Наоборот наобороту VI

Игорь Грамотник
Иван плачет.
- Не плачь.
Иван плачет.
- Не плачь.
Карл плачет.
- Не плачь.
Иван с Карлом обнялись и плачут.
- Куда же тебя занесло?
- Так на всех вокзалах или только на этом?
- Так на всех вокзалах.
Иван плачет.
- Перестань хандрить, Иван. Вспомни, каким ты был. Вспомни, как ты плясал, бегал и кружился на месте и в беге. Вспомни, как ты выкрикивал смешные слова и прыгал. Слово за слово. Прыжок за прыжком. Ты производил впечатление. О, какое ты производил впечатление. Перестань хандрить. Смотри, светит солнце. Смотри, дует ветер.
- Тебе легко говорить.
- Да. Мне легко говорить. Мне легко говорить, когда я освещен солнцем, когда я обдуваем ветром, когда ты прыгаешь. Прыгай, Иван, прыгай.
Иван прыгает.
- Прыгай, Иван.
Иван прыгает.
- Прыгай.
Иван прыгает.
- Башмак слетел.
- Растоптался. Одень мой.
Иван одевает оба башмака. Прыгает. Оба башмака слетают.
- Оба растоптались.
- Поменяй их местами. Левый башмак одень на правую ногу, правый башмак одень на левую ногу. Иван одевает левый башмак на правую ногу, правый башмак одевает на левую ногу. Прыгает. Башмаки не слетают.
- Не слетают.
- Выше прыгай.
Иван прыгает. Башмаки не слетают.
- Дай мне.
Карл одевает башмаки. Правый – на правую ногу, левый на левую. Прыгает. Башмаки слетают.
- Растоптались.
Карл меняет башмаки. Левый башмак одевает на правую ногу, правый башмак одевает на левую ногу. Прыгает. Башмаки не слетают.
- Для того, чтобы растоптанные башмаки превратились в не растоптанные, одевай их наоборот. Азбучная истина. Всегда одевай наоборот.
- Сколько может голодать человек без еды?
- Два дня.
- Едят по необходимости. И голодают по необходимости. Если бы человек всегда ел, он бы никогда не голодал. Если бы человек никогда не ел, он бы тоже никогда не голодал. Сама возможность голодания возникает из необходимости поедания. Поедание бессмысленно без предварительного голодания. Так же и голодание само по себе, в чистом виде, не имеет никакого смысла без предшествующего или последующего поедания. Так же ведёт себя поедание в чистом, оторванном от голодания, виде. Таким образом, поедание – это голодание наоборот, из чего следует, что голодание – это поедание наоборот. Оторви, выброси одно, оторвётся, выбросится и другое. Но и вместе они существовать не могут. Не может быть одновременного поедания и голодания, за исключением коротких мгновений перехода одного в другое. Поедание вытесняет, выпихивает голодание, так же и голодание выпихивает поедание. Можно сказать, что поедание поедает голодание, а голодание поедает поедание.
- Мы уже четыре дня голодаем.
- Это говорит о том, что до этого мы поедали или будем поедать в дальнейшем. Мы поедали до этого?
- Поедали.
- Поедание выпихнуло голодание, потом голодание выпихнуло поедание. Мы начнём поедать, когда поедание начнёт выпихивать голодание. Вне всяких сомнений.
- Когда оно начнёт выпихивать? Уже скоро?
- Когда голодание съест поедание и переголодается. Всякое голодание заканчивается переголоданием, так же как всякое поедание заканчивается перепоеданием. До этого момента происходит предпоедание, само поедание и уже затем указанное перепоедание. Тут и начинается выпихивание. Всякий организм по мере необходимости способен выжимать собственные соки. Такие ходячие соковыжималки.
Карл споткнулся и упал.
- У тебя есть что-нибудь для поедания?
- Нет. А у тебя?
- У меня тоже нет. С какой стати мы бы голодали четыре дня?
- Я думал, чтобы дождаться переголодания с последующим выпихиванием голодания поеданием. Разве нет?
- По большому счёту так оно и есть.
Карл повернулся на бок и положил руку под голову.
- По большому счёту это так. Но большой счёт начинается с малого счёта. Перво-наперво идёт малый счёт. Далее всё больше и больше, пока не дойдёт до самого большого счёта. Потом обратно. У нас есть три варианта в данном конкретном случае.
- Каких?
- Первое – ты меня поднимаешь, и мы стоим. Второе – ты ложишься рядом, и мы лежим. Третье – оставляем всё, как есть, на своих местах, ничего не трогаем. Меня оставляем на моём месте, не трогаем. Тебя оставляем на твоём месте, не трогаем. Что скажешь?
- Оставить всё как есть самое простое. Но, с другой стороны, не могу же я тебя бросить. Хороши товарищи, один лежит на дороге, второй стоит и ничего не делает.
- Что же мне, подняться к тебе? Хорош бы я был, заставляя поднимать себя человека, отказавшегося бросить меня на дороге. Подниматься?
- Подожди. Если ты поднимешься ко мне, а я опущусь к тебе, мы опять окажемся в разных местах.
- Что ты конкретно предлагаешь?
- Я предлагаю встретиться где-то на середине твоего подъёма ко мне и моего спуска к тебе. Если мы оба встретимся в одном месте, мы сможем принять решение о направлении дальнейшего совместного движения.
- Это необходимо обсудить. Что мы имеем на настоящий момент? На настоящий отрезок?
- Не так много мы имеем на настоящий отрезок.
- Мы имеем первое и второе. Первое – это Карл, лежащий перед стоящим Иваном. Второе – это Иван, стоящий перед лежащим Карлом. Если поменять первое на второе, а второе на первое, то получим Ивана, стоящего перед лежащим Карлом, и Карла, лежащего перед стоящим Иваном. Первое и второе. Сразу два. Причём это два существует в двойном виде, так как первое и второе меняется местами. Всего четыре. Вот, что мы имеем – четыре разного из первого и второго. Теперь вопрос, чего мы не имеем? Чего мы не имеем на настоящий отрезок?
- Не так много мы не имеем на настоящий отрезок.
- Мы не имеем третье – всё, кроме того, что имеем. Только одно. И оно – третье. Всё, что ни первое и ни второе, третье. И мы его не имеем. Как могли бы не иметь звёздного неба над нами или морального закона внутри нас. В это третье забрасывается всё, что не подходит под Карла, лежащего перед стоящим Иваном, и не подходит под Ивана, стоящего перед лежащим Карлом. Всё туда забрасывается. Теперь становится ясно, что мы когда имеем и чего мы в другое время не имеем. Мы имеем всё, кроме того, что не имеем и мы не имеем всё, кроме того, что имеем. Проще простого. Получается, что мы всё имеем, кроме не значительной малости, и тут же  всё не имеем, за малыми пустяками.
Карл повернулся на другой бок.
- Ложись, что стоишь? Встанешь перед тем, как я начну подниматься, чтобы мы встретились в одном месте при твоём опускании.
Иван лёг на дорогу и положил руку под голову.
- О чём я говорил?
- О том, что мы всё имеем и тут же всё не имеем.
- Так вот. Имение может перетекать в неимение, а неимение в имение. То, что находится в имении, очень часто оказывается в неимении, и то, что находится в неимении – в имении. Ты хочешь, чтобы у тебя больше было всего и меньше было не было всего?
- Было не было? Хочу.
- Тогда тебе надо менять имение на неимение, если неимение больше имения, и неимение менять на имение, если имение больше неимения. В принципе, это одно и то же. Самое лучшее это взять всё, что есть, и поделить на две равные части. Так будет лучше. Поделить на две части и пользоваться ими по очереди. В одно время пользоваться одной частью, в другое время пользоваться другой частью. И наоборот. Не перетаскивать из имения в неимение и из неимения в имение, а менять одно и другое местами. Менять и передавать. Я передам тебе своё имение, ты передашь мне своё неимение. Моё имение станет твоим имением, твоё неимение станет моим неимением. Ты передашь мне своё неимение?
- Передам.
- В этом случае ничего не пропадёт. Не пытаться удержать то, что выскакивает из имения в неимение и не выковыривать из неимения то, заскакивает в неимение из имения. Поддаться логике событий и обогнать поток ложных перемещений. Стать сразу всем и одновременно каждой его частью в отдельности и совокупности частей. Вот наша насущная, потенциальная задача. Лёжа на дороге, и не будучи дорогой, стать дорогой. Смотря на звёздное небо, и не будучи звёздным небом, стать звёздным небом. Подчиняясь моральному закону внутри, и не будучи моральным законом внутри, стать моральным законом внутри. Я дорога?
- Ты дорога.
- Я звёздное небо?
- Ты звёздное небо.
- Я моральный закон?
- Ты моральный закон.
- А ты?
Карл лёг на спину.
- Я?
Иван лёг на спину.
Карл задумался. Иван задумался. Карл сильно задумался. Иван сильно задумался. Карл менее сильно задумался. Иван менее сильно задумался. Карл перестал думать. Иван перестал думать. Ночь. Моросит дождь. Слабый ветерок доносит таинственные звуки. Тени движутся у ограды. Или не тени? Если не тени там движутся, то что там движется? Карл опять начал думать. Иван опять начал думать.
- Ты думал о тенях?
- Думал.
- Что?
- Возможно, это не тени.
- Очень возможно. Мне показалось, там была одна очень знакомая тень.
- Тень теней. Самая главная царица теней. Царица цариц.
- Так это она?
- Кто же ещё?
- Возможно, это мы стали тенями. Когда мы не люди, мы, возможно, тени. Когда мы не тени, мы, возможно, люди.
- Тени людей?
- Тени людей и люди теней. Тень одного и того же человека и тень разных людей. Человек одной и той же тени и человек разных теней.
- Человек разных теней?
- Да. Человек разных теней.
- Вот как.
- Именно так. Тень тени и человек человека. Что более и что менее?
- Судя по всему, тень тени более, а человек человека менее.
- Почему человек человека менее?
- Чтобы прежде был человек, в последующем должна быть тень. Последующая тень предшествующего человека. Перед тем как стать тенями, мы могли стать собой.
- Это понятно.
- Но мы не могли стать собой из себя.
- К чему ты клонишь?
- Человек стал человеком из тени. Мало того. Человек ставший человеком из тени опять станет тенью.
- Я могу стать собой из себя. Мало того. Я могу стать собой из тебя и тобой из себя.
- Если ты станешь мной из себя, то кем буду я?
- Тенью.
- Чьей тенью?
- Тенью себя. Или тенью меня. Став тобой, я исчезну, и ты исчезнешь. Но мы не можем исчезнуть оба. И хотя я стану тобой, и мы оба исчезнем, но мы не исчезнем. Ты станешь нами, ты станешь исчезнувшим мной и исчезнувшим собой. Ты станешь тенями двух человек, а я стану человеком двух теней. Вот откуда берётся человек разных теней. Он берётся оттуда, откуда берутся тени разных людей – из себя самого. Всё берётся из себя самого. Туда же и возвращается. Если я стал дорогой, то я стал дорогой из себя самого. Если я стал звёздным небом, то я стал звёздным небом из себя самого. Став звёздным небом из дороги, я не забываю, откуда появилась дорога. И не став ещё звёздным небом, я не забываю, чем станет дорога. Мы оба можем стать дорогой и небом, или, существуя в качестве дороги, не стать небом. Да и сами дороги могут быть разными, даже если это одна дорога. Я, к примеру, став дорогой, стану дорогой в Абагур Лесной. Ты, к другому примеру, став дорогой, станешь дорогой из Абагура Лесного. Это одна дорога или не одна?
- Это одна дорога. Если она считается дорогой в Абагур Лесной, то можно попасть в Абагур Лесной по прямому направлению, а если она считается дорогой из Абагура Лесного,  то попасть в Абагур Лесной можно по обратному направлению.
- Одна дорога, имеющая два значения свойства направленности. Если свойство включено - направление прямое, если выключено – обратное. Возвращаясь к нашим примерам, я включенное свойство направленности дороги, ты выключенное свойство направленности дороги. Включено и выключено. Да и нет. Присутствие и отсутствие. Плюс и минус. Две стороны одного целого. Это и есть великое знание истины. Если его нет, как оно может быть? А если оно есть, как его может не быть?
- Как?
- Это сложный вопрос. Но мы для того и лежим здесь на дороге двумя значениями её свойства направленности, чтобы обсудить этот сложный вопрос. Видишь ли, такое происходит по той простой причине, что оно есть, то, что есть, но не до конца. Оно есть не до самого конца, оно есть ближе к середине того, что есть. Так как оно есть не до самого конца, то нельзя сказать, что оно есть до самого конца. Сказать, что оно есть полностью. Но и от начала оно уже сдвинулось и нельзя сказать, что его нет совсем. Поэтому и получается, что оно есть, но его нет. То же самое, что его нет, но оно есть. Если бы оно дошло до конца, оно бы упёрлось в другое начало, а это то же самое, что начинать с первого начала или заканчивать предыдущим окончанием. Так же и в другую, противоположную сторону, от окончания к началу.
Раздался телефонный звонок. Долго звонил. Затих. Опять зазвонил, но сразу оборвался. Все думали, что опять начнёт звонить, но он не звонил. А когда перестали думать, зазвонил вновь.
- Телефон звонит.
- Слышу.
- Теперь не звонит.
- Зазвонит?
- Нет. Не зазвонит. Кому тут звонить?
- Зазвонил.
- Значит, есть, кому звонить.
- Могли просто ошибиться номером.
- Могли ошибиться, а могли специально перепутать.
- Зачем?
- Так.
- Кому бы это звонили?
- Не тебе?
- Почему мне?
- Думаешь мне.
- Не знаю. Ещё не успел подумать.
- Тут больше никого нет?
- Я не видел. А ты?
- Я тоже не видел. Но это ни о чём не говорит. Он мог спрятаться где угодно. Там, в кустах, вполне можно спрятаться. И в траве у ограды.
- В кустах можно. В траве нельзя. Низкая трава, чтобы прятаться.
- Ничего не низкая трава. Нормальная трава.
- Вот если бы ты был ребёнком, ты бы мог спрятаться в этой траве. Такой, какой ты есть, ты можешь спрятаться только в кустах. Трава нормальная для нормального ребёнка. Для ненормального ребёнка должна быть соответствующая ненормальная трава.
Телефон продолжает звонить.
- И в траве я могу спрятаться такой, какой есть. В кустах могу спрятаться и в траве могу спрятаться такой, какой есть. Легче попытаться спрятаться таким, какой есть, чем пытаться стать каким-то другим, и уже потом прятаться. Не спрятаться, стать другим, прятаться, не спрятаться, стать другим, прятаться, не спрятаться. Таким надо прятаться.
- Если станешь тенью, спрячешься, а так нет. Тенью или нормальным ребёнком.
- Так тоже спрячусь.
- Прячься.
- Отвернись.
- Зачем?
- Как же я спрячусь, если ты смотришь, как я прячусь? Всегда отворачиваются, когда прячутся.
- Так любой может спрятаться, если отвернуться. Ты попробуй спрятаться не отворачиваясь. Попробуй. Вот я отвернулся, и тебя нет. Вот я повернулся, и ты есть. А тебя не должно быть.
Телефон продолжает звонить.
- Тебя не должно быть не только при отворачивании, но и без отворачивания. Если ты не спрятался при отворачивании, то и без отворачивания не спрячешься. В кустах спрячешься, в траве нет. В какой другой траве спрячешься, в ненормальной траве, в нормальной траве не спрячешься.
- Спрячусь в нормальной траве и не ребёнком и не тенью.
- Прячься.
- Не будешь отворачиваться?
- Нет.
- Как знаешь. Точно не будешь?
- Нет.
- Считай, что я уже спрятался.
- С чего бы это?
- С того, что я прятался миллион раз. От кого только не прятался.
- Миллион?
- Миллион.
- Точно миллион? Не два и не три?
- Нет. Ровно один миллион.
- Надо же. Значит, сегодня будет ровно один миллион один. А завтра, если будешь прятаться завтра, ровно один миллион два. Прячься.
Телефон продолжает звонить. Иван ползёт к траве у ограды. Карл повернулся на бок, положил руку под голову. Карл наблюдает, как Иван, скорее всего опять став червяком, извивается на дороге, медленно продвигаясь вперёд.
- Меня ещё видно?
- Видно.
- Меня ещё видно?
- Видно.
Иван кричит видно. Карл кричит видно. Иван кричит видно. Карл кричит видно. Иван кричит видно. Карл кричит видно. Иван кричит видно. Карл кричит видно.
- Я прятался миллион раз.
- Знаю. Сегодня ровно один миллион один.
- Теперь видно?
- Теперь нет.
- Я прятался миллион раз.
- Подожди, глаза открою. Открыл. Видно. Всё то же самое. Пока не сползёшь с дороги на траву, всё будет то же самое. Ты ползаешь кругами.
- Я ползаю кругами?
- Кругами.
- Но зачем?
- Не знаю?
- Что же нам делать?
- Дорожная разметка пришла в негодность.
Телефон продолжает звонить. Иван пальцем ковыряет поверхность дороги пытаясь отыскать остатки дорожной разметки.
- Отыскал что-нибудь существенное?
- Нет. Камни. Палки. Земля. Жук. Разметки нет. Она тут была?
- Возможно.
- Теперь её нет.
- Есть камни?
- Есть. Жук полает.
- Большой жук?
- Не так чтобы очень большой. Средних размеров жук. Что-то ищет в земле.
- Что он ищет?
- Пока не совсем ясно. Надо подождать.
- Ты говорил про камни. До жука ты говорил про камни.
- Говорил. Про камни и палки.
- Много камней?
- Три или четыре камня. Дальше ещё есть.
- Я могу бросать камни, и ты будешь ползти туда, куда они падают. Брошу перед тобой и покажу путь. Куда упадёт камень, туда и ползи.
- По прямой линии?
- Прямую линию не гарантирую. Скорее это будет зигзаг. Зиг и Заг. Но зиги и заги лучше, чем круги. Ты поползёшь по зигам и загам?
- Поползу. Бросай камень.
Телефон продолжает звонить.  Карл бросил первый камень перед Иваном. Иван пополз. Карл бросил второй камень и попал в Ивана.
- Куда теперь?
Телефон продолжает звонить.  Через несколько камней Иван благополучно достиг травы у ограды.
- Я у травы.
- Поздравляю.
- Меня ещё видно?
- Вне всяких сомнений.
- Странно.
- Знаю. Ты миллион раз прятался.
- Это трава или не трава?
- Очень похоже на траву.
- Трава у ограды? Та самая?
- Трава у ограды, не сомневайся. Трава, в которой спрятался тот, которому звонят по телефону. Ищи его лучше.
- Но тут никого нет.
- Правда?
- Тут нельзя спрятаться. Тут не спрячется даже ребёнок.
- Спрячется, если станет тенью.
Иван сел в траве. Телефон продолжает звонить. 
- Кому тогда звонят?
- По крайней мере, мы выяснили, что не тому, который спрятался в траве. Кому-то другому. И знаешь, что я тебе скажу?
- Что?
- Он прячется лучше, чем первый. Намного лучше. С этим вторым придётся основательно повозиться. Засучив рукава. Ты готов к серьёзному, ответственному делу? Дело, достойно, не побоюсь этого слова, титанов, олимпов и прочих. То есть нас. Готов?
Иван встал в траве в полный рост. Иван взвалил на плечо какую-то корягу. Уронил. Поднял.
- Готов.
Карл встал на дороге в полный рост. Карл сжимал в кулаках камни. Уронил. Поднял.
- Готов.
Карл кричит готов. Иван кричит готов. Карл кричит готов. Иван кричит готов. Карл кричит готов. Иван кричит готов.
Телефон умолк. Возможно навсегда.