Тамбовский волк

Янс
В центре Смоленска на двух домах, расположенных друг за другом,  я обратил внимание на мемориальные доски.  Одна сообщала, что в этом доме жил маршал Жуков,  другая – с похожей информацией о  полководце Тухачевском.  Две знаковые фигуры в истории Красной Армии, почти ровесники (Жуков был всего на три года моложе) и такие непохожие судьбы. Один дожил до старости в почете и уважении,  другой в сорок четыре года был расстрелян по обвинению в шпионаже».
Естественно, по службе эти два советских военачальника пересекались, а первое  их знакомство состоялось в 1921 году во время подавления  крестьянского восстания в Тамбовской губернии. Тухачевский возглавлял эту военную операцию, которую безо всяких натяжек можно назвать карательной, а Жуков командовал один из кавалерийских подразделений.
В 1920 году Тамбовщину поразила засуха, и урожая было собрано всего 12 млн пудов. Вместе с тем продразвёрстка не была уменьшена, составив 11,5 млн пудов. Тогда  сразу в нескольких селах крестьяне отказались сдавать хлеб и при поддержке партизан уничтожили продотряды, местных коммунистов и чекистов.  Восстание стало  быстро распространяться и охватило всю Тамбовскую губернию и соседние с ней уезды Саратовской и Воронежской губерний. Фактически можно говорить о том, что началась крестьянская война по размаху сопоставимая с крестьянской войной под предводительством Пугачева.
В ноябре того же года повстанцы решили объединить все свои силы под единое командование с единым главным штабом. Они создали Объединенную партизанскую армию Тамбовского края, которую возглавил Георгиевский кавалер поручик Пётр Токмаков. Политическая программа восстания строилась на демократической основе под лозунгами свержения большевистской диктатуры, созыва Учредительного собрания, восстановления политических и экономических свобод. Понятное дело, что крестьяне до таких политических тонкостей сами бы не додумались. Над созданием политической программы работали уцелевшие представители партии эсеров.
Своего пика восстание достигло к февралю 1921, когда численность армий повстанцев и отрядов местной самообороны дошла до 70 тыс. человек. К этому времени повстанцы взяли под контроль практически всю Тамбовскую губернию за исключением крупных городов, и успешно отбивали атаки карательных войск, нанося им большие потери.
В советской историографии это восстание называли «антоновщиной», якобы по имени одного из командиров повстанческой армии Антонова. Такое уничижительное название  позволяло представить крестьянскую войну локальной вылазкой бандитов-антисоветчиков. В действительности это название придумал Владимир Ленин. Интересуясь ситуацией в Тамбовской губернией, он спрашивал,  как  обстоят наши дела у «антоновщины». Одними из высших должностных лиц там были председатель полномочной комиссии ВЦИК  Антонов-Овсеенко и председатель губернского ЧК Антонов-Герман.
А дела у большевиков шли плохо. В апреле 1921 года военное руководство по подавлению восстания было возложено на Михаила Тухачевского. Срок на разгром мятежных крестьян был дан месяц. Против мятежников были направлены беспрецедентное количество даже по нынешним временам  военнослужащих и техники: свыше 100 тысяч красноармейцев, бронемашины, бронепоезда, автоотряды. Здесь следует отметить, что среди военнослужащих значительную часть составляли иностранцы (китайцы, латыши, мадьяры) или как их официально именовали в документах «интернационалисты».  Как их не называй, а, все равно, наемники, готовые  выполнить любой приказ. В то время как насильно мобилизованные в Красную армию крестьяне и рабочие поодиночке и группами переходили на сторону партизан. Поэтому к ним не было доверия.  Зато наемники «доверие» оправдали сполна. Именно они выполняли самые безжалостные и бесчеловечные приказы в этой карательной операции.
И, тем не менее, обычными военными средствами Красной Армии разгромить мятежников не удавалось. Тухачевский в отведенный ему месяц никак не укладывался. И тогда он идет на действия, которые никак не вяжутся с образом «выдающегося советского военачальника».
Впервые в истории массово было использовано химическое оружие против собственного народа. Вот выдержка из приказа Тухачевского: « Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми газами, точно рассчитывать, чтобы облако удушливых газов распространялось полностью по всему лесу, уничтожая все, что в нем пряталось».
Использование газов внесло перелом в ход военных действий, так как крестьяне оказались беззащитны перед газовыми атаками. И, все равно, Красной Армии достичь окончательной победы никак не удавалось. Партизаны и все жители Тамбовской губернии производили  большое впечатление  своею самоотдачей и стойкостью в бою, а также бесстрашием, повергнув в изумление красноармейцев, которые говорили про них: "Они не щадят себя в бою, а также и своих детей и жен, смело бросаясь на пулеметы, как волки". Именно тогда и пошло гулять это выражение по всей стране "тамбовский волк".
 Тухачевский идет на беспрецедентные меры, на которые в мировой истории шли только изверги и душегубы.  Не имея возможности победить в открытом бою, «выдающийся советский полководец» объявляет войну мирному населению. В Тамбовской губернии создается оккупационный режим, который поражает своей бесчеловечностью. Артиллерийским огнем уничтожались деревни и села, на территории губернии создавались концлагеря и процветала система заложничества.
«Воинскими частями, предназначенными для зачистки (интернационалисты), волость оцепляется и в ней вводится осадное положение. Берутся заложники из числа наиболее видных людей (священники, учителя, фельдшеры и т.д.). Затем собирается волостной сход, на котором зачитываются приказы за NN 130 и 171, а также приговор этой волости. Всем ее жителям дается два часа на выдачу оружия и скрывающихся бандитов и их семей. Все население волости ставится в известность, что в случае отказа в выдаче все заложники будут расстреляны. Если через два часа не будет выдано оружие и все те, о ком идет речь, то опять, повторно собирается сход и на глазах его участников производится расстрел заложников. И все начинается с начала и так до тех пор, пока не будут выданы все, о ком идет речь. Все оставшиеся пропускаются через опросные комиссии, за отказ дать ей сведения - расстрел на месте». Это строки из постановления за подписью Антонова-Овсеенко и Тухачевского.  Вот, где пригодились «интернационалисты». Обратите внимание, кто в первую очередь расстреливался – священники, учителя, фельдшеры – сельская интеллигенция.
Или такой «незатейливый» приказ: «1. Всякого, кто отказывается называть свое имя, расстреливать на месте. 2. Семьи, в которых может быть спрятано оружие, властью уполномоченного объявлять заложниками и расстреливать на месте. 3. В случае нахождения оружия расстреливать всех на месте. 4. Семья, в доме которой укрывается бандит, вся поголовно подлежит аресту, а имущество их конфискуется. Старший работник в семье расстреливается на месте, а семья высылается. 5. Всякая семья, укрывавшая членов семьи или имущество "бандитов", рассматривается сама как "бандитская". Старший работник в этой семье расстреливается на месте».
К концу лета восстание пошло на убыль, и вскоре окончательно было разгромлено. Но еще несколько лет коммунистам пришлось на Тамбовщине держать оккупационные войска, а последний повстанец был взят  только в 1943 году в разгар Великой Отечественной войны, когда в тамбовских лесах войска НКВД вылавливали дезертиров.
После разгрома восстания началась так называемая «зачистка», которая выражалась в массовых расстрелах и в созданиях на территории губернии концлагерей.
Приходится много читать о том, как советская власть в лице Феликса Дзержинского боролась с беспризорничеством. Но при этом стыдливо умалчивается о том, какую лепту в эту борьбу внес Тухачевский. По приказу Тухачевского всех детей школьного и дошкольного возраста надлежало отделять от матерей и направлять в лагеря, оставляя матерям только грудных. Многие документы, связанные с восстанием были уничтожены еще в те годы. Кому охота оставлять после себя «кровавые следы». Но кое-что сохранилось. Из сохранившихся документов удалось выяснить, что свыше 3000 детей было отправлено в концлагеря, из которых 23 расстреляны. Возраст расстрелянных от 12 до 16 лет. Очень эффективные меры в борьбе с беспризорничеством.
После тамбовского восстания карьера Тухачевского резко пошла вверх, а Жуков получил свой первый орден Красного Знамени. А после смерти  оба удостоились множества мемориальных досок, две из которых в Смоленске. Интересно, а есть ли такие доски в Тамбове?
Георгий ЯНС