Потерянный Эдем, или Адам, где ты?

Андрей Кобижаев
       Воскресная проповедь от 14 мая 2009 года в церкви "Свет Утренней Звезды"
       г. Саяногорска Республики Хакасия


Последнее время Бог готовит церковь Свою, чтобы она была святой, непорочной и достигла зрелости.

Когда Бог нам дает хорошую жизнь, когда Он дает нам все потребное для жизни и благочестия, однажды приходит время, когда мы можем все это потерять. Почему так?

Бог создал Небо и Землю, создал все необходимое для человека, всю Галактику нашу создал для земли, а Землю саму — для человека. Все растения, животые, моря, реки, и такую красоту, которая просто не перестает удивлять. Когда смотришь на маленького котенка, на одного или другого: они разные. Все, что мы видим в природе, отличается уникальностью.

Бог, как мудрый Творец, все это создал для человека. Он насадил для него Эдемский сад. И человеку сказал: "Возделывай его и храни". Бог дал человеку  конкретную работу. Когда мы приходим к Богу, Он дает нам конкретную работу. Безработицы, или лени, или "лежать на боку" у Бога нет. Потому что, если бы так было, ... Многие люди превратно понимают, что если они в Боге, если они придут в Царствие Божие, то они просто там отдохнут от всех своих дел и будут на боку лежать и щелкать телевизор. В Царстве Божием телевизора не будет. Там все реально. Там не будет шоу.

Смотрите! Бог дает Адаму все необходимое для того, чтобы он возделывал сад и его что делал, еще? Правильно: хранил. Значит, было то, от чего надо было сад хранить. А что же, или, вернее, кто же это такой был? Бог знал, что есть змей. Бог знал, что он может прийти и искушать. Но Бог это допускает. Он сказал Адаму: "Ты бодрствуй!" Смотрите, интересный момент, мне нравится это место Писания, это Бытие, глава 2, стих 18:

"Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему"

Все было хорошо, Бог дал Адаму Еву. Из ребра. Все было прекрасно. Он сказал: "Не хорошо быть человеку одному. Вот тебе помощница, соответственно тебе". Значит, она тоже помогала ему что-то делать. Но наверное, Ева все-таки где-то до конца хорошо не работала. Потому что, раз ухо у нее было открыто для змея, ее внимание и интерес не были целиком сосредоточены на том, чтобы трудиться вместе с Адамом.

Обычно, я заметил, когда человек плодотворен и плодоносен, ему некогда смотреть в сторону и некогда слушать что попало. Когда вы работаете, когда вы заняты, когда работа кипит, некогда просто стоять и разговаривать. Писание говорит, что молодые вдовы должны вступать в брак, чтобы они что? — не занимались пустословием. То есть вот этим бездельем. Я думаю, у Евы эта особенность была. Если бы она чем-то занималась и была в самом деле соответствующей помощницей во всем, то она бы ухо для змея не открыла. А змей только пришел, и ухо — вот оно.

Дьявол находит уши людей, которые бездельничают. Если мы бездействуем, обязательно в нашу жизнь приходят проблемы. Я это много раз замечал в своей  жизни. Когда же я начинаю заниматься какой-то деятельностью, мне некогда слушать что попало и смотреть в разные стороны или думать о чем-то другом. Как только я расслабляюсь, начинаются проблемы. Мы совершенно не хотим потерять Эдем. Почему же мы его иногда теряем? Рассмотрим дальше.

Вот, приходит этот змей и искушает Еву: "Вкуси от плода. Будете умные такие. И вообще, подлинно ли сказал Бог?..." Женщины всегда так: муж что-то сказал или еще кто-то сказал, "Ага! а может, он не прав, все-таки?" И не только женщины. Мужчины тоже. Потому что оба начала, мужское и женское, в каждом человеке присутствуют в той или иной пропорции.

Зачем же Бог насадил это дерево познания добра и зла? Господи, ну зачем эти искушения вокруг нас находятся везде? Почему это так происходит?

Обязательно должна быть альтернатива. Никогда подлинной любви не будет и добрых отношений, если нет права выбора. Никогда! Истинная свобода может только тогда быть, когда есть право выбора. Читаем дальше:

"И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел" (Бытие 3:4 — 6)

Адам нарушил правила. Вслед за женой нельзя никогда идти. Я не говорю это сейчас о женщинах или мужчинах. Жена — это прообраз нашей души, а муж — прообраз духа. Смотрите, кто подвергся соблазну? Не Адам ведь, а жена. Наша душа, она всегда что-то видит красивое, загорается желанием и начинает требовать, чтобы это попробовать. Многие помазанники Божии потеряли Эдем в своей жизни. Когда мы поступаем согласно желаниям своей души, это часто приводит к тому, что из Эдема нас изгоняют, как Адама с Евой.

Наш дух постоянно подвергается этим уговорам души. "На, Адам, тоже ешь!" Например, надо работу сделать, а за окном дождь пошел. "Ну, ладно, Андрей, ты  сегодня отдохни!" И мы себя успокаиваем: "Ладно, завтра это сделаю". Как мы только отдыхаем, когда надо что-то делать, обязательно этот день, он будет бесплодный и напрасно потерянный. И потом, в конце дня, ты пустой, как барабан. Звук только есть — бум-бум, а внутри ничего нет. Нет наполненности. Пустота! Пчелка ничего не принесла. Ничего не делал.

И вот, наше душевное состояние, точно такое же. Когда мы куда-то смотрим, где-то мы кому-то позавидовали, что-то мы еще желаем, больше и больше. И чувствуем, что это нас отвлекает от самого главного. А что же было главное?

"И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты?" (Бытие 3:7 — 9)

Оказывается, Бог дал Адаму определенный удел — Эдемский сад — и сказал, что в этом саду надо делать то-то и то-то, возделывать". Знаете, для чего возделывать? Бог туда приходил и что там делал? — Да Он с Адамом общался. Мы желаем, чтобы в нашу жизнь приходил Господь и чтобы Он общался с нами. Чтобы у нас было общение. Но зачастую мы ничего не делаем, чтобы Он мог к нам прийти.

Он куда попало не будет приходить. Он приходит в прохладу дня. Скажите, нам кому-нибудь хочется поехать отдыхать в пустыню? Кто-то желает в пустыне отдыхать? В Кара-Кумы или в Сахару приехать, палатку там поставить и сидеть: нормальное это желание? Конечно, никто этого не захочет! Мы если идем отдыхать или общаться, мы идем в хорошее место, где течет река, где есть вот эта прохлада дня, где мы можем ходить и среди деревьев, которые много озона дают, беседовать. В прошлом знатные люди любили разбивать парки, высаживать рощи, чтобы, одев белые костюмы, цилиндры, а женщины — красивые платья, красивые шляпки, приходить в эти аллеи и целыми днями там расхаживать и в прохладе дня общаться.

И вот Бог по обыкновению пришел в эту прохладу дня. А у Адама что-то произошло. У него прежде было очень интимное общение с Богом. Но так как они нарушили границу, которую Бог определил, в их внутренности что-то произошло, и они не захотели уже общаться с Богом. Что-то им стало не по себе. Знаете, часто мы не желаем идти на собрание не потому, что у нас какая-то проблема, а именно, наше состояние как у того Адама. Что-то мы сделали, какой-то грех. Если человек находится в нормальном состоянии, у него будет единое желание иметь общение с Богом всегда. Чем больше, тем лучше. Это правильное состояние.

Мы можем быть религиозными людьми. По традиции прийти в церковь, два-три раза в год, может быть на праздники или даже через воскресенье. Некоторые бывают "воскресными верующими". А Бог желает другого. Он желает, чтобы во всякое время, когда Он хочет к нам прийти в прохладу дня, мы были всегда готовы к общению с Ним. Но часто случается вот что: "Адам, где ты?"

"И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты?"(Бытие 3:9)

Никогда Бог не будет ходить в прохладе дня в нашем саду, если мы его не будем возделывать и хранить. Когда мы нарушаем отношения с Богом, когда мы совершаем грех, грех выталкивает — не Бог нас выталкивает — грех нас выталкивает, и мы сами начинаем отдаляться. Мы иногда можем тысячи причин найти: тот виноват, этот. Но мы сами остывшие, и сами начинаем отдаляться от Бога. Соответственно, начинаем прятаться, сначала, за деревьями. Наше состояние, наше общение с Богом становится никаким. И Он спрашивает: "Адам, ты где?"

Разве Бог не знал состояние Адама, или что он сделал? Все Он знал. Но Он хотел, чтобы Адам своими устами исповедал подлинное свое состояние.

"Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?"(Бытие 3:10 — 11)

Адам сразу начал говорить: "Это жена". Истинное покаяние никогда ни на кого спирать не будет. Когда молодые люди что-то вместе натворят (и не молодые  тоже), и идет уже суд, тогда один на другого начинает перекладывать вину: "Это он меня уговорил, он меня заставил". "А ты сам о чем думал?" спрашивает судья. "Ну вот, я поддался". Конечно, суд учитывает, кто там главарь банды, но все равно, срок дают всем. У тебя есть голова, собственное мышление, у тебя есть свобода и ты можешь сказать да или нет.

В результате Бог выдворяет Адама и Еву из Эдема. Ему было в этот момент тяжело. Ведь Он создал этот Эдем и дал его в удел Адаму с Евой для одной цели — чтобы приходить туда и наслаждаться общением среди благоухания цветущих и плодоносящих деревьев. Кто-то в Средней Азии бывал? Когда там сады цветут, какой сладкий там воскуряется фимиам ароматов! Хочется в это место прийти. Но теперь эта цель осталась недостигнутой.

Бог приходит к нам только тогда, когда мы начинаем благоухать. Когда ароматы святости в нашей жизни начинают подниматься. Если этого нет, есть нарушение и грех, то мы начинаем уходить. Бог, Он все равно верен. Он приходит. Но нас там нет. И тогда Он говорит: "Адам, где ты?"

Бог приходит на молитвенное собрание и хочет помазать кого-то, благословить и ответить на молитву. А нас нет. Бог приходит на воскресное богослужение, в час, в который мы назначили молитву, а нас нет. Кто виноват, скажите, Бог? Нет. Бог, Он всегда верен. Наша натура человеческая, вот она неверна. Она сегодня желает Богу служить, завтра уже "что-то настроения у меня нет", послезавтра я еще что-то увидел, у меня уже желание загорелось в каком-то другом направлении. Но я хочу сказать, что те люди, которые достигли высочайших результатов в Господе, просто даже в обычных делах, это те люди, которые копали, углублялись и строили. То есть, они были постоянными.

Постоянство это очень важный критерий. Если вы хотите вырастить хороший сад, вы должны быть постоянными. Надо поливать, надо ухаживать, надо прививать, надо обкладывать навозом и, если что-то не так, надо опять и опять делать то же самое. Если не так, то ничего не получится. Плодов не будет.

Есть несколько категорий людей. Есть люди эмоционального склада, — я тоже к этой категории отношусь, но Бог работает, чтобы вторая сторона тоже была пропорционально развита. Люди такого типа, они видят что-то, у них возникает сильная мотивация, они быстро загораются, они могут начать и что-то делать. Но дозавершить им уже неинтересно. С одной стороны это хорошо, что есть этот порыв, какая-то новация, но очень важно в любом деле завершить начатое. Потому что если мы на 99% подготовили свой автомобиль, а один процент остался не доделанным, то техосмотр мы не пройдем, и ездить на нем нам разрешения не дадут. Все должно быть сделанно до конца. Мы должны доделывать то, что мы начали.

Да, есть незрелые вещи в нашей жизни, но я должен двигаться в этом и достигнуть зрелости. В нашей жизни, если Бог дал определенный дар, Он дает все необходимое для того, чтобы этот дар возрос и принес плод. Адаму Бог дал задание возделывать и хранить сад. Скажите, была у Адама соответствующая способность для этого? Дал Бог ему мудрости или не дал? Да у него был совершенный разум и физические данные. Первые люди были созданы без единой печати проклятия. Они были совершенны, и их природа не была так искажена, как у современных людей. Адам обладал всей полнотой человеческих способностей. Бог никогда не дает человеку какой-то удел, если этот человек к этому не подготовлен. Я могу это доказать.

В Ветхом Завете: Бог не открыл уделы Израильскому народу, пока этот народ не был подготовлен. Хотя бы вожди. Как только вожди были подготовлены, Он открыл для двенадцати колен израилевых свои уделы. Когда в нашей жизни проявляется какой-то дар, мы говорим: "Господи, ну почему этот дар у нас не развивается?" Писание говорит: дар ты должен возгревать. И в удел ты должен войти. Удел просто так не приходит. Взял лопату, начал копать, и сразу, как в мультике, весь огород вскопан. Это по щучьему велению только бывает, в русской сказке. На самом деле — берешь лопату и копаешь постепенно.

Адам возделывал сад, хранил его, но пришел момент, и он отошел.

Мы рассмотрим некоторые примеры из Писания.

Исав был первородным, и Бог определил для него благословение первенства. Но Исав им пренебрег. А за что он продал свое первородство? За похлебку. Ради ощущений плоти. Хорошо живем! А у того есть, а у меня такого шика нет. А мне бы вот это, а мне бы вот то. А мне бы вкусно поесть. И ради угождения плоти мы продаем свое первородство.

Первородство это великая вещь! Это помазание, данное Богом. Если бы Исав не продал свое первородство, его благословение простиралось бы дальше: через него, а не через Иакова, продолжилась бы линия наследников Авраама. А он продал первородство из-за вожделений своей плоти. Вкус земной жизни нас очень сильно влечет. Современная жизнь очень ярко блестит. В последнее время дьявол выходит в сильной ярости и дает все более искусные соблазны. И он желает обольстить кого? Избранных. Умножение беззакония сейчас достигло немыслимых размеров. И дьявол такие блесны делает! Если кто-то рыбак, тот знает, что раньше рыба шла едва ли не на голый крючок. А сейчас даже рыба умная стала. И блесны становятся все более изощренными. Исав клюнул и продал свое первородство за похлебку. Через это в его жизнь пришло поражение. Современные люди сплошь поражены жаждой обогащения. Результат будет тот же самый.

Еще один интересный пример. Это Самсон. Это был избранный человек. Это был помазанный человек. Знаете, я хочу сказать, что помазание есть на каждом рожденном свыше верующем. Каждому из нас Бог дает свой удел. И у Самсона был удел — он был судьей израильским. Но в его жизни, вновь мы видим, сработала плоть. Увидел красивую женщину и устоять не смог. Бог говорил ему не брать жену из другого племени. Он поступил по своему. Один раз обжегся, через некоторое время снова сделал то же самое. И Самсон попал!

Он не просто сделал грех, он начал жить в нем. Он настолько сжился с плотью, с этой Далидой, что полностью открылся ей. И пришли филистимляне, и отрезали ему волосы, в которых была вся его сила, и выкололи ему глаза, а самого посадили в темницу. Слепой человек ничего не видит. Многие люди сегодня живут сладкой жизнью, все у них вроде бы хорошо, но Бог говорит: "Ты слеп, жалок и нищ. Купи у Меня глазную мазь и помажь свои глаза".

Иона. Это был пророк. Бог дал ему определенное посланничество: идти в Ниневию и сказать то-то и то-то. А Иона что сделал? В Ниневию он почему-то не хотел идти. "А как воспримут? А вдруг меня убьют? И вообще, это тяжело". Он взял и пошел в другую сторону. Знаете, что происходило? Каждый раз, когда Иона отходил еще на одну милю от той цели, которую определил для него Бог, чаша потихоньку наполнялась. И Бог наметил, предположим, триста миль: как ты только отплывешь на триста миль, что-то с тобой произойдет. Чаша наполняется, и приходит момент, когда в нашей жизни появляется этот кит с большим ртом, который тебя давно ждет, и меня тоже. Поэтому я в своей жизни принял решение: двигаться в том направлении, которое определил Господь. Я могу что-то делать еще, но у меня должен быть главный вектор.

Когда Иона попадает в чрево кита, начинается вопль. Если кто-то скотину колол, тот знает. Если случится, что нож пропарывает кишки, оттуда выходит такой смрадный запах! Представляете, находиться в этом состоянии в желудке кита! Иона начал вопиять: "Ой-ой-ой-ой-ой!!! Господи, услышь меня! Мне плохо здесь находиться. Почему я сюда попал?" Да просто чаша милей наполнилась. Почему ты пошел в другую сторону? Почему вектор ты изменил? Ты изменил тому, что тебе говорил Господь. А ты где, Иона? Ты куда делся-то вообще? Я послал ангелов, которые охраняют твой путь. Они там стоят и тебя ждут на дороге в Ниневию. Бог его выводит из этого состояния, и после чрева кита Иона согласен на все.

Соломон, помазанный человек, которому Бог доверил построить храм. Бог дал ему и мудрость, и ресурсы, и царское помазание, но велел не делать трех вещей: коней из Египта не покупать, деньги не обесценивать, и женщин из других племен в жены не брать. Но Соломон всеми этими тремя моментами пренебрег. И в конце жизни его состояние было никакое. Соломон кончил очень плохо. Но так как Бог обещал Давиду, что в жизни его сына будет все хорошо, разрушение царства началось уже после ухода Соломона. С Соломоном Бог не стал даже разговаривать. Бог начал спрашивать по полной программе с его наследников.

Иуда. Он был в уделе двенадцати учеников Иисуса Христа. Но его приверженность похоти плоти сформировала его как вора. И Бог видел это, но ничего не делал. Почему? Бог наблюдал. Давал время Иуде покаяться. Покайся, перестань грешить. Потому что Эдем может закрыться для тебя навсегда. Пока мы живем в теле, мы можем туда вернуться посредством Крови Иисуса Христа. Как только умер — все! Многие люди, даже молодые, сегодня мрут, разбиваются, и потом все кричат: "Ну как же так? Где же Бог?" А вы жили в направлении Божием, в векторе Божием? Нет. И в результате Иуда погиб. Тот удел, который был ему предназначен, он не унаследовал.

Я хочу привести пример Апостола Павла. Хотя он не был со Христом лично, но Бог к нему явился, потому что Он видел, что этот человек, если во что-то уверовал, будет идти, не сворачивая и не взирая ни на какие преграды, до конца. И я молюсь, чтобы этот дух, это помазание были на каждом из нас.

Что же Господь сегодня желает нам сказать? Он желает спросить нас: "Адам, ты где?" Может быть, ты вектор поменял, может быть ты находишься в состоянии Ионы, или ты уже начинаешь первородство свое кому-то отдавать? Если мы пренебрегаем своим уделом, Бог найдет других, кому передать помазание и первородство. Из пустыни приведет пастушка. У Бога есть люди. Но мы можем потерять то, что Он нам дал. Держитесь за первородство! Держитесь за свой удел, который есть ваш Эдем! Возделывайте свой сад и храните его! Двигайтесь в правильном направлении, в Божием векторе!

Всех вам благословений!