Прелесть патоса

Жанна Телегина
Если этос дал начало этике, то чему дал начало патос? Больше всего мне импонирует то определение этоса, которое ставит этос выше конъюнктурной по своей природе морали и утверждает, что этос и есть сама мысль, само стремление к выведению высшего нравственного закона, гармонии, структуризации собственного сознания и его подчинению вечному поиску внутреннего равновесия. Этос – это стремление загнать себя в ловушку норм и обычаев. Этос – сама норма, но не какая-либо конкретно обозначенная норма, декларирующая ваше существование, а вечная норма, подчиняющая себе ваше мышление, всюду громко и безапелляционно заявляющая: «Я есть!»
А что же такое патос? Я не могу сформулировать моё ощущение его сущности, не уходя слишком далеко от привычных уже канонизированных трактовок. Я вижу его вокруг себя, я ощущаю его безмерное дыхание, чувствую сладковатый привкус его вечной диффузии, наслаждаюсь хаотичностью движений в этом причудливом танце, который рвёт догматы, рушит границы, выворачивает наизнанку привычное доброе-вечное и громко смеётся над моей наигранной верой в это доброе-вечное. Моё погружение в патос происходит также окончательно и бесповоротно, как происходит замедленный на плёнке для детального рассмотрения, но стремительный в природе, прыжок в водоворот.
Зачем нужны водопады? Я всегда думала, зачем же они нужны? Я стою на краю и удерживаюсь изо всех сил, чтобы не прыгнуть внутрь него. Я знаю, предчувствую, что внутри увижу чистый патос. Пусть, встреча продлится лишь секунду, мне хватит её для того, чтобы ухватить уже неживым взглядом всю сумасшедшую прелесть патоса.  Даже одно прикосновение к его иррациональной плоти  вызывает во мне чувственную дрожь. Я обманываю его и не прыгаю, но, когда отхожу от края, каждый раз отламываю от себя маленькую, уже потерянную в экстазе частицу и приношу в жертву алчущей пустоте возлюбленного патоса.
Глупая, я пытаюсь наполнить его собой, когда он уже до краёв переполнен чужими! Эти чужие тоже хотят иррационального злого-беспечного. Они с жадностью набрасываются на моё угощение. Что это было? Совесть? Если сейчас она чиста, значит, вчера я пожертвовала ею.