Глава 11 Дада и Стак пробуют силы друг друга

Татьяна Гордеева
Глава одиннадцатая

                Дада и Стак пробуют силы друг друга

Ясный день. Безупречно чистое небо. Голубая безбрежность без единого облачка, плавно погружалась в море желтой травы. В неустойчивом воздухе, земля и небо почти перемешивались, превращая линию горизонта в живую желто-голубую, гигантскую змею. Еще вчера, влага, так безудержно стремящаяся на землю, теперь не менее нетерпеливо возвращалась на небо.
Несмотря на недостаток сна и пережитые испытания, Моч чувствовала себя на удивление бодро. Она наслаждалась простором. Пусть утренняя свежесть осталась далеко позади, и окружающий воздух стал тяжелым и горячим, ничто не могло испортить вкуса свободы.
Моч ощущала себя обновленной, темнота землянки помогла ей разобраться в себе и сделала сильнее. Сомнения остались за сгнившей, раскуроченной дверью и больше не терзали ее. Может быть ее ощущения иллюзорны, но сейчас Моч была уверенна, что предстоящие трудности не в силах напугать ее окрепший и обновленный дух.
Девушка ощущала уверенность в себе и в своем друге. Да, теперь Дада, тоже степняк. Без сомнений - он получил свое крещение.
Моч с улыбкой посмотрела на мальчишку, шагающего рядом. Кажется, он стал выше и как-то взрослее. Она так видит его.
-- Что? – Дада заметил взгляд подруги.
-- Ты понял? Теперь ты тоже степняк, как и я. Ты пережил морок вогура, ты не трусил и помогал мне. – Девушка подмигнула Дада и снова улыбнулась.
-- Но я не учился на степняка, не сдавал экзамен, - мальчик пожал плечами. – Вряд ли меня можно, законно, назвать степняком.
-- Глупый, степняк это не звание, не документ с твоими данными, это – дух. Такой особый дух, позволяющий людям противостоять вогурам. Ты прошел морок без страха, так как никто не проходил до тебя. Ты особенный, у тебя особенный дух. Он тебя будет вести по степи.
-- Издеваешься? – Дада с сомнением покосился на Моч. – Я же ничего не делал, это ты  меня вытащила. Вытащила из морока, а потом затянула в землянку.  – Мальчик покачал головой. – Я позорно подчинился мороку и даже не понял этого, я вообще потерял сознание. Хвалишь меня. Зачем? – Дада обиженно смотрел на подругу.
-- Ты так ничего и не понял? – вздохнула Моч. – Объясняю. Если бы ты паниковал в мороке, то потом, я бы вытащила не тебя, а твое тело, без тебя, каков ты есть. В твоем теле, был бы кто-то другой. И этот кто-то жаждал бы твоей смерти. Мне пришлось бы связать твои руки, что бы ты не мог покалечить себя и завязать тебе глаза, что бы они не пугали меня своей чужеродностью. В рот пришлось бы запихать кляп, так как ты бы говорил не своим голосом и очень страшные, непонятные вещи. Ты слишком долго находился в мороке. Я не смогла выбить тебя сразу и значит то, что ты остался собой, полностью твоя заслуга. Ты оказался не по зубам вогурам. Они тебя не взяли. Не смогли. Честно говоря, я удивленна и несколько озадаченна. Не подумай плохого, я рада, что так все кончилось, но обычно все происходит по-другому. Человек, застрявший в мороке надолго, как ты, тем более ребенок, потом никогда не остается прежним. Он или сходит с ума, подозреваю, что сумасшествие спасает его разум от захвата чужим, или исчезает бесследно, что происходит чаще всего, или степняк находит, потерявшегося, но он уже не он, а кто-то другой. Дети практически всегда становятся другими. А ты не стал. Теперь понимаешь? – Моч пытливо смотрела на друга.
-- Э-эээ, - протянул Дада задумчиво и почесал нос, - все было не так. Я просто оказался в незнакомом мире. Может, там и была угроза, но мне помог Вадым Бошаку. Он спас меня от каких-то там уборщиков и хотя я ему не доверяю, но возможно именно благодаря его вмешательству я остался невредимым.
-- Постой, - Моч остановилась и повернулась к Дада, - я же не знаю, что ты видел в мороке. Кто такой Вадым Бошаку?
-- Э-эээ, - Дада опустил глаза, замялся. Что-то мешало ему просто ответить.
-- Кто он, Дада? – поторопила Моч.
-- Обещай, что не будешь волноваться, - мальчик поднял глаза на подругу.
-- Что за глупости! Просто скажи!
Мальчик насупился.
-- Но я не знаю, буду я волноваться или нет. Как я могу дать обещание, подумай? Просто поделись и все! Мы же друзья! – продолжила уговаривать Моч.
-- Он вогур! – неожиданно выпалил Дада и с вызовом глянул прямо в глаза опешившей девушки.
-- Что? Кто он? – промямлила Моч, не поверив ушам.
-- Вогур! Наш враг! Он человек! Или притворяется человеком! Они все там, такие же, как мы! Не отличить! У них огромный мир! Такой странный, непохожий на наш! И я там уже был! Я все там знаю! – торопливо выкрикивал Дада, жарко с напором, пристально  глядя в глаза подруги. – Что не ожидала! Да может быть я один из них!? Не знаю!
-- Что ты говоришь? Один из них? Что за глупости? – пролепетала растерянно Моч.
-- А кто я, Моч? Кто? Пока мы спали в землянке, я снова был там. Я сам нашел Бошаку. Разговаривал с ним. Не удивлялся всем тем вещам, что были в его мире. А он не удивлялся моему приходу. Сказал, что я знаю его, что часто приходил и сейчас просто забыл. Что мне нужно просто вспомнить. Что вспомнить, Моч?! Что я один из них?! Может быть, это был сон! Но я не уверен! Слишком реально выглядел мир, слишком ярко! – с болью в голосе кричал Дада.
-- Перестань Дада! Остановись! Ты не вогур! Я уверена. Ты мальчик из древней поэмы. Ты просто видишь их сны и потому знаком с миром вогуров. А морок, Бошаку… это… ты особенный! Вот! Наверняка ты поможешь людям победить вогуров! Да! – Выпалила Моч, и тяжело и часто дыша от нервного возбуждения, посмотрела на Дада.
Мальчик грустно улыбнулся и поднял свои огромные глаза на девушку.
-- Ты не боишься меня? Моих снов, моих видений? – тихо спросил он. – Не боишься, что возможно я не человек?
Моч ответила не сразу. Помолчала, задумавшись. Ее дыхание постепенно успокоилось.
-- Нет, не боюсь. С какой стати. Я знаю тебя с детства. Я знаю, что ты всегда был странным, ты никогда не походил на других детей. После выхода в степь, ты должен был измениться и ты изменился. И знаешь, я рада, что ты изменился именно так. Ты проникаешь в мир врага. И я как степняк могу только восхищаться тобой. – Моч говорила медленно, внятно, не отводя взгляда от Дада. – Теперь я еще больше заинтересована в нашем походе и сделаю все, что бы мы дошли.
-- Спасибо, Моч, - мальчик неожиданно шмыгнул носом, быстро отвернулся и, не глядя на подругу, добавил, - я рад, что мы вместе.


-- Слышишь? Что это? – Моч вскочила прислушиваясь и оглядываясь.
После длительной ходьбы, ребята остановились перекусить, разожгли бездымный костер, и Дада более подробно рассказывал о своих приключениях. Девушка внимательно, с интересом слушала, пока ее внимание не привлек новый звук.
-- Козы? Здесь? – с удивлением узнала в странных звуках, далекое блеяние животных, девушка. – Кто-то пасет стадо на заброшенной дороге. Странно. – Моч приложила руку козырьком ко лбу и вгляделась в сторону все более приближающегося звука. – Кажется, оно движется к нам. Стадо гонят к городу, - догадалась девушка и с еще большим вниманием устремила взор в даль.
-- Да, хофов трудно понять. Это надо же, забрел в такую глушь. Здесь же нет ни дворов, ни путей.
-- Нам надо спрятаться, - неожиданно сказал, прежде молчащий Дада, - я не хочу, чтобы нас видели.
Моч удивленно повернулась к другу.
-- Почему? Почему ты хочешь спрятаться? Разве тебе не интересно познакомиться с хофом. Они редко заходят в города, и мало кто может похвастаться знакомством с ними. Это такой шанс.  – В голосе Моч послышалось воодушевление.
-- Он идет в город. Он расскажет о нас. – Мрачно изрек Дада и начал нагребать землю на костер.
-- Хоф? Да ну. Они такие необщительные. Вряд ли он будет кому-то рассказывать о нас. – Возразила девушка и недовольно посмотрела на действия Дада, тот молча начал укладывать вещи.
-- Если его кто-то спросит, у него не будет причин молчать, - не сдавался мальчик, быстро кидая остатки еды в рюкзак.
-- Что за неожиданная мнительность, Дада. В конце концов, мы можем попросить его никому о нас не рассказывать.
Дада остановился, посмотрел на подругу.
-- Что за неожиданная жажда встречи с хофом? – мальчик прищурил насмешливо глаза.
«Фу, он совсем не маленький. Совсем. Как смотрит», - подумала Моч, а вслух произнесла:
-- Да и ничего и не жажда. Обычный познавательный интерес.
«Глупо же я выгляжу», - медленно краснея, думала девушка. – «Оправдываюсь, как маленькая девчонка. Кто тут старший? Я или он?»
-- Кто тут старше, я или ты? – озвучила свои мысли девушка, пытаясь снова взять власть в свои руки.
-- Делай, что хочешь. – Неожиданно быстро сдался Дада. – Все равно уже поздно. Я думаю, он нас заметил. – Неопределенно махнув рукой за спину Моч, мальчик плюхнулся обратно на землю. – Угли еще горячие, - сказал он, поворошив веточкой в недостаточно хорошо засыпанном костре. – Может получиться разжечь без спичек.
 Моч не обратила на его слова внимания, она жадно смотрела на приближающийся силуэт мужчины, окруженный маленькими фигурками животных.
-- И почему все девчонки так влюблены в образ хофа, - невнятно пробубнил Дада себе под нос, но Моч расслышала, и быстро развернувшись, удивленно уставилась на макушку мальчика. Тот не глядя на нее, усердно накладывал горку колючек, на разворошенные красные угли.
-- И не рано тебе рассуждать о подобных вещах, - обратилась она к его макушке.
-- Тебя не поймешь: то я взрослый и умный не по годам, то малыш. Ты определись – кто я для тебя? Ребенок или равный? – не глядя на подругу, Дада наклонился и подул на угли.
-- Ты… - начала Моч и замолчала. Неожиданно она поняла, что Дада изменился и ее отношение к нему тоже. До похода она считала его ребенком, умным таким, необычным, но все же ребенком. А теперь? Что она думает теперь? Еще вчера, он смотрел на нее широко раскрытыми, наивными глазами. Он ждал ее указаний и полностью надеялся на нее, но после морока, ночи в землянке, он неуловимо изменился. И хотя внешне он остался все тем же малышом, она уже не смотрела на него так. Не могла. Он вырос. Быстро, за одни сутки. Вернее за один морок, или может быть за те несколько встреч с Бошаку. Он уже не ждет ее советов, сам принимает решения. Как сейчас.
-- Ты… ты степняк. Такой же, как и я. Может у тебя маловато опыта, но, несомненно, ты уже можешь действовать самостоятельно. – С некоторой грустью в голосе произнесла девушка, забывая на время о приближении хофа. На этот раз, Дада поднял на нее взгляд и посмотрел с большим вниманием.
-- Ты хотела бы всегда меня опекать? – спросил он.
Моч вздрогнула. Ей стало неуютно, от такого непривычно взрослого взгляда, каким смотрел на нее мальчик.
-- Нет что ты. Я просто не думала, я была не готова… - неуверенно сказала она и запнулась. Дада снова оперся на руки и опустил голову к углям.
-- Понимаю. Можешь ничего не объяснять. – Он подул на едва тлеющие головешки. Появилось неуверенное пламя. Дрогнуло, исчезло. Дада снова подул. И еще раз. Огонь появился снова, на этот раз более уверенный. Колючки жарко вспыхнули. Мальчик выпрямился. – Принимай гостя. – Очень серьезно сказал он.
Внезапно покрывшись мурашками, девушка, медленно посмотрела в нужном направлении. Стадо было всего, в каких ста метрах от них. Она четко видела молодого мужчину. Остановившись, он внимательно смотрел на них. Странно, он выглядел совсем как обычный степняк, ничто не выдавало в нем хофа. Ни единой ненормальности, ни во внешности, ни в поведении. Рано судить. Пусть подойдет. Мужчина почему-то медлил. Не шевелясь, он продолжал смотреть в их сторону. Однако козы не останавливались, они медленно продолжали приближаться.
-- Похоже, он не рад нас видеть, так же как и мы его. - Изрек за ее спиной Дада.
Стадо продолжало двигаться и мужчина, постояв немного, последовал за своими козами. Выглядело так, как будто не он вел животных, а они его.
-- У него нет поклажи, - снова сделал верное замечание мальчик.
Да, Моч и сама заметила, что хоф шел налегке. Лишь привычный, для степняков, рюкзак виднелся из-за его спины. Первые козы дошли до ребят, они косились на детей и старались держаться на расстоянии, продолжая свое шествие.
-- Похоже, это не хоф, - тихо сказал Дада.
-- А кто? – растерянно спросила девушка.
-- Скоро узнаем.
Девушка и мальчик наблюдали за приближением мужчины, тот тоже не сводил с них взгляда. Подойдя достаточно близко, мужчина вновь остановился, в метрах пяти от ребят.
-- Здравствуйте, - поприветствовал он их без энтузиазма.
-- Здравствуйте. – Моч удивилась мрачному виду незнакомца. Он явно не был рад встрече.
-- Здрасте, - сказал Дада вставая.
Возникла пауза, несвойственная для подобных ситуаций. Обычно люди более радостно приветствовали друг друга в степи. Им всегда было о чем поговорить.
-- Извините. Я спешу, - несколько потерянно сказал мужчина и начал медленно обходить ребят.
-- Останьтесь! Попейте с нами чаю! – неожиданно для себя, просительно крикнула Моч.
-- Чаю? – мужчина остановился и посмотрел на испуганно застывшую девушку.
«Совсем еще девчонка и мальчик с ней. Что они делают здесь? Так далеко от города, на заброшенной дороге», - подумал Стак, отвлекшись, наконец, от мыслей о Неве. – «Совсем еще дети, я должен поговорить с ними. Может, им нужна помощь? Как я мог хотеть пройти мимо?» - Удивился сам себе парень.
-- Что ж, пожалуй. Я задержусь. – Сказал Стак, стягивая рюкзак со спины и присаживаясь к костру. Удивительно, он ни жестом, ни криком не попытался остановить движение стада, животные сами заметили действия своего пастуха и разбрелись вокруг, занявшись не слишком густыми кустиками травы. 
Стак благодарно принял протянутую ему, мальчиком, кружку с ароматным напитком, поднес ее к лицу и с наслаждением понюхал, глядя поверх края на затихших ребят. Похоже, детишки не особо счастливы, видеть его здесь. Они не просто так очутились на заброшенной дороге. Вряд ли они поспешат раскрыть ему свои секреты. Да и он, право, не стремится делиться своими тайнами. Однако они возбудили в нем любопытство и чувство, было потерянной ответственности. Надо постараться, расположить ребят к себе и потом, осторожно выяснить, что да как.
Стак сделал глоток и улыбнулся.
-- Вкусно. Я Стак,  гоню коз в город. – Представился он и поставил кружку на землю.
-- Моч. – Девушка неуверенно улыбнулась.
-- Дада. – Мальчик смотрел серьезно, совсем не по-детски.
«Наверное, он все-таки старше, чем выглядит. Просто щуплый и маленький», - подумал Стак и снова потянулся за кружкой.
-- Вы хоф? – спросила девушка и тут же покраснела.
-- Да, - короткое слово, быстро слетело с уст Стака, он удивился ему и тут же добавил. – Я молодой хоф, гоню свое первое стадо.
Он заметил, как девушка быстро глянула на своего друга, а тот едва заметно пожал плечами.
«Хорошо, что я соврал. Она хотела, что бы я был хофом. Пусть так и будет. Наверняка эта ложь поможет мне с ними сблизиться. Все уважают хофов. Что бы во всем разобраться можно и соврать», - попытался успокоить свою совесть Стак. Так трудно быть правильным. Почему до сих пор он не замечал, что это настолько трудно?
-- Я буквально с месяц назад стал хофом, еще не опытен, у меня была наставница. Она помогала мне овладевать необходимыми навыками и… - голос Стака дрогнул, - вчера я ее потерял… - он опустил трагично голову.
«Боже куда меня несет?» - с ужасом подумал парень, слушая свою неумелую и при этом изощренную ложь. – «Это не я».
-- Ой!
В голосе девушки, очень ясно ощущались испуганные нотки. Стак быстро глянул на нее. Девчонка, вытаращив глаза и закрыв рот маленькой ладошкой, смотрела на него.
«Ну, я и гад. Пугаю детишек. Впрочем, не таких уж и детишек. Что они тут делают? Вон как смотрит пацан. Он, кажется, не верит мне. Ну и малыш. Не малыш, а старец, какой-то» - Стаку стало не по себе, от странного взгляда мальчика, мысли его смешались и он, отведя глаза, прикрыл лицо рукой, скрывая смятение.
Возникла неловкая пауза.
«На кого я похож. Распускаю тут сопли. Интересно, хофы распускают сопли? О чем я думаю? Так, надо что-то говорить. Совсем меня пацан запутал»
Стак поднял голову.
-- Извините… Я… я любил ее…
«Дурак, дурак. Заткнись! Морок меня побери» - слегка начиная паниковать, думал Стак, удивляясь не свойственному ему разобщению мыслей и действий и оттого совершенно теряясь.
-- Ой! – Моч неуверенно дернулась в сторону Стака, ей хотелось поддержать его, успокоить. Ей очень хотелось помочь хофу. Помочь хофу - так смело. Но как это сделать?
Моч смотрела во все глаза на молодого мужчину и не решалась ни на одно из возможных действий. Хофы они такие удивительные, не от мира сего, мало ли, что может подумать Стак, вздумай она его успокаивать, или соболезновать, или расспрашивать. Лучше молчать и не шевелиться.
-- Он не хоф, - тихо прошептал Дада девушке, наклонившись и почти коснувшись губами ее уха. Моч нетерпеливо отмахнулась и отодвинулась. Сомнения друга придали ей уверенности.
-- Мы можем вам как-то помочь? – выпалила девушка и, испугавшись своей выходки, уставилась на мужчину. Тот медленно отвел руку от лица и поднял голову.
-- Помочь? – глядя прямо в глаза Моч, тихо переспросил он.
-- Извините! Я не хотела! Я… - волнуясь, залепетала девушка, краснея и начиная нервно теребить край майки.
-- Вы можете мне помочь, - внезапно прервал ее неловкие попытки оправдаться, Стак. Моч тут же замолкая, внимательно посмотрела на него.
-- Вы могли бы помочь мне перегнать стадо, - все так же тихо сказал он.
«Вот сейчас я и выясню, насколько им важно быть в степи», - подумал Стак.
-- Мы… стадо… - растерянно залепетала Моч и стала оглядываться на разбредшихся животных. – Но мы… - она замолчала, не зная, что сказать и посмотрела на Дада в поисках поддержки, но тот не смотрел на нее. Мальчик смотрел на Стака и уголки его губ медленно поднимались вверх.
-- Вы не хоф, - спокойно почти бесчувственно сказал он, не сводя пристального взгляда с мужчины.
Моч вдруг ощутив себя лишней, задержав дыхание, уставилась на неожиданно разворачивающееся перед ней противоборство двоих.
Ни один мускул на лице хофа не дрогнул, только взгляд, направленный на Дада стал жестче и пристальней.
-- Что заставило тебя так думать? – Глаза Стака слегка сузились.
-- Ты не уверен в себе, - бросил Дада и чуть-чуть скривил рот.
«Кто он? Он видит меня насквозь» - Стак держал лицо, но мысли его метались, - «я должен его переубедить».
-- Сколько тебе лет? – сделал свой ход, парень.
«Слабо, низко, недостойно» - Стак с трудом держался, - «я – это не я. Этот поход изменил меня».
Губы Дада окончательно опустились вниз.
-- Мне достаточно лет, что бы видеть фальшь, - ответил мальчик.
-- Хорошо. Храните свои секреты, какими бы они не были.
Взгляд Стака расслабился, как и его тело. Он вновь поднял кружку и сделал глоток.
-- Похоже, нам не о чем больше говорить. - Он грустно улыбнулся, отставил кружку и встал. Несколько ближайших коз, отвлеклись от травы и засеменили к нему. Одно из животных подойдя, настойчиво ткнулось носом в опущенную руку Стака. Тот рассеяно погладил козу по морде и наклонился за рюкзаком. Не глядя больше на детей, он закинул рюкзак за спину. Движения Стака были медленными и спокойными.
--  Я ошибся. Ты все-таки хоф.
Короткие, неожиданные фразы Дада, заставили и Стака и Моч повернуться к нему.
-- Извини, я был груб, - мальчик застенчиво улыбнулся. Он вновь стал похожим на ребенка.
Стак молчал, он задумчиво смотрел на Дада. Его лицо тоже молчало, не выдавая и грамма информации. Моч ничего, не понимая, переводила взгляд с хофа на своего друга и обратно. Что-то только что произошло между ними. Что-то, что она не смогла заметить и понять. Проба сил? Проверка на вшивость? 
Моч удивленно смотрела на Дада. Что происходит? Что произошло только что?
-- Мы идем к Западному Каньону, - поделился секретом Дада и, проигнорировав удивление, возникшее на лице Моч, снова улыбнулся Стаку. Он замолчал, в ожидании ответа. Стак медлил. На этот раз он не пытался скрывать чувства, и внутренняя борьба ясно отразилась на его лице.
-- Я пойду с вами, - наконец сказал молодой мужчина и облегченно вздохнул. Казалось он только, что сбросил со своих плеч тяжелую ношу. Его осанка изменилась, озабоченность и тоска, поселившиеся в теле, отступили, Стак расправил плечи, его глаза заблестели. – Нам по пути, правда, Дада?
-- Иначе мы бы не встретились на этой дороге, - согласился мальчик.
-- Э… - так ничего и не поняв, подала голос Моч, - мы пойдем вместе? А стадо?
Коза, стоявшая рядом со Стаком подняла голову и посмотрела на людей. Парень снова погладил ее.
-- Козы не проблема, - спокойно сказал он, - я кажется, наконец, понял, как с ними обращаются хофы.