услышьте меня!

Ольга Сакадынская
УСЛЫШТЕ МЕНЯ!



             Я вышел на улицу. Куда мне идти? Куда? Этот вопрос я задавал все те четыре месяца, что я провел в больнице. В памяти осталась боль, пронзившая сердце раскаленным осколком . Такой осколок уже пробивал меня насквозь. Но это было давно, была война,  и я был молод.  И мне не было страшно даже в самом пекле боя..  В бою .. А в жизни    все вышло иначе... 
           С годами все больше понимаешь, что в жизни нужно платить за все и по большим и по маленьким счетам. Но никто не знает когда и по какому счету наступит плата. Я заплатил по счетам сполна. 
           Ветер бьет в лицо. Снег кружится вокруг меня белой стеной.  На улице все прохожие  словно попрятались по домам. Только я один. Мне некуда идти. Я не могу остаться сейчас один. Один на один со своей жизнью. Кому мне все высказать? Кто услышит меня? Кто захочет услышать меня?  Я иду низко опустив голову, словно невидимый груз приклоняет меня к земле.  Земля  зовет. Болит сердце. Но с еще большей силой во мне ноет не проходящая боль , боль которую я принес своим дорогим , родным людям. И никто из них не услышит, как болит моя душа, как она просит у всех прощения.
          На улице стало совсем темно, а я иду, сам не зная куда, словно какая то сила ведет меня по пути. Я зашел в открытые ворота, поднял голову и увидел храм. Церковь.
В окнах горит свет. Я никогда не был в церкви. И никогда не думал, что могу здесь быть. Я ведь не знаю да же, как нужно креститься…. Но откуда из далека зазвучали в моей душе слова:  «Господи! . Может быть  ты  донесешь мои  запоздалые раскаяния , может быть с твоей помощью простят меня мои родные.. Господи помоги мне!»
            Я стою в церкви перед иконой Иисуса Христа, и слезы текут бесконечным ручьем из моих глаз.  Я стою перед всей своей прожитой жизнью, и слезы захлестывают меня. Ноги сами привели в церковь. Я даже не знаю сам почему. Может быть потому, что здесь я могу обнажить свою душу и могу быть услышанным. Мне  хочется кричать:   «Услышьте меня!  Не перед кем мне сейчас просить прощения,  разве только ты, Господи, донесешь мои слова, до близких, а теперь, далеких мне людей. Но очень скоро я встречусь со многими из них , и мне бы хотелось, чтобы встреча была уже с покаянием, иначе я не смогу умереть  со спокойной совестью. Выслушай, Господи, мою мольбу и донеси слова моего покаяния до близких мне людей. Пусть они услышат меня!»
          Жизнь  в юности была легка и беззаботна. Аттестат получил 22июня 1941года. Было мне 16лет. Началась война. Все на фронт!  А так хотелось в бой. Сбежал из дома , прибился к отбывающей части на фронт, прибавил пару годиков, и оказался  в самой гуще.. Все у меня было: жажда мести за свою разрушенную страну, за отнятую юность, за разлуку с домом… все было для того, чтобы воевать. Был я небольшого роста  - 1 м 55см.. – с ружьем почти одинаковы.   Хотели сначала оставить в тылу,  но я пригрозил , что все равно сбегу на фронт и  меня взяли в разведку. Много раз я по тылам фашистским ходил,  ничего не боялся. И пули меня обходили. Все было и подвиги , и поражения. С Западного фронта на Восточный попал, и там повоевать успел, и вернулся домой полным Кавалеров Орденов Славы. В 21 год я их и надел однажды только, когда в военкомат пришел , на учет встать.
           Военком, седоватый мужчина, пожал мне руку, поздравил с возращением, и я уж уходить собрался, да тут отварилась дверь и вошла девушка. Это была самая красивая в моей жизни мечта. Только в мечтах я видел такую : коса пшеничная ниже пояса, глаза васильковые с брызгами. А стать! А походка! Обомлел я одним словом. С места сойти не могу. Военком , чувствую,  растерялся, понять не может, что это на меня столбняк нашел, а уж потом познакомил со своей дочерью. Вышел я с военкомата, а сам жду , когда каблучки застучат по коридору. Кажется,  вечностью минуты тянулись. Вышла девушка, а я не могу слова сказать. Иду рядом и молчу. С мечтой хоть рядом пройти. Кто я такой? Воин. Кроме школы , да фронта ничего нет. А она вон какая! Одета,  как в журнале. Книжки несет. Учится , небось. Онемел я, оробел – боюсь - спугну свою мечту. Не помню , долго ли так шли, она первой заговорила. Что говорила – не знаю. Я что- то отвечал. Но все было как сон. К дому подошли. Пригласила она меня в гости к себе, а я как телок на веревочки – куда тянут – туда иду. Совсем голову потерял.
      В доме мать была. Глянула так на меня косо, мол ,солдатни тут только не хватало, давай дочь про институт спрашивать, ясно, не твое место рядом с ней. Я понимаю все это, а уйти не могу. Я во сне много раз видел  такую девушку. Думал, что сон он и есть сон, а тут явь. Мечта наяву. Потерял я голову, одним словом. Не помню, как и дни бежали, но жил одним, чтобы только ее видеть. И так я Машу полюбил, что нет жизни без нее. Такой дурман на меня нашел. Погибаю и все. Открылся я ей -  жизни нет без тебя. Сам боюсь, думаю, прогонит -  руки наложу на себя. Молодой был, годов то всего 22, а Маше и того меньше –19.  В общем поженились мы с ней . Военком меня понимал – Маша – это моя судьба, крест. Не мог  без нее. Хороший был мужик тесть. Сколько с Машей прожил  -  худого от него не видел. Но вот теща… и почему так мир устроен? Ну что я ей сделал? Дочь любил, не обижал, семью свою хотел дружную иметь, а ей все не так. То не образован я, то работа у меня не престижная –  я  водителем работал, то заработок мал. Что не сделаю – все не так. Сын у нас родился – Сергей. Трудно , конечно, было. Маша училась, я работал. Вынуждены были жить с родителями Машиными. Моя мать жила с сестрой и братом. Самим было тяжело. Отец погиб на войне. Мать и так старалась для брата с сестрой – учила, содержала.
          Хотели мы с Машей, чтобы Маша год не училась, пока Сергей подрастет, так теща такой шум подняла – губишь дочь,  хочешь из нее батрачку сделать неграмотную. Не устоял я – Маша учиться продолжила, а жили все вместе. Пришел я как -  то с работы, поздно, усталый. Спецовка на мне промасленная. Душевая  в автопарке сломалась. Только в дом зашел, теща понесла. Ребенок маленький, а от меня пахнет всякой дрянью, дом провонял мной. как Маша такие запахи терпит?  Не сдержался я.   Мол, от вас так несет смрадом, что все задыхаются, заела всех.  А  она  -  кто тебя здесь держит, иди,  свежим воздухом дыши в другом месте. Я ушел  к матери. Жду вечером, что Маша придет, а ее нет. Сам то не иду. Ведь должна же Маша  ко  мне прийти. Эх, глупец я был. Не учел, что ребенок у нас. Ну что бы она за мной побежала? Она меня не гнала, плохого мне не сделала. А сына куда? Не оставлять же? А брать некуда. Одним словом не дождался я. Ночь прошла бессонная. Утром на работу. Это  сейчас – не пошел работать – не надо, а раньше тюрьма. Не помню,  как день прошел. Машу все ждал, ведь должна же прийти ко мне. Так и не дождался. Это уж спустя годы я узнал, что ей тогда теща сказала. Напился я с горя, одним словом. Храбрый стал. Пошел выяснять отношения с тещей. Ну и дурак был!  Не успел дверь открыть, а теща, мол,  и вчера такой же был, потому и ушел из дома.    Пьянь  беспросветная!  Сколько не прятал сущность свою – все равно вылезла. Пьянь одним словом.  Хотел я ее ударить,  да тесть не дал.   В общем,  запил я после этого в чистую.   Днем держусь – работать нужно, а уж вечером..   Ночи я тогда боялся. Стоит уснуть – вижу Машу. Стоит посреди комнаты, коса распущена, улыбается, идет ко мне, руки протягивает. Я к ней.  До сих пор помню запах ее тела.  Розы так не пахнут.  Кожа, что атлас, прохладная, шелковистая.  Одним словом с ума сходить начал. Понял я тогда – не уеду – погибну.  Не могу я без Маши жить. Уеду,   видеть не буду ее, может  легче станет.  Я уж совсем опустился , пропил все. Сына то своего   видел,  когда вместе жили и все. Больше так и не повелось. Что же судьба со мной сделал? Ведь и Маша меня любила! Как мы счастливы были! Ляжем спать, обнимемся и так до утра не разлучались. Ни с кем я так больше не мог спать. Я ведь ею дышал. Проснусь утром , а Маша еще спит на моей руке. Я не шевелюсь, сон боюсь потревожить. Любуюсь. Сон охраняю. Она откроет глаза, улыбнется и говорит: «Ну что Цербер, никто не украл меня ?- а я целую ее.. если бы не работа , не отходил бы от нее. Нельзя так женщину любить. Мне уж потом мужики постарше так говорили: « Не любит бог, когда  мужчина  из- за женщины  голову теряет.  Любовь – это промысел божий, а нам грешным довольствоваться нужно  в меру.»                                Но все таки , спасибо тебе, господи, что одарил ты меня такой любовью. Вот уж смерть меня ожидает, а я все равно люблю мою Машу.
     Уехал я. Мотала меня жизнь. Жил как в тумане. Одно только меня в чувство приводило – сны про Машу. Отбился я от дома. Писем не писал. Мать не пожалел даже – ей весточку не слал. Зачем , думаю? Ведь к Маше пойдет, а мне еще больнее будет. К тому времени я уж совсем спился.  Вот в морозный день чуть и не погиб. Из сугроба вытащила проходившая мимо женщина. Думала, что плохо человеку, притащила домой, а дома поняла, что я пьяный. Не выбрасывать же назад?  Очнулся я утром и думаю да как же так? Неужели вся жизнь закончилась. Нельзя женщину сильно любить – разруха в жизни., но жить то нужно. Мать вспомнил.  Решил немного встать на ноги, и тогда ей написать письмо.
             С женщиной и остался жить. Душевной  Антонина была. Оттаял я с ней маленько. Письмо матери написал. Забывать начал свои переживания. Осталось только  в душе боль. Так я эту боль всю жизнь и проносил. Но судьба готовила мне новые испытания.  Родились двойняшки. Я в командировке был – отправили за новой машиной на завод за тысячи верст. Приезжаю, а мне мол   пол-литра  два раза ставь – у тебя Ольга с Сергеем родились. Поторопилась  Антонина – имена дала. Может,  меня дождалась, и не так бы все было. Я как услышал имя Сергей – все внутри оборвалось – есть Сергей уже! Мой и Машин! Словно кто - то украл у меня сына.  Поставил я мужикам водку на стол,  и сам с ними сел.   И опять все пошло и поехало.  Запил я. Тоня матери написала, та приехала , детям привезла гостинцы. Да и потом, когда я от Тони уехал – сбежал – мать детям помогала. Не смог я с Тоней жить. Погляжу на сына, а перед глазами другой Сергей. Сердце просто останавливалась.  Так Маша перед глазами с сыном на руках  всегда стояла между нами, словно говорила: «Предал ты нас, а мы тебя нет». Мать мне рассказала, что кто только не сватался к Маше -  всем отказывает. Теща меня проклинает, что дочери жизнь испортил. Я Маше письмо написал, что давай,  разведемся, что ты будешь страдать, а она мне ответила, что не даст мне развода пока сын не вырастет – не будет ее сын без отца расти. Ведь сдержала свое слово. Развелись мы, когда сын военное училище закончил – военным стал в деда.
      Бросил я Тоню и своих двух детей. Никогда я их не видел больше. Как только сердце моей матери все выдержало? Она каждый год ездила к Тоне. Внукам подарки отвозила, вместо меня переводы им слала. Искупала мою вину перед детьми.
      Помотало меня по белу свету. Не мог я расстаться с бутылкой. Чувствую, что скоро конец придет. Дай , думаю, хоть с матерью попрощаюсь. Приехал я к ней в самый студеный мороз. Ввалился в дом с клубами пара. Мать обрадовалась, а когда я снял с себя полушубок – ахнула: ничего на мне не было. Брюки рваные, да валенки худые. Вот такой сынок приехал. Спасла меня мать от смерти. Вылечила от пагубной привычки. Не помню как лечила, но спасла. Один раз я только решил выпить после этого, но так сердце прихватило, что чуть спасли. И я тогда понял, что нужно жить, а если захочу расстаться с жизнью – одна стопка , и меня нет. Работать пошел. Мать в школу меня пристроила завхозом - отремонтировать , если что сломается, ремонты всякие, одним словом хозяйственные вопросы. А я дерево с детства любил. Из дерева хоть что мог сделать : стул, стол, раму для картины, карнизы оконные, да много чего. Вот директор и позвал меня детей обучать этому делу. Нравилось мне с ребятишками возится. Жизнь в норму вошла.  Осенью пополнение в школу прибыло – учителя молодые. Среди них одна из местных, выучилась и вернулась в школу учительствовать. Да и тогда тоже как вроде учитель был.  Мне то уж годов было под  тридцать . Один жил. И черт меня попутал!  Хоть бы ровню себе нашел! Запала в душу  Эва. Была она из переселенцев:  перед войной с Поволжья немцев выселили. Идет по улице, а все оглядываются : стройная, пышногрудая, глаза как зеленый луг, волосы вьются волной. Стал я за ней ухаживать. Скрыть такое нельзя было – в школе все на виду. Пришли ко мне ее братья, поговорили, пригрозили. Понял , что не шутят. Какие шутки? И решился я на отчаянный шаг – украсть Эву, ну, конечно, если , согласится.  Знал, что Эва встречалась с парнем. Поругались они, а тут я. Видимо, она ему отмстить решила, и уехали мы с ней к моей родной тетке в далекие края. Родня то ее туда – сюда побегала, да потом письмо братья прислали, мол, возвращайтесь , не тронем, а то мать сильно убивается, одна она дочь у нею была и четыре сына.      
                Вернулись мы с ней. Зажили. Дочь родилась. Дочь Ольгой назвали. Вот так у меня стало два сына Сергея и две дочери Ольги.
           А во сне все Машу вижу.  Стоит она в золотом блеске соей распущенной косы. Я до сих пор помню тело ее, каждый изгиб.  Как бог создает такую красоту!?  Какие губы всегда встречали меня с улыбкой!?  Как- то мне друг сказал, что у Маши целовальные губы -  такие целуешь, целуешь,   и  целовать хочется. Машенька – это  лучшее что у меня было в жизни . Когда я получил от тебя письмо с просьбой о разводе, я плакал. Ушел в лес,  достал письмо и рыдал как ребенок над каждой твоей строчкой.
               «Здравствуй ,   Валерий! Сегодня наш сын получил путевку в жизнь – он стал офицером. Я , конечно, была на торжествах в училище по случаю выпуска. Как жаль , что тебя не было рядом с нами. Ты бы увидел, какой у тебя взрослый, умный сын. Он был лучшим курсантом. Мой отец тоже не был. Папа умер чуть – чуть не дожив до того  момента, когда его внук стал офицером. Они всегда гордились друг другом. У нашего сына твоя фамилия. Ведь он твой сын. Сережа никогда не расспрашивал о тебе. Я сама все рассказывала ему о . Какой ты был храбрый боец, как любил меня и его, и как мы все были счастливы. Жизнь сложилась так как есть. Знай, что сын всегда помнит тебя.
Сережа уезжает через пару дней к месту своей дальнейшей службы. Было бы не справедливо остаться мне совсем одной. Я выхожу замуж. Высылаю тебе заявление о согласие на развод. Ты когда -то хотел его получить. Извини, я не смогла допустить того, чтобы сын думал, что ты бросил нас. Он всегда писал, что у него есть отец. Теперь у сына свой путь. У тебя есть дети. Дай им свою законную фамилию. Прости, что так долго  удерживала тебя.  Я ждала, что ты вернешься.
          Если захочешь найти сына , ты всегда  его найдешь по своей фамилии. Надеюсь, что ты не забыл, когда он родился.
           Мама перед смертью покаялась мне.  Никто не виноват.  Прости ее.
                Маша.»

          Лучше бы она не писала мне это письмо.  Как глупо мы расстались!  Какую душу заставил страдать!
          Живем мы с Эвой как будто нормально. Но стал я замечать, что она от меня глаза отводит. Вечерами куда то ходит. Люди  все рассказали. На свидание ходит. Парень, с которым она когда - то встречалась, уехал тогда после нашего бегства. А тут он объявился. Приехал, да приехал. Я особо внимания не обратил. А нужно было бы!  Тогда бы заметил, что Эва не такая веселая стала. Все наровит из дому уйти. Застал я их вместе. Ничего особенного, стояли,  разговаривали. Обнимал он ее. Вскипел я весь. Только жизнь стала налаживаться и опять беда. А что собственно я хотел? На чужом горе счастья не построишь. Эту ночь Эва у матери ночевала. Побоялась домой идти. А утром братья пришли, пригрозили, что если трону – прибьют.  Напомнили, что чуть не силой украл, воспользовался ситуацией, так вот и получи. Только утром пришла Эва, следом ее кавалер идет. В дом без опаски заходит. Я чуть за ружье не схватился, но во время одумался. А он заходит и говорит, что любит Эву, что не его вина, что расстались. Он в тот день что мы сбежали, в больницу попал, операцию ему делали. Жить без Эвы не может. Не стал я скандала поднимать. И так в жизни немало наворотил.  Сказал, пусть сама решает с кем быть. Может и решила бы, да мать ее пришла. «Не позволю- говорит- чтобы дите при живом отце с другим маялись. Сама со мной сбежала, сама пусть и несет этот крест дальше.».Старуха железная была. Все дети ее слушались. Осталась Эва со мной. Только не смогла так просто пережить она все это. Стала выпивать . сначала чуть- чуть, а потом все больше и больше. Плохо когда отец пьяница, и уж совсем беда , когда мать в запое. Вот так и жили. Она напьется –плачет, а я сам себя казню – наказал меня бог за все. Время идет, дочь растет. Так и живем со своей бедой. Но не сполна я получил видать за все.
Как то вечером телефон зазвонил. Голос такой молодой, мужской меня к телефону просит.
Я трубку взял и слышу : «Здравствуй, папа!». Что я пережил в этот момент? Один бог свидетель! «Сережа – говорю - это ты?» , а он : «Я!». Спрашиваю: «   Где ты сейчас находишься?»-   говорит: «  Дома, сегодня из армии демобилизовался.»   «Как- спрашиваю демобилизовался? А мама? Что она? Почему разрешила?»    «А чего – говорит-  разрешать? Два года отслужил и домой». И только тогда я понял, что это Сергей от Тони!  Не Машин, мой первенец, а второй Сергей.    Я ведь его считай не помню.  Видел по сути один только раз, а потом пьянки, пьянки.   Как же быть то? Как ему в глаза глядеть буду? Струсил я. Кавалер трех орденов Славы, немцев не боялся, за «языком» один за фронт ходил, смерти в лицо не раз смотрел, а сыну боюсь в глаза посмотреть. «Папа, а можно я приеду к тебе? Мне так хочется тебя увидеть. Мама говорит, что я на тебя похож. И рост у меня небольшой , 1м 55 см – твой, можно приехать?».  Господи! Куда приехать? Жена алкоголичка! Да и  с дочерью проблемы -  гулящая. Матери то некогда было глядеть, а я что понимаю.. просмотрели девицу! . Ну как ему объяснить, что не могу  его принять. Стыдно мне. За все: за то, что сбежал от них, за то, что не помогал, за то, что забыл. Чем оправдать себя? Тем,  что любовь во всем виновата!  Не позвал я сына:. «Давай , Сергей, в другой раз, а сейчас не могу – завтра в командировку еду – билет в кармане». Не знаю , что там в душе у него творилось, замолчал надолго. Так и молчали минуты две. Потом сказал, что ,  ему тоже нужно в гости съездить – ждет бабушка внука из Армии, а когда приедет , то позвонит и встретимся. Я согласился. Вот так неожиданно врывается в жизнь прошлое. Сын. Нашел. А что же Сергей? Первенец? Сколько нужно пережить человеку, чтобы рассчитаться за свои грехи?
   Время быстро проходило. Уж    лето в разгаре. Сергей больше не звонил. После его звонка я вздрагивал при каждой трели телефона. На стал брать первым трубку. Страх , непонятный страх находил на меня , словно телефон нес дурные вести.
      Пришел с работы. Дома никого не было. Зазвонил телефон. Лучше бы не брал трубку! Может быть и не узнал бы тогда ничего. Молодой женский голос, с металлической ноткой в голосе,  спросил меня:  «Не могли бы вы пригласить к телефону Валерия Николаевича?». «Я слушаю». «Ваш сын Сергей больше вам не позвонит. Он умер.  Я даже рада, что он вас не увидел! Зачем было  встречаться с человеком, который бросил жену с двумя грудными детьми? Вы , наверно, рады? Вы ведь не хотели его видеть? Он так вас просил о встречи! Рады, да? « Как умер?»  - только это я и мог спросить. « А вот так ! Поехал к бабушке,  пошел на реку, а там ребенок тонул, его спас, а сам погиб! Вы, только вы во всем виноваты!  Он хотел видеть вас , он так метался! К бабушке поехал только потому,  что вы его не захотели видеть! Бабушка сама хотела приехать.   А вы! Вы! Вы подлец!»    Я был ошарашен. Единственное , что я мог сказать , так только спросить: « Кто это говорит?»  Лучше бы не спрашивал. Сам мог догадаться. «Ольга! Помните?  У вас родилось двое детей! Сын Сергей и дочь Ольга! Я ненавижу вас. Вы принесли нам столько горя!» - в трубке раздались телефонные гудки. Господи! Какой я подонок!  Меня хотел видеть сын! Мой сын! Никогда я не увижу его. А другой, первенец, а он где? Мне стало плохо. Очнулся на больничной койке. Мне хотелось выть. Как воют одинокие волки в лесу! Загубил свою жизнь, Машину, Антонины,  детей.    Одного уже потерял. Мне захотелось увидеть Сергея. Маша писала, что у него моя фамилия, но где училище, куда уехал.. Ничего!  Я забыл день его рождения! Я всегда его помнил, а сейчас забыл. Бог лишил меня сразу двоих детей. Мне не найти Сергея. Маша тоже вышла замуж, сменила фамилию. Тесть , теща умерли. Я потерял самых близких мне людей. Остались дочери. Вернее одна. Еще вернее не одной.. Ольга от меня отказалась., другая Ольга… кто знает где она теперь. Сбежала из дома с каким то командировочным. Повторяет судьбу матери.
         В палате никого не было. Я попытался встать. Не получилось. Голова пошла кругом. Сердце пронзила острая боль.  В палату заглянула сестра,  и сразу же пришел доктор. По его лицу я понял, что ничего хорошего меня не ждет. Он что то долго говорил о болезни, о том, что нельзя вставать с кровати, что мне нужен покой.  В  последнем он был прав. Мне нужен полный покой, мне пора на покой,  в другой мир.  А почему нет жены? Доктор что - то проговорил, что мне запрещены свидания и  скоро ушел. Лучше бы сказал сразу! В тот день, когда мне позвонила Ольга, у меня случился инфаркт. Сердце не выдержало. Без сознания меня нашла жена, вызвала скорую, и , оставшись дома одна,  выпила  изрядное количество спиртного. Спасти ее не удалось.
     Через четыре  месяца я вышел из больницы. Я не хочу идти в дом. Там никого нет. Я пришел в церковь. Здесь я не одинок. Здесь слышит меня всевышней. Может  быть, меня здесь слышат все те, перед кем я так виноват. Услышьте меня!
    Слезы текут бесконечным потоком. Но не хватить всех моих слез , чтобы выплакать всю боль моего сердца.
     Мне осталось только просить бога простить меня, и его прощение будет прощением всех тех ,перед кем я виноват.
     Тяжело стоять. Сердцу так тяжело. Я присел на скамью около стены. Мне осталось сделать только то, что нужно сделать. Прости меня , Господи, за мой последний шаг!
               
                **                ***                **

          На улице наступила ночь.  В церкви давно зажгли свет. Потрескивали свечи. Никого не было. Только у самых дверей сидел седой старик, привалившись к стене. В руках он сжимал маленький граненый стакан, а из кармана виднелось горлышко бутылки. Батюшка подошел к старику – не нужна ли помощь? Помощь уже не была нужна. Батюшка прикрыл глаза и старика вынесли в помещение, где обычно отпевали усопших..

                **                ***                **

                Я стояла у памятника . Здесь был похоронен солдат прошедший войну. Кавалер орденов Славы  трех степеней. Много пришлось пережить ему на своем веку. Никто не приходит на могилу. Но живет где - то сын, не знавший отца, но носящий его фамилию. Я найду его, чтобы рассказать ему как любил его отец, как он искал его..  Сын поймет своего отца.  Ведь у него тоже растет сын Валера – так просила назвать ребенка бабушка, если родится мальчик.