Маразм крепчал

Валерий Космиади
19-го июня 2009г. присутствовал на конференции Российской народной академии наук, посвященной 20-летию ее образования. Хочется взять в кавычки и слово «конференция», потому что происходящее удобнее назвать шабашем, и саму «академию», для характеристики этого сообщества вообще в русском и других языках трудно найти адекватный термин.

Еще когда около года назад вступил в сию академию (вспоминается старый анекдот 50-х годов – вечно ты во што-нибудь вляпаешься, вчера ступил в дерьмо, сегодня в партию), принимавший меня президент академии Петр Федорович Иванков производил впечатление пожилого служаки. Оказалось, на самом деле генерал-майор. Окружающие его на конференции задолизы называли «боевым генералом», им виднее. Но штурмовать высоты науки способен не всякий вояка. Чтобы попасть в обойму генералитета, интеллект может быть только обузой. Что касается навыков владения аппаратными приемами подписи бумаг и руководства подобранными для себя подчиненными, тут все достойно высших похвал.

Когда отдал в журнал академии «Академические записки» свою статью «Неживой природы нет!», мой текст подвергся  корректорской правке литературного редактора Иванковой И.Д. (бывшая жена президента академии). Я при проверке зачеркнул исправления, но в печать статья пошла с глупой и ненужной редакторской правкой. Ладно, эту «правку» я «съел» - все-таки статью напечатали аж в «АКАДЕМИЧЕСКИХ записках»! (Хотя что такое тираж 500 экземпляров?)

За прошедший год в академии произошли бурные перемены. Президент академии разошелся с прежней женой и обвенчался  с членом-корреспондентом академии Татьяной Андреевной Тепляковой. В своем отчетном докладе о 20-летнем руководстве академией президент неоднократно, т.е. уделяя львиную долю внимания, упоминал о значительном вкладе в науку своей новой супруги (которая руководит курсами медолечения и массажа). Вообще эта молодящаяся дама выделялась на фоне правления и делегатов, средний возраст которых перевалил за 70, своей активностью и веселостью. Она радостно предложила конференции проголосовать за утверждение мужа на следующий срок руководства академией, аттестуя мужа как мужчину, в котором есть еще огонь и порох (почему-то в пороховнице, так выразилась Татьяна Андреевна).

Выступления всех выступающих не содержали ни толики критики, одни восхваления президента академии и правления, впечатление подлинного триумфа науки, только для книги рекордов Гиннесса.  Сколок с партхозактива самого застойного времени, не дай Бог задеть партверхушку критическим словом. Еле досидел до окончания, беседуя с двумя молодыми людьми по соседству, согласившимися с моим определением  происходящего действа, как «маразм крепчал!».

В заключение «конференции» проводилось вручение памятных медалей и значков, в основном  выпускникам школы массажа, руководимой женой президента академии, что позволило сей пышной даме, по ее словам, вдоволь нацеловаться. И, как логический итог шабаша, при выборе нового правления академии жена президента стала его заместителем по совместительству (или наоборот)

Происходящий фарс достоин пера Салтыкова-Щедрина. Увы, в современной научной действительности таковых не заметно. Жизнь общества распалась на ячейки – правящие структуры, криминал, Газпром и НГК, РАО ЕЭС, шоу-бизнес, ТV, спорт-бизнес, торговля, медбизнесиндустрия, и на последних местах – реликты производства, сельского хозяйства, образования и науки. Люди, активные и предприимчивые, идут в бизнес-структуры, играя по правилам дикого капитализма, которому дан зеленый свет. Другие, склонные к пассивному созерцанию, приспосабливаются к бюджетному существованию. Эта «народная академия», на мой взгляд, скопище обманутых, выброшенных реформами старых людей, не способных ни перестроиться на рельсы капитализма, ни на реальное противоборство насильственной политике американизации страны и общества.

Какой-то виртуальный мир, чудом сохранившийся островок замшелых партработников, восхваляющих умершего О.С.Шенина и живого президента академии. Бюджет академии – какие-то крохи, эти цифры вызовут смех у мелкого торговца на рынке у МКАД. Но апломб у выступающих – на уровне вершителей мировых судеб.

Определение «лучший целитель мира», данное Тепляковой своему выпускнику курсов массажа, персонажу с манерами легкой дебильности, упоминание экстрасенсов вкупе с уверениями в дружбе с КПСС, главой которой был О.С.Шенин, т.е. эклектичная смесь несуразицы и невежества, позволяют найти в происходящем собрании синдром инфантильности в лучшем случае, и организованную диверсию с целью дискредитации науки вообще в худшем.

Ну,не может человек работать ни руками, ни мозгами, а жить то хочется, вместе с пузиком апломб вырос, и вот сооружается этакая экологическая ниша для духовно и материально нищих, прослойка между деклассированными бомжами и чиновной бюрократией, с последней даже срастаясь. Ясно, что молодежи, ориентированной на успех, активную деятельность, в такое смрадное болото влазить неохота.

Один из замов президента, к моему огорчению, мой тезка, В.А.Задерей, во время своих коротких спичей успел проявить красноречие. Вот только как назвать это – владением словом, или языком? Способность к любой реплике приклеивать комплименты в адрес своего шефа, ближе к умению языком.

Конференция совпала  с трауром по моему однокласснику, но по трагичности настроения перевесила. Все-таки утрата товарища и друга – личная драма. Гибель науки и деградация научной среды – диагноз предсмертной агонии страны и общества.

Эта миниатюрка – не фельетон, а чуть развернутая объяснительная записка по поводу выхода из «народной академии», поскольку после увиденного и услышанного находиться в этих рядах мешает чувство собственного достоинства, пока не утраченного и не обмененного на «ваучер».

21.06.09