Глава тридцать четвёртая

Елена Агата
Охранник в "Бредфорд Фармз" посветил в машину фонариком.
- Вы один, мистер Болитар?
- Да.
Ворота поднялись.
- Пожалуйста, проезжайте в главное здание.
Мирон медленно въехал вовнутрь. Следуя их с Вином плану, он затормозил у следующего поворота.
Сначала всё было тихо. Затем в телефоне прозвучал голос Вина:
- Я вышел.
Вышел из багажника... Так тихо, что Мирон даже не услышал его.
- Я перехожу в режим молчания, - сказал Вин. - Всё время давай мне знать, где ты.
План был прост - Вин обыщет дом на предмет нахождения там Бренды, а в это время Мирон постарается сделать так, чтобы его не убили.
Он продолжал въезжать наверх; обе руки его лежали на руле. Часть его хотела увильнуть от всего этого, тогда как другая часть, бОльшая, хотела напасть на Артура Бредфорда немедленно.
Теперь он знал правду. Хотя бы часть её - так или иначе. Достаточно для того, чтобы спасти Бренду...
Может быть...
Земля была словно из чёрного шёлка; животные на ферме молчали. Особняк нависал над Мироном, почти плывя, только слабо соединяясь с тем миром, который находился под ним...
Мирон припарковался и вышел из машины. Прежде чем он достиг двери, Слуга Маттиус был уже там. Было уже десять часов вечера, но Маттиус по-прежнему демонстрировал полный наряд дворецкого и негнущуюся спину. Он молчал и ждал - с почти нечеловеческим терпением.
- Мистер Бредфорд примет Вас в библиотеке, - сказал Маттиус, когда Мирон подошёл.
Мирон кивнул. И в этот момент кто-то ударил его по голове...
Он почувствовал глухой удар, и толстая, покрывающая всё чернотой немота поплыла сквозь него... Череп его задрожал. Всё ещё шатаясь, Мирон почувствовал, как кто-то ударил его битой - сзади, по нижней части бёдер. Ноги его подогнулись, и он упал на колени.
- Вин... - успел выговорить он.
Между лопаток его тяжело толкнул ботинок. Почувствовав, что воздух словно вырывается из него, Мирон упал прямо в землю лицом.
Теперь по нему шарили руками. Обыскивая и вытаскивая оружие...
- Вин... - проговорил он снова.
- Прекрасная попытка! Но я его отключил, ты, Ай-Спай (1)...
Над ним стоял Сэм. Он держал в руках телефон Мирона.
Двое других подняли Мирона за подмышки и быстро потащили его в фойе, а оттуда - вниз по коридору. Мирон попытался сморгнуть расплывчатость. Всё его тело было как большой палец руки, по которому ударили молотком; по крайней мере, так он чувствовал.
Сэм шёл впереди него. Он открыл дверь, и двое мужчин бросили Мирона вовнутрь, как мешок торфяного мха. Он покатился по ступенькам, но умудрился остановиться раньше, чем ударился об землю окончательно.
Сэм вошёл вовнутрь. Дверь за ним закрылась.
- Давайте, - сказал Сэм. - Давайте покончим с этим...
Мирон умудрился сесть. Подвал, понял он. Он находился на ступеньках, ведущих в подвал.
Сэм подошёл к нему. Он протянул руку. Ухватившись за неё, Мирон поднялся на ноги. Двое мужчин спустились по ступеням вниз.
- Эта часть подвала, - без окон и выложена цементом, - сказал Сэм, словно он водил по дому гостей. - Так что единственный путь сюда или отсюда - через эту дверь. Понимаешь?
Мирон кивнул.
- Я поставил двоих человек на самом верху. Сейчас они разойдутся в разные стороны. И они профи; не как этот Марио, которому бы чьи-нибудь задние места подтирать. Так что в эту дверь никто не войдёт, как и не выйдет из неё. Понятно?
Мирон снова кивнул.
Сэм вытащил сигарету и вставил её в рот.
- Только что мы видели, как из багажника выпрыгнул твой дружок. А снаружи притаилась парочка метких стрелков из моряков. Ветераны войны в Персидском заливе. Как только твой дружок подойдёт к дому, они поджарят его, как кусочек тоста (2). На окнах везде сигнализация. Установлены и детекторы движения. Я нахожусь на радиосвязи со всеми четырьмя моими парнями на четырёх разных частотах. - Он показал Мирону какую-то рацию с цифровым дисплеем.
- Разные частоты... - повторил Мирон. - М-да...
- Я всё это говорю не для того, чтобы произвести на тебя впечатление, но сделать упор на то, что пытаться драться будет глупо. Ты понимаешь?
Мирон кивнул ещё раз.
Теперь они были в винном подвале. Запах здесь был таким же крепким и дубовым, как и идеально выдержанное шардонне (3). Там стоял Артур. Лицо его было похоже на череп, с туго натянутой на скулы кожей.
Ченс был там тоже. Он прихлёбывал красное вино, изучая цвет и очень стараясь выглядеть буднично.
Мирон обвёл подвал взглядом. Множество бутылок на полках крест-накрест, все слегка наклонены вперёд, чтобы пробки постоянно оставались как следует промокшими. Огромный термометр. Несколько деревянных бочек, большинство для того, чтобы показывать их посторонним. Но ни окон, ни дверей там не было. Как и никаких других видимых входов. В центре комнаты стоял огромный стол из красного дерева.
На столе не было ничего, за исключением... блестящего секатора.
Мирон взглянул на Сэма. Тот улыбнулся, всё ещё держа пистолет.
- Приклей мне ярлык "Запуганный", - сказал Мирон.
Сэм пожал плечами.
- Где Бренда? - настаивал Артур.
- Не знаю, - сказал Мирон.
- А Анита? Где она?
- Почему бы Вам не спросить Ченса? - сказал Мирон.
- Что?!
Ченс сел.
- Он с ума сошёл!
Артур встал.
- Ты не выйдешь отсюда, пока я не удостоверюсь, что ты ничего от меня не скрываешь.
- Прекрасно, - сказал Мирон. - Тогда приступим, Артур. Видите ли, я поступил глупо - в целом. Я имею в виду, что все улики уже были видны. Старые телефонные "жучки". Ваш горячий интерес ко всему этому. Прежние домогательства до Аниты. Обыск в квартире у Горация и то, что Вы забрали письма Аниты. Загадочные звонки, приказывающие Бренде позвонить матери. Сэм, который перерезал Ахилловы сухожилия этим детям. Деньги на выплату стипендии. Но знаете, что наконец прояснило всё?
Ченс хотел что-то сказать, но Артур, махнув рукой, приказал ему замолчать. Указательным пальцем он потрогал подбородок.
- Что? - спросил он.
- Время самоубийства Элизабет.
- Я не понимаю...
- Время самоубийства, - повторил Мирон, - и, что ещё важнее, - попытка Вашей семьи его изменить. Зачем бы Элизабет было кончать с собой в шесть утра - именно в тот момент, когда Анита Слотер шла на работу? Совпадение? Возможно. Но зачем тогда вы все так отчаянно трудились над тем, чтобы изменить время? Несчастный случай мог так же легко произойти с Элизабет в шесть часов утра, как и в полночь. Так зачем было его менять?
Артур держал спину прямо.
- Скажите мне Вы.
- Потому что это время не было случайным, - сказал Мирон. - Ваша жена совершила самоубийство именно тогда, когда совершила, и именно так, как совершила, по некоторой причине. Она хотела, чтобы её прыжок увидела Анита Слотер...
Ченс издал какой-то звук.
- Это смешно!
- У Элизабет была депрессия, - смотря прямо на Артура, продолжал Мирон. - В этом я не сомневаюсь. И не сомневаюсь, что когда-то Вы любили её. Но это было очень давно. Вы сказали, что она была не в себе много лет. И в этом я тоже не сомневаюсь. Но за три недели до её самоубийства кто-то приставал к Аните. Я думал, что её бил кто-то из вас. Потом я подумал, что, возможно, это сделал Гораций. Но самыми заметными повреждениями были царапины. Глубокие царапины. Викнер сказал, как от кошачьих когтей. - Мирон взглянул на Артура. Тот, казалось, сжимался перед ним, словно высосанный досуха собственными воспоминаниями.
- Той, кто напал на Аниту, была Ваша жена, - сказал Мирон. - Сначала она набросилась на неё, а потом, три недели спустя, всё ещё подавленная, она покончила с собой прямо у неё на глазах - из-за того, что у Аниты была связь с её мужем... Это - ментально - было последней каплей, и это её сломало. Не так ли, Артур? Так как же это случилось? Элизабет застала вас двоих вместе? Вам что, показалось, что она уже ушла так глубоко в себя, что Вы забыли об осторожности?
Артур прочистил горло.
- В общем-то, да. Практически, именно так всё и случилось. Ну, так и что? Как всё это соотносится с настоящим?
- Ваша связь с Анитой? Сколько она продолжалась?
- Не вижу взаимосвязи...
Долгим взглядом Мирон посмотрел на него.
- Вы - злой человек, - сказал он. - Вас воспитывал злой человек, и Вы имеете в себе очень многое от него. Вы причинили множество мучений. Вы даже приказывали убивать людей. Но это была не просто игра, - не так ли? Вы любили её, правда, Артур?
Тот ничего не ответил. Но за внешней его оболочкой что-то начало сдаваться.
- Я не знаю, как это случилось, - продолжал Мирон. - Может быть, Анита хотела оставить Горация. Или, может быть, это Вы поощряли её... Это неважно. Анита решила сбежать и начать всё сначала. Скажите мне, - какой у Вас был план, Артур? Вы собирались найти ей квартиру? Или дом - подальше от города? Конечно же, ни один Бредфорд не стал бы жениться на чернокожей горничной из Ньюарка...
Артур издал звук. То была наполовину насмешка, наполовину стон.
- Конечно, - сказал он.
- Так что случилось?
Сэм держался на несколько шагов позади, взгляд его всё время перемещался с двери подвала на Мирона. Он то и дело что-то шептал в свою рацию. Ченс сидел в застывшей позе, - нервничая, но одновременно и успокоившись; нервничая из-за того, что только что открылось, успокоившись же - потому, что был уверен, что всё происходящее никогда не покинет этого подвала. И, возможно, он был прав...
- Анита была моей последней надеждой, - сказал Артур. Убрав два пальца с губ, он выдавил из себя улыбку.
- Это ирония, Вы не думаете? Если вы происходите из непривилегированной семьи, тогда в грехах, которые вы совершаете на вашем пути, вы можете винить окружающую среду. Но что тогда говорить о семье, которая всемогуща? Что говорить о тех, кто воспитан так, чтобы доминировать над другими и брать, что они захотят? Что говорить о тех, кого воспитывали так, что они верят, что они особенные, и что другие люди - нечто, лишь чуть-чуть большее, чем отделка на окнах? Что тогда говорить об этих детях?
Мирон кивнул.
- В следующий раз, когда я буду наедине с собой, - сказал он, - я поплАчу о них.
Артур хохотнул.
- Достаточно ясно, - сказал он. - Но Вы поняли всё неправильно. Это Я хотел сбежать. Не Анита. Да, я любил её. Когда я был с ней, каждая клетка во мне болела... Я не могу объяснить этого по-другому.
Но он и не должен был ничего объяснять. Мирон вспомнил Бренду. И всё понял.
- Я собирался покинуть "Бредфорд Фармз", - продолжал он. - Анита и я - мы собирались убежать вместе. Начать сначала. Сбежать из этой тюрьмы... - Он улыбнулся снова. - Наивно, не правда ли?
- И что же случилось? - спросил Мирон.
- Анита передумала.
- Почему?
- Там был кто-то ещё...
- Кто?
- Я не знаю. Предполагалось, что мы встретимся утром, но Анита так и не показалась. Я думал, что, может быть, её муж с ней что-нибудь сделал... Я стал наблюдать за ним. А потом получил от неё записку. Она сказала, что ей нужно начать сначала. Без меня. И вернула мне кольцо...
- Какое кольцо?
- То, которое я ей дал. Неофициальное кольцо, знаменующее нашу помолвку...
Мирон оглянулся на Ченса. Тот промолчал. Ещё несколько секунд Мирон не сводил с него глаз. Потом он снова повернулся к Артуру.
- Но Вы не оставили своих попыток, верно?
- Нет.
- Вы искали её. Телефонные "жучки"... Все эти годы Вы прослушивали телефоны. Вы решили, что когда-нибудь Анита позвонит своей семье. Вы хотели, чтобы у Вас была возможность отследить звонок, когда она это сделает.
- Да.
Мирон тяжело сглотнул, надеясь, что сможет сдержаться, чтобы голос его не дрогнул.
- А ещё были микрофоны в комнате Бренды, - сказал он. - И деньги для выплаты стипендии. И перерезанные Ахилловы сухожилия...
Воцарилось молчание. Глаза Мирона налились слезами - как и глаза Артура. Оба знали, что надвигается... С нажимом, пытаясь сохранить ровный, устойчивый тон, Мирон продолжал:
- Микрофоны находились там для того, чтобы Вы могли наблюдать за Брендой. Стипендия была установлена кем-то, у кого было очень много денег и кто был экспертом в финансовых делах. Даже если бы Анита и получила деньги в свои руки, она не знала бы, как провести их через Каймановы острова. Вы же, со своей стороны, знали. Ну, и, наконец, Ахилловы сухожилия. Бренда думала, что это сделал её отец. Она решила, что он слишком уж опекает её. И она была права...
Снова последовало молчание.
- Я просто позвонил Норму Цукерману и из медицинских карточек команды узнал группу крови Бренды. У полиции же была группа крови Горация - из отчёта о вскрытии. Они не были родственниками, Артур. - Мирон подумал о коже Бренды - цвета кофе с молоком по сравнению с куда более тёмными тонами кожи её родителей. - Вот почему Бренда так Вас интересовала. И вот почему Вы так быстро согласились помочь уберечь её от тюрьмы. И вот почему Вы так переживаете за неё сейчас... Бренда Слотер - ВАША Д О Ч Ь...
Теперь по лицу Артура струились слёзы. И он ничего не делал, чтобы их остановить...
- Гораций так никогда и не узнал, правда? - продолжал Мирон.
Артур покачал головой.
- Анита забеременела в самом начале наших отношений. Но всё=таки Бренда получилась достаточно темнокожей для того, чтобы всё сошло удачно. Анита настаивала, чтобы мы сохранили всё в тайне. Она не хотела, чтобы нашего ребёнка заклеймили. Также она... также она не хотела, чтобы наша дочь воспитывалась в этом доме. Я это понял...
- Так что произошло с Горацием? Почему он позвонил Вам через двадцать лет?
- Это были братья Эйк, которые пытались помочь Дэвисону. Каким-то образом они пронюхали про стипендионные деньги. От одного из адвокатов, я думаю. Они хотели причинить мне  вред в предвыборной гонке. И сказали об этом Слотеру. Они думали, что он окажется алчным и польстится на деньги.
- Но деньги его не волновали, - сказал Мирон. - Он хотел найти Аниту.
- Да. Он звонил мне постоянно. Он приходил ко мне в штаб. Он не отступал. Так что я приказал Сэму разубедить его.
Кровь в шкафчике...
- Его избили?
Артур кивнул.
- Но не сильно. Я хотел отпугнуть его, а не наносить повреждения. Очень давно Анита заставила меня пообещать, что я никогда не причиню ему вреда. Я постарался сделать всё, что в моих силах, чтобы сдержать это обещание.
- Предполагалось, что Сэм будет вести за ним наблюдение?
- Да. Чтобы убедиться, что он не причинил никакого вреда. И... я не знаю... быть может, я надеялся, что он найдёт Аниту.
- Но он сбежал.
- Да.
В этом был смысл, подумал Мирон. Горацию разбили нос. После того, как его избили, он отправился в находящийся рядом Сен-Барнабас. И привёл себя в порядок. Сэм напугал его, это правда, но ровно настолько, чтобы убедить Горация, что он должен скрыться. Так что он опустошил свой счёт в банке и исчез. Сэм и Марио его искали. Они следили за Брендой. Они посетили Мейбл Эдвардс и запугали её. Они прослушивали её телефон. И в конце концов Гораций ей позвонил.
А потом?
- Вы убили его.
- Нет. Мы его так и не нашли.
Дыра, подумал Мирон. Оставался ещё кое-кто из них, кого он не прижучил...
- Но Ваши люди делали загадочные звонки Бренде.
- Просто, чтобы посмотреть, не знала ли она, где Анита. Другие звонки - с угрозами - поступали от Эйков. Они хотели найти Горация и закончить все дела с контрактом перед открытием...
Мирон кивнул. В этом снова был смысл. Он повернулся и уставился на Ченса. Встретив его взгляд, Ченс не отвёл глаз. На лице его играла лёгкая улыбка.
- Вы собираетесь ему сказать, Ченс?
Поднявшись, тот встал лицом к лицу с Мироном.
- Ты - мертвец, - почти оскалясь, сказал он. - Всё, что ты здесь делаешь - это сам копаешь себе могилу...
- Вы собираетесь ему сказать, Ченс?
- Нет, Мирон. - Он указал на секатор и придвинулся ближе. - Я собираюсь смотреть, как ты будешь мучиться, а потом умрёшь...
Мирон отклонился назад и со всего размаха ударил Ченса головой прямо в нос. Но в последний момент слегка ослабил удар. Если ты наносишь его в полную силу, то человека можно убить - в буквальном смысле. Голова - и тяжёлая, и твёрдая; лицо же, в которое ты бьёшь - ни то, ни другое. Представьте себе мяч, с разрушительной силой летящий в птичье гнездо...
Тем не менее, удар был эффективен. С носом Ченса произошло нечто, подобное гимнастической растяжке, и Мирон почувствовал у себя на волосах что-то тёплое и липкое. Ченс упал на спину. Из носа у него хлынул поток. Глаза его расширились; в них был виден шок. Но на помощь ему никто не поспешил. Сэм же, кажется, вообще улыбался.
Мирон повернулся к Артуру.
- Сэм знал о Вашей связи, верно?
- Да, конечно.
- И знал о Ваших планах по поводу побега?
Теперь ответ прозвучал не сразу.
- Да. Но что из этого?
- Ченс двадцать лет Вам лжёт. Так же, как и Сэм.
- Что?!
- Я только что разговаривал с детективом Викнером. Он тоже был там... в ту ночь. Я не знаю, что именно произошло. Он не знал тоже. Но он видел, как Сэм выносил Аниту из "Холидея". И видел в машине Ченса.
Артур взглянул на брата.
- Ченс...
- Он лжёт...
Вынув пистолет, Артур направил его на брата.
- Скажи мне!
Ченс всё ещё пытался остановить поток крови.
- И кому ты собираешься поверить? Мне или...
Артур спустил курок. Пуля раскроила Ченсу колено, раздробив сустав. Брызнула кровь. Ченс завыл от боли. Артур направил пистолет на другое колено брата.
- Скажи мне! - проговорил он.
- Ты тогда сошёл с ума! - заорал Ченс и стиснул зубы. Глаза его стали маленькими, но абсолютно ясными, словно боль выметала из них вон все завалы. - Ты что, на самом деле думал, что отец позволит тебе вот так сбежать? Из-за тебя всё готово было рухнуть... Я пытался тебя заставить это понять. Я с тобой разговаривал об этом... Как брат. Но ты не желал слушать... Тогда я решил увидеться с Анитой. Просто поговорить... Я хотел, чтобы она поняла, насколько разрушительна была вся эта идея... Я не хотел причинить ей вреда. Я просто пытался помочь...
Лицо Ченса было, словно кровавая каша, но вид Артура был ещё более ужасен. По лицу его ещё струились, свободно стекая, слёзы. Но он не плакал. Кожа его была бело-серой, черты лица превратились в маску смерти. От ярости за глазами его словно бы произошло в некотором роде короткое замыкание.
- Что случилось?
- Я нашёл её номер. А когда пришёл туда, дверь была приоткрыта. Я клянусь, - когда я вошёл, Анита уже была... такой... Я клянусь, Артур... Я её не трогал! Сначала я подумал, что, может быть, это сделал ты. Что, возможно, вы подрались... Но, в любом случае, я знал, что, если всё это выплывет наружу, будет бардак... Слишком там много было вопросов, слишком много концов... И я позвонил отцу. И он устроил всё остальное. Пришёл Сэм и всё там убрал. Мы забрали кольцо и подделали записку. Чтобы ты перестал её искать...
- А где она теперь? - спросил Мирон.
Смешавшись, Ченс взглянул на него.
- Вы о чём, чёрт подери?
- Вы отвезли её к врачу? Или дали ей денег? Вы...
- Анита была мертва... - сказал Ченс.
Воцарилось молчание.
Артур издал примитивный, душераздирающий крик и рухнул на пол.
- Она была мертва, когда я пришёл туда, Артур... Я клянусь...
Мирон почувствовал, что сердцем он погружается глубоко в грязь... Он попытался что-то сказать, но слова не шли с языка.
Он взглянул на Сэма. Сэм кивнул.
Мирон посмотрел прямо ему в глаза.
- Её тело... - выдавил из себя он.
- Я от него избавился, - сказал Сэм. - Оно ушло навсегда...
Мертва... Анита Слотер была мертва... Мирон попытался принять этот факт. Все эти годы Бренда чувствовала себя недостойной совершенно зря...
- Так где Бренда? - спросил Мирон.
Адреналин уже переставал действовать, но Ченс, тем не менее, покачал головой.
- Я не знаю...
Мирон взглянул на Сэма. Тот пожал плечами.
Артур сел. Он обнял себя за колени, опустил голову и заплакал.
- Нога... - сказал Ченс. - Мне нужен врач.
Артур не шевельнулся.
- Нам также надо убить его, - сквозь стиснутые челюсти произнёс Ченс. - Он слишком много знает, Артур. Я знаю, что ты вне себя от горя, но мы не можем ему позволить разрушить всё...
В ответ на это Сэм кивнул.
- Он прав, мистер Бредфорд...
- Артур... - сказал Мирон.
Тот посмотрел на него.
- Я - самая большая надежда Вашей дочери...
- Я так не думаю, - сказал Сэм и прицелился. - Ченс прав, мистер Бредфорд. Это слишком рискованно. Мы только что признались в сокрытии убийства. Он должен умереть.
Внезапно рация Сэма запищала. А затем сквозь металлический громкоговоритель раздался голос:
- Будь я тобой, я бы этого не делал...
Вин...
Нахмурившись, Сэм взглянул на рацию. Повернув ручку, он изменил частоту. На красном электронном дисплее изменились цифры. Сэм нажал кнопку переговорного устройства.
- Кто-то подобрался к Форстеру, - сказал он. - Подойди и выведи его оттуда...
Ответом была лучшая версия голоса Скотти из "Звёздного пути", какую когда либо выдавал Вин:
- Но я не могу удержать его, капитан! Он ломается!
Сэм оставался спокоен.
- Сколько у тебя раций, дружище?
- Забирай все четыре, - теперь ещё и в специально промаркированных пакетах!
Сэм восхищённо свистнул.
- Прекрасно, - сказал он. - Значит, мы попали в тупик... Давай это обсудим.
- Нет.
Но это сказал уже не Вин. Это произнёс Артур Бредфорд.
Он дважды выстрелил. Обе пули попали Сэму в грудь. Сэм осел на пол, дёрнулся, а потом замер.
Артур взглянул на Мирона.
- Найдите мою дочь, - сказал он. - Пожалуйста...