Как мозг управляет поведением? Продолжение

Лариса Викторовна Светличная
 
Сложное инстинктивное поведение               
               
Во время простых инстинктивных действий человек не ощущает ни желания совершить их, ни каких либо эмоций. Это - насильственные для сознания действия, а то, что делается насильно, не требует стимула.  Иначе обстоит дело во время сложного инстинктивного поведения.               
Сложные инстинкты – это врождённые долговременные программы управления произвольным поведением (т.е. – сознательным)  с помощью создания влечения к определённой цели, подкреплённого эмоциями, и набора поведенческих программ для осуществления этого влечения.
Сложные инстинкты не совершают грубого насилия над волей сознания, а как бы предлагают ему совершить определённые действия в ответ на возникшее влечение. Сознание совершает эти действия добровольно, потому что оно хочет их совершить.
Такое добровольное поведение, обычно, не осознаётся как инстинктивное (исключение – половой инстинкт, но он осознаётся лишь частично). Своё сложное инстинктивное поведение люди объясняют себе, исходя из известных им побуждений, логически объяснимых в такой ситуации.
Сложный инстинкт воздействует на сознание, используя "политику кнута и пряника”.
Когда цель достигнута, сознание награждается чувством радости и удовольствия, влечение исчезает и появляется ощущение удовлетворения. В противном случае - отрицательные эмоции. Поощрительное действие сложного инстинкта может ощущаться как счастье, а его наказующее действие может быть очень болезненным, вызывая нестерпимо сильное страдание.
Степень выраженности влечений, их окраска и сила  эмоционального воздействия на сознание у разных особей одного и того же вида различные, и имеют множество оттенков. Благодаря этому влечения индивидуальны и являются одной из характеристик личности.

Влечение включается в соответствии с собственной программой развития. Оно ставит перед сознанием цель и вызывает желание достичь её. Эмоции, как вожжи, направляют произвольное поведение.
В помощь влечению имеются врождённая поведенческая программа, которая, в отличие от  программы простого инстинкта, не является непрерывным процессом, а представляет собой серию безусловных рефлексов, в промежутках между которыми  могут включиться другие виды управления, и поведение особи может быть изменено на любом этапе.
Препятствия в достижении цели влечения включают мышление (осознанное или неосознанное).
При возникновении двух противоположно направленных инстинктов-влечений, подчиняются тому влечению, которое выражено сильнее.
При сочетании различных влечений, направленных к одной цели, сила эмоционального воздействия возрастает и его окраска изменяется. При достижении цели  суммарное поощрительное действие инстинктов на все функции организма становится оптимальным.
Пример сочетанного действия влечений - обычная нормальная семья, где половой инстинкт работает в содружестве со стадным инстинктом.
Известно, что при выборе спутника жизни женщина  отдаёт  предпочтение мужчине, в котором она видит потенциального героя, т.е. -  лидера.
Наблюдая  за  поведением  семейных  пар,  я  заметила,  что в подавляющем  большинстве случаев муж в семье явно подчиняется жене, обычно, неосознанно,  инстинктивно.
Это значит, что мужчина  при создании семьи также выбирает женщину,  которая по отношению к нему  является лидером.
Противоречия здесь нет.
Выбор спутника жизни обусловлен наиболее выраженной
совместимостью с эталонами как в половом инстинкте, так и в  инстинкте общения (сами эталоны были созданы в глубокой древности  методом проб и ошибок), и индивидуальной совместимостью врождённых основ личностей обоих партнёров. 
«Потенциальный герой» - это ведущий лидер, рядом с которым женщина ощущает его покровительство и защиту. Она  выбирает  его  инстинктивно и одновременно осознанно, понимая, что он поведёт её по жизни во всём, что  касается  внешних действий.
А мужчина, выбирая жену, инстинктивно выбирает инстинктивно объединяющего лидера.  Инстинктивное
управление женщины (в основном, посредством инстинктивного языка немого общения) создаёт мужчине в кругу семьи ощущение покоя и умиротворения, так как естественным  образом гасит его агрессивность (по отношению к инстинктивно объединяющему лидеру агрессивность не проявляется).
Здесь суммарное поощрительное действие инстинктов проявляется в воздействии на обоих партнёров. Их сознание награждается ощущением радости жизни (а при наибольшей совместимости - счастьем), увеличивается количество внутренней энергии, усиливается психическая защита, улучшается работа всего организма.


                Пример сложного инстинктивного поведения

Когда домашней кошке по кличке “Милочка” исполнилось 8 месяцев, она неожиданно “заболела”: перестала играть и ухаживать за собой, потом перестала есть и пить, перестала вставать с подстилки. Так прошло два дня. Её красивая блестящая пушистая шёрстка торчала тусклыми клочьями, глаза закисли. Что с ней происходило, – было непонятно. И только когда я погладила страдалицу по спинке, а та вытянулась струной и сладострастно задрожала, люди поняли, что же происходит с их котёнком. Гулять она не просилась, она никогда не была на улице и не знала, что там можно встретить других кошек. Поэтому возникшую проблему пришлось решать не её мышлению, а мышлению её хозяев. Кошку вынесли  в большой двор. Но и там она не знала, что ей делать, и, сжавшись в комочек, сидела на том месте, где её оставили, целый день. Пришлось срочно найти ей “жениха”. При виде кота её внешность резко преобразилась: глаза заблестели, шёрстка улеглась гладко, а на мордочке отразились радость и надежда. У неё появились силы, она резво встала и дважды пробежалась перед котом в обоих направлениях, после каждой пробежки останавливаясь и восторженно глядя на него. Теперь она “знала”, что ей нужно делать, её поведением руководил инстинкт.
В последующем она уже знала, как ей себя вести в таких случаях и громко просилась на улицу. Но новая хозяйка не пускала её во двор. И тогда в помощь инстинкту у Милочки включилось мышление. Она ходила по краю балкона третьего этажа и смотрела на дерево, растущее рядом. Наконец, она решилась и прыгнула на него. И по стволу благополучно достигла земли (после чего это дерево спилили).
               
               
                ИНДИВИДУАЛЬНОЕ АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Кроме инстинктивного управления поведением, общего для всех , существует индивидуальное автоматическое управление действиями. Оно не является насильственным для сознания, как простой инстинкт, у сознания есть выбор, починяться этому управлению или нет. Оно не является результатом привычных СОЗНАТЕЛЬНЫХ действий, которые часто повторяются. Индивидуальное автоматическое управление представляет собой программу действий, рассчитанную мозгом ТОЛЬКО ДЛЯ ДАННОЙ СИТУАЦИИ после её всестороннеего анализа.
У одних эти действия могут быть осознанными, у других, - нет (как и у животных), но в любом случае, этими действиями управляет не сознание.

Приведу  пример.
Я, спускаясь с горы, остановилась возле отвесного участка скалы, в который упиралась тропа. Скала была высотой около 2 метров и покрыта мелкими неровными выступами, не более 5-7см. Рядом была прикреплена толстая ржавая проволока для удобства спуска. Другого пути не было, справа и слева был крутой обрыв. Я попробовала спуститься, но ничего не вышло: руки слабые и не выдерживали веса тела, а ноги скользили. Назад – далеко и тяжело, а я уже устала. Вперёд – страшно. Не смертельно, но шанс сломать что-либо был. Захотелось заплакать. Но делать нечего, присела отдохнуть перед восхождением и без всякой мысли смотрела на скалу. Примерно через 5 минут вдруг появилась уверенность, что я могу спуститься. Я поняла, что мой мозг вычислил, КАК мне помочь, и не стала раздумывать об этом, а быстро подошла к скале, попутно заметив, что мне уже не страшно, взялась за проволоку и легко спустилась. При этом нагрузки на руки почти не было, а вес тела, как обычно, приходился на ноги, которые “сами по себе” ловко, умеренно быстро, не скользя,  ступали под внимательным контролем глаз на не замеченные ранее уступы.

Я видела скалу и уступы на ней, но не различала деталей. Различал мой мозг, который помимо моего ведущего сознания воспринял эту информацию, сделал необходимые расчёты и выдал сознанию своё заключение в виде чувства уверенности в возможности спуска. Но окончательное решение приняло сознание. Я осознанно подошла к краю скалы и осознанно сделала первое движение - начала спуск. Но в самом спуске сознание не принимало участия, а только наблюдало со стороны, – как и при простом инстинктивном действии (я не обдумывала каждое движение, всё уже было рассчитано). Но, в отличие от простого инстинктивного управления, мои действия,хотя и были автоматическими, не были насильственными. Я в любой момент могла их прервать. Но понимала, что делать это было бы неразумно и опасно.

Можно сделать вывод, что в этом случае практически всю информацию, полученную от органов чувств, мозг анализировал без участия сознания. Осознанного мышления здесь не было. Роль сознания была только в желании достичь цели и в принятии решения.  Надо думать, что таким же образом работает мозг и у других  высших животных, и эту работу можно назвать неосознанным мышлением.

                -

Все виды управления поведением не могут работать одновременно, работает только какой-либо один. Я уже писала  о том, что мозг после всестороннего анализа ситуации переключает каналы управления с сознательного на простое инстинктивное. Очевидно, что для этого в мозге должна быть особая структура, которая связана со всеми отделами мозга и владеет всей информацией. Её можно назвать "внутренним оператором" (в противоположность внешнему оператору – сознанию). 
Логично предположить, что в этой структуре должны сходиться все проводящие пути и содержаться скопления нейронов, которые обрабатывают информацию и передают её в кору для дальнейшего анализа, откуда готовое решение вновь поступает к внутреннему оператору.
Известно, что таламус работает как сложное реле. Он связан со всем мозгом, в том числе с корой обоих полушарий и подкоркой (в которой, судя по многим признакам, расположены оба сознания), и в нём имеются несколько крупных скоплений нейронов (“ядра”). Может быть, именно таламус и является “внутренним оператором”?



                Продолжение следует