...вообще-то я очень люблю делать портреты. Трудно передать то удовольствие, которое испытываешь, когда их делаешь. Кажется, мне это и удавалось. Чтобы их делать, нужно любить людей, нужно уметь увидеть и уметь показать все лучшее, что есть в людях, может быть показать то, что они сами в себе не видят, не знают. Как бы это высокопарно ни звучало, но такие работы способны изменить и жизнь самого человека. Я бы мог много историй рассказать об этом, но сейчас речь о натюрмортах.
Я уже не раз писал и говорил в своих интервью, что к натюрмортам пришел совершенно случайно. Решив просто попробовать себя в этом жанре, делая какие-то шаги в постижении правил этого вида искусства, меня с каждым шагом затягивала та огромная бездна возможностей выражения своего отношения к окружающему миру. И сейчас, сделав уже порядка тысячи работ, меня не покидает уверенность, что я в этом деле сделал только один шаг, и впереди есть ещё бездна возможностей показать красоту тех предметов, которые нас окружают, которые мы видим каждый день и уже воспринимаем их как должное, не дающее ничего нового нашему мироощущению.
Начав заниматься натюрмортами, я просмотрел работы тех, кто творит в этом жанре, и не только фотографов, но и художников. Работы были настолько хороши, что я думал - ну какой мне смысл этим заниматься, если уже есть такие замечательные произведения. Хотелось понять природу обаяния этого жанра, хотелось постичь его законы хотя бы для того, чтобы воспринимать его лучше. Я решил пройти проторенным путем - как и все художники, решил делать копии, но копии не фотографических работ, а написанных красками. Причем, не инструментами цифровой обработки изображений, типа Photoshop, а используя только фотоаппарат. И я ставил перед собой отпечатанные на принтере копии классиков, доставал листы ватмана и рисовал акрилом фоны, искал вещи, как можно больше подходящие для моих работ, думал, как поставить свет, и что сделать, чтобы достичь похожести.
Против Photoshop’a я ничего не имею и никогда не участвую в сетевых баталиях по этому поводу, считая их совершенно никчемными, ибо Photoshop - это такой же инструмент, как и краски, мелки, как световые лампы и световые фильтры.
Просто хотелось использовать истинное понятие фотографического искусства - рисования светом. Вот я и рисовал им. И использовал цветные фильтры на лампах, рисовал световой кистью, использовал даже лазерный прибор, который, мне кажется, ещё никто в этом деле не использовал. Во всяком случае, я не встречал таких работ.
Вот так, продвигаясь шаг за шагом, с каждой работой я влюблялся в этот вид искусства. И это, наверное, по моим работам и видно, я очень надеюсь.
О серии «Eiskalt erwischt» («замороженная красота» - если перевести на русский, но по-немецки это выражение звучит по смыслу гораздо красивее) мне немножко трудно рассказывать - она начала проявляться несколько лет назад с того, что я увидел по телевизору рекламу какого-то напитка, используемого для коктейлей. Так вот в ней был показаны кубики льда с замороженной вишней. Я и подумал - а почему бы не попробовать заморозить розу - хотелось показать контраст между солнечностью этого цветка и холодностью льда. Роза получилась, и она до сих пор считается одной из лучших моих работ. И дальше я понемножку стал усложнять перед собой задачи, пытаясь сделать чисто декоративные работы, которые бы украшали помещения, оформленные в хайтековскм стиле.
Сделав больше сотни таких картин, и, ощутив конечность этого пути, захотелось нагрузить новые работы уже и смыслом. Это невероятно усложнило процесс, но в то же время и открыло дверь в пространство, в котором до меня ещё никто не был. Это и радовало и пугало.
В самом начале пути я и не подозревал, что мне придется столкнуться с такими вещами, о которых я никогда не подозревал раньше - это сущность воды. Понятно, что это главная среда в моих картинах, и она у меня была всегда как-то непредсказуема, то есть, создавая какой-то сюжет, я никогда не знал, что из этого получится через пару дней нахождения его в морозильной камере. Это непредсказуемость часто и радовала своими результатами, и немножко напрягала творческий процесс, и я стал пристальнее относиться к ней, и те открытия, которые для себя делал, были ошарашивающими - я понял, что вода - субстанция разумная. Она реагирует по-своему на каждый предмет, который попадает в её среду. Потом я заметил, что она реагирует даже на то настроение, с которым я создаю эти сюжеты. Вот так мы и работаем с ней в тандеме по сей день, создавая произведения искусства...
14.06.2009