Паперть

Варвара Артамонова
Мне семь лет, я иду в школу: белые банты,  нарядная  форма и предвкушение счастья  учиться,  как взрослой, по-настоящему, это же счастье! Вскоре выясняется, что большая часть класса умеет  читать, а я не умею. Серьезный разговор учителя с мамой. Вечером мама пробует исправить упущение, я стараюсь изо всех сил, но проклятые буквы никак не складываются в слова, мама кричит и рисует картины, одна страшнее другой, если я не научусь читать. Все умеют, а я - нет. «Она меня  разлюбит», - в ужасе думаю я. Мы занимаемся часа два - безрезультатно. Мамино терпение лопается и она зовет папу.  Папы хватило ненадолго.
«Ни на что не способна», - вынес он свой вердикт и передал меня брату, который забежал в дом за мячом. Брата на улице ждали друзья и игра. Он поднес  тяжелый кулак  к моему лицу: «Если за пять минут не научишься читать, получишь!»  Испугавшись, я выучила наизусть пол-букваря. « Она читает», - отчитался брат и убежал. После этого я зубрила все подряд, но писать без ошибок я не могла  и выучить незнакомую книгу учителя, которую она приносила в класс, заставляя читать всех по очереди, я тоже не могла. Самостоятельно по слогам я стала читать только к концу  второго класса.
Первая и основная ложь, которой наградили нас родители, - Любовь надо заслужить. И мы всю свою жизнь ее заслуживаем.
Вторая ложь – мы не совершенны изначально и мы всю жизнь, не осознавая того, стремимся к совершенству. Зачем? Чтобы заслужить любовь. И если бы тогда, в семь лет, я поставила утверждение родителей под сомнение, все могло бы сложиться по-другому в моей жизни. Но как я могла не поверить людям, которых бесконечно любила?! И я  поверила, я отдала лжи самое ценное в себе - свою веру, и уже собственный болтун в моей голове правит балом «любовь нужно заслужить, ты ни на что не способна, потому что изначально несовершенна», и я долгие годы продолжала ему верить.
История повторилась через много лет, когда моя любимая дочка пошла в школу, в отличие от меня она умела читать и у нее  врожденная грамотность, но  математика была для нее кошмарным сном. Я, как и мои родители, теряла терпение, каждое домашнее задание заканчивалось слезами в туалете и пусть потом мы мирились и я часто говорила ей, что люблю, но после скандалов и оплеух  она мне не верила. Добро пожаловать на паперть, доченька. Я передала эстафету лжи, так, как она передавалась тысячи лет.

 «Зигмунд Фрейд заявил, что человек думает, создавая произведения искусства, завоевывая новые территории, делая научные изобретения, разрабатывая философские системы, что им движет высшее, превосходящее его стремление, в то время как на самом деле им движет лишь желание понравиться сексуальному партнеру». Б. Вебер «Мы боги».
Я не буду опровергать старика Фрейда - в чем-то он прав. Но если посмотреть повнимательней, то скрытыми мотивами всех наших поступков является либо желание заслужить уважение окружающих, и в конечном счете зауважать себя,  либо бегство от страха.
Стать успешной, востребованной, сильной, преуспевающей, богатой и т.д., и через уважение и признание получить толику любви. В конечном счете, мы все стремимся к любви или бегаем от страха и душевной боли. И в этом, самом главном заблуждении - я не совершенна, любовь надо заслужить, - мы стоим и живем на паперти. Моля о любви и счастье.
Это не обычная паперть, здесь есть и богатые, и бедные, больные и здоровые, и каждый играет  свою роль в собственном театре под названием жизнь.
 У некоторых зрительный зал пуст, потому что на сцене они играют  одиночество и привлекают только одиноких и несчастных, не осознавая того, что в  своем собственном театре они одновременно режиссер, актер и мастер декораций.
Некоторые, осознав, что можно переписать сценарий  по своему усмотрению,  сменив драму  на  комедию или на сказку, делают дорогие декорации и  играют счастье. Им завидуют немногочисленные зрители и аплодируют.
Можно бесконечно долго описывать местных обитателей, тут  есть и классики жанра - несчастные, просящие прохожих  о сочувствии, желающие через жалость получить крупицы любви.
Политики, стремящиеся к власти, чтобы через нее получить уважение и признание окружающих.
Офисные работники, тешащие свое самолюбие благами цивилизации и усердно надувающие щеки - красивая машина, квартира в престижном районе, чем не счастье? Опыт и собственный болтун в голове, не замолкающий ни на минуту, легко убеждает их в этом.
Здесь можно встретить стайки подростков, выражающих протест всему. Их,  еще не замутненные опытом и чрезмерными знаниями души знают - что-то  здесь не так, все пропитано ложью и  лицемерием. Каждый подросток уверен - уж он-то точно не будет жить, как родители, но, вырастая,  приходит к выводу, что другого пути нет и становится, как все, предавая свои мечты и надежды.
На паперти Вы  не увидите маленьких  детей - они живут не на паперти,  а в храме любви и радости. А мир заботится о них и кормит бабушкиными пирожками. Это потом родители затянут их на паперть, списывая все на неразумное детство.  «Вот как надо жить», - и дети им верят.
Еще на паперти нет гениев, творящие в собственном храме,  который есть у каждого с момента рождения. Не важно, что ты делаешь, важно,  с каким чувством ты это пишешь, играешь, рисуешь или что там еще. 
Но у паперти есть на  все свои ответы: гении рождаются редко, и если у тебя нет никаких талантов,  гением ты не станешь, никогда. Ложь! На паперти все окутано ложью, голос разума громок и навязчив, голос любви тих и беззвучен. «У тебя есть право выбора!», - кричит разум. Очередная ложь. Ах, если бы у меня  был выбор, я бы страдала? Я бы ссорилась с людьми, которых люблю, я бы ходила на работу, которую ненавижу?! Я  бы выбрала жизнь, которой живу?! Я бы выбрала радость и творчество и занималась тем, что мне действительно нравится.