Юбилейное или ода медицине

Логово Улогова
                Как-то так сложилось, что  на 2009 год выпало много юбилеев близких мне по духу и любимых поэтов, бардов.  Началось с октября прошлого года... В Москве, где я удачно появился, после 13-ти летнего перерыва и попал на торжества посвящённые 90-летию Александра Галича.  Был на метро  "Аэропорт"  у его дома на возложении цветов – прямо в день его рождения.  Круг замкнулся 7 мая в Париже. Вернее под Парижем,  в  Сент- Жевеньев де Буа.  Посетил последнее пристанище Александра Аркадьевича.  Ранее,  в апреле было 75-летие со дня рождения Жени Клячкина,  которое прошло как-то незаметно.  В мае – ещё один юбилей.  85 лет Булату Окуджаве.  Ему был посвящён концерт в Русском центре в Париже.  А в июне – круглые даты со дня рождения А.С.Пушкина и Юрия Визбора…
К чему это всё я?  Хочу написать и о своём юбилее. Не знаю только кому это надо.  Но мне надо точно! Ибо, я чувствую себя до сих пор в долгу…  Перед кем ? Сейчас поймёте…

                Начинаю издалека - с юности.  Район метро Сокол, куда мы переехали на жительство с родителями, был не то чтобы криминальным, но шпаны хватало. За всю свою прошедшую жизнь пытался находить общий язык со всеми. Не знаю, как получалось – не мне судить. Всякое было: ночные посиделки по подъездам с гитарами, безусловно и первые пробы прикладываться к горлу бутылки. Ведь согласно известному правилу:” Запретный плод всегда сладок”.  Были и драки, из которых и с побоями выходил. Кроме всего, пробовал заниматься различными видами спорта: лёгкой атлетикой, беговыми коньками, греблей академической…  Высот в спорте не достиг и больше полутора лет ни в одной из секций не задержался. Хотя в лёгкоатлетической секции на II –й взрослый разряд в беге на 400 м бежал свободно. Пробовал пару раз садиться на лошадь.  Во всех этих занятиях были различные падения. А если ещё вспомнить и пешие походы, то… На этом заканчивается второе предисловие.
                В июне 1978 года я пришёл работать в конструкторское бюро на предприятие, которое ныне и в последние годы  мои работы на нём называлось и называется – МОКБ”Марс “. Быстро вписался в молодёжный коллектив, и мне Саша Фёдоров и Игорем Галеевым предложили поучаствовать в лыжной секции предприятия. Сперва отказывался, какие мол, результаты я могу показать на пороге 30 лет жизни. Многие спортсмены уже карьеру заканчивают в эти годы. Меня убедили, что это всё для массовости, а результат, какой бы он не был – лишь бы добежал до финиша. В итоге все результаты шли в общекомандную копилку. Раз в две недели за два часа до окончания работы нас освобождали для тренировок.  Не было снега – бегали кроссы в парке Покровское-Глебово.  Ну, а зимой на лыжи и включая соревнования тоже.  Много разного и интересного  было. Наверно придётся рассказать об этом в отдельной главе. Хотя мне трудно было гнаться за нашими лидерами, но как мне кажется, результаты мои были не такие уж плохие и в общий котёл вполне подходили.  Приближаюсь к центральной мысли этой главы.  Для участия в соревнованиях надо было каждый раз оформлять протокол медицинского допуска.  Один из годов эта функция лежала на мне и я постоянно появлялся во врачебно-физкультурном диспансере №11, что находится и до сих пор в здании на углу Ватковского переулка и улицы Новослободской. Недалеко от одноимённого метро - “Новослободская”.  Раз в год все участники команды проходили полный медицинский осмотр. В первые разы для меня всё проходило удачно.  Давление 120 на 80, как у космонавта, впрочем оно и сейчас такое.  На здоровье особых жалоб нет не считая мелких простуд.  Но осенью 1983 года меня тормознул на медкомиссии врач диспансера Иосиф Самуилович Брах.  Я недаром пишу сейчас полностью его имя и фамилию.  Ибо этому человеку и врачу я обязан тем , что нахожусь сейчас среди вас в полном здравии.  Если бы не он…  Ладно, давайте продолжу.  Что мне сказал доктор Брах: “Молодой человек у вас в моче повышенный белок – 12,5 процентов”.  Я только ухмыльнулся и ответил ему, что мне это жить не мешает.  Он настаивал, что надо обследоваться.  Долго не внимал его настояниям,  отбегал лыжный сезон 1983/84 года.  Ближе к весне опять звонок от него:” Зайди получи направление к участковому терапевту и начинай обследоваться”.   Послушался!  Участковой нашей в поликлиники на ул.Куусиннена,  а я тогда жил с первой семьёй на ул Зорге,  была Антонина Михайловна Жевжик. Ей тоже особый поклон!  Не всякому врачу удаётся продержать пациента на больничном больше месяца,  без явного диагноза. Я пересдавал кучу анализов мочи и крови, пил различные таблетки.  Результат был тем же – белок ни куда не исчезал. Тогда Антонина Михайловна приняла решение госпитализировать меня в Боткинскую больницу. Честно признаться – испытал небольшой шок,  да и супруга тоже. Здоровый мужик и в больницу!? Посоветовались – решили слушаться врачей.  И не зря!  Сперва лежал в нефрологии.  Опять пересдал по новой весь спектр анализов – результат тот же.  Соседи по койкам были разные.  У одних почки отказали из-за неумеренного употребления алкоголя , другой парень перекупался в холодной речке.  Все через день ходили на гемодиализ – подключались к аппарату искусственная почка.  Мне они предрекали тоже самое. Я загрустил…  Неожиданный финал жизни!  Оставался ещё шанс на радиоизотопный анализ.  И вот – день настал.  Ввели в кровь изотопы,  к спине прикрепили два датчика.  Вот уже выходит из принтера  лента…  Лежу и слышу:” У парня нет правой почки”.  Другой врач говорит:” Ну и что – он родился с одной почкой. Бывает такое!  Выпишите этого симулянта домой и пусть лечит свой пилонефрит”.  Первый врач говорит в ответ:” Если у него нет одной,  а вторая даёт такой белок то парень скоро на Ваганьковском будет”.  Лежу и тихо схожу с ума… Ваганьковское кладбище от Боткинской недалеко. Родственники там мои по линии матери и отца. Как же так?  – Рано очень для меня!!!
Долго они совещались и решились на последнее. Через день перевели меня в урологию,  ещё через день сделали последнее обследование. Положили на стол рентгенаппарата Simens,  ввели в паховую правую вену коттетор и закачали в якобы не существующую почку контрастное вещество.  Повернули стол со мной к телевизору и я её увидел…  Свою неработающую правую почку,  увеличенную в полтора раза,  от гноя её наполнявшего.  Врач рентгенолог Иосиф Перельман тут же вымолвил:” Завтра же на операционный стол!”  Не буду вспоминать всех рассказов про последствия.  Итог такой… Если бы не медики – прошло бы время,  почка переполнилась бы гноем лопнула,  гной растёкся бы по брюшной полости и меня бы уже ничего не спасло.  Это называется перитонит.  Объяснили мне,  что лет 10-15 назад я получил удар в  спину ( писал выше,  где это было возможно ),  не придал этому значения.  Мол поболело,  поболело и прошло.  А почка остановилась!  И вот последствия…  Подписал согласие на операцию у зав. отделением Виктора Александровича Попова – не советовался ни с кем,  ни с родителями,  ни с женой. Она,  кстати на это очень была обижена.  Операцию мне сделал Юрий Михайлович Грин – 18 апреля 1984 года.  Далее две недели провёл в Боткинской на реабилитации. Рассказывать об этом наверное не надо,  да и не интересно. Наверно стоит лишь вспомнить как бывший военврач, а в те годы зав.отделением урологии Виктор Александрович Попов, на третий день с утра поднял меня с постели. Во время утреннего обхода, увидев меня, оборачивается к моему лечащему и спрашивает:"Когда парня оперировали?" Получив ответ, изображает недоумение на лице с вопросом вслух:"И он ещё лежит?" Потом вопрос ко мне:"Где служил в армии?" Отвечаю:"Во флоте!" Вопрос второй от него:"Уставы учил?" Говорю:"Безусловно!" И после этого он зычно гаркнул:"Вст-а-а-ать!" Я подпрыгнул, как на батуте хотя и половина живота с правой стороны была располосована скальпелем. Выпрямился и... сражу же согнулся от боли, в глазах потемнело... Слышу голос Попова:"Ничего! Походит так до завтрашнего до вечера вдоль стенки, а потом распрямится. Иначе слипнутся кишки у человека, и будет нас недобрым словом вспоминать". И в итоге, хоть я и разозлился в душе на него в ту минуту, но вспоминаю сейчас с благодарностью об этом эпизоде...  Скоро я счастливо был выписан домой с диагнозом гидронефроз правой почки с удалением.  Огромное спасибо всем перечисленным мной врачам.  Медсестёр я уже по именам и не помню,  хотя некоторые из них тоже всех нас морально поддерживали и ухаживали за нами.
                Вот и весь рассказ о моём юбилее. Внимательные успели заметить, что с той даты прошло уже 25 лет!  После жизнь продолжалась не менее интересно. У меня в 1992 году родился сын уже во втором браке. И событий интересных случилась целая вереница…

На фото - один из корпусов больницы им.Боткина - взято из интернета по поиску.