48

Русская Литература
Журнал «Сатирикон» и сатириконовцы (Тэффи и С.Черный)


 «Сатирикон» — русский еженедельный сатирический журнал. Издавался в Петербурге с 1908 по 1914. Название — в честь античного романа.
В 1913—1918 гг. выходил журнал «Новый Сатирикон», издававшийся частью авторов старой редакции. После революции журнал был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграции.
Журнал сочетал как политическую сатиру (направленную, например, против внешней политики Германии до и во время Первой мировой войны, против черносотенцев, а после октября 1917 года - против большевиков), так и безобидную юмористику.
Деятели русской культуры Серебряного века, принимавшие участие в издании журнала, обобщенно называются «сатириконовцами».
Многие ли сегодняшние читатели знают о популярном в свое время петербургском журнале "Сатирикон"? Вряд ли. Между тем это было издание веселое и едкое, саркастическое и злое; остроумный текст перемежался с язвительными карикатурами, забавный анекдот сменялся политическим шаржем. В "Сатириконе" в разное время сотрудничали такие писатели-сатирики, как Арк. Аверченко и В. Князев, Саша Черный и А.Бухов, печатались Л.Андреев, А.Толстой, В.Маяковский, с иллюстрациями выступали прославленные русские художники Б.Кустодиев, И.Билибин, А.Бенуа. За сравнительно короткий срок - с 1908 по 1918 год - русский сатирический журнал (и его поздний вариант "Новый Сатирикон") создал, по словам современника, "направление в русской литературе и незабываемую в ее истории эпоху".
          В период расцвета "Сатирикона" в Петербурге в 1911 году издатель М.Г.Корнфельд выпустил в журнальной библиотеке "Всеобщую историю, обработанную "Сатириконом". Авторами этого пародийно-сатирического произведения, воспроизводимого сегодня именно с издания 1911 года, были Тэффи, О.Дымов, Арк.Аверченко и Л.О.Д'Ор. иллюстрировали книгу художники-сатириконцы А.Радаков, А.Яковлев, А.Юнгер и Ре-Ми (Н.Ремизов).
          Коротко о создателях книги.

          Тэффи (урожденная Лохвицкая, по мужу Бучинская) Надежда Александровна. Автор книг "Дым без огня", "Неживой зверь", "Тихая заводь", "Вечерний день", "Танго смерти", "Все о любви" и др.  Юморески Тэффи высоко ценил И.Бунин, отметивший, что ее рассказы написаны "здорово, просто, с большим остроумием, наблюдательностью и чудесной насмешливостью".
           Дымов Осип Исидорович. Был автором многочисленных сценических миниатюр, скетчей, юмористических произведений и фельетонов.
         Аверченко Аркадий Тимофеевич. Писатель-сатирик, драматург, журналист. Редактировал журнал "Сатирикон и "Новый Сатирикон". Автор четырехтомного собрания сочинений, сборников юмористических рассказов "Веселые устрицы", "Круги по воде", "О хороших в сущности людях", "Чудеса в решете", множества пьес, водевилей, скетчей.
        О. Л. Д'Ор (И.Л.Оршер). Журналист и писатель, автор сборника рассказов "Смех среди руин".


Тэ;ффи
(настоящее имя Наде;жда Алекса;ндровна Ло;хви;цкая, по мужу Бучи;нская;
1872, СПб — 1952, Париж) — русская писательница и поэтесса, автор таких знаменитых рассказов, как «Демоническая женщина» и «Ке фер?». После революции — в эмиграции. Мемуарист.
Её называли первой русской юмористкой начала ХХ в., «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. После эмиграции сатира и юмор постепенно перестают доминировать в ее творчестве, наблюдения над жизнью приобретают философский характер. Публиковалась с 1901 г. Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон». Рассказы Тэффи систематически печатали такие авторитетные парижские газеты и журналы как «Грядущая Россия», «Звено», «Русские записки», «Современные записки». Поклонниками Тэффи были Николай II и Владимир Ленин, именем «Тэффи» были названы конфеты. По предложению Ленина рассказы 1920-х годов, где описывались негативные стороны эмигрантского быта, выходили в СССР в виде пиратских сборников до тех пор, пока писательница не выступила с публичным обвинением. С 1920 г. в эмиграции в Париже, где умерла в 1952 году и была похоронена во Франции на русском Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Среди отечественных сатириков сразу заняла особое место. Находила «негероев» в широкой людской массе, среди всем знакомых обывателей. Из чисто житейских ситуаций извлекала их реальную, не требующую преувеличение нелепость. В ее рассказах на первом плане печально-комическая логика происходящего. «Выслужился», «Покаянное», «Модный адвокат», «Утешитель», «Корсиканец» и т.д. обнаруживают сущность человека, не совпадающую с избранной им для себя ролью. Никаких странных стечений обстоятельств нет, не поступки, а чаще слова действующих лиц вскрывают натуру. Например, в «Модном адвокате», защитник на суде, играя модными фразами о могучем революционном движении, о тайных борцах за свободу, обрекает своего абсолютно не связанного с этим движением подопечного на смертную казнь. Авторская реакция колеблется от иронической усмешки до сарказма. Везде мастерски снята маска благополучия. В рассказе «Маски» иронически варьируется мотив веселья – молчание ряженых, желающих остаться неузнанными. В рассказе «Семейный аккорд» его участники по отдельности – просто жалкие обыватели, а все вместе персонажи претендуют быть союзом близких родственников. На деле же они не любят, не понимают и даже не слушают друг друга.
Экспрессивное слово автора усиливает черты нелепости. В ее рассказах много приемов нагнетания грустно-смешных мотивов. Она видела повсеместную утрату природной гармонии.

_____________________________________________________

Саша Чёрный
Александр Михайлович Гликберг
(1880, Одесса — 1932, Франция), более известный как Саша Чёрный — русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов.
БИОГРАФИЯ: Саша Чёрный родился в многодетной еврейской семье провизора, агента торговой фирмы. Чтобы дать ребёнку возможность поступить в гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик бежал из дома, стал нищим-попрошайкой. О его горестной судьбе написали в газете, и житомирский чиновник К. К. Роше, растроганный этой историей, взял мальчика к себе. Роше, много занимавшийся благотворительностью и любивший поэзию, оказал на Александра большое влияние. С 1900 по 1902 год Александр Гликберг служил рядовым в учебной команде 20-го Галицкого полка, затем работал в Новоселицкой таможне. 1 июня 1904 года в житомирской газете «Волынский вестник» напечатан его «Дневник резонера» за подписью «Сам по себе». В 1905 году переезжает в Петербург, где публикует принесшие ему известность сатирические стихи в журналах «Зритель», «Альманах», «Журнал», «Маски», «Леший» и др. Как писал Корней Чуковский: «…получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нем стихи Саши Черного». Первое стихотворение под псевдонимом Саша Черный — политическая сатира «Чепуха», напечатанное 27 ноября 1905 года, привело к закрытию журнала «Зритель». Поэтический сборник «Разные мотивы» был запрещен цензурой. В 1906—1908 годах жил в Германии, где продолжил образование в Гейдельбергском университете. Вернувшись в Петербург в 1908 году, сотрудничает с журналом «Сатирикон», выпускает сборники стихов «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры». Публикуется в журналах «Современный мир», «Аргус», «Солнце России», «Современник», в газетах «Киевская мысль», «Русская молва», «Одесские новости». Становится известным как детский писатель: книги «Тук-Тук», «Живая азбука» и другие. В годы Первой мировой войны Саша Черный служил в 5-й армии «рядовым» при полевом лазарете и работал как прозаик, издал сборник прозы «Несерьезные рассказы» (1928), повесть «Чудесное лето» (1929), детские книги: «Сон профессора Патрашкина» (1924), «Дневник фокса Микки» (1927), «Кошачья санатория» (1928), «Румяная книжка» (1930), «Белка-мореплавательница» (1932). В 1929 году приобрел участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты. Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 июля 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся. Похоронен на кладбище Лаванду. Могила поэта утеряна после боевых действий второй мировой войны.
Сатирик не стеснялся острых, откровенных штрихов, не боялся заглянуть за пределы дозволенного «приличиями». Рисовал карикатурные фигуры, чей облик комически не совпадал с их громкими словами. Черный старался развенчать тех людей, которые пытались скрыть пошлые натуры под маской интеллигента. Предметы, туалеты, плоть замещали в сатирических стихах жизнь людей. Черный, как и Тэффи, писал о человекообразных существах, утративших разум и чувства, чье любое занятие – только профанация. В его карикатурах – «исписавшиеся популярности», бездарные графоманы, бесстыжие бумагомаратели. Особой глубиной отмечены произведения, насыщенные горькими раздумьями о судьбе русской сатиры в бесславную эпоху.

Но «смех сквозь слезы» радостью усталой
Не зазвенит твоим струнам в ответ…
Увы, увы… слез более не стало,
а смеха нет.