Формат узбекско-американских отношений

Алишер Таксанов
(историко-политический обзор)
На фоне ухудшающихся российско-американских отношений, связи между Ташкентом и Вашингтоном, наоборот, получают динамичное развитие и новые форматы. Это связано со многими факторами, и прежде всего, стремлением Ислама Каримова стать стратегическим партнером США в Центральной Азии и под «щитом» союзника проводить свою региональную политику в качестве лидера, оказывать давление на таких «упрямых» соседей, как Кыргызстан и Таджикистан в водно-земельных и энергетических вопросах. Нужно отметить, что узбекско-американские сотрудничество и связи не всегда были безоблачными, много строилось на персональном воприятии тех или иных лиц государства по отношению к друг другу, в частности, это ярко проявляется для Ислама Каримова, привыкшим через призму своих чувств и качеств процеживать внешнеполитические решения, и почти четверть века независимости Узбекистана и в рамках узбекско-американских отношений определились следующими историческими этапами:

1992-1996 гг. Период «прощупывания» друг друга. США установили дипломатические контакты с Узбекистаном 19 февраля 1992 года. Позже в Вашингтоне (в феврале 1993 года) и в Ташкенте (в марте 1993 года) были открыты посольства обоих государств, а в Нью-Йорке – узбекское генеральное консульство. Однако первый первый узбекский посол Бабур Маликов, почувствовав угрозу со стороны президента И.Каримова, в ноябре 1993 года попросил у американских властей и получил политическое убежище, чем вызвал ярость главы Узбекистана. И все же это не помешало двустороннему сотрудничеству,особенно на межличностном уровне, который в специфике Востока имеет серьезное значение. Так, дочь Ислама Каримова – Гульнары вышла замуж за американского гражданина Мансура Максуди, который под «крылом» тестя начал активно осваивать бизнес-пространство Узбекистана. Это шло в русле общей американской политики, в эти годы США стали проявлять особый интерес к региону, обладающему значительными природными ресурсами и находящемуся на стыке трех держав – России, Ирана и Китая.
Ислам Каримов, безуловно, был одним из первых президентов постсоветского пространства, который сосредоточил в своих руках ключевые позиции страны в географическом аспекте и ресурсах, чтобы превратить их в орудие межрегиональной политики. Он заинтересовал западных партнеров, особенно США. Начались первые экспортно-импортные операции, инвестиции, совместные предприятия. В этом контексте Ташкент принимал нормативные акты наибольшего благоприятствования для американского капитала, особенно крупного. 15 января 1992 года президент Республик Узбекистан Ислам Каримов принял представителей корпорации США «Ньюмонт майнинг корпорейшн» во главе с ее президентом Гордоном Паркером, находящихся в Узбекистане с деловым визитом, а 28 октября в Ташкенте подписано соглашение между правительствами Соединенных Штатов Америки и Республики Узбекистан о содействии капиталовложениям, заложившее первые основы развития отношений между Узбекистаном и США. В итоге в 1992 году было образовано совместное предприятие «Зарафшан-Ньюмонт» американской компанией Newmont mining, Навоийским горнометаллургическим комбинатом и Госкомитетом по геологии и минеральным ресурсам Узбекистана. Соответствующее постановление Кабмина N151 "О мерах по обеспечению эффективного функционирования узбекско-американского совместного предприятия "Зарафшан-Ньюмонт" и предоставлении ему правительственных гарантий", принятое в марте 1992 года, обеспечивало СП режим наибольшего благоприятствования, в частности, освобождало от налогов на доходы на период возврата инвестиций, а по истечении периода освобождения от уплаты налогов общий размер взимаемых с СП "Зарафшан-Ньюмонт" налогов не должен был превышать 10% от дохода; от уплаты налога на импорт, налога на имущество, налога на доходы иностранных участников от долевого участия в совместном предприятии. «Зарафшан-Ньюмонт» вступил в строй в мае 1995 года, капитальные затраты по проекту составили $225 млн., причем 60% стоимости было профинансировано за счет кредитов международных финансовых институтов.
21 сентября 1993 года состоялась встреча Ислама Каримова с делегацией бизнесменов США, которую возглавлял глава корпорации «Юнайтед текнолоджис» Джордж Дэвид; это были первые точки соприкосновения технологических и торговых интересов. 9-12 февраля 1994 года в Ташкенте с визитом находилась делегация одного из крупнейших банков мира Дж.П.Моргана (США) – в составе управляющего директора банка Альфредо Гутиерреса, вице-президента Роберта Грея и экономиста Петера Ворфингтона; рассматривались вопросы межбанковского сотрудничества, открытия корреспондентских счетов. С открытием американского посольства в Ташкенте республику стали посещать главы крупных неправительственных и проправительственных организаций, которые тоже принимали решения организовывать свои представительства. Так, В Узбекистане свою деятельность АКСЕЛС начал в 1993 году и с этого момента им открыты представительства в Ташкенте, Намангане, Самарканде, Бухаре и Нукусе. За шесть лет американскими партнерами отправлено на учебу по программам, финансируемым правительством США, 101 узбекистанских аспиранта, 50 студентов, 354 учеников средних школ и 20 преподавателей. Кроме того, АКСЕЛС обеспечил отправку и 300 студентов и аспирантов, отобранных Фондом Президента Республики Узбекистан - УМИД.
9 мая 1996 года на узбекско-американском совместном предприятии «Кока-кола ичимлиги» в Кибрае Ташкентской области вступила в строй вторая очередь завода по производству тонизирующего напитка «Кока-кола»; предприятие контролируется Гульнарой Каримовой и ее мужем Мансуром Максуди. Начинаются первые операции по вывозу капиталов за рубеж по черным и серым схемам. 22 мая 1996 года в Ташкенте открылось представительство компании IBM, дан старт поставкам компьютерной техники.
В апреле 1995 года открылась регулярная пассажирская авиалиния Ташкент-Нью-Йорк с американской авиакомпанией. Позже, Комиссия Федеративно-авиационной администрации США выдает компании «Узбекистон хаво йуллари» сертификат, дающий право на осуществление полетов через Атлантический океан. Первый перелет с узбекским экипажем и лайнером состоялся 5 декабря 1997 года. 13 октября 1995 года Ислам Каримов принимает делегацию США, возглавляемую советником министерства торговли, уполномоченным администрации США по сотрудничеству со странами СНГ в области энергетики и торговли Яном Калицки. Американским инвестициям обещают льготы и защиту. В итоге, уже 6 декабря того же года президент Узбекистана встречается с членами официальной делегации США во главе с заместителем секретаря министерства торговли Бэрри Картером. Делегация в составе представителей 16 крупнейших компаний по конверсии оборонной промышленности США прибыла в Узбекистан для того, чтобы изучить возможности бизнеса в этой стране.
Между тем, американцы следят за референдумом 1995 года о продлении полномочий первого срока президента И.Каримова еще на 5 лет, понимая, что он противоречит узбекской Конституции, но не критикуют – их устраивает такой союзник. Более того, они «зажигают зеленый свет» для контакта на высшем уровне. В итоге, 23-28 июня 1996 года Ислам Каримов посетил США, где 25 июня состоялась его официальная встреча с президентом США Биллом Клинтоном. Америка обещала поддержку экономическим и политическим реформам Узбекистана и в стремлении уйти от российского влияния. Это вдохновило И.Каримова на охлаждение отношений с Москвой, включая замораживание некоторых экономических проектов, например, по созданию финансо-промышленной группы «Ильюшин». Узбекистан уже три года как экспортирует хлопковую продукцию в США. 14 августа 1996 года Экспортная комиссия фонда ЕАФ США наградила акционерное объединение «Хлопкопромсбыт» Наманганской области призом «Голд Глоуб» («Золотой глобус») за отличное качество хлопка, поставляемого за рубеж. Доходы от продаж хлопка получают Ташкентский и Самаркандско-Джизакский кланы, которые контролируют внешнеторговые операции и сельское хозяйство.

1997-2003 гг. Период тесного контакта. Узбекистан все больше открывается для США в качестве фортпоста американской политики в Центральной Азии, раздражая при этом Россию. Расширяется ассортимент и номенклатура торговли между странами, Ташкент получает доступ к некоторым американским технологиям, особенно в добыче полезных ископаемых и переработке, расширяется квота для узбекских студентов в вузах США. Под влиянием Вашигтона Узбекистан присоединяется к интеграционной группировке ГУАМУ, выходит из ОДКБ, торпедирует многие совместные решения, принятые в рамках СНГ. В ответ американцы спускают на тормоза проблемы демократии и прав человека в Узбекистане, считая приоритетными свои политические интересы. Ташкент был удовлетворен тем, что Госдепартамент США внес Исламское движение Узбекистана в списки террористических организаций.
23-25 апреля 1999 года состоялся визит Ислама Каримова в Соединенные Штаты Америки. В ходе трехдневного визита глава узбекского государства принял участие в заседании совета Евроатлантического партнерства, проходившем в рамках мероприятий, посвященных 50-летию НАТО, провел переговоры с представителями руководящих кругов США, встретился с представителями крупных международных организаций. 18 апреля 2000 года в столицу республики прибывает Государственный секретарь Мадлен Олбрайт, которая утверждает, что Узбекистан был верным союзником США во Время Второй Мировой войны, чем вызывает особое удовлетворение у Ислама Каримова. 20 июля 1999 года президент Узбекистана принял участника Ташкентской встречи группы "6+2" по Афганистану, руководителя делегации США, заместителя Государственного секретаря Карла Индерфурса, с которым обсуждались вопросы региональной безопасности. По мнению экспертов, это способствовало тому, что Ташкент вышел из Организации Договора о коллективной безопасности, созданной со странами СНГ.
Начинается экспансия американской техники и технологий. Узбекистан активно приобретал технику, сделанную американскими производителями, в частности, комбайны «Кейс». Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» принимает стратегию на формирование авиапарка исключительно самолетами компании «Боинг», начинаются первые закупки авиалайнеров (так, второй самолет «Боинг-767» был доставлен в Ташкент 9 марта 1997 года). 11 марта 1997 года в Ташкенте подписано соглашение о сотрудничестве между фондом «Умид» при Президенте Республики Узбекистан и компанией «Боинг», в котором определены основные направления взаимодействия: подготовка специалистов в области авиастроения и воздушного транспорта, углубленное изучение финансирования, менеджмента, управления воздушным движением. Закупаются также сельскохозяйственные машины из США для аграрного сектора Узбекистана. 22 июня 1998 года Ислам Каримов принял делегацию компании США, «Ньюмонт Голд» под руководством председателя компании, президента, а также генерального исполнительного директора Рональда Кэмбра. В ходе беседы состоялся обмен мнениями по повышению эффективности совместного предприятия «Зарафшон-Ньюмонт», о возможностях вложения в Узбекистан дополнительных инвестиций со стороны компании «Ньюмонт Голд».
Стабильным была двусторонняя торговля. В 1998 году Узбекистан экспортировал в США продукции, товаров и услуг на $63,6 млн., в 1999 – на $44,8 млн., в 2000 – на $78,3 млн., 2003 – $106,7 млн., а импортировал, соответственно, на $243,2 млн., $237,0 млн., $415,0 млн., $228,5 млн. Доля США во внешней торговле Узбекистана составляла на тот период 4,4-4,5%, причем в экспорте – 2,0-2,4%, импорте – 10,3-14,1%. Иначе говоря импорт превышал экспорт в 6 раз. 5 декабря 1997 года Президентом Биллом Клинтоном был сделан вывод, что Узбекистан не нарушает некоторые параграфы Закона США о торговле от 1974 года и это позволило обоим странам развивать торговые отношения на нормальном уровне, не прибегая к ежегодной отмене действий закона. К концу 2003 год в Узбекистане осуществляли деятельность 316 предприятий, созданных при участии американских инвесторов, из них 227 СП и 89 со 100% иностранным капиталом, которые были заняты в горнодобывающей, химической, легкой, пищевой, машиностроительной отраслях промышленности. Более того, на тот момент с участием американских компаний и финансовых институтов в республике реализовывалось 24 приоритетных инвестиционных проектов на общую сумму в $2,383 млрд., из которых доля американских кредитов составила $1,406 млрд. В числе инвестиционных проектов следует отметить следующие:
- СП Зарафшан-Ньюмонт с участием американской корпорации Ньюмонт Майнинг по переработке бедных забалансовых руд и минерализованной массы из отвалов карьера месторождения Мурунтау и получение золота с использованием технологии кучного выщелачивания. Стоимость проекта составляет $228 млн.;
- Строительство Ходжаабадского подземного хранилища газа (ПХГ). С компанией "БиЭсАй Индастриз Инк." был заключен контракт на подготовку проектной документации, инжиниринг, поставку оборудования, шеф-монтаж и контроль за строительством данного объекта. Стоимость контракта $69,2 млн. Ходжаабадское ПХГ введено в действие в конце июня 1999 года;
- Строительство Шуртанского газохимического комплекса по производству полиэтилена с участием американской компании "АББ Луммус Глобал". Оценочная стоимость валютной части проекта - $633,5 млн. Объект введен в действие в декабре 2001 года;
- СП "Уз-Тексако" с американской компанией "Тексако" по производству высококачественных масел с уставным фондом $12,4 млн.;
- увеличение добычи нефти на месторождении Северный Уртабулак в Кашкадарьинской области в сотрудничестве с компанией "Бейкер Хьюз";
- СП "УзКейсмаш" по производству горизонтально-шпиндельных хлопкоуборочных комбайнов "Кейс-2022";
- СП "УзКейстрактор" по выпуску универсально-пропашных тракторов "СХ-100" и "МХ-135";
- СП "УзЭксайд" по производству аккумуляторов.
События 11 сентября 2001 года в США внесли новые тенденции в узбекско-американские отношения. Ташкент превращается в плацдарм для реализации военной кампании США и НАТО в Афганистане. Под Ханабадом открывается американская база К2. Уже 4 ноября Ислам Каримов принимает министра обороны Соединенных Штатов Америки Дональда Рамсфельда, а 8 декабря - нового Государственного секретаря США Колина Пауэлла.
В дальнейшем визиты идут по нарастающей: 12 января 2002 узбекский президент встречается с председателем подкомитета по зарубежным операциям Палаты представителей Конгресса Джимом Колби; 17 января - с группой сенаторов США во главе с Томасом Дэшлом; 22 января - с главнокомандующим Центральным командованием Вооруженных Сил Томми Франксом; 19 февраля - с председателем Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных Сил США Ричардом Майерсом; 26 марта 2002 года с делегацией во главе с сенатором Ричардом Шелби (республиканцем из штата Алабама, ), который является заместителем председателя сенатского комитета по разведке; 6 апреля - с делегацией конгрессменов во главе с членом Комитета по международным отношениям Палаты представителей Конгресса США, председателем подкомитета по вопросам космоса и аэронавтики Комитета по науке Джоном Роубахером; 22 апреля - с Залмаем Карзая, помощником Президента США по региональным вопросам, одновременно являющегося специальным представителем главы государства в Афганистане; 28 мая – с делегацией во главе с председателем подкомитета по военным закупкам Комитета по вооруженным силам Палаты представителей Конгресса Куртом Вэлдоном; 29 июня – с делегацию во главе с председателем Подкомитета по развитию и военным исследованиям Комитета по вооруженным силам Палаты представителей Конгресса Дунканом Хантером; 9 августа - заместителем Председателя Объединенного Комитета начальников штабов Вооруженных Сил США Питером Пейсом; 23 августа – вновь с Томми Фрэнксом; 13 декабря – с заместителем Государственного секретаря по экономическим вопросам Аланом Ларсоном. Следует подчеркнуть, что 12 марта 2002 была заключена Декларации об основах стратегического партнерства и сотрудничества между Узбекистаном и США, который обе стороны подписали во время официального визита президента Ислама Каримова в США 11-14 марта 2002 года. В этом документе отмечалось, что Узбекистан и США имеют общность взглядов не только в вопросе борьбы против международного терроризма, но и решении многих других международных проблем; США считают Узбекистан своим надежным стратегическим партнером. Основная задача Узбекистана – это содействие в транзите и обработке военных и невоенных грузов для антитеррористической коалиции в Афганистане. Кроме того, было подписано соглашение о предоставлении среднесрочной гарантии по кредитам в объеме $55 млн. в поддержку закупки американских товаров и услуг малым и средним узбекским предприятиям.
Особо можно отметить прошла встречу 25 февраля 2002 года Ислама Каримова и Исполнительного директора американской компании «Кейс-Нью Холланд» Паоло Монферино, а также председателя совета директоров этой компании Жана Пьера Рассо по оказанию технической поддержке аграрному сектору Узбекистану. Компания «Кейс» поставляет сельскохозяйственные машины различного назначения (всего Узбекистан приобрел на этот момент свыше 4,5 тыс. единиц). Более того, было сформировано СП «УзКейссервис», которое оказывало услуги и обеспечивало техническими средствами, доставки запасных частей для машин данной марки.
7 июня 2002 года Лорн Крейнер, помощник Госсекретаря по вопросам прав человека и демократии, посетил Ташкент, который имел встречи на высоком уровне в правительстве Узбекистана. Несомненно, этот визит имел позитивный результат, так как в начале июля 2002 года Министерство юстиции Узбекистана зарегистрировало партию «Бирлик», которая до этого находилась на неофициальном положении, а ее члены были под репрессией правоохранительных органов. 17 июля 2002 года президент Республики Узбекистан Ислам Каримов принимает федерального министра финансов Соединенных Штатов Америки Пола О'Нила, с которым обуждаются вопросы двусторонних экономических отношений, привлечения в республику американских инвестиций. В тоже время США отказались отправить официальную делегацию в качестве наблюдателей на референдум по продлению срока полномочий президента с пятилетнего на семилетний срок и создания двухпалатного парламента, который проводился 27 января 2002 года. Мотивом служило то, что этот референдум усиливал авторитарные направления в государстве, не был прозрачным и открытым и население Узбекистана не имело ни малейшего представления о вносимых на обсуждение этих вопросах.
В 2003 году встречи с вышими чиновниками США продолжались: так, 24 января Ислам Каримов принял заместителя Государственного секретаря по делам Европы и Евразии Элизабет Джонс, которая позже отметила для журналистов: «Если Узбекистан не выполняет требования в области демократии и прав человека, то, на мой взгляд, не имеет смысла прекращать помощь этой стране, которая идет, и группам, выступающим за демократию и права человека»; 5 мая - с заместителем министра финансов Джоном Тейлором по узбекско-американским отношениям, сотрудничеству в финансовой сфере, привлечению инвестиций, торгово-экономических связям; 13 августа - главнокомандующего центральным командованием Вооруженных сил США генерала Джона Абизаида; 19 августа - делегацию США во главе с председателем Комитета по зарубежным связям Сената Ричардом Лугаром; 27 августа - делегацию американских конгрессменов во главе с председателем подкомитета по военным поставкам Комитета по вооруженным силам Палаты представителей Конгресса Куртом Уэлдоном. Основные вопросы касались оказания поддержки силам США в Афганистане, и за такую поддержку Вашингтон обеспечивал приток инвестиций и финансовую помощь для Узбекистана. СНБ, МВД, Министерство обороны, Комитет по охране границ и Государственный таможенный комитет получают от Америки специальную технику, оборудование, аммуницию и технологии военного значения для исполнения этими структурами своих функций на более высоком качественном уровне.
За 1992-2000 годы США оказали помощь Узбекистану на $443,3 млн., эта сумма пошла на финансирование программ помощи по различным направлениям и сферам. Кроме того, Узбекистан получил материальные излишки из военного ведомства США и гуманитарные поставки по линии частных организаций на сумму $148 млн. Следует сказать, что еще в 2001 году такой объем помощи составлял $55,9 млн. или 22,8% от общего объема помощи Центрально-азиатским государствам. После событий 11 сентября 2001 года правительство США решило увеличить финансовые вливания в Узбекистан, и в 2002 году общая сумма достигла $173 млн., что составило почти 40% от того объема, что поступало в республику в течение последних десяти лет
С целью расширения контактов между правительствами США и Узбекистана на должность посла Узбекистана в США (2003-2010 гг.) был направлен прокаримовский чиновник, министр иностранных дел и госсоветник Абдулазиз Камилов, с определенным пакетом перспективных предложений по узбекско-американским отношениям. Между тем, он попал именно в самый сложный период, когда поставленные ему задачи оказались малопродуктивными и эффективными. Однако ему удалось позднее сломить ситуацию и доказать, что лучше Ташкента США не сумеют найти в регионе верного союзника и партнера.

2004-2008 гг. Период резкого охлаждения отношений. Под давлением демократической общественности США все же стали поднимать вопросы соблюдения Ташкентом прав человека; особенно в этом направлении поднимают такие учреждения как «Амнестик Интернешнл», «Хьюманс Райтс Вотч», «Фридом Хаус», «Репортеры без границ» и другие. Это вызвало нервную реакцию узбекского правительства. Более того, Верховный суд США принял решение в отношении детей Гульнары Каримовой и Мансура Максуди – вернуть их в США под попечение отца. Подобное отношение вызвало резкое охлаждение двусторонних связей. Ислам Каримов пытался провести специфику демократического строительства в республике для США в разговоре с представителем неправительственной организации "Фридом Хауз" в Узбекистане Марией Север (5 марта), которая, как отмечали правозащитники, поддержала точку зрения президента, и все же Вашингтон продолжал держать свою позицию, требуя решительных реформ в сфере экономики, конвертации валюты и соблюдения свобод и прав узбекских граждан. Это привело, в частности, к снижению визитов и встреч: так, в 2004 году президент принял министра обороны Дональда Рамсфелда (24 февраля), председателя Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных Сил США Ричарда Майерса (12 августа); помощника Государственного секретаря США по военно-политическим вопросам Линкольна Блумфилда (5 октября). Более того, стали закрываться американские гуманитарные представительства в республике (в частности, Фонд содействия – Открытое общество – Сорос, "Winrock International" - "Винрокский международный институт по развитию сельского хозяйства", Ассоциации американских юристов - American Bar Association - ABA/CEELI, правозащитной организации Freedom House, Международного совета по исследованиям и обменам – IREX, фонда Eurasia Foundation, благотворительной организации по поддержке независимых СМИ - Internews Network, а также Global Involvement Through Education, Counterpart International и Central Asian Free Exchange и др.).
События в Андижане, 13-15 мая 2005 года обострили взаимоотношения Ташкента и Вашингтона. США обвинили узбекские власти в непропорциональном применении силы. В ответ Олий Мажлис принял решение о дненонсировании соглашения об американской базе К2 под Ханабадом, дав военным 6 месяцев для ухода с территории Узбекистана. В свою очередь, 5 октября 2005 сенат США утвердил поправку, запрещающую в течение 2006 финансового года погашение американской задолженности Узбекистану за использование базы Карши-Ханабад в размере $23 млн, накопившейся с января 2003 по март 2005 года.
За этот год была всего лишь одна встреча Ислама Каримова с высшим чиновником из США: 27 сентября с помощником государственного секретаря США по странам Европы и Евразии Дэниелем Фридом. Разговор был сухим и малосодержательным. США поддержали санкции против Ташкента, хотя они не имели большого значения для Узбекистана. Торговые связи оставались на прежнем уровне. Однако Ташкент начал активно вытеснять американские предприятия с узбекского рынка; первым было закрытие СП «Зарафшан-Ньюмонт», занимавшегося переработкой золотоносной руды: так, определением хозяйственного суда Навоийской области от 10 августа 2006 года возбуждена процедура банкротства данного предприятия и назначено наблюдение; 16 июля 2007 года были прекращены арбитражные разбирательства и передаче узбекским сторонам 50% американских акций. Охлаждение узбекско-американских отношений привело к отмене правительственных гарантий для предприятий с долей американской собственности.
В 2006 году Ислам Каримов принял в резиденции Оксарой помощника Государственного секретаря США Ричарда Баучера (9 августа) – это была единственная за этот год такая встреча. Тогда официальная пресса отметила, что «эта встреча предоставляет хорошую возможность обменяться мнениями по важным вопросам взаимоотношений двух наших государств. Узбекистан является убежденным сторонником сохранения мира и стабильности на планете, а также установления равноправных и взаимовыгодных партнерских отношений между странами. Внешняя политика, проводимая руководителем нашего государства, базируется именно на этих принципах. Поэтому следует особо подчеркнуть, что в процессе последовательного развития многосторонних связей между Узбекистаном и США наблюдается взаимопонимание и уважение». Сам же Р.Баучер отметил: «У нас расходятся взгляды по вопросу прав человека или по тем событиям, которые произошли в Андижане. Но я думаю, что, даже несмотря на это, мы можем создать основу для нашего дальнейшего сотрудничества и можем обсудить в рамках нашего сотрудничества эти и другие вопросы».
Иначе говоря, Ташкент расчитывал на то, что США и Европа откажутся от санкций и примут узбекскую реальность такой, какой она есть. Это было прощупывание сторон на возможность потепления отношений. Между тем, в этот период Ташкент «плыл» в сторону России и имел поддержку Кремля, что мало устраивало американских партнеров. Поэтому в 2007 году никаких встреч Ислама Каримова с американскими высшими чиновниками не происходило. В свою очередь, на президентские выборы 2007 года США не выслали официальной делегации, а те кто присутствовал, находились в Ташкенте по частным визитам, официальный Вашингтон не представляли. На тот момент американское правительство не прокомментировало выборный процесс, но и не осудило явные нарушения Конституции, оставаясь нейтральным.
Следует рассмотреть, как развивались экономические связи двух государств. В 2007 году доля товарооборота Узбекистана с США составляет всего лишь 1,4%, тогда как с Россией – 28,4%, Казахстаном – 8,4%, Турцией и Китаем – по 5,3%. По сравнению с предыдущим годом произошло снижение на 20,9%. В 2006 году доля США составляла 2,3% и снижение по сравнению с 2005 годом – на 6,3%. В этот период Ташкент делает ставку на Россию, как на страну, с которой наибольший экономический эффект торговли, а также это рынок для приложения труда для 2,-2,5 млн. узбекских гастарбайтеров, и значительный объем валютный поступлений от трудовых мигрантов. Но полностью заменить американские технологии, политическое влияние и военные возможности Москва не способна. Ислам Каримов испытывает неудовлетворение от вынужденного союзнического партнерства с бывшим «старшим братом», и все же личные амбиции мешают пока восстанолению прежних связей с США. 
Нельзя сказать, что США спали и оставили все как есть, они нуждались в партнере в Центральной Азии. Ни Казахстан, ни Кыргызстан, ни Таджикистан (имеющие тесные контакты с Россией), ни Туркменистан (ориентированного на Иран и Турцию) не были теми государствами, кем мог стать для Вашингтона Узбекистан. В последующем 2008 году американская сторона предпринимала попытки возобновить контакты на более интенсивной основе, вновь сблизить свои позиции с Узбекистаном. Дипломаты сумели обеспечить встречу лишь с тремя чиновниками из США: так, 24 января Ислам Каримов принял командующего Центральным командованием Вооруженных Сил США адмирала Уильяма Фэллона; 2 июня - помощника Государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричарда Баучера; 22 июля - Чрезвычайного и Полномочного Посла Соединенных Штатов Америки Ричарда Норланда. Причем узбекский президент при разговоре с Р.Баучером отметил: «Ваш визит является хорошей возможностью для обмена мнениями по вопросам взаимосвязей между нашими странами. Узбекско-американское взаимодействие охватывает широкий спектр вопросов международной и региональной политики, включая борьбу с транснациональными угрозами, а также укрепление региональной безопасности и стабильности». Иначе говоря, в узбекско-американских отношениях И.Каримов видел прежде всего, безопасность Узбекистана и его личной власти, и отказ от какого-либо давления на Ташкент. Американцы с этим уже были согласны, признав, что своими предыдущими действиями они чуть не лишились своего серьезного партнера в регионе.
Но иное мнение имели правозащитные и гуманитарные организации, которые оказывали давление на частные корпорации. Так, в августе 2008 года Национальной федерации предприятий розничной торговли (NRF), Ассоциации лидеров розничной торговли (RILA), Американской ассоциации одежды и обуви (AAFA) и Ассоциации импортеров текстиля и одежды (AITA) обратились к узбекским властям «принять решительные и срочные меры по прекращению насильственного использования детского труда на хлопковых полях». В письме говорится, что продавцы одежды и обуви просили своих поставщиков более не закупать хлопок в Узбекистане. Официальные власти США никак не прокомментировали действия бизнеса и правозащитных структур.

2009-по настоящее время. Период оттепели. С этого момента отношения между странами начали приобретать иной характер. США и Европа отменили экономические санкции и больше никогда не вспоминали Андижан, не поднимали проблемы соблюдения прав человека – это было уже вне их интересов. Посол в США А.Камилов сумел добиться того, что Америка ставила прагматичные интересы и не впутывала туда вопросы гуманитарного характера; он же сумел уладить и семейный конфликт Гульнары Каримовой с экс-мужем М.Максуди, дорога в США для дочери президента была в эту страну открыта. И она сразу приступила к реализации своих коммерческих проектов, прикрываясь статусом дипломата. В начале сентября 2011 года Г.Каримова уже пыталась на Неделе моды в Нью-Йорке провести показ своей продукции под брендом Gili, правда, под давлением правозащитных структур организаторы вынуждены были отказать дочери президента Узбекистана в предоставлении площадки.
И.Каримов стал более «сговорчивым», когда были улажены аспекты личного характера и соблюдения интересов его семьи. Эксперты полагают, что с 2009 года пошли серьезные сдвиги, и это заметно по встречам Ислама Каримова с официальными лицами США: 17 февраля и 18 августа – с командующим Центрального командования Вооруженных сил Дэвидом Петреусом; 3 июня и 29 августа – с Чрезвычайным и Полномочным Послом Соединенных Штатов Америки в Узбекистане Ричардом Норландом; 13 июля – с заместителем Государственного секретаря по политическим вопросам Уильям Бернсом; 2 октября – с помощником Государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Робертом Блейка. При встрече с последним чиновником И.Каримов отметил, что «узбекско-американские отношения включают в себя сотрудничество в различных сферах, а также охватывают широкий спектр вопросов международной политики, включая борьбу с транснациональными угрозами, укрепление региональной безопасности и стабильности». Эксперты отмечали, что США признали право Ташкента применять силу для сохранения стабильности, и поэтому не будут вновь поднимать вопросы Андижанского мятежа, учитывая специфику восточного общежития. Право на такое признала и группа американских экспертов во главе с директором Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Джонса Хопкинса Фредерика Старром, которая встречалась 2 декабря с президентом Узбекистана.
9 октября 2009 года президент Республики Узбекистан Ислам Каримов принял президента «Дженерал Моторс Интернейшнл Оперейшнс», исполнительного вице-президента корпорации «Дженерал Моторс» Ника Райли. В ходе переговоров были обсуждены вопросы организации производства нового модельного ряда, развития и углубления локализации производства, расширения его экспортной составляющей, совершенствования стратегии продаж на экспортных рынках, развития сотрудничества и реализации совместных проектов в автомобильной промышленности.В итоге Ташкент допустил к крупным предприятиям американский капитал: так, корпорация «Дженерал Моторс» выкупила 25% акций автомобильного завода в городе Асака; там освоено производство 8 моделей автомобилей, включая американские. Ключевым событием в этом направлении стал запуск завода «ДжиЭм Пауэртрейн – Узбекистан» по производству двигателей для легковых автомобилей.
Следует отметить, что «Дженерал Моторс», создав узбекско-американское СП, получает доходы от лицензионных сборов от производства автомобиля, однако аспекты реализации американцев не интересует – это уже интересы коррумпированных узбекских чиновников, снимающих «шапки» с продаж по своей торговой сети. Американцы об этом знают, но это уже негласная плата за их присутствие в Узбекистане. По некоторым данным, нелегальные доходы получают Ташкентский и Андижанский кланы, а также председатель СНБ Рустам Иноятов, который на равне с вице-премьером Рустамом Азимовым также проталкивает американские интересы в республике.
Кроме того, другие корпорации также проявили интерес к Узбекистану, в частности, «Ханивел» участвует в реализации ряда проектов в нефтегазовой отрасли, химической промышленности и сфере развития социальной инфраструктуры. По данным Госкомстата Узбекистана, в республике зарегистрировано 193 предприятия, созданных при участии американских инвесторов, 52 из них со 100% американским капиталом. Сфера деятельности данных предприятий: автомобилестроение, нефтехимическая, текстильная, пищевая и машиностроительная отрасли, производство строительных материалов, др.
2010-2011 года не были активными для встреч Ислама Каримова с высшими американскими чиновниками, все больше поручившего вопросы тактического маневра с США и реализации соглашений и проектов своим министрам, однако вопросы присутствия коалиционных сил в Афганистане и сотрудничества с Ташкентом на платформе обеспечения топлива, продуктов питания и прочих невоенных грузов, а также транзита военной техники из Афганистана через Узбекистан рассматривались в беседах с узбекским президентом. Так, в 2010 году Ислам Каримов принял Специального представителя США по Афганистану и Пакистану Ричарда Холбрука (19 февраля); командующего Центральным командованием Вооруженных Сил США Дэвида Петреуса (6 апреля); первого заместителя государственного секретаря США Джеймса Стайнберга (17 июля); Государственного секретаря Соединенных Штатов Америки Хиллари Клинтон (2 декабря) – это был второй за всю историю отношений визит главы американского внешнеполитического ведомства в Узбекистан;  заместителя председателя американской корпорации «General Motors» Тома Стивенса, президента компании «Sikorsky Aircraft» (США) Джеффри Пино и председателя и исполнительного директора американской корпорации «Honeywell» Дэвида Коута (20 сентября, Нью-Йорк); старшего вице-президента американской корпорации «Boeing» Марти Бентрота (21 сентября, Нью-Йорк). Как видно из персоналий, основное внимание уделялось военным грузам и техническому содействию американской армии в Афганистане и экономическому сотрудничеству.
Следует отметить, что развитие образовательных и академических связей с США является одной из приоритетных сфер двустороннего сотрудничества. Продолжается взаимодействие по целому ряду направлений, включая академическую обменную программу «Фулбрайт», обучение английского языка, межвузовское сотрудничество и т.д. По этой линии уже прошли обучение почти 2 тыс. узбекских студентов. Между тем, тема прав человека остается табу для узбекско-американских отношений. 15 июня 2011 года Верховный суд Узбекистана удовлетворил иск министерство юстиции о ликвидации представительства международной правозащитной организации Human Rights Watch. Однако в самих США обсуждение политичекской ситуации в Узбекистане имеет быть место: так, в докладе от о свободе вероисповедания в странах мира за 2013 год Госдеп США включил Узбекистан в "чёрный список", в категория стран, где право на свободу вероисповедания нарушается в наиболее жестких формах. «В Узбекистане продолжаются нарушаться права на свободу вероисповедания, а правительство сажает в тюрьмы людей по обвинению в «экстремизме» и препятствует несовершеннолетним практиковать свою веру», - говорится в докладе. По данным экспертов доклада, в Узбекистане, правительство продолжает сажать в тюрьмы людей по обвинению в «экстремизме», конфисковать и уничтожить религиозную литературу. В свою очередь, подобные заявления вызывают острую реакцию у узбекских властей, которые заявляют через Комитет по делам религии: «Из года в год продолжается копирование одних и тех же моментов, которые давно уже устарели и не имеют сейчас никакой актуальности. В докладе специально используются выражения, которые могут вызвать у несведущих недоброжелательное отношение ко всему Узбекистану и приведет к тому, что, в дальнейшем, данные материалы, взятые у некомпетентных источников, могут передавать из уст в уста».
Уже 18 февраля 2011 года состоялась встреча Ислама Каримова делегацией Американско-Узбекской торговой палаты во главе с ее председателем Кэролин Лэмм, в ходе которой президенту была вручена почетная награда за обеспечение устойчивой трансформации экономики Республики Узбекистан в эффективно управляемую рыночную экономику. Тогда делегаты восхищались благоприятным инвестиционным климатом в республике и выражали мнение о расширении бизнес-партнерства. Рассматривались совместные проекты с рядом американских компаний, таких как «Дженерал Электрик», «Анадарко», «Кейс Нью Холланд», в том числе и по линии Американо-Узбекской торговой палаты. 23 марта И.Каримов принял делегацию американской корпорации «Honeywell» во главе с ее председателем и исполнительным директором Дэвидом Коутом; 25 августа - сенатора-республиканца от штата Южная Каролина, члена ряда влиятельных комитетов Сената США Линдсея Грэхема; 11 октября - специального представителя США по Афганистану и Пакистану Марка Гроссмана. Самое важное - 28 сентября состоялся телефонный разговор Ислама Каримова с президентом США Бараком Обамой.
В 2011 году отмечается рост двустороннего товарооборота по сравнению с 2010 годом на 36,2%, хотя доля США остается во внешней торговле Узбекистана на уровне 1,0%. Если в 2009 году узбекский экспорт в США составлял $146,6, то в 2010 году - $51,3 млн., в 2011 году – $72,2 млн., импорт, соответственно, $221,1 млн., $132,1 млн. и $177,6 млн. Практически импорт превышает экспорт в 2 раза, что свидетельствует о зависимости узбекского рынка от американской экономики. Определенная часть узбекских чиновников скупает участки и дома в США; известно, что младшая дочь Ислама Каримова – Лола Тилляева-Каримова приобрела за $57 млн. особняк на Беверли-Хиллз, а также ряд других объектов.
С 2012 года активность встреч американских чиновников с президентом Исламом Каримовым возросла. К примеру, 29 марта он принял командующего Центральным командованием Вооруженных Сил США Джеймса Мэттиса; 12 июня - Уильяма Бернса, первого заместителя Государственного секретаря Соединенных Штатов Америки; 6 июля -председателя подкомитета Палаты представителей Конгресса США Дэна Бертона и конгрессмена Грегори Микса; 15 августа - помощника Государственного секретаря США по Южной и Центральной Азии Роберта Блейка, прибывшего в Ташкент для участия в третьем раунде двусторонних политических консультаций во главе представительной американской делегации государственных организаций и частных компаний; 17 августа - делегацию деловых кругов США во главе с председателем Американо-Узбекской Торговой палаты Кэролин Лэмм. Прошедший в тот же день узбекско-американский бизнес-форум имел практический результат: были достигнуты договоренности о реализации 21 проекта на общую сумму около $2,8 млрд в области машиностроения, металлообработки, энергетики, нефтегазодобычи, нефтегазохимии, в электротехнической и горнодобывающей промышленности, фармацевтике и производстве продуктов питания с такими компаниями как Boeing, Solar Turbines, General Motors, Merk, General Electric Energy, Anadarco, Zeppelin International, Case New Holland, Nukem и другие.
Положительные результаты имеются и в политической плоскости. В июле 2012 году Олий Мажлис принял «Концепцию внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан», в которой сотрудничеству с США придается одно из приоритетных значений. Министерство иностранных дел Узбекистана так характеризует отношения с США: «Текущие узбекско-американские отношения отличаются комплексным, долгосрочным и многоплановым характером. Стороны имеют схожие интересы и позиции по большинству международных и региональных проблем. В этом ключе особое место отводится взаимодействию в политической сфере, сотрудничеству по экономическому блоку вопросов, человеческому измерению, укреплению мира и стабильности в Афганистане, а также противостоянию глобальным вызовам безопасности - незаконному обороту наркотиков, распространению ОМУ, экстремизму».
19 февраля 2013 узбекский президент в резиденции «Ок Сарай» встречал делегацию Конгресса Соединенных Штатов Америки в составе председателя Подкомитета по Европе и Евразии Палаты представителей Дэйны Рорабахера, конгрессменов Пола Кука, Теда По и Брайана Хиггинса; 24 апреля - помощника Государственного секретаря США по Южной и Центральной Азии Роберта Блейка; 25 июля - командующего Центральным командованием Вооруженных сил США Ллойда Остина; 14 августа - президента компании «Боинг – гражданские самолеты», вице-президента корпорации «Боинг» Рэймонда Коннера; 31 августа - членов Палаты представителей Конгресса Соединенных Штатов Америки Эни Фалеомаваега и Джеймса Патрика Морана.
7 мая 2014 Ислам Каримов принял первого заместителя Государственного секретаря Соединенных Штатов Америки Уильяма Бёрнса, прибывшего с рабочим визитом; 13 июня - специального помощника Президента Соединенных Штатов Америки, старшего директора по России и Евразии Совета национальной безопасности США Селест Анну Уолландер; 30 июля - командующего Центральным командованием Вооруженных Сил США Ллойда Остина. Эксперты отмечают, что особое значение в развитии двусторонних отношений имеет регулярный диалог на высшем и высоком уровне. Планомерному углублению узбекско-американского взаимодействия содействует проведение ежегодных двусторонних политических консультаций. Так, в мае 2014 года в Ташкенте проведено Первое заседание Узбекско-Американской совместной комиссии по научно-техническому сотрудничеству с участием 33 американских экспертов. В ходе заседания рабочими группами представлены рекомендации по дальнейшему расширению научно-технического взаимодействия, выявлены потенциальные направления сотрудничества в приоритетных областях, механизмы и сроки их реализации. Данные предложения приняты за основу «Плана действий» на ближайшие 1-2 года. Кроме того, в области культурно-гуманитарного обмена в первом полугодии текущего года были проведены следующие наиболее крупные мероприятия: выступление американского женского коллектива «Лора Кортес и Данс Кардс» с концертом в Государственной Консерватории в Ташкенте, а также проведение мастер классов со студентами и музыкантами в музыкальных школах города Ташкента 17 - 23 февраля; визит джазовой группы «Le Chat Lunatique» в Узбекистан 29 июня – 5 июля.
Можно сказать следующее о позициях США в Узбекистане:
- Америка не является основным и ведущим торговым партнером Узбекистана;
- трудовая миграция и переезд на ПМЖ из Узбекистана в США незначительны – не более 4-5 тыс. человек в год;
- финансовая поддержка США различным проектам под эгидой правительства Узбекистана также не столь существенная;
- американские гуманитарные миссии потеряли свое значение и место в Узбекистане и считаются организациями, не вызывающим доверия у местной власти;
- американские инвестиции пока точечные и не объемные, поскольку инвестиционный климат в республике оставляет желать лучшего;
- военное сотрудничество, включая участие в проекте НАТО «Партнерство во имя мира», сужено и носит, скорее всего, теоретический (дискуссионный) характер;
- американская сторона не поднимает вопросы прав и свобод узбекских граждан, поскольку это мешает двусторонним контактам;
- США делают ставку на Ташкент, что узбекские власти и дальше будут проводить политику независимости от России.
Между тем, последние визиты высокопоставленных американских чиновников свидетельствуют об интересе США в решении некоторых проблем:
- продолжении поддержки вывода сил коалиции из Афганистана, возможноть открытия временной военной базы, хотя официально обе стороны это отрицают, но необходимость в ней явно просвечивается в ходе реализации данного плана;
- подключения Узбекистана к проектам, в той или иной мере выводящих Россию из сферы влияния в регионе, например, транспортных коммуникаций (ТРАСЕКА, к Персидскому заливу), нефтегазовых маршрутов;
- отказ от увеличения экспорта продовольствия в Россию в период действия эмбарго США и Европы.
Эксперты полагают, что американские власти гарантировали решение проблемы Гульнары Каримовой, обвиненной в коррупции в ряде стран Европы, взамен на лояльность Узбекистана и поддержку им США в проведении своих интересов в Центральной Азии.