Моя древесная душа. 8. Можжевельник

Виктор Сорокин
Можжевельник

Почему-то можжевельник всегда казался мне мудро-благородным деревом. В Подмосковье он встречался нередко, но никогда выше двух метров.

На Первомай 1967 года мы с друзьями ходили в поход к востоку от Плещеева озера (погода была запоминающаяся: через каждые 15 минут накатывался узкий вал облаков, из которых минуту-две валил снег). И там, в лесу я нашел обломанный ствол можжевельника толщиной с запястье. Небольшой его кусок я привез домой, отполировал его торцы и подсчитал число годовых колец. Их оказалось ровно 125!  На протяжении многих лет этот кусок можжевельника заливал своим мудро-благородным запахом большую комнату в нашей квартире. После этого уже не удивительно, что в можжевеловой кринке молоко не прокисает.

В 1978 году, работая в Филипповском лесничестве, в километре к востоку от второго бетонного кольца вокруг Москвы, я впервые увидел полноценное можжевеловое дерево высотой метров в одиннадцать и толщиной у основания сантиметров тридцать. Ему было минимум двести лет. Оно было необычайно стройное – как ель. Безусловно, такие деревья должны охраняться как редкое явление природы.

В 1987 году, во время поездки в пустыню на север Корсики, я увидел среди огромных валунов пустыни мертвые стволы можжевельника толщиной сантиметров до десяти. После стремительного пожара деревца погибли, но полностью не сгорели. И возникла тогда у меня мечта: напилить из сверхпрочных и душистых стволов можжевельника паркет и выложить им пол и стены своего жилища. Однако мечта так и осталась не реализованной…

Но вот где мне довелось увидеть настоящие можжевеловые леса, так это в юго-западной Швеции, на берегу пролива Скагеррака. Было это на Рождественские праздники. Впечатляло то, что все кусты и деревца были сплошь усыпаны сизыми ягодами. Было непонятно, почему джин производят в Шотландии и не производят в Швеции.

Моя любовь к можжевельнику вызвана еще и тем, что он отталкивает от себя чересчур изнеженные натуры своей колючестью. А мне он кажется чуть ли не лебяжьим пухом. И потому я не мог допустить, чтобы рядом с домом не было ни одного можжевелового куста.

Еще давно мы с младшим сыном заприметили в знаменитом лесу Фонтенбло небольшую можжевеловую куртину. И потому в год переезда из пригорода Парижа к границе с Испании, в Ланды, мы с Соней съездили на ту куртину. И тут я увидел интересную картину: каждый куст можжевельника был огорожен высокой сетчатой изгородью – оказалось, деревья взяты под особую охрану. Но на мое счастье два небольших кустика вне оград я нашел. У нас они нашли ласку и приют. Они необычайно стройные, как то дерево, что на Бетонке, и усыпаны ягодами. Я их буду охранять надежней, нежели государство. Отныне они радуют луг для массовых гуляний в нашей деревне, к которому примыкает наш сказочный сад.

================

На фото: Можжевельник в нашем саду. Вдали – соседский черно-ольховый строевой лесок.