А мы боялись, чтобы она за нами не пошла.
Ребята разговорились, заулыбались и вскоре уже весело смеялись, вспоминая ночные приключения. Они и не заметили, как дошли к замку. Подъемный мост был опущен, так же как и утром, когда они выходили.
Вася подбежал к перилам и заглянул в ров. Некоторое время он смотрел вниз, а когда пошел дальше, на лице его появилось такое выражение, как у собаки, у которой отобрали любимый грязный носок. Заметив это, ребята тоже заглянули.
Под мостом плескалась чистая прозрачная вода. В косых солнечных лучах шныряли стайки рыб, на дне шевелились водоросли. От помойки не осталось и следа.
— Вася, ты расстроился, что убрали твоего любимого скелета? – крикнул Петя вслед мальчику. – Если очень хочется посмотреть на живого скелета, просто заболей. У Эликсира Касторовича есть один экземпляр.
— Живого скелета? – переспросил Костя.
— Я хотел сказать «настоящего». Не придирайся к словам, умник!

*  *  *
Большой зал на первом этаже библиотеки был полон. Здесь были все четыре коша во главе с атаманами. Огромная люстра под потолком светилась ровным белым светом, освещая массивные шкафы вдоль стен, бюсты ученых в промежутках между шкафами и чучело орла на колонне позади пана Древича. Он стоял на трибуне и смотрел на сидящих за столами казаков добрыми, но усталыми глазами. Зеленый балахон с капюшоном, который был на нем в данный момент, очень ему шел, в нем он был похож на овитый плющом дуб.
Костя и Максим вспомнили, как он с паном Звирыком приходил, чтобы пригласить их в лагерь и как чудн; он выглядел в соломенной шляпе, и улыбнулись. Сейчас же в замковой библиотеке на волшебном острове он явно был на своём месте.
— Ну что, казачк;, нравится вам в нашем лагере? – спросил он, когда все замолчали. После этих слов присутствующие снова зашумели, выражая свое согласие. – Очень рад это слышать, - усмехнулся пан Древич. – А кто мне скажет, произошло за то время, что вы здесь что-нибудь, что произвело на вас сильное впечатление. Что вам особенно запомнилось?
— Не скажу! - воскликнул Петя с угрозой в голосе и обвел взглядом окружающих, будто те собирались его допытывать. Но вместо этого со всех сторон послышался многоголосый хор — казаки охотно делились впечатлениями. Оказалось, ничто не прошло незамеченным: ни говорящие сосны, ни огонь в лесу, ни соревнование и поединок панов Звирыка и Серка (кто-то даже упомянул бой Тани и Васи). Вспомнили русалок и спрута в озере, кому-то даже понравилась Треглавая башня (от этого воспоминания ребята передернули плечами).
— Может быть, у кого-то из вас есть вопросы?
Вопросы были, и их было много. Вопросы посыпались как весенний град. Горох Лаврович поднял руки и засмеялся.
— Достаточно, хватит, смилуйтесь!
— ТИХО!!! – громыхнула Гальшка Ольгердовна.
Гомон мгновенно прекратился.
— Конечно, я мог и не спрашивать, - сказал пан Древич. – Все вы уже заметили много того, чего никогда не видали дома. И, конечно же, вам уже надоело придумывать логичные пояснения для всего необычного. Может быть, нам надо было сразу вам обо всем рассказать, но как показывает опыт, теперь вам легче будет поверить мне, когда я скажу…
Горох Лаврович на мгновение прервался, и все услышали, как муха, жужжа и тихонько ругаясь, бьется в оконное стекло.
— Нет, позвольте я все же сперва скажу еще несколько вводных слов, - продолжил директор. – Всем вам, мои дорогие маленькие казаки, родители читали и рассказывали сказки. И вы с восторгом слушали эти сказки и думали, как было бы здорово иметь волшебную палочку, скатерть самобранку, шапку невидимку или хотя бы волшебную дубинку, которая может сама поколотить обидчика ее хозяина. Но когда вы спрашивали, почему у вас дома нет ковра-самолета, родители вздыхали и с улыбкой говорили: «Деточка, это всего лишь сказка, волшебства не существует». Зачем нужен ковер-самолет, если есть просто самолет? Зачем нужна показывающая далекие страны тарелочка, по краю которой катается наливное яблочко, если есть телевизор? А вместо сапог скороходов люди изобрели машины. Сказать по правде, я понятия не имею, как действуют все эти машины, но я точно знаю, что магия существует.
Пан Древич замолчал, и все снова услышали мушиное жужжание.
— Да выпустите, кто-нибудь, эту несчастную! – не выдержал директор. – Пан Звирык!
Лев Турович подошел к окну, открыл форточку и, наклонившись к мухе, что-то шепнул.
— Вы слышали? Кажется, она сказала спасибо, - прошептал Костя, как и все, глядя на вылетающее из окна насекомое.
— Я сказал, что магия существует, - напомнил пан Древич, возвращая себе внимание аудитории. – Волшебство не сказка. И представьте себе, что вся так называемая цивилизация существует благодаря магии. И вот теперь я скажу то, что вас всех наверняка заинтересует…
На этот раз в зале воцарилась полная тишина.
— Мы все — чародеи!
Снова стало так тихо, что ребятам показалось, что у них заложило уши.
— Признаться, я ожидал несколько другой реакции, - смутился пан Древич. – Когда я говорю «все» я имею в виду всех присутствующих в этом зале. Ребята, вы волшебники. Это правда, я в здравом уме… Ну почему всегда мне приходится это говорить!
— Да очнитесь вы! – рявкнула Гальшка Ольгердовна.
— Уже можно кричать ура, - поддержал пан Звирык.
Зал неуверенно загудел. Казаки переводили взгляды с директора на атаманов и обратно.
— Ничего удивительного, я бы тоже не поверил, - Петя откинулся на спинку стула и потянулся. – Знаю, о чем они все сейчас думают.
— Это секта такая, - послышался сзади голос Инны, - мне бабушка об этом говорила. Главное не слушать, когда они петь начнут.
— А когда танцевать будут, смотреть можно? – спросил Максим, оборачиваясь.
— Ты глупый. Вот таких, как ты, они в первую очередь и совращают, - убежденно ответила девочка.
— Ладно, послушайте меня еще минутку. На самом деле я сказал еще не все, что должен вам сообщить. Вас всех мы здесь собрали отнюдь не случайно. У вас, дорогие мои, у всех вас, как я уже говорил, есть магические способности. И вы, уже хотя бы по разу, их применили. – Некоторые из присутствующих в зале согласно закивали. - Именно так мы и смогли вас найти. Но они так и останутся всего лишь способностями, которые могут проявиться в нестандартной ситуации, когда вам угрожает опасность, к примеру, если их не развивать. Магия лежит в основе нашего мира. Она была всегда, и всегда были те, кто умел ее использовать. Мы это можем и можем научить этому вас. Но только тех, кто согласен на это добровольно. Магия — это не приговор, это выбор каждого из вас. Ну и конечно — вера в собственные силы. За то время, что вы были на острове, вы успели увидеть много необычного. Мы вам не открывали истинную природу происходящего, но думаю, вы и сами уже пришли к кое-каким выводам. Если вы еще не поверили в волшебство, то вас уже ничего не переубедит.
— Кость, ты чего? Какая-то у тебя странная улыбка.
— Знаешь, Макс, это — самое настоящее осуществление мечты! А что нужно сделать, чтобы начать обучение? – выкрикнул Костя.
Пан Древич улыбнулся, так как еще как минимум двадцать голосов поддержали вопрос.
— Самое важное вы уже сделали. Вы этого захотели. А детали вам разъяснит наш завуч Гальшка Ольгердовна.

*  *  *
Когда ребята вошли в дом, Яна сидела на столе, скрестив по-турецки ноги. На ладони левой руки у нее сидел большой волосатый паук, правой она его легонько поглаживала, а он, как кот, подставлял бока под ее пальцы.
— Ты подружилась с нашим пауком, - удивился Вася, и в то же время глаза его радостно сверкнули.
— Он сперва хотел меня прогнать, а потом мы познакомились поближе, - сказала девочка, улыбаясь в ответ.
— Как ты? – обступили ребята стол.
— Сами знаете, что если бы со мной было что-то нехорошее, Эликсир Касторович не выпустил бы меня. Я в порядке. А вы из замка? Теперь уже все знают, что мы необычные дети?
— Да, а ты давно нас ждешь? Ты могла бы прийти за нами.
— Я хотела побыть одна, - Яна посмотрела на нового восьминогого друга и поправилась, - с паучком, но чтобы никто не мешал думать. И за это время я поняла, что вы спасли мне, - ее голос дрогнул, - жизнь. Ты, Петя, когда выбил нож из руки ведьмы, ты, Кость, когда нарушил колдовской круг, а ты, Макс, спас всех нас.
Вася недоуменно переводил взгляд с одного на другого, но решил пока не вмешиваться с вопросами.
— Но это я потянул вас туда, - виновато посмотрел Максим. - Она меня не принуждала, я сам пошел.
Яна нагнулась и взяла Максима за руку.
— Во-первых, вы бы не заставили меня никуда идти, если бы я этого не захотела. А во-вторых, благодаря этому мы кое-что узнали и что-то предотвратили. Значит, именно так, а не иначе должно было случиться и винить себя не стоит. Хотя, в следующий раз я буду больше доверять своей интуиции.
Паук взобрался Яне на плечо и, схватившись за свисающую с потолка паутинку, поднялся наверх; проводив его глазами, девочка улыбнулась:
— А сейчас мне почему-то кажется, что после торжественного собрания в замковой библиотеке должен последовать праздничный обед.
— Откуда ты знаешь? – удивился Костя.
— Кажется, я открыла в себе новый талант.
В столовую друзья пошли вместе, дружно и весело отвечая на Васины вопросы.


КОНЕЦ