Ч2. Схема 4 к гл. 4

Константин Федосеев
Изобразим для наглядности иудейский день в линейном виде.

Чтобы не путаться в дальнейшем, нужно ясно представлять, что иудейский счет времени – совершенно самостоятельная система, не имеющая в виду ни наш календарь, ни наш циферблат.  Точно так, как у нас  новый день начинается ночью, и  через мгновение после полуночи изменяется дата, так  и там день начинается вечером  независимо от того, что у нас до полуночи еще часов 6. В том, что Пасха иудейская начинается с вечера тоже не должно быть для нас ничего удивительного.


Вспомним наш Новый Год, когда основные «мероприятия» происходят в районе полуночи. И точно так же  как и мы, прежде чем праздновать в полночь Новый Год, накануне собираем праздничный стол (а не под звон бокалов), иудеи готовили Пасхальные блюда накануне.


2. Дни недели.

 Иудейская неделя состоит из семи дней.
Книга Бытие  в 1-ой главе приводит описание  порядка сотворения  по семи дням. В дальнейшем от 7- го дня произошла суббота. «Ибо  в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».
(Исх. 20.11)


Суббота  - день покоя.

«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай  всякие дела твои; А в день седьмый – суббота Господу Богу  твоему: не делай  в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот  твой, ни пришелец, который в жилищах твоих» (Исх.20.10).


Перед седьмым днем в текстах можно обнаружить упоминание о шестом дне.

«И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб  с неба; и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет.

А в шестый день  пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни». (Исх.16.4,5)

«В шестый же день собрали хлеба вдвое, по  два гомора на каждого; и пришли все начальники общества, и донесли Моисею.

И он сказал им: вот  что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что  надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра». (Исх. 16.22,23)


«И  увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый».
(Быт.1.31)


«Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал». (Быт.2.1,2)


Второй, третий, четвертый и пятый дни под этими же именами находим в 1-ой главе Бытия. О первом же дне недели читаем в Новом Завете: « В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано…» (Иоанн. 20.1)


Именно первым днем называют день после субботы все Евангелисты (Мат. 28.1; Мар. 16.2; Лук. 24.1). Очевидно, что он так и назывался в обиходе.


На основании вышеизложенного можно с уверенностью утверждать, что пятница, описанная в Новом Завете – это именно 5-й день недели, а не 6-й, как это может показаться.


Но как  же тогда быть с утверждениями Луки: «день тот был пятница, и наступала суббота» (Лук. 23.54.) и Марка: «День тот был пятница, и наступала суббота» (Лук.23.54.)?


Если мы полагаем, что текст дает верное свидетельство, но при этом видим, что после 5-го дня Евангелисты обозначают не 6-ой, а субботу, то есть 7-ой день, то ответить на наше недоумение может довольно необычное предположение.


ГИПОТЕЗА.

Шестой день никуда не девался, а в данном случае он выступает под видом субботы. При этом и суббота остается на своем месте.

Как такое возможно?


Читаем у Иоанна: «Тогда была пятница пред Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш», (Иоан. 19.14.)

«Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставлять тел на кресте в субботу, ибо та суббота  была день великий, просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Иоан. 19.31.)


Из всего этого мы можем заключить следующее: пятница пред Пасхою – это 5-й день; соответственно, Пасха – это 6-ой день, а суббота - 7-ой день.

Вся путаница возникает из-за того, что суббота Пасхи (то есть запрет в праздник на любую работу) пишется в текстах как «суббота», без разъяснений,  и приравнивается читателями, по незнанию тонкостей Иудейских, к субботе 7-го дня (запрет на работу в последний день недели).


Очевидно, две субботы подряд и есть причина того,  что суббота  названа «днем великим». То есть запрет на любую работу в течение двух дней подряд: праздника Пасхи, приходящейся, вслед за пятницей, на 6-ой день, и собственно субботы 7-го дня.

Это подтверждается  следующим Библейским текстом:

«…Также в девятый день седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное   собрание; смиряйте души ваши, и приносите жертву Господу.

Никакого дела не делайте в день сей; ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего.

А всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего. И если какая душа будет делать   какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее.
Никакого дела не делайте; это – постановление  вечное в роды ваши во всех жилищах ваших.
Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого дня месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу». (Лев.23.27-32)


Здесь мы видим, что любой, законом установленный покой называется субботой, а не только покой 7-го дня, так называемая Суббота Господня.

Это положение  применимо  и к Пасхе, о которой сказано так:

« И в первый день да будет у вас  священное  собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать  в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам». (Исх. 12.16)


Таким образом, вводится следующее понятие: Суббота Пасхи.

 Тексты содержат указание и на иной порядок следования дней Пасхи относительно дней недели.

«В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями…» (Лук.6.1).


Здесь Пасха приходится  на 5-й день – пятницу. Далее следует 6-й день, и затем  суббота Господня – 7-й день недели. То есть  две субботы следовали не подряд, а с разрывом  в один день.


Мы можем установить точные даты всех этих дней, зная, что Пасха, приходящаяся, как мы выяснили, в этом году на 6-ой день, празднуется 14 нисана по закону. Следовательно, пятница (5-й день) – это 13 нисана, суббота Господня  (7-й день) – 15 нисана, а Воскресение первого дня – 16 нисана.


Итак, мы обнаружили 6-ой день и самое  время ответить на вопрос: сбывается ли при этом  знамение Ионы и пророчество  Иисуса о трех днях  и трех  ночах.


Здесь уместно привести традиционный взгляд на эту тему.

«Все четыре евангелиста говорят, что Христос умер в пятницу в три часа  пополудни (по нашему счету) и воскрес до восхода солнца, когда было еще темно, в день, следовавший за субботой, то   есть в наше воскресенье. Если делить сутки на день и ночь, то придется признать, что Христос воскрес ночью, до наступления дня; следовательно, Он пробыл в гробе только два дня и две ночи. Как же  согласовать с таким выводом предсказание Господа о том, что Он «будет в сердце земли  три дня и три ночи»? (! Авт.) У евреев  «день» (по-нашему сутки) начинался с захода солнца, а когда исчисляли  продолжительность какого-либо события, часть дня считалась за целый. Таким образом, конец пятницы (время до захода солнца) считается первым днем пребывания Иисуса в гробе; от  захода солнца в пятницу  и до захода солнца в субботу прошел полный второй день; а от захода солнца в субботу начался третий день. С этим  вполне согласуются все предсказания Господа о том, что Он воскреснет «в третий день», то есть не по прошествии трех суток, а в начале третьего дня по еврейскому счету…»
 Свящ. В. Синельников (2)


Действительно, в текстах можно найти следующее высказывание Иисуса:

«Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом: ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить и убьют Его; и в третий день воскреснет». (Лук. 18.31-33)

Но это вовсе не ответ на поднятый здесь же вопрос о согласовании количества дней и ночей.

Следующая страница - http://www.proza.ru/2009/06/13/94
Оглавление - http://www.proza.ru/2009/06/10/189