Актёр - мастер игры

Эмма Масикова
Актер играет на сцене не персонаж (отдельный от себя и не похожий на себя образ) и не себя в предлагаемых обстоятельствах.

Актер играет - то есть свободно переживает эмоции, чувства, живет ими, наполняется ими, пропуская их через себя, не задерживаясь на конкретном чувстве, давая им сменять друг друга, свободно перетекать друг в друга, без задержек. Это значит что актер не отождествляет себя с некоторыми чувствами, которые из-за отождествления с ними считаются хорошими, и не противится чувствам которые считаются плохими. Именно потому он открыт всем чувствам, и пропуская через себя энергию этих чувств, он не задерживается (не удерживает их, а проявляет безусловно) на них, для выяснения плохие они или хорошие. Он не защищает хорошие и не отгораживаетс от плохих, а потому охотно проживает, проявляет и те, и другие.

Чем менее он отождествлен с конкретными чувствами, тем свободней он пропускает через себя всевозможные чувства, тем больше он ими наполнен, тем полнее он переживает, чувствует реальность настящего момента, наполнен энергией этого момента. То есть, чем менее отождествлен, тем более присутствует.

Не привязанность к конкретным чувствам, дает возможность проявлять интерес ко всем чувствам. Не зацикленность, не цепляние позволяет свободно скользить по всему спектру чувственных ощущений, эмоций. И чем дольше актер скользит по ним, тем быстрее они
сменяют друг друга, тем больше энергий чувствуется одновременно, в один момент, высвобождается, так как не цепляясь за одни эмоции и не отталкивая другие, актер позволяет им стягиваться в один момент, проявляя единство, соединяясь в разных пропорциях.

Эмоции сочетаются, стягиваются, сами собой слагаются в одно объемное чувство, в единое ощущение, в соощущение, в  со-чувствование, совместное чувствование, в чувствование друг друга, в чувствование своей связи друг с другом, в чувствование счастья. Вот это
"бесчувственное" чувство, беспричинное счастье, актер и чувствует на сцене.

Актер выходит на сцену, потому что он не может получить этого в обычной жизни, в социуме, в социальной версии игры, так как люди в обществе ограничены в общении, ограничены в проявлении интереса друг к другу и к жизни. Ограничения на проявляемый интерес накладывают правила.

Каждый человек в социальной лестнице, в иерархии, четко отождествлен со своим положением, которое боится потерять. Выполняя некоторые функции, он отождествлен с ними, с той ролью которую он играет в обществе. Это его образ себя самого, те правила которые он принял, по которым он играет, и из которых не хочет выходить, которые защищает (потому люди и не меняются). Отстаивая свои правила, свою правоту, человек не может отойти на секундочку от них, и заметить правоту, правду, другого человека. Люди не хотят вступать в общение на равных, то есть включаться в другие правила, играть по правилам другого человека, что значит понять, принять другого, почувствовать то, что он чувствует.

Потому люди ограничены в своих правилах, и чем от большего количества иных подходов человек закрывается, осуждая других и оправдывая во всем себя, тем более он ограничен в общении, тем больше привязан к себе, к своей правде, тем более ограниченное видение
его правды, более ограниченное его поведение, тем больше в нем неприятия, и тем выше его чувство собственной важности, то есть тем большее значение он себе придает.

Расширять свои правила, включая другие правила в свои, включаясь в общение на равных, вот в чем смысл актерской профессии, актерского мастерства. Искренне интересуясь каково это быть другим, актер расширяет свое видение правды, он перестает быть привязанным к себе, к своей правде, к своему образу, к чувству собственной исключительности, важности себя.

Отойдя от себя, перестав отождествляться с чем-то конкретным, актер начинает постигать всеобщие механизмы, механизмы постоянно порождающие мысли, эмоции. И только отойдя от них, он начнет замечать их появление и угасание, их смену друг друга. И только начав
замечать, ими можно начать играть, складывая их в разных пропорциях на сцене, позволяя себе быть разным, многогранным, позволяя себе меняться, расширять свой образ действия, образ позволяющий тебе соответствовать любой ситуации, даже очень сложной, неприятной, конфликтной, запутанной.

Выскальзывать из любой ситуации, вот в чем суть мастерства актера, вот он высший пилотаж. Выскальзывать, скользить, значит не задерживаться, не прерываться, не отождествляться. Сыграть на одном дыхании - проскользить не зацепившись, то есть не дать себе опомниться, оглянуться, оценить со стороны, не дать отделиться чему-то от общего чувства, от единого ощущения, что означало бы, что некая часть вышла из взаимодействия, чтобы со стороны, отчужденно на это посмотреть.

Так действует механизм отождествления с чем-то конкретным, через отчуждение от целого, через противопоставление, и через оценку. А оценка может быть как положительной,
если ты принимаешь то, что происходит, так и отрицательной, если ты не принимаешь то, что происходит, не хочешь это переживать, не хочешь этого видеть, касаться.