Воспоминания. часть 37. работа старшим экономистом

Осипов Александр
В июне 1980 года я был назначен старшим экономистом цеха № 1. В цехе старшим экономистом работал Осипов Евгений Михайлович. Ему было где-то около пятидесяти лет. До работы в цехе старшим экономистом работал в райисполкоме. Возраст,  отсутствие опыта работы экономистом в цехе, да и на заводе, а также увлечение спиртными напитками, не дали ему возможности проявить себя в должности старшего экономиста цеха. Тем более в цехе предстояло сделать большую работу по внедрению элементов хозрасчёта на участках и в бригадах, так как цех начал выпускать цветные кинескопы и был одним из ведущих цехов завода, от работы которого зависела экономика завода.
На должность старшего экономиста мне предложил главный экономист завода Омельченко Владимир Терентьевич. Он предупредил, что заработная плата у меня будет несколько меньше, чем в ПДО. К этому времени в ПДО я работал старшим диспетчером. Предложение было заманчивое. Я обещал подумать. Владимир Терентьевич на обдумывание дал один день.
Предложение главного экономиста я обсудил с Верой. Мы пришли к единому мнению: мне надо соглашаться. Во-первых, это давало возможность на практике закрепить полученные теоретические знания в институте. Во-вторых, работа старшим экономистом цеха, более самостоятельная работа, которая позволит самому внедрять новшества в экономику цеха.
Начальником цеха № 1 был Соколов Анатолий Васильевич. Он, примерно, на десять лет был старше меня, выпускник Рязанского радиотехнического института. Когда я пришёл на завод, он работал начальником третьего цеха, затем работал начальником второго цеха и где-то, примерно, в 1979 году сменил начальника цеха № 1 Никонова Альберта Федоровича. Работа под его руководством мне нравилась. Он доверял в работе, не сковывал инициативу, не лез в тонкости экономических вопросов.
В первый день работы в цехе он пригласил меня к себе в кабинет. В кабинете он сидел с Шараповым Владимиром Дмитриевичем, старшим технологом цеха, но в период нашей беседы он отсутствовал. Анатолий Васильевич обратился ко мне: «Александр Ильич, я бы хотел, чтобы ты разобрался с методикой расчёта плановых и фактических коэффициентов расхода основных комплектующих полуфабрикатов. Дело в том, что эту методику разработал старший технолог цеха Шарапов, но она меня не устраивает. Цех несёт большие перерасходы по комплектующим полуфабрикатам, а я ни с одного участка не могу спросить за перерасход и наказать, так как все участки укладываются в плановые нормы расхода. Шарапов убеждает меня в том, что методика верная. Но какая она к чёрту верная, когда все укладываются в плановые коэффициенты расхода, а цех нет». Я согласился с его замечаниями: «Да, действительно, такого не должно быть». «За неделю разберёшься», - спросил Соколов. «Постараюсь», - ответил я.
Я сравнил плановые коэффициенты расхода полуфабрикатов, установленные участкам Шараповым, с коэффициентами, выведенными из маршрутно-нормативной ведомости. Сравнительный анализ меня удивил. Коэффициенты расхода, установленные участкам Шараповым оказались ниже коэффициентов, выведенных из маршрутно-нормативной ведомости. А фактические коэффициенты расхода полуфабрикатов, из отчётов участков, оказались ещё ниже плановых, установленных Шараповым. Цех же отчитывался за расход полуфабрикатов с большим перерасходом. Чтобы разобраться с методикой, которую применял для расчета коэффициентов участкам Шарапов, я решил переговорить с ним.
Владимир Дмитриевич согласился объяснить его методику расчёта коэффициентов расхода полуфабрикатов, доводимых до участков. «Моя методика простая. Я исходил из того, чтобы участки не допускали окончательных потерь, т.е. боя экрана, конуса или оболочки в целом. Для участка потерями являлись только те полуфабрикаты, которые попадали в окончательный брак. Если же он сдавал оболочку, экранно-масочный узел или конус на другой участок, как годные для дальнейшей обработки, или на участок регенерации, как неокончательный брак, то для данного участка они считались годными», - стал объяснять мне Шарапов. «Владимир Дмитриевич, но при сдаче на участок регенерации нельзя считать полуфабрикаты, как годные. Ведь на участке регенерации установлены плановые потери, а это значит, при сдаче на участок регенерации необходимо учитывать при расчёте коэффициентов эти плановые потери. Иначе получается абсурд. Участок может при плохой работе сдать на участок регенерации все стеклооболочки, как исправимый брак, а для него коэффициенты расхода полуфабрикатов будут равны единице. На самом деле это же не так. Если участок допускает брак, но брак не окончательный, а исправимый, мы обязаны ему считать плановые потери на участке регенерации», - стал возражать я. Шарапов стал со мной спорить. После продолжительного спора, я понял, что его переубедить мне не удастся. «Ну, хорошо, Владимир Дмитриевич, давай поступим так: я делаю расчёты плановых и фактических расходов полуфабрикатов по твоей методике и по методике, исходя из маршрутно-нормативной ведомости, и выносим на рассмотрение к начальнику цеха. А он пускай принимает решение: какую методику брать за основу для  расчёта коэффициентов расхода полуфабрикатов», - подвёл черту нашему спору я. На этом и решили.
О результатах проведённого анализа я доложил начальнику цеха. Анатолий Васильевич внимательно выслушал меня. Он остался доволен проведённым мною анализом. Подводя итог проведённой работы, он сказал: «Александр Ильич, я попрошу тебя подготовить методику расчёта коэффициентов расхода полуфабрикатов за моей утверждающей подписью. Сделай расчёт плановых коэффициентов для участков на третий квартал. Утверждать плановые коэффициенты буду я. После того, как я утвержу методику расчёта коэффициентов и плановые коэффициенты на третий квартал, я приглашу тебя на диспетчерскую, где ты разъяснишь мастерам и технологам новую методику».
Итак, первое задание начальника цеха я успешно выполнил. После чего Анатолий Васильевич полностью возложил на меня обязанности по расчёту плановых коэффициентов для участков. С одной стороны: расчёт плановых коэффициентов – обязанность старшего технолога цеха. С другой стороны: для меня было не плохо, что я сам создаю нормативную базу, исходя из маршрутно-нормативной ведомости и фактических расходов полуфабрикатов. Создав технически обоснованную нормативную базу, я подготавливал базу для внедрения элементов хозрасчёта на участках и в бригадах.         
Вскоре ушла на пенсию второй экономист цеха Крылова Валентина Васильевна. Я хотел взять на её место Федяеву Надежду. Она была на заводе на преддипломной практике. Я был у неё и ещё одной студентки руководителем преддипломной практики и дипломной работы. Она окончила Рязанский радиотехнический институт. Но Березин Геннадий Павлович, начальник ПЭО, взял её в отдел, а в наш цех не отпустил. Соколов Анатолий Васильевич предложил мне взять вторым экономистом экономиста из третьего цеха Сальникову Валентину Ивановну. Я не стал возражать. Таким образом, в цехе сменился полностью весь состав экономистов.
   По внедрению внутрицехового хозрасчёта я наметил план работы. План состоял из нескольких разделов.
Первый раздел предусматривал создание нормативной базы.
Второй раздел включал разработку основных показателей, в том числе оценочных, доводимых до участков и бригад.
Третий раздел предусматривал разработку внутрицехового премиального положения.
Четвёртый раздел предусматривал дополнительные стимулы за экономию полуфабрикатов и материалов.
Работа предстояла большая. Тем более, что всё пришлось начинать с нуля. В тоже время это и радовало, что самому придётся внедрять элементы хозрасчёта на участках и в бригадах, а это давало возможность внедрить свои идеи на практике.
 За работу я взялся с большим желанием. Приходилось задерживаться на работе, а часть работы брать и на дом.
Элементы хозрасчёта для участков мною были разработаны и внедрены в течение третьего квартала. Но на этом я не остановился. Учитывая то, что выработка продукции, качество, экономия начинается с рабочих мест и с бригад, я основной упор по внедрению элементов хозрасчёта сделал именно на бригады. Мною было разработано положение о бригадном хозрасчёте. Положение утвердил начальник цеха. Опираясь на это положение, я стал проводить учёбу и собрания в бригадах. Это было необходимо, так как переход на бригадный хозрасчёт требовал согласия рабочих.
Первое, с чем я столкнулся на собраниях, проводимых в бригадах – это с вопроса, который задавали мне: «Что мы будем от этого иметь»?
Поэтому, с целью заинтересованности бригад в переводе на бригадный хозрасчёт, я вышел с инициативой к начальнику цеха. «Анатолий Васильевич, я предлагаю для ускорения перевода бригад на хозрасчёт, устанавливать для хозрасчётных бригад дополнительную премию за экономию полуфабрикатов и материалов. Эту премию выплачивать из фонда мастера, который устанавливается дополнительно от фонда заработной платы. Я прошу Вас выделить в моё распоряжение определённый процент этого фонда, например, тридцать процентов. Исходя из выделенного фонда мастера, я разработаю положение о дополнительном премировании за экономию материалов и полуфабрикатов для бригад, переходящих на бригадный хозрасчёт», - обратился я с предложением к начальнику цеха. Анатолий Васильевич задумался. По выражению лица было видно, что нелегко дается ему принять решение. «Ну, хорошо, тридцать процентов фонда мастера выделяю для целевого премирования за экономию материалов и полуфабрикатов», - наконец принял решение Соколов. Он по громкоговорящей связи вызвал старшего нормировщика цеха Туманову Нину Ивановну. «Нина Ивановна, я выделяю тридцать процентов фонда мастера в распоряжение старшего экономиста Осипова. Этот фонд будет использоваться для стимулирования бригад в экономии материалов и полуфабрикатов. Распределять его будет Осипов на основании расчётов, а утверждать я», - обратился он к Тумановой.
После принятия этого решения работа по переводу бригад на хозяйственный расчёт ускорилась. Единственный участок, который не желал переводить бригады на хозрасчёт, был химический. Старший мастер этого участка был Капитанский Александр Михайлович. Но, через несколько месяцев, он сам пришёл и стал просить перевести бригады участка на хозрасчёт. К такому решению его вынудили сами рабочие.
Я стал на каждом участке вывешивать  расчёты по дополнительному премированию за экономию материалов и полуфабрикатов. Эти расчёты стали видеть и рабочие химического участка. Они стали обращаться ко мне: «Александр Ильич, а почему мы не получаем премию за экономию материалов»? Я им отвечал: «Всё зависит от вашего старшего мастера. Дело в том, что за экономию материалов мы начисляем премию только хозрасчётным бригадам, ваш старший мастер не желает переводить бригады на хозрасчёт».
После такого разъяснения рабочие химического участка стали требовать от старшего мастера перевода бригад на хозрасчёт.
Таким образом, дополнительным премированием за экономию материалов и полуфабрикатов я добился желаемого результата: инициатива по переводу бригад на хозрасчёт пошла снизу, то есть от рабочих.
К концу года все бригады были переведены на хозрасчёт. Перевод бригад на хозрасчёт дал положительные результаты. Цех стал заметно улучшать технико-экономические показатели.
 Редактор заводской многотиражной газеты «Лампочка Ильича» Панов Борис Александрович попросил меня написать статью о проведённой работе и первых результатах в газету. Это была моя первая статья в заводскую газету.
Работу я проводил без широкой огласки. Поэтому, когда о нашей работе по переводу бригад на хозрасчёт узнал главный экономист завода, он вызвал меня к себе. «То, что ты проводишь большую работу в цехе по внедрению хозрасчёта – это хорошо. Но почему ты варишься в собственном соку, разработал положение о бригадном хозрасчёте, с нами не согласовал. Это непорядок», - стал делать мне внушение Владимир Терентьевич. «Владимир Терентьевич, но это же наша внутрицеховая работа. Я не знал, что положение о бригадном хозрасчёте надо согласовывать с Вами», - стал оправдываться я. «Ну, ничего, дело это поправимое. Приноси положение, я посмотрю его и потом дам своё заключение», - уже улыбаясь, сказал главный экономист завода.
В конечном итоге Омельченко одобрил положение о бригадном хозрасчете. Замечаний по существу не было. Единственное сказал. Что надо заменить титульный лист. На титульном листе необходимо предусмотреть согласующие подписи с главным экономистом и начальником отдела научной организации труда. Попросил также один экземпляр положения сделать для него.
Было приятно осознавать, что главный экономист одобрил мою работу.
Осенью главный экономист завода для экономистов и нормировщиков завода организовал поездку на выставку «Бригадный хозрасчёт на предприятиях»,  проводимую на ВДНХ. В автобусе я сидел вместе с главным экономистом. Воспользовавшись случаем, я стал делиться о достижениях по внедрению бригадного хозрасчёта в цехе. Заострил внимание на то, что маленький фонд мастера, выделяемый начальником цеха для поощрения за экономию материалов. Поделился своими соображениями по поводу создания централизованного фонда поощрения за экономию материалов, который неплохо было бы создать в целом на заводе. Владимир Терентьевич заинтересовался моей идеей. Пообещал этот вопрос обсудить с директором завода.
Через несколько дней он позвонил мне, и пригласил к себе. «Я переговорил с директором по твоему предложению. Он одобрил. Сказал, чтобы мы подготовили положение о дополнительном премировании за экономию материалов из централизованного фонда завода», - сообщил радостную весть мне Владимир Терентьевич.
Вскоре положение было подготовлено. Оно не отменяло действующее положение по цеху, а дополняло его. После чего рабочие стали получать дополнительную премию за экономию материалов из двух источников: из цехового фонда и заводского централизованного фонда.
Работа, проводимая мною в цехе на первом этапе, предусматривала повысить заинтересованность рабочих в конечных результатах своего труда. На втором этапе я приступил к повышению заинтересованности в конечных результатах работы цеха инженерно-технических работников цеха, старших и сменных мастеров. Для разработки премиального положения для ИТР цеха я взял за основу премиальное положение по заводу. Заводское премиальное положение базировалось на основе применения коэффициентов научной организации труда. Коэффициенты охватывали все стороны ответственности ИТР за результаты своей работы и включали более двадцати коэффициентов. Планирование и фактический подсчёт коэффициентов проводился службами и отделами, за которыми были закреплены для контроля  эти коэффициенты. На мой взгляд, система была неплохая. Она была созвучна с моей идеологией: воздействовать на работников завода с целью обеспечения высоких показателей в работе не административно-командными методами, а экономическими. Разработка премиальных положений была обязанностью нормировщика цеха, но я решил проявить инициативу и сам разработать премиальное положение. Как было принято на заводе – премиальное положение мною было согласовано с отделом труда и заработной платы и отделом научной организации труда. Премиальное положение было одобрено и утверждено начальником цеха.
Я решил проанализировать действующие премиальные положения для рабочих. В результате анализа было выявлено, что премиальные положения не полностью заинтересовывают рабочих в достижении высоких технико-экономических показателях. Я вышел с инициативой: с нового года пересмотреть все премиальные положения для рабочих. Начальник цеха поддержал мою инициативу. Этой работой я занялся вместе со старшим нормировщиком цеха.
Много времени у меня отнимали расчёты экономического эффекта по рационализаторским предложениям, подаваемые по нашему цеху. Расчёты производились и для рационализаторов нашего цеха и рационализаторов других подразделений завода, подавшие рационализаторские предложения по нашему цеху. Производство в цехе набирало обороты, как по объёму выпуска изделий, так и по качественным показателям, поэтому у рационализаторов был повышенный интерес к нашему цеху. По массовости и экономическому эффекту цех на много опережал другие цеха. Активную работу с рационализаторами цеха вели начальник бюро по рационализации и изобретениям Симакин Константин Иванович и освобождённый работник Шайхутдинова Софья Николаевна.
Рассматривая рационализаторские предложения и общаясь с рационализаторами, я сделал для себя вывод, что рационализаторская работа имеет много положительного в развитии технического прогресса, но и много отрицательного, что сдерживало технический прогресс. Я пришёл к выводу, что систему рационализаторской работы надо менять как в целом по стране, так и на предприятии.
В чём я видел недостатки в системе рационализаторской работы?
Во-первых, положение о рационализации позволяло подавать рацпредложения самим конструкторам после принятия разработки к производству. Это приводило к тому, что конструктора порой умышленно не закладывали в свои разработки лучшие мировые достижения и свои передовые идеи, а заказчик порой и не ставил таких требований. Это приводило к сдерживанию научно-технического прогресса и снижению конкурентной способности изделий. По моему убеждению, конструктор не должен подавать рационализаторские предложения. Его обязанностью должно стать – поддерживать своё изделие на уровне мировых стандартов и выше.
Во-вторых, инженерно-техническим работникам, которые ведут сопровождение изделий в производстве, в план работы необходимо закладывать передовой опыт родственных предприятий, а также ставить задачи по достижению показателей выше передовых.
Я пришёл к выводу, что руководство завода не всегда  включает в план работы инженерно-техническим работникам повышенные задачи, тем самым даёт возможность им подавать рацпредложения на такие предложения, которые должны входить в их обязанности.
Кроме основной работы на меня была возложена и общественная работа по гражданской обороне. Меня назначили начальником штаба гражданской обороны цеха. Работу, практически, пришлось начинать с нуля. Для налаживания работы по гражданской обороне я встретился с помощником директора по гражданской обороне Вавиным Юрием Михайловичем. Он дал рекомендации по организационной работе по гражданской работе. После встречи с Вавиным я наметил для себя план работы, который состоял из трёх направлений.
Первое направление – создание структуры гражданской обороны цеха. Определение количественного и поимённого состава по каждой структуре.
Второе направление – организация учебного процесса по гражданской обороне. 
Третье направление – оформление наглядной агитации по цеху и каждому участку.
Проводимая работа по гражданской обороне в цехе дала положительные результаты. По итогам работы за первый квартал 1981 года цеху было присуждено первое место в социалистическом соревновании среди основных цехов по гражданской обороне.