Подаренное евангелие Шедрость

Ельдегиз
-Теймур, ты знаешь что, тетя Маня и дядя Исаак скоро уезжают?
Жена укладывала спать детей и я, как обычно после работы, пил чай, смотря, что «нового» сообщают наши местные каналы. Естественно, ничего нового, я просто убивал время и пытался отдохнуть.
-Камуся, они же не хотели уехать, решились наконец то?
-Да, дети их зовут в Израиль. Говорят, «хватить жить одним; мы здесь переживаем за вас очень сильно.» Вот и хотят забрать их к себе.
Тетя Маня и дядя Исаак долго не решались уехать из Баку, и когда речь заходила об отъезде, тетя  Маня все время грустно повторяла:
-Как же мы уедем, ведь Славик- то наш, здесь похоронен. Как его одного мы оставим здесь? Лучше чем Баку, что-ли, найдем город: и кому мы там нужны там? У них своих стариков хватает... Вот скоро и мы отойдем к праотцам своим...
Тетя Маня тихо вытерала концом платка свои слезы, вспоминая старшего сына Славика. Славик умер рано; ему не было и 38 лет. Я помню, он любил европейскую еврейку с соседнего двора. Они встречались долгое время, и естественно, хотели пожениться. Но тетя Маня никак не хотела, чтобы, Славик женился на ней. И в конце-концов, она женила его на своей близкой родственнице: горной еврейке. А все кончилось тем, что она не поладила даже с ней. И я догадывался, что причиной ссор в семье, была любовь Славика. Вынужденный, по воле матери, жениться на ее родственнице, он продолжал в сердце оставаться верным, совсем другой. И однажды, после очередной ссоры дома, его сердце не выдержало и он умер от инфарта.
Это была последняя еврейская семья нашего двора. Все уехали из Баку. В то время наша улица была многонациональной. Но сейчас все изменилось. Многие уехали. Не только другие национальности, но и азербайджанцы-бакинцы тоже; а взамен понаехали со всех концов страны новые жильцы. Город меняется на глазах каждый день. Даже внешний вид. Новые улицы, дороги, мосты, здания, нравы и образ жизни... Даже убрали старый трамвай. Я помню как в детстве мы катались в нем целый день по старым улицам Баку. А ведь в Баку всегда был трамвай, начиная с конька. Время берет свое... а мы не хотим привыкнуть и забыть старый Баку.
-Дядя Исаак попросил, чтобы ты зашел к ним. Там у них много книг осталось: он сказал, что может ты захочешь купить некоторые из них, и поможешь продать остальные?
Я никогда не продавал книги, а только покупал и менял: старые на новые. Книги с самого раннего детства были моей слабостью. Сколько себя помню, я брал их из разных библиотек, читал и перечитывал. Однажды библиотекарша, увидев, как я очередной раз явился за новыми книгами, сказала:
-Сынок, ты прочитал все книги в нашей библиотеке. пока подожди, как только мы получилим новые, придешь и я тебе выпишу.
И после этого я всегда старался собирать деньги, но не на мороженное, не на гулянки с ребятами, а для покупки разных книг. На разных языках. Интерес к книгам, можно сказать, было единственным занятием, которое с годами не только ослабло, но и наоборот, усиливалось.
И теперь услышав от Камы, что  дядя Исаак продает книги, я немедленно спустился вниз и зашел к ним. Книги принадлежали, конечно-же, Славику. Я знал, что он тоже был заядлым книгоманом и имел хорошую домашнюю библиотеку. Дядя Исаак вытащил из кармана  завернутую вчетверо бумагу  и протянул мне. Это был список книг:
-Вот сынок, посмотри, какие из них тебе понравятся, забери. И можеть быть, найдешь кого-то, кто захочет купить остальные?
Я, конечно-же, забирать не собирался. Как настояший еврей, даже уходя, дядя Исаак не хотел их оставить просто так. Я посмотрел на список  и выбрал себе несколько книг.
-Дядя Исаак, а за сколько их продаешь?
Он посмотрел на меня, дядя Исаак был грузным мужчиной, и я еще с детства помнил, что у него болела одна нога, и по этой причине он даже хромал.
-Ну... для тебя дешево...каждый по 2 маната. А у тебя есть знакомые, которые хотели бы купить остальные?
-Нет таковых нет, но вы дайте мне список книг, я покажу букинисту или другим продавцам книг, может они захотят купить все оптом.
Лицо дяди Исаак просияло, он посмотрел на меня с благодарностью и промолвил:
-Знаешь, у меня есть книга, я его принесу и отдам тебе.
Увидев выражение моего лица, он добавил:
-За эту книгу деньги не возьму, я подарю его тебе...отдам даром.
И тетя Маня тоже одобрительно покачала головой, но так ничего и не добавила к словам мужа. В моей памяти это был второй шедрый поступок дяди Исаака.
Много лет назад, когда выдавали замуж их старшую дочь Раю, как обычно у нас бывает, все пацаны двора толпились около свадебного кортежа. И я тоже был среди них, со своим другом Таиром. Ну, а те кто были чуть постарше нас, как шлагбаумом закрывали веревкой дорогу.  Не пропускали автомашину с женихом и невестой, требуя выкуп: деньги. Дядя Исаак и Славик стояли также рядом, провожая свадебный кортеж, и я услышал слова одного из соседей, дядю Гулама:
-Ну! Раскошелись Исаак! Симиджлик этма! (на азери)
 Или останешься таким-же скупердяем, как и был.
Интерес дяди Гулама можно было понять, его сын Иса был организатором «группы захвата», которые закрыли дорогу и не пропускали машины. Естественно, львиная доля «выкупа» досталась бы ему. Вдруг произошло нечто, что навсегда осталось в моей детской памяти. Дядя Исаак, демонстративно глядя на соседей, вытащил из своего кармана червонец (10 рублей), и гордым видом, протянул этот выкуп «бандитам». Сын дяди Гулама Иса, вмгновенье ока выхватил из рук дядя Исаака червонец и исчез, а вся толпа пацанов пустилась вдогонку за ним. А соседи,стоящие рядом,просто дружно ахнули! От впечатления шедрости дяди Исаака. Не шутка, отдать червонец пацанам! Но в моей памяти осталась не только шедрость старого еврея, но и знаменитые слова его сына Славика. Он, чуть-ли не крича от радости, выпалил на-азербайджанском:
-Кишисен пахан!!!! (Папа, ты мужик!).
Дядя Исаак вернулся и протянул мне старую книгу. Я взял книгу; у нее была старая, синего цвета, растрепанная обложка. Я с большим интересом открыл ее. Что же дарил мне последний еврей нашего двора? Подарок просто изумил меня до предела, сердце мое екнуло! Это оказалось – «Евангелие»,старое издание на старорусском языке.
-Спасибо, дядя Исаак!!! Ты даже не знаешь, что ты подарил мне!!! самую дорогую книгу!!!
Я открыл предпоследнюю страницу книги, и не поверил своим глазам... она была напечатана в 1914 г., еще при покойном императоре Николае II. Я наверно, был намного больше рад, чем сын дяди Исаака Славик, в момент шедрости его отца на свадьбе. На этот раз: я хотел сказать:
-Кишисен, дядя Исаак!!!
И вот, через несколько недель последняя еврейская семья покидала наш двор, они уезжали в обетованную землю: в Израиль! Я почему-то вновь почуствовал себя сиротой; ведь уезжали такие знакомые мне с детства люди. Теперь каждый раз читая старое Евангелие, я вспоминаю о шедрости дядя Исаака, и о последних евреях, покинувших наш двор.
Да, мой Баку меняется на глазах...

Баку, Июнь 2009 г.