резюме для галерей

Василий Чешенов
...вообще-то я очень люблю делать портреты. Трудно передать то удовольствие, которое испытываешь, когда их делаешь. Кажется, мне это и удавалось. Чтобы их делать, нужно любить людей, нужно уметь увидеть и уметь показать все лучшее, что есть в людях, может быть  показать то, что они сами в себе не видят, не знают. Как бы это высокопарно ни звучало, но такие работы способны изменить и жизнь самого человека. Я бы мог много историй рассказать  об этом, но сейчас речь о натюрмортах.

  Я уже не раз писал и говорил в своих интервью, что к натюрмортам пришел совершенно случайно.  Решив просто попробовать себя в этом жанре,  делая какие-то шаги в постижении правил этого вида искусства, меня с каждым шагом затягивала та огромная бездна возможностей выражения своего отношения к окружающему миру.  И сейчас, сделав уже порядка тысячи работ, меня не покидает уверенность, что я   в этом деле сделал только  один шаг, и впереди  есть ещё бездна возможностей показать красоту тех предметов, которые нас окружают, которые мы видим каждый день и уже  воспринимаем их как должное, не дающее ничего нового нашему мироощущению.

  Начав заниматься натюрмортами, я просмотрел работы тех, кто творит в этом жанре, и не только фотографов, но и художников. Работы были настолько хороши, что я думал - ну какой мне смысл этим заниматься, если уже есть такие замечательные произведения.  Хотелось понять  природу обаяния этого жанра, хотелось постичь  его законы хотя бы для того, чтобы  воспринимать его лучше. Я решил пройти проторенным путем - как и все художники, решил делать копии, но копии не фотографических работ, а написанных красками. Причем, не инструментами цифровой обработки изображений, типа Photoshop, а используя только  фотоаппарат. И я ставил перед собой  отпечатанные на принтере копии   классиков, доставал  листы ватмана и рисовал акрилом фоны, искал вещи, как можно больше подходящие для моих  работ, думал, как поставить свет, и что сделать, чтобы достичь похожести.
Против Photoshop’a я ничего не имею и никогда не участвую в сетевых баталиях по этому поводу, считая их совершенно никчемными, ибо Photoshop - это такой же инструмент,  как и краски, мелки, как световые лампы и световые фильтры.

 Просто хотелось использовать истинное понятие фотографического  искусства - рисования светом. Вот я и рисовал им. И использовал  цветные фильтры на лампах,  рисовал световой кистью, использовал даже лазерный прибор, который, мне кажется, ещё  никто в этом деле не использовал. Во всяком случае, я не встречал таких работ.

 Вот так, продвигаясь шаг за шагом, с каждой работой я влюблялся в  этот вид искусства. И это, наверное, по моим работам и видно, я  очень надеюсь.

  О серии  «Eiskalt erwischt»  («замороженная красота» - если перевести на русский, но по-немецки это выражение звучит по смыслу гораздо красивее)  мне немножко трудно рассказывать - она начала проявляться несколько лет назад с того, что я увидел по телевизору рекламу какого-то напитка, используемого для коктейлей. Так вот  в ней  был показаны кубики льда с замороженной вишней.   Я и подумал - а почему бы не попробовать заморозить розу -  хотелось  показать контраст между  солнечностью этого цветка и холодностью льда.  Роза получилась, и она до сих пор считается одной из лучших  моих работ.  И дальше я понемножку стал усложнять  перед собой задачи, пытаясь сделать  чисто декоративные работы, которые бы украшали помещения, оформленные  в хайтековскм стиле.       

    Сделав больше сотни  таких картин, и, ощутив конечность этого пути, захотелось нагрузить новые работы уже и смыслом.  Это невероятно усложнило  процесс, но  в то же время и открыло дверь в пространство, в котором до меня ещё никто  не был.   Это и радовало и пугало.
   В самом начале пути я и не подозревал, что мне придется столкнуться  с такими вещами, о которых я никогда не подозревал раньше - это сущность воды. Понятно, что это главная среда  в моих картинах, и она у меня  была всегда как-то непредсказуема, то есть, создавая какой-то сюжет, я никогда не знал, что из этого получится через пару дней нахождения его в морозильной камере.  Это непредсказуемость  часто и радовала своими результатами, и немножко напрягала творческий процесс,  и я стал   пристальнее относиться к ней,  и те открытия, которые   для себя делал, были ошарашивающими - я понял, что вода - субстанция разумная. Она реагирует по-своему на каждый предмет, который попадает в её среду. Потом я  заметил, что она реагирует даже на то настроение, с которым я  создаю эти  сюжеты.  Вот так  мы и работаем с ней в тандеме по сей день, создавая      произведения искусства...

14.06.2009