Z-мир. 58. Мир совершенства

Виктор Сорокин
58. Мир совершенства


Совершенство подобно миражу: кажется, достиг его, а на другой день видишь, что оно снова на горизонте. Уж до чего, казалось бы, совершенны математические объекты, но проходят десятилетия и с новой точки зрения они кажутся несовершенными (в основном по этой причине я оставил карьеру математика: усвоив первоначально – в институте – математический анализ на одном языке, я не смог его переложить – уже в МГУ – на другой язык). Таким образом, проходит время и на смену любому совершенству приходит новое, еще лучшее совершенство.

Но следует ли из этого, что мы должны отказаться от восхождения по лестнице Совершенства? Человечество попало в заколдованный круг: не стремясь к совершенству, оно, вырвавшись из совершенно примитивного мира (эквивалентного жизни муравейника), лишено способности поддерживать простое воспроизводство искусственного мира и посему неизбежно скатывается к деградации. Но сегодня стремление человека к совершенству– объективная необходимость. Правда, пока люди вряд ли осознают этот закон, но общество, в котором витает дух этого закона, начинает творить чудеса.

Вывод их этих кратких рассуждений таков: если под совершенством понимать нечто абсолютно качественное, то оно недостижимо, и поэтому использование термина «совершенство» теряет практический смысл. Но если под совершенством понимать стремление к совершенству, то термин «совершенство» становится мощным инструментом на пути развития человечества. Поэтому в данной работе под совершенством будет подразумеваться лишь стремление к совершенству – по крайней мере, в применении этого термина к человеку, обществу и их поведению.

Теперь все становится до формальности ясно: совершенный человек – это тот, кто на деле стремится к совершенству по меньше мере в минимальной общественно-необходимой системе сфер – в нравственности, в общественном самоуправлении и в трудовой общественно-полезной профессии. Такой человек достоин полного уважения и всемерной поддержки со стороны общества. Понятно, что это всего лишь минимальный уровень совершенства. А максимальный – это стремление к совершенству как в каждом своем поступке, так и в системе этих поступков.

(Вспоминаю свои первые поделки в шести-восьмилетнем возрасте – вырезание каких-то изделий из дерева, плетение корзин и веревок, разметка игровых квадратов на почве… И я старался любую работу сделать с максимальным качеством. Этому помогало то, что я остро видел недостатки в своей работе. Последствия этой привычки оказались особливыми: почти в любой работе нанятых мною по надобности профессионалов я находил нетерпимые неаккуратности и после ухода работников переделывал эти работы сам. Но я всегда восхищаюсь теми работниками, которые выполняют работу лучше меня, ибо у них я могу чему-то поучиться...)   

Подобно определению совершенного человека легко определить и совершенное общество: минимально – это общество, состоящее из совершенных людей. Но, очевидно, общество будет значительно совершеннее, если оно – через демократическую власть – будет иметь установку на самосовершенствование во всех, а не только в базовых, отношениях. И самый главный признак совершенного общества – это наличие в нем органа самоуправления.

Самым существенным признаком самоуправления является ничем не ограниченный контроль граждан за расходованием всех без исключения государственных средств. Я не знаю, как такой контроль организован в развитых либерально-демократических странах, но недавний скандал в Великобритании с тратой премьер-министром государственных средств на оплату работы водопроводчика в собственном доме: эти незначительные расходы государственных средств стали известными широкой общественности.

Напротив, признак самого низкого уровня состояния общества – это власть-«надстройка», не подконтрольная обществу ни в принятии политических решений, ни в тратах государственных средств. Так, из российского бюджета неизвестно куда исчезают миллиарды рублей, а журналистов, пытающиеся вывести суперворов на чистую воду, нередко просто убивают.

Но самое главное, и это следует из рассуждений в начале главы, в общей оценке совершенства бытия степень статического совершенства искусственных вещей не имеет никакого значения. А вот что важно, так это установка (цель) на постоянное усовершенствование производимых вещей и организационной реализации любых целей. Великолепным примером совершенства социальной организации могут служить общества Японии и  Южной Кореи (в последние полвека), которые, по сути, из нищеты и феодальных отношений прямой дорогой устремились в развитое современное общество.

Таким образом, мир совершенства – это общество, в котором большинство членов стремится к совершенству, к развитию. При таком взгляде на совершенство оно не является ни утопией, ни отдаленным будущим. Объективно оно может реализоваться немедленно. Дело осталось за «немногим» – за желанием общества…

Понятно, что идеальный совершенный мир может быть только в нашем сознании (причем только на данный момент). Реальность же (рукотворная реальность) всегда будет отставать от совершенного идеала. Тем не менее, в последующих главах попытаемся понять основные характеристики совершенного мира (в первую очередь, характеристики эффективного управления в различных сферах) по состоянию на сегодняшний день.