Изобразим для наглядности иудейский день в линейном виде.
Чтобы не путаться в дальнейшем, нужно ясно представлять, что иудейский счет времени – совершенно самостоятельная система, не имеющая в виду ни наш календарь, ни наш циферблат. Точно так, как у нас новый день начинается ночью, и через мгновение после полуночи изменяется дата, так и там день начинается вечером независимо от того, что у нас до полуночи еще часов 6. В том, что Пасха иудейская начинается с вечера тоже не должно быть для нас ничего удивительного.
Вспомним наш Новый Год, когда основные «мероприятия» происходят в районе полуночи. И точно так же как и мы, прежде чем праздновать в полночь Новый Год, накануне собираем праздничный стол (а не под звон бокалов), иудеи готовили Пасхальные блюда накануне.
2. Дни недели.
Иудейская неделя состоит из семи дней.
Книга Бытие в 1-ой главе приводит описание порядка сотворения по семи дням. В дальнейшем от 7- го дня произошла суббота. «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».
(Исх. 20.11)
Суббота - день покоя.
«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; А в день седьмый – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих» (Исх.20.10).
Перед седьмым днем в текстах можно обнаружить упоминание о шестом дне.
«И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба; и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет.
А в шестый день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни». (Исх.16.4,5)
«В шестый же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого; и пришли все начальники общества, и донесли Моисею.
И он сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра». (Исх. 16.22,23)
«И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый».
(Быт.1.31)
«Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал». (Быт.2.1,2)
Второй, третий, четвертый и пятый дни под этими же именами находим в 1-ой главе Бытия. О первом же дне недели читаем в Новом Завете: « В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано…» (Иоанн. 20.1)
Именно первым днем называют день после субботы все Евангелисты (Мат. 28.1; Мар. 16.2; Лук. 24.1). Очевидно, что он так и назывался в обиходе.
На основании вышеизложенного можно с уверенностью утверждать, что пятница, описанная в Новом Завете – это именно 5-й день недели, а не 6-й, как это может показаться.
Но как же тогда быть с утверждениями Луки: «день тот был пятница, и наступала суббота» (Лук. 23.54.) и Марка: «День тот был пятница, и наступала суббота» (Лук.23.54.)?
Если мы полагаем, что текст дает верное свидетельство, но при этом видим, что после 5-го дня Евангелисты обозначают не 6-ой, а субботу, то есть 7-ой день, то ответить на наше недоумение может довольно необычное предположение.
ГИПОТЕЗА.
Шестой день никуда не девался, а в данном случае он выступает под видом субботы. При этом и суббота остается на своем месте.
Как такое возможно?
Читаем у Иоанна: «Тогда была пятница пред Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш», (Иоан. 19.14.)
«Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставлять тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий, просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Иоан. 19.31.)
Из всего этого мы можем заключить следующее: пятница пред Пасхою – это 5-й день; соответственно, Пасха – это 6-ой день, а суббота - 7-ой день.
Вся путаница возникает из-за того, что суббота Пасхи (то есть запрет в праздник на любую работу) пишется в текстах как «суббота», без разъяснений, и приравнивается читателями, по незнанию тонкостей Иудейских, к субботе 7-го дня (запрет на работу в последний день недели).
Очевидно, две субботы подряд и есть причина того, что суббота названа «днем великим». То есть запрет на любую работу в течение двух дней подряд: праздника Пасхи, приходящейся, вслед за пятницей, на 6-ой день, и собственно субботы 7-го дня.
Это подтверждается следующим Библейским текстом:
«…Также в девятый день седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши, и приносите жертву Господу.
Никакого дела не делайте в день сей; ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего.
А всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего. И если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее.
Никакого дела не делайте; это – постановление вечное в роды ваши во всех жилищах ваших.
Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого дня месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу». (Лев.23.27-32)
Здесь мы видим, что любой, законом установленный покой называется субботой, а не только покой 7-го дня, так называемая Суббота Господня.
Это положение применимо и к Пасхе, о которой сказано так:
« И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам». (Исх. 12.16)
Таким образом, вводится следующее понятие: Суббота Пасхи.
Тексты содержат указание и на иной порядок следования дней Пасхи относительно дней недели.
«В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями…» (Лук.6.1).
Здесь Пасха приходится на 5-й день – пятницу. Далее следует 6-й день, и затем суббота Господня – 7-й день недели. То есть две субботы следовали не подряд, а с разрывом в один день.
Мы можем установить точные даты всех этих дней, зная, что Пасха, приходящаяся, как мы выяснили, в этом году на 6-ой день, празднуется 14 нисана по закону. Следовательно, пятница (5-й день) – это 13 нисана, суббота Господня (7-й день) – 15 нисана, а Воскресение первого дня – 16 нисана.
Итак, мы обнаружили 6-ой день и самое время ответить на вопрос: сбывается ли при этом знамение Ионы и пророчество Иисуса о трех днях и трех ночах.
Здесь уместно привести традиционный взгляд на эту тему.
«Все четыре евангелиста говорят, что Христос умер в пятницу в три часа пополудни (по нашему счету) и воскрес до восхода солнца, когда было еще темно, в день, следовавший за субботой, то есть в наше воскресенье. Если делить сутки на день и ночь, то придется признать, что Христос воскрес ночью, до наступления дня; следовательно, Он пробыл в гробе только два дня и две ночи. Как же согласовать с таким выводом предсказание Господа о том, что Он «будет в сердце земли три дня и три ночи»? (! Авт.) У евреев «день» (по-нашему сутки) начинался с захода солнца, а когда исчисляли продолжительность какого-либо события, часть дня считалась за целый. Таким образом, конец пятницы (время до захода солнца) считается первым днем пребывания Иисуса в гробе; от захода солнца в пятницу и до захода солнца в субботу прошел полный второй день; а от захода солнца в субботу начался третий день. С этим вполне согласуются все предсказания Господа о том, что Он воскреснет «в третий день», то есть не по прошествии трех суток, а в начале третьего дня по еврейскому счету…»
Свящ. В. Синельников (2)
Действительно, в текстах можно найти следующее высказывание Иисуса:
«Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом: ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить и убьют Его; и в третий день воскреснет». (Лук. 18.31-33)
Но это вовсе не ответ на поднятый здесь же вопрос о согласовании количества дней и ночей.
Следующая страница - http://www.proza.ru/2009/06/13/94
Оглавление - http://www.proza.ru/2009/06/10/189