о соблюдении Христовых заповедей в миру

Сергей Станиловский
 О соблюдении Христовых заповедей в миру

«Из 2-х добродетелей выбирай наибольшую, из 2-х грехов -  наименьший», - так учили древние отцы..
Многие современные люди говорят о невозможности духовной жизни в миру, при этом, имеется в виду не жизнь в искусстве, но жизнь во Христе. Действительно современный мир, пребывающий под властью князя тьмы, препятствует исполнению заповедей, выставляя на каждом шагу соблазны, призванные нашпиговать человеческую душу бесами, как нашпиговывают различными начинками насаживаемую на вертел свинью, чтобы затем, взяв власть над человеческой душой, иметь возможность поджаривать ее на вечном огне. Но, тем не менее, власть сатаны над миром не всеобъемлюща, он не всесилен.
В сущности, то, что он забрал почти все бразды правления на земле в свои руки, свидетельствует об отпадении рода людского от Бога, прельщении людей грехом. Уж таков закон духовной жизни - нельзя, соблазняясь приманками дьявола, танцуя под его дудку, не подпасть, при этом, под его власть.
А поскольку любая деятельность человека, не согласующуюся с Евангельскими заповедями, отдается в руки сатане (а это практически весь спектр направлений), то и весь мир, вся окружающая человека природа, возделываемая его руками, понемногу превращающаяся в помойку, оказались во власти князя тьмы, чья задача - превратить в помойку весь земной шар, перекрасить его из голубого в цвет навозной жижи, а людей - всех, весь род людской - сгноить навеки в гиене огненной.
И это удается ему в масштабах, поистине, невиданных доселе. Волны наркомании, проституции, алкоголизма, торжество сексуальной революции, превратившей современный мир в происходящую у всех на глазах (не исключая наших детей) непрекращающуюся оргию, носят столь массовый характер, что человек, сохраняющий Христианский взгляд на вещи, называющий дерьмо дерьмом, а не цветами жизни, как их преподносит современный век, выглядит чуть ли не мастодонтом, воскресшим вопреки законам природы из вечной мерзлоты и ищущим своих собратьев, которые вымерли еще в эпоху мезозоя.
Да, все, что было всегда основой человеческих отношений: любовь, дружба, взаимовыручка, стяжание славы не для себя, но для Отчизны, - в наше время выглядят противоестественно, т.е. противоречат всему потоку общественного сознания, собственно, и составляющего дух времени. Да, дух сегодняшнего времени опрокидывает, стирает многовековые устои, перемалывает их в унифицированные требования, не идущие дальше требования соблюдений законов вежливости. Христианские заповеди заменены в современном мире правилами приличия!
Но почему все «достижения» современного века, о чем и не слыхано было в прежние века, такие, как: свобода личности, и как следствие - свобода от традиционных норм морали; эмансипация, и как  следствие - свобода от семьи; свобода секса, и как продолжение ее - легализация сексуальных извращений, которые в прежние времена повсеместно осуждались, - почему все эти «завоевания» нашего страшно «продвинутого» века оборачиваются такой духовной пустотой и убожеством?  Под лозунгом отстаивания демократии (в тех странах, где о ней и слыхом не слыхивали) идут бомбежки, уничтожающие мирных жителей; под лозунгами «построения светлого будущего» тоталитарные режимы (которыми попущена власть над нами) уничтожают миллионы; под лозунгами «свободы слова» вводится жесточайшая цензура, оборачивающаяся на деле свободой говорить лишь официально принятые истины? И так до бесконечности. Да потому, что все это дьявольские приманки, на которые люди клюют, чтобы попасть в еще более рабскую зависимость к князю мира сего.
Что не грех в этом мире? Успокойся, все грех! Как древнегреческий царь Медас, все, до чего дотрагивался, превращал в золото, так современный человек все, до чего касается, обращает в дерьмо.
Широко раскинулось глубокой прозрачной чашей озеро, вокруг девственные леса солнце отражается на гладкой, темно синей поверхности воды, восходы и закаты такие, что дух захватывает. И что же? Приходит человек и строит на этой жемчужине - творении Божьей десницы - произведение своих шкодливых ручек - целлюлозный комбинат, который через 10-20 лет убьет это озеро со всей его уникальной флорой и фауной, отравив округу в радиусе 20-ти километров своим ядовитым дымом. Или на реке, которая еще за 500 лет до того, как на нее пришли строители, славившуюся и за пределами России изобильем рыбы, возводят какую-нибудь Чернобыльскую АЭС, которая наглядно нам продемонстрирует, что будет с Земным шаром при сохранении нынешней тенденции в покорении человеком природы для своих нужд. Но это все лишь следствия того, что делает с собой сам человек.
Человек приходит в этот мир чистым и неиспорченным. Посмотрите в глаза младенца - это же ангел, посланец иного мира. Но буквально 15 лет пребывания среди людей превращает душу этого ангела в отстойник нечистот, делая из него лживое, вороватое, не чтящее ничего, кроме силы, существо, и конечно, того чистого младенца в нем можно признать с большим трудом. Здесь работа дьявола наиболее зрима, и наиболее для него приоритетна, ибо главная его цель - погубить человека, все остальное, даже массовая гибель растений и животных - побочный продукт, хотя и тоже льющий воду на его мельницу.
Как же противостоять человеку всему этому потоку зла, как сохранить душу среди всего этого моря духовных нечистот, разлитых вокруг нас? Самому человеку это невозможно, никто не может спастись ради себя, но лишь ради Христа. Если человек будет искать справедливости на земле вне Бога, он неизбежно прейдет в объятья к дьяволу, т.е. кончит идеалами гуманизма и просвещения, эмансипацией или борьбой за избирательные права и постепенно прейдет к тому, что согласится, что ради правого дела, врагов нужно слегка поприбить: побомбить, или немного подержать в тюрьме или сумасшедшем доме, короче, кончит обычной пошлостью обывателя, всегда склонного к изуверству, когда речь идет о посягательстве на его сложившиеся устои, и желающего видеть весь мир таким, каков он сам, стремясь причесать его под свою гребенку.
Короче, человек может прийти либо к Богу, либо к дьяволу, промежуточных станций на его пути нет, слишком высока ставка в этой игре - человеческая душа, чтобы дьявол хоть на миг мог оставить ее без внимания. Придя к Первому, спасешься, придя ко второму, погибнешь,. Что невозможно человеку, то возможно Богу, и все время держа Его Образ перед собой, можно даже и греша, все равно оставаться христианином.
Пребывая в миру, нужно стремиться не к непогрешимости (ибо тот, кто мнит себя безгрешным, на самом деле одержим бесом), но к наименьшему греху. Ум, который все время должен быть включен, для того и дан нам, чтобы постоянно взвешивать и оценивать, что большее, а что меньшее зло в этом мире, и - что большая, а что меньшая добродетель. Но если с меньшим злом более менее ясно, то, что такое большая добродетель? Та, что в наибольшей степени изливает в человеческую душу благодать святого Духа, попаляющего цветущие в ней пышным цветом тернии греха.
Общение с ближними - это всегда повод стяжать ее, ибо только через работу души возможно покаяние. Так что жить по Христиански можно и в миру, в этом море тьмы Господь дал человеку светоч разума, который тьма объять не может, если только человек сам не разобьет  его.
Злые помыслы приходят к каждому, уйди ты хоть на скалу, хоть в пустыню, но пустить или не пустить их - в воле уже самого человека. Допустишь их в свое сердце, сольешь свою волю с волей демонов, и тебе будет гораздо труднее выйти из-под нее, чем продолжать свой путь, изначально не входя в резонанс с сатаной, не подпадая под его власть. Хотя путь к покаянию не закрыт никому, все же, разумней пройти свой путь до конца, достигнув к старости берегов мудрости, чем начинать его каждый день (даже уже, будучи и в летах) с самого начала. Помоги Господи каждому одолеть лукавого в своем сердце!