Основы феминного управления в Ветхом Завете

Антиутопия Катруся
Введение.

Библия из книги, каждая страница которой была своеобразной священной реликвией и источником церковных догм, постепенно превратилась в самую изучаемую книгу человечества. Трудности перевода не мешают рассматривать Писание как источник, содержащий тайну бытия человечества, код человечества, а также как литературный и исторический материал. Библия из настольной книги религиозного человека стала настольной книгой мистиков, философов, историков, литераторов, ученых разных областей.
Бытует мнение, что Библия является сугубо патриархальной книгой, декларирующей превосходство мужчин и укрепляющей их доминирующие позиции в семье и обществе и, следовательно, принижающей статус и заслуги женщин. Мне кажется это не вполне справедливым. Я никоим образом не хочу впасть в другую крайность и назвать Библию документом исключительно матриархальной и в целом феминной ориентации. Будем избегать крайностей в оценках
Мое внимание к Библии обусловлено желанием разобраться в вопросе феномена феминного управления. Как известно, Бог является не только Творцом, но и Промыслителем, то есть управителем мира и человеческой деятельностью. Однако человеку при творении дана Богом свободная воля, которая может использоваться человеком самостоятельно, для управления своей жизнью. И если это так, то вполне естественно возникает вопрос, как соотносятся управление Бога и человека в мире людей, и вопрос, кому из сотворенных людей, мужчине или женщине, отводится ведущая роль в искусстве управления.
Женщины почти избавились от средневекового ярлыка алогичного и глупого существа, повешенного на нее церковью. Папская церковь, опираясь на фрагменты из Библии (например, сцену первого греха), позволила утверждать превосходство мужчин пред Богом, превратив женщин в грешниц с рождения, искушающих сильный пол. Весь период Средневековья шла травля смелых женщин, желающих вернуть или просто обрести право на собственное мнение, возможность быть на одной ступени с мужчинами.
Теперь женщины вышли из тени, и занимают уверенные позиции в обществе. Они обрели возможность мыслить, давать советы мужчинам, управлять странами. Возникает вопрос: «Стоит ли воспринимать это как нечто иррациональное или это лишь возвращение к истокам?»
Смею предположить, что у некоторых (и, возможно, таковых будет немало) уже сложилось мнение об иррациональности сложившегося положения вещей. Однако не будем столь категоричны. Я надеюсь, что у мне удасться убедить представителей указанной мной категории критиков в обратном. Ведь в своем реферате первозадачей я ставлю вернуть женщине право быть советником мужчин, порой более тонко чувствующего ситуацию и проникающего в суть многих вещей, пусть даже интуитивно, а также право занимать в обществе куда - более высокие позиции, нежели позиции бесправных домохозяек. В этом мне поможет, как я предполагаю, Священное Писание.

§1. Сара: предвосхищая Божью волю.
Отношения между Авраамом и Сарой можно назвать каноническими в плане отношений между мужем и женой. В нашей стране, к сожалению, чувствуется осадок «Домостроя», непозволяющий создавать настоящий семейный быт, построенный на гармонии и взаимоуважении между мужем и женой. Я постараюсь показать то, каким может быть и должен быть семейный очаг.
Главной задачей женщины является продолжение рода. Так думали сотни лет до нас, так думают сейчас, так будут думать всегда. Любой человек хочет жить вечно, но человеческая жизнь коротка, а потому мы часто хотим видеть себя и существовать в своих детях. Особенно этого хотят люди, чего-то достигшие в жизни. Спустя время, когда чувствуешь, как зрелость сменяет старость, проблема неизбежной кончины пугает, прежде всего, тем, что твои дела некому будет продолжить, а значит, твоя жизнь была почти бессмысленна.
Аврааму, как первому отцу израильтян, хотелось, чтобы его путь продолжил его сын, потом сын сына, а затем и потомки его. В награду за веру Бог пообещал Аврааму потомство, по численности равное звездам на небе. Но его жена была немолода и бесплодна. Авраам доверился Богу, ожидая чуда. Сара, наверняка, знала о пророчестве, ведь между супругами царили доверительные отношения. Поэтому, чувствуя потребность мужа в потомке, а также зная волю Бога, она предлагает ему завести ребенка от другой женщины. Действия Сары происходят параллельно со словом Божьим Аврааму. Сара по своему понимает пророчество, данное Аврааму: не как что-то, что должно произойти само собой, а как нечто, что надлежит воплотить в жизнь самому человеку, следуя воле Божьей. Как любящей жене, Саре было больно и тяжело осознавать, что она не может подарить своему мужу наследника. Мужество, с которым Сара идет на компромисс с собой восхищает.
Но служанка, которую Сара выбрала стать матерью своего ребенка, становится чопорной и высокомерной, как бывают, высокомерны молодость и здоровье. Поэтому женское сердце не выдерживает, и Сара прогоняет Агарь.
Бог как будто проверяет Сару, желая убедиться в силе любви к Аврааму, в ее самоотверженности, в умении находить выход в компромиссе: в ущерб себе, но на благо общего их с мужем дела. Также Богу было важно видеть в женщине способность брать дело в свои руки, рассчитывая только на себя, а не на посторонние силы. Надо отметить, что в Библии зачастую любимая жена долго не могла родить своему мужу ребенка. Вероятно, так Бог проверял силу веры не только в великих мужьях, но и в великих женах. Можно также предположить, что только от любимой жены рождаются те великие сыны народа израилева, за которыми пойдут другие. С другой стороны, поздний ребенок всегда более оберегаем, в него вкладывают всю свою мудрость, весь опыт прожитых лет. Неудивительно, что такой ребенок может многого добиться в жизни.
Но продолжим повествование. Бог посылает ангелов, чтобы открыть свою волю Аврааму и его жене. Сара не верит словам посланников Божьих, так как сильная женщина всегда верит лишь в свои силы. Однако обещание сбылось, и Сара ожидает ребенка. Теперь Бог определяет главную задачу Авраама, как мужа: «Во всем, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее».
Отмечу, что в семейном быте женщина была главой домашнего очага. Ее уважали, ее оберегали, ибо она была матерью. Великие женщины становились матерями целых народов. Но выбор падал только на тех, чьими мыслями руководили любовь к мужу, чувство долга, а не желание просто угодить прихотям. В отличие от мужчин, которые часто ждали слово от Бога, как руководство к действиям, или же чуда, которое избавило бы их от необходимости принимать решение и делать выбор, женщины в подобном не нуждались. Возможно, именно поэтому Бог приходил к мужчинам и не приходил к женщинам. Ведь женщины интуитивно ощущали единственно верный путь и единственно правильный выход из многих трудных ситуаций. От природы, обладая более гибким и живым умом, на уровне чувств, женщины находили выход из тех ситуаций, из которых мужчины ожидали указывающий перст Божий!
Основной моей целью в данном случае было желание определить некий идеал семейного быта. Так подведем итоги, сформулируем более четко постулаты жизни семьи исходя из библейского опыта.
Во главе семьи стоит мать и жена, ибо в ней видится продолжение рода. Матриархат служит фундаментом гармонии и благополучия в семье. Жена плавно и ненавязчиво направляет мужа в нужное русло. Бог доверяет ей управление маленьким миром, так как большинство женщин уже знают и чувствуют то, что мужчинам необходимо объяснять. Поэтому муж должен не оспаривать право жены на собственное мнение. Жена в свою очередь должна знать, что муж ее будет любить независимо от того, подарила ли она ему наследников или нет. На все есть воля Божья, и истинно любящей жене, доказавшей свою преданность мужу, он позволит испытать счастье быть матерью.
В наши дни роль матери зачастую искусственно обесценивается, чего нельзя допустить. Глупо отрицать, что подарить жизнь является одной из главных целей в жизни женщины. Если рассматривать детей, как одну из возможностей быть вечными в своих делах, которые продолжат твои потомки, то через женщину Бог дает возможность нам обрести бессмертие, как бы пафосно это не звучало.
Мужчина же является хранителем веры. Ему открываются все секреты Божественной веры напрямую, через разум. А там, где вера соприкасается с разумом, появляется анализ, а следовательно, и сомнения. Жена в свою очередь должна помочь мужу избавиться от сомнений и поддержать его в великих делах, которые вполне могут быть связанны с потерями, невзгодами и трудностями. Но не стоит верить только в силу интуиции женщины и совершенно забывать в силу разума мужчины, защищающего не только свою семью, веру, но иногда и свой народ.
Поэтому весь семейный быт строится на взаимном уважении, вере в силы друг друга, умении поддержать друг друга в трудные минуты, помочь нужным советом.

§2. Ревекка: обман во благо.

В этом параграфе речь пойдет о тех жертвах, которые приходится делать матери во имя Бога. Впервые женщине открылась воля Божья. И женщина- исполнительница Божьей воли должна жертвовать своим материнским инстинктом.
Ревекка стала первой женщиной, свободной от неоспоримой власти отца. Ей была впервые дана возможность выбора между собственной воле и замужеством по воле отца, между замужеством и девичеством. Ревекка стала женой, выбранной Богом Исааку за ее доброту и живой ум. При родах, вновь долгожданных, ибо Бог проверял Ревекку бесплодием, как проверял раннее Сару, у Ревекки появилась двойня. Еще до появления близнецов Бог открыл свою волю Ревекке. Господь сказал ей: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему». Как жена, всецело доверяющая мужу, Ревекка наверняка не раз говорила мужу о словах Божьих. Ревекка, бесспорно, любила израилев народ, а потому желала права минората, ибо в противном случае народ израилев должен был стать подчиненным. Ведь если бы отец благословил старшего сына, то тот бы стал еврейским патриархом будучи недостойным быть им, ибо не было в нем ни веры, ни послушания.
Исаак сопротивлялся, не желая нарушать традиции, и боясь последующей вражды между братьями, а значит и разделения своего народа. Мужчина не может, как бы он ни пытался, уступить своему разуму и предаться всецело воли божьей. Ревекка была вынуждена пойти на обман мужа, дабы достичь своей цели. С невероятной ловкостью, обманув супруга, Ревекка добилась передачи власти своему младшему сыну. Зная о неизбежной вражде между сыновьями, Ревекка отправляет Иакова к своим родным, чтобы тот смог спастись от мести Исава. Впервые именно мать, а не отец дает последнее напутствие своему ребенку, которому предстоит стать предводителем народа израилева.
Бог испытывает волю Ревекки и Исаака, как испытывал Авраама и Сару. Аврааму и Саре тоже пришлось долго ждать своего первенца. Затем Бог предлагает сделать выбор между Ним и долгожданным ребенком. Авраам и Сара прошли испытание, не усомнившись в правоте Бога. Но Исаак не прошел испытание. Разум и любовь к старшему сыну, который не обладал истинной верой, победили в нем и саму веру. Однако Ревекка не отступила. Идя против материнского инстинкта, Ревекка с болью жертвует любовью к старшему сыну и идет на предательство мужа ради истинной любви к избранному народу израилеву и к Богу.
История Ревеки показывает, что не только мужчины, как хранители веры, подвергаются испытанию, но и женщины так же идут на жертвы ради Бога. Женщина стала исполнительницей Божьей воли, а вместе с этой ролью на ее пути появились трудности, препятствия. Ревекка, как сильная женщина, оказалась предпочтительнее для Бога. Иногда следует подчиниться всецело интуиции, а не следовать своему разуму. С этой стороны женщинам проще, ведь интуиция их врожденное качество, в то время как мужчинам приходится бороться с логикой, несовместимой с верой в необъяснимое. Боязнь последствий, прогнозирование, играют дурную шутку с мужчинами. Именно поэтому Бог дарит им женщин, которые помогают им найти верный путь, и не позволяют принять им неверное решение. К сожалению, женщинам приходится идти вразрез с земными законами и моралью, обманывать в настоящем, дабы воля Божья восторжествовала. Но эти жертвы вознаграждаются. Их дети становятся отцами народов, а для матери благополучие своего ребенка является величайшей радостью.

§3. Спасительница Моисея.

В третьем параграфе я рассматриваю историю о дочери фараона, которая скрывала Моисея, зная о его принадлежности к племени сынов израилевых. Это грозило ей страшным наказанием, но она пошла на  ослушание отца и нарушила законы своей страны. Ничто не остановило женщину перед исполнением материнского предназначения.
В то время в Египте шло гонение на евреев. Мать Моисея была вынуждена во имя спасения своего сына хитростью передать его другой женщине — той, которая сможет воспитать его в безопасности. Это была бездетная дочь фараона. Не будучи одной веры с израильтянами, она все же укрыла младенца. Зная о происхождении ребенка, девушка воспитала Моисея в вере в единого Бога, иначе бы он бы не был избран Богом в качестве вождя и законодателя Израиля. Идя против отца и законов своей страны, дочь фараона спасла младенца, которого восприняла как божественный дар, посланный ей Священным Нилом.
Не стоит забывать, что в то время непослушание и несоблюдение законов вело к страшным последствиям. Поэтому смелостью было спасти еврейского младенца в тяжелые для евреев времена. Вряд ли бы девушка избежала кары, если бы это открылось, ведь уступка в правилах одному привела бы к волнениям в обществе, а волнений старается избежать любой правитель. Если бы на месте девушки оказался бы мужчина – египтянин, то, несмотря на жалость к младенцу, тот не стал бы жертвовать собой ради неизвестного новорожденного другого племени и другой веры. Женщина же, прежде всего, мать и видит в детях только  детей. Она не делает различие между ними по вере и происхождению: для нее важна их жизнь и счастье. Именно поэтому Бог выбрал девушку, как спасительницу Моисея. Женщина проявила толерантность, уважение к вере младенца и воспитала его в любви к Богу израильтян, а не в язычестве.
Эта история вновь показывает, что женщина обладает, прежде всего, материнским инстинктом, отличающим ее от мужчин и помогающим осуществлять волю Божью. Принятые земные правила и законы не могут помешать ей в осуществлении законов божественных, единых для всех народов. Женщину невозможно запугать смертью, если на карте стоит человеческая жизнь — жизнь ребенка. И более того. Женщина более терпима в отношении к другой вере, она способна воспринимать две точки зрения, понимать и ценить чужое мнение, а это одно из важнейших умений человека!

§4. Девора: судья израилева.

Женщина уже напрямую, наравне с мужчинами, управляет обществом; ей открылась мудрость Божья. Теперь она тоже способна стать хранительницей веры. Ее советам следуют, ее мнением интересуются уже не на бытовом уровне, а почти на политическом.
Девора была первой женщиной – судьей, чрезвычайная ответственность, связанная с управлением народом, влекла за собой общее уважение. Мужчины слушали ее советы и относились к ней, как к дальновидному политику. Ее вера была незыблема, ей была доступна мысль Божья. Помимо успехов в общественной политике, она была и хорошим военным стратегом, без нее мужчины не решались делать серьезных военных шагов. В подтверждение этих слов, приведу случай из «Книги судей», главы 4, стихи 6-9:
«6 [Девора] послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, и сказала ему: повелевает [тебе] Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых;
7 а Я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы его и многолюдное [войско] его, и предам его в руки твои.
8 Варак сказал ей: если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду; [ибо я не знаю дня, в который пошлет Господь Ангела со мною].
9 Она сказала [ему]: пойти пойду с тобою; только [знай, что] не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару. И встала Девора и пошла с Вараком в Кедес».
Впервые женщина пользуется своей красотой и доверием к себе мужчин с политической целью. Я говорю о случае с Иаилью, женой Хеверова. Иаиль убила спящего Сисару, спрятавшегося у нее в шатре. И этим заслужила для своего народа прощение Божье. Может показаться бесчестным убийство спящего, но не будем забывать, что война есть война. Во время битвы мораль весьма двойственна. Слабой женщине простят такую «заслугу»: убийство спящего, безоружного человека. Но ведь не убей Иаиль Сисару, сколько крови бы еще пролилось и с той, и с другой стороны?
Считать ли это убийство нарушением Божьей заповеди? Бог дает свой ответ, Он прощает Иаиль. Ибо враги Божьи должны погибнуть.
Но не будем забывать и о нашей главной героини. В конце битвы Девора произносит пламенную речь, которую до нее никто не произносил. Поддерживая свой народ, укрепляя в нем веру в свои силы, уверенность в победе над врагами с помощью воли Божьей, Девора делает важный шаг именно в политике. Ведь любой истинный правитель должен поддерживать боевой дух своего народа, не давать ему отчаиваться. Девора уверяет свой народ в том, что враги Божьи являются врагами израилевы и наоборот, а потому Бог на их стороне. Это яркий пример политической агитации, построенной на глубокой знании психологии.
Отмечу, что в этой главе вновь нашлось подтверждение тому, что соблюдение морали не всегда позволяет осуществить волю Божью. Наиболее решительными в политической борьбе оказывались женщины, они же были наиболее коварными и в боевых действиях. Используя свои чары, они обезоруживали врагов своего народа и веры. Девора яркий пример женщины - политика.
К сожалению, в современном обществе пропала вера в способности женщины управлять народом. Но разве пример Деворы не опровергает это? Зачастую женщины - политики имеют больший «набор оружия», позволяющий им одержать победу над конкурентами. В список главных орудий входит природное обаяние, умение видеть ситуацию интуитивно глубже, чем мужчины. Иногда решение проблемы кажется недопустимым с точки зрения морали, но оно не более грубо и жестоко, чем войны, убийства, уничтожения целых народов. Если сравнивать жестокие интриги и закулисные игры политиков- мужчин в мирное время с убийством спящего предводителя врагов, то они встанут на одну ступень. Не стоит винить женщин в излишнем коварстве и нечестной борьбе, ведь иногда следует сделать решительный шаг врозь с общепринятыми нормами морали, чтобы спасти сотни жизней своего народа.

§5. Далида: злой рок Самсона.

К сожалению, в Библии описано и невероятное коварство женщин. Это стоит рассмотреть, чтобы показать насколько сильно влияние женщины на мужчину и как легко им управлять при желании.
Если рассматривать женщин исключительно с положительной стороны, то возможны упреки в субъективной подборке фактов искажении истины. Поэтому в завершении своей работы я бы хотела рассмотреть случай, когда доверие к “беспринципной женщине” погубило великого Самсона.
Самсон, уже испытав предательство от первой жены, влюбился в женщину невероятной красоты - Далиду. Далида же предпочитала деньги любви Самсона. Филистимляне подкупили ее, сердце женщины не устояло пред серебром и златом. Трижды пыталась выведать у супруга Далида секрет его силы, трижды сердце Самсона выстояла перед соблазном открыться жене. Но Далида нашла самое слабое место в душе мужа — она усомнилась в его любви: «Как же ты говоришь: "люблю тебя", а сердце твое не со мною? Вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чем великая сила твоя». Дрогнуло сердце судьи израилева и открылся он жене своей. И продала Далида жизнь своего супруга за пригоршню серебряников.
Самсон не ведал безусловной любви, а потому демонстрирует ущербность своих чувств. Далида выступает в качестве искусительницы Самсона, дает урок смертельных последствий корыстной любви, девиз которой: «Если любишь — докажи!» А это уже не любовь, а торговля.
Многих великих мужчин погубили женщины. Любовь ослепляет мужчин, иногда они теряют рассудок и забывают веру. Не стоит забывать, что безгрешных людей не бывает, а женское сердце бывает так изменчиво и подвластно соблазнам. Если вы не проверили свои отношения «огнем и водой», то не стоит выдавать свои секреты и секреты своего народа той, в чьей верности вы не уверенны.
Женщины всегда были «существами» эмоциональными, интуитивными. Тонкие психологи от природы, они всегда чувствуют человека, понимают на уровне подсознания все его мысли, эмоции, желания; ощущают его уязвимые места. Женщинам легко манипулировать чувствами, ибо эта сфера подвластна им так же, как мужчинам сфера разума. Здесь женщины короли и властители, знают все потайные ходы.
Женщины великие скрипачи, играющие на струнах души. Влюбленный мужчина ступает на неизведанную им стезю ощущений и чувств, плутает и не может найти верную дорогу. А потому зачастую некоторые женщины используют любовь мужчины в своих корыстных целях. Да, это коварно, но иногда коварство — это красивое искусство манипуляции, которое подвластно только великолепным мастерам. Многие женщины владеют им в совершенстве с рождения, просто никогда не используют это умение против дорогих себе людей. Можно ужасаться коварством Далиды, но невозможно не восхищаться изящностью, с которой она достигает своих целей.

Заключение.

Еще в начале своей работы я ставила своей целью вернуть уважение к женщине, заставить людей поверит в ее силы и разум, организаторские и пророческие способности. Процесс восстановление доброго имени женщины долог и кропотлив. С моей стороны было бы наивно предполагать, что моя работа изменит отношение к женщины мгновенно и незамедлительно, перевернет устоявшиеся взгляды, изменит сознания мужчин. Отнюдь, я знаю, что пройдут года, прежде чем позиция женщины укрепиться в мире окончательно, бесповоротно и бесспорно.
Я лишь надеюсь, что моя работа заставила многих задуматься о своем отношении к женщине. Мир строится веками, но чтобы поменять что-то в сознании других людей, стран, мы прежде всего должны изменить себя. И не стоит откладывать это на завтра.
Начните сейчас, сегодня. Пусть отношение к женщине измениться пока лишь в отношении к вашим родным, близким представительницам слабого пола. Главное, чтобы каждый из мужчин уважал и ценил женщин, верил в них. Как ценим, уважаем и верим в мужчин мы, женщины!