Музыка и компьютер

Виктор Брусницин
Мы живем в эпоху стремительного прогресса, технические достижения не только отменяют ручной труд, но и облегчают, а иногда и видоизменяют творческие профессии.  Еще недавно казалось, что сочинение музыки требует, как минимум, кропотливого обучения ; неизменно к создателям произведений присовокуплялось понятие талант, выдающиеся способности. Проехали. Сейчас освоить сочинение способен практически каждый, не имевший близости с медведем. И прекрасно, ибо нет ничего интересней, а пожалуй, и азартней творчества. Однако останавливает ищущего тот факт, что слишком узко пространство успеха, и врожденные понятия о трудности постижения и продвижения сдавливают подспудные желания. А мечты, стремление к успеху для человека берущегося творить ; штука незыблемая и, собственно, мотивирующая.

Однако уже привычно наблюдаем мы примеры, когда вспархивают на вершины не замеченные в талантах пушинки. И возможно, в этом есть некая справедливость, ибо, если вдуматься, не так уж важно, действительно ли достойно распределены ступени иерархии, а куда как верней, чтоб любой человек ; СТРЕМИЛСЯ. Современная картина как раз и вносит дрожь чаяния. И благо. Попытаемся и мы внести лепту, снять наваждения предыдущей практики. И может, откроется восхитительная и, поверьте, вполне доступная возможность не только созидания музыки, но и достижения успеха.

Собственно, и попробуем сходу изобразить, тем самым, приблизив вожделение, прагматический эскиз самой идеологии освоения процесса.

Мы живем в эпоху шоу-бизнеса и рассчитывать на успех можно только с учетом этого. На чем построен шоу-бизнес? ; музыкальное произведение здесь идет как товар. Соответственно, главный момент ; видеть интерес потребителя. Кто основной потребитель? Считают, что почти семьдесят процентов музыкальной продукции направлены на подростка. Отсюда и всмотримся в эту группу.

Подростка, как социальный тип, достаточно характеризуют такие факторы. Первый. Подросток склонен к стереотипам, к коллективному поведению и мировоззрению, он зависим от массы, причем однородной, от ценностей ее. Он испытывает тягу к сообществу.

Второй. Любой человек до определенного возраста вместе с созреванием организма и процессом самореализации требует изменения внешней среды. Особенно ощутимо это в юношеском возрасте, здесь, упрощенно говоря, актуален объем и скорость перемен, в зрелом возрасте — качество, далее наступает устойчивая фаза. Сами перемены для подростка характерны тем, что зависимы от вкусов и потребностей однородного коллектива.

ТО, ЧТО ПОСТРОЕНО НА ИЗМЕНЕНИИ И СПОСОБНО ФОРМИРОВАТЬ ВКУСЫ МАССЫ, НАЗЫВАЕТСЯ МОДОЙ.

Третье. Половое созревание подростка опережает умственное, и отсюда он гедонист, потребитель. Живет телом, стремится к удовольствию физиологическому ; творческая, духовная жизнь для него трудней доступна из-за отсутствия базы: знания, опыта, индивидуальности. В самой первооснове мода имеет сексуальную подоплеку. Истоки ее можно найти еще в первобытных родовых тенденциях, когда стремились иметь больше детей. Важной причиной ведения войн являлось завоевание большего количества наложниц, как основы сексуальной активности и умножения рода. Многоженство ; отсюда. С прогрессом, когда ведение войн усложнилось, придя к моногамии, имитировать многоженство начали, переменяя облик женщины. Отсюда и пошла мода. Сейчас мода приобрела широкое понятие, но чувственная составляющая играет мощную роль. Кроме того, мода заведомо массовое явление. Подросток, как существо физиологическое, коллективное и склонное к переменам, естественно обращен к моде.

Итак, потребности юности солидно покрываются модой. Скажем, любому человеку свойственно желание успеха. У подростка это в большинстве случаев реализуется, как желание выделиться. Выделиться из общей массы здесь означает ; войти в более узкое сообщество, маргиналию, которая в его понимании наиболее модна… Обратим внимание, как демонстрируются модные показы одежды, здесь все отвечает именно психологии подростка. Модели не обязательно красивы, что как бы уравнивает их с массой, но при этом они намеренно высоки, они выделяются ; подсознательный фактор, обусловливающий явление.

Что становится модным, как диктуется мода? По-разному. Скажем, сейчас подросток свободен в выборе приоритетов. Западная идеология, воспринимаемая главным образом через фильмы, проповедует сугубо примитивный, отвечающий запросам именно подростка образ жизни. Отсюда все западное для него становится устойчиво модным. В одежде модное ищут в отказе от сиюминутного, привычного и возвращении к уже пройденному, но подзабытому, либо в изобретении качественно новых атрибутов, например, тканей. Непременно модной становится новая техника, адаптированная к насущным потребностям. Компьютер, например.

Теперь конкретно о музыке. Отчего вообще юношество так восприимчиво к музыке? Как уже говорилось, подросток тянется к коллективу. И ему необходим код, пароль социума. Естественно, это музыка. Ничто, конечно, как музыка, сообща, так не воспаляет девушек и юношей, нет ничего более адекватного усредненному физиологическому активу молодого организма. Но какая именно музыка наиболее востребована? Какие факторы созидают так называемую рецептуальную активность (восприимчивость) музыкального продукта? Какая музыка становится модной?

Соблюдаются общие закономерности. Устойчиво модной остается музыка с ярко выраженной ритмической составляющей, ибо именно она придает насыщенную энергетику, возбуждает мускульный тонус, иногда говорят, вводит в танцевальный раж. Здесь аналогия с устойчивой модой на все западное ; в деле физиологические приоритеты. Формирование музыкальной моды исходящее из потребности к изменениям ; аналогично с модой на одежду. Спиральный характер с одной стороны (рэп и остальное ; в принципе тоже самое, что приход тяжелого металла в свое время: по сути это отказ от мелодичности). Изобретение качественно иного ; с другой: живой звук вытесняется электронным, далее синтезированным… Ищется технически новое ; экспансия оцифрованного звука.

Имеется отдельный фактор, который непосредственно вытекает из коллективного сознания подростка. Его иногда называют идеологическим аспектом и озвучивают фразой «ты такой же, как я».

Это основы осмысления истоков потребительского интереса. Теперь осмелимся порассуждать о вероятных принципах расчета элементов, которые совокупно угодят спросу.

Наиболее интересным представляется идеологический аспект моды. Ты такой же, как я. Вообще считается, что этот набор букв суть социальный жетон подростка, пропуск в жизненное пространство, и отсюда и поэтому несет широкие смыслы. Говоря о музыке, употребляют тезис, произнесенный Гете: «Ты равен тому, кого понимаешь». Отсюда происходит ; я могу тоже. Вообще, для юношеского, обнаженного и жаждущего возраста эта формула ; порядочная мотивация, призыв к действию и дальше деятельности, чуть ли не социальный императив. Критики по музыке полагают, что подросток наиболее ловко ловится именно на этом. Ученые обнаружили: легкая музыка популярна оттого, что существует эффект угадывания ; мы получаем удовольствие, предугадывая мелодию. Если довериться музыковедам, то в основе хита лежит принцип доступности, даже безыскусности. В мелодическом, ритмическом, стилевом отношении вещь должна быть понятна, близка, говоря проще ; узнаваема, как бы уже где-то слышана. Иногда произносят более настоятельно ; как бы изготовлена тобой. Если обобщенней ; вещь должна быть обыденна (некоторые иронизируют ; обеденна, играя западным определением «китч», кухня). Песня должна волновать, но не удивлять.

Любопытно, что этот принцип доступности, безыскусности критики распространяют на такую, казалось бы, характерную и вескую вещь, как вокал. Многие, говоря о продукте для подросткового восприятия, сходятся на том, что неплохо, когда вокал ; НЕ выдающийся, ибо именно вокал наиболее чувствительно сублимирует «я могу тоже». Самый прямой пример ; «Ласковый май». Считается, что они первые использовали идеологический принцип шоу-бизнеса. Непритязательный вокал и незамысловатый, предельно конформистский саунд «Ласкового мая», разумеется, обрамленные дивным, адаптированным к рекламе имиджем вскрыли психологический код советского подростка (кстати, «Руки вверх, Отпетые мошенники, Корни» и прочая ; неукоснительные протагонисты Ласкового мая). Как раз о преимуществе сносного и не более вокала говорят, упоминая мальчиковые и девчачьи бэнды, ибо здесь вокал именно нивелируется, обезличивается. Укладывается в эту схему и арэндби.

Такая настойчивая здравица простоте может вызвать подозрение в снисходительности к подростку. Отнюдь ; следует часто повторяемая теоретиками велеречивая фраза: «В современном насыщенном и информированном мире господствует НЮАНС». Собственно, главным образом на эту штуку ставят специалисты «творческий» успех той или иной музыкальной единицы. Подросток ; берем массовые величины ; более восприимчив к разнообразию (здесь работает второй фактор ; потребность к изменениям) нежели взрослый. Позволительно заметить, что и в вокале достаточно приятно чувствует себя нюанс. Было бы прилично, если б тембр, манера пения имели характер. Первые примеры тому отчетливо видим в американской музыке: хриплые негритянские голоса блюза, сиплые белые рока работали именно на нюанс (четкий тутошний пример ; Мумий-Тролль). Однако более эффектны отличия ; в текстах, аранжировках, имидже, в стиле.

Давайте попрепарируем такую рискованную часть, как тексты. Критики здесь отталкиваются от общего представления, что восприятия русского и западного человека различаются. Считается, что западный текст, преобладающе несет не смысловую, а тематическую нагрузку, подчеркивая или обусловливая интонацию вещи. Для западного потребителя вербальная составляющая произведения имеет сугубо функцию инструмента и является частью аранжировки ; этому сопутствует то, что английский язык, в отличие от русского, фонетически четко ложится в ритмический строй современной легкой музыки. Обратите внимание, как много особенно в американской песенной традиции повторов и штампованных фраз типа «я люблю тебя, ты нужна мне». Утверждают, что такая схема не отвлекает потребителя на восприятие смысла и сосредотачивает на музыкальной энергетике.

Русский гражданин более страстен до текста. Распространено, скажем, мнение, что наша бардовская песня ; феномен, аналогов в мире не имеющий (по эмоциональности, разумеется). Что же касается подростка, то есть когда мы возвращаемся к шоу-бизнесу, ситуация подобна западной. Кто-то в качестве возражения вспомнит моду на замысловатые тексты (адепты: Гребенщиков, Лагутенко, длинный перечень). Глубокие исследователи докажут, ссылаясь на показания хитрейших приборов, что такие тексты с эмоциональным перевесом не воспринимаются подростком даже в камерной обстановке, ; преимущественно, осваиваются они как нюанс. Здесь работает социальный аспект моды ; отличие от попсы (иногда отсылают к известному расчету ; мутная вода кажется глубже). По сути же ; аналогично примеру с Америкой: сходу в смысл не въезжаешь, значит, не отвлекаешься. Словом, забористый текст не грех, просто физический его смысл ; нюанс.

Все чаще теперь говорят, что самое выгодное — искать отличие в аранжировке. С появлением компьютера, когда появилась возможность синтезировать совершенно невообразимые звуки, особенно подросток с обильной жадностью открывается этому (понятно: ничто, как юная душа, так не восприимчиво к необычному). И мы отчетливо наблюдаем, какие чудеса творят, например, рэперы.

Очень непростой момент ; уловить составляющую моды, которая диктуется потребностью к стилевым переменам. Любой профессионал знает, что изобрести принципиально новое в музыке невозможно ; все мелодические фигуры, которые воспринимаются как гармония, известны. Остальное ; какофония. Угадывать стили, обращаться к спиралевидному движению моды ; молитесь удаче. Мы ; о расчете. Русскому человеку рассчитывать можно только на душу. Делаем то, что принимает душа. Но поскольку мы обязаны учитывать моду, существует вполне доступный путь ; добиваемся незаезженного звучания вещи, ищем свой, так называемый продюсерский саунд.

Об имидже и прочей околотворческой суетне говорить не станем, дабы сохранить хоть сколько-нибудь приличный тон. Упомянем лишь одну занимательную вещь. Есть мнение, что сонм новомодных стилевых понятий критики усиленно присваивают исполнителям в качестве ярлыка с тем, чтобы как бы официально зафиксировать нюанс.

Итак, что же? Да вот простейшие рекомендации. Силовой ритм ; кость. Вокал? ; академия совсем ни к чему; дружище, твои данные вполне достаточны. И зело гут ; нюанс.

Теперь спешим поздравить ; у тебя есть знакомый парень, способный покрыть всю вышеизложенную науку с вполне достойным качеством. Его имя, как ты понимаешь, компьютер, ; обычный средний ПК, даже более скромный, нежели тот, что потребен для фаната современных игрушек. Как ориентир ; первый альбом, с применением сэмплов, то есть, для аранжировки используя готовый, качественный звук, авторы изладили на 166м пентиуме с 4мя ГБ на жестком и 32мя МБ оперативной памяти (главное — достаточно приспособленная звуковая карта). Собственно, только компяра ; никто иной не осилит перечисленные выше потребности.

Для совершенно неискушенных ; сэмпл (шаблон) это звуковая порция аналогового (живого) звука любого мыслимого и немыслимого инструмента или голоса, которую путем склейки можно превратить в партию. Таким образом ты сумеешь соорудить партии множества инструментов, чтобы изладить угодную воображению и слуху мелодию и аранжировку. Есть иной путь, компьютер тот же синтезатор ; можно наиграть эти партии, и для этого совершенно не нужна музыкальная грамота; компьютер научит, как путем рисования выбранного на слух звука, ловко составить музыкальное произведение. Существует такая вещь ; ты сам способен синтезировать звуки еще неизвестные природе. Современные редакторские программы изощрены и нашпигованы разными опциями настолько, что украсят и отшлифуют любой голос. Мало этого, они позволят подтянуть фальшиво взятую ноту до нужного тона. Поковырявшись компьютером в вокале, ты почувствуешь себя, по меньшей мере, Борей Моисеевым (протяжение в эту сторону безгранично, с Басковым, конечно, сложней). Словом, примитивный по современным меркам компьютер позволит иметь домашнюю музыкальную студию и без особых усилий овладеть навыками композитора, певца, звукорежиссера.

Все это, однако, техническая сторона (обучающие и справочные программы изобильны) и для здоровья головы не суть. Вот проблема ; компьютер, потрясенный твоим талантом, сделал свое дело, но сие отнюдь не означает, что, как певали когда-то, «до звезды нам подать рукой». Тернии колючи и цепки. Грядущие строки мы как раз и посвятим, обзовем так, пропускной системе, ; похоже, и здесь, в туманах на тропинке к успеху наш корешок шевелит контурами.

Таки о ситуации. Да гнусная, чего там. Олигархическая система пирует и в музыке ; монополизм на лицо. И Моня, естественно, набивает цену.

Вообще, российский продюсер, имеем в виду некое образование, которое способно организовать музыкальному товару массовый спрос, радикально отличается от западного. Недаром говорят: беда России в том, что мы не научились понимать собственные интересы. Если Америка привыкла пробиваться, бороться, искать, то принцип коллективизма, господство идеологической монополии научили не выделяться. Если при перестройке, когда коллективные принципы были разбиты, родилось определенное количество свежих музыкальных веществ, то теперь с возрождением монополии, но уже производящей, мы обратно вошли в ламинарное течение практически лишенное ярких всплесков.

Разумеется, сильно повинно здесь телевидение. Понятная вещь, чтобы суметь продать товар, нужно предъявить лицо и потенциал товара: сделать широкую рекламу. Всякому понятно, самый верный путь — запустить по телевидению клип. Если вы продемонстрируете вашу музыку где-нибудь в клубе или на  иной невеликой площадке, она совершенно может не прозвучать. Находящийся в ротации на телевидении клип становится безоговорочно модным.

Во-первых, вообще клип существенно адаптирован для восприятия. Кроме того, работает составляющая пристрастия к западному. Известно, что институт звезд ; базовая конструкция западного истеблишмента, архитектура, по которой строится идеология. Телевидение является опорной частью конструкции и само по себе частью идеологии. Российское телевидение, где нарочито прозападная технология вещания, разговоры о кумирах, четвертой власти, декларация высоких доходов ведущих и прочее суть проявления западного имиджа, настойчиво муссируя определенную вещь, делает ее заведомо модной. (Плюс специфическая система товарооборота, когда, в отличие от запада, основные прибыли создаются за счет концертов, а не продажи звуконосителей).

При этом отечественное телевидение особь особенная в силу российской бедности. Будучи оснащенным по западным меркам и амортизированным из этого расчета, оно совершенно недоступно, как пропагандист, изделиям среднего российского гражданина. Телевидение допускает к телу только шибкооплаченную вещь. На дверях влиятельных продюсерских центров высечена незримая формула ; принося материал, ты должен иметь за спиной бюджет.

Образовался российский продюсер, как и все богатое, в начале девяностых. Пришибленный вседозволенностью рынок тогда надсадился от западного, заведомо качественного и внеконкурентного. Претендовать на спрос из отечественного смогло только что-либо имеющее резкий сермяжный привкус (почему-то это оказалось приблатненное, либо несущее сильный лубочный окрас, либо совершенно специфическое, либо то, к чему намертво привыкли, — и во всех случаях имеющее удручающий уровень). Зауженный рынок доморощенной музыки и позволил образовать чрезвычайно плотное и узкое формирование, которое, изладив со СМИ своеобразный и устойчивый симбиоз, уже само в дальнейшем смогло влиять на спрос.

Монополист, то есть лицо, от которого зависит потребитель, пытается поставить в зависимость и орудие получения прибыли (для музыкального рынка оное ; особь домогающаяся). Это альфа и омега прибыли. Вообще говоря, такая пропорция не очень-то и предусматривает наличие особых талантов, ибо талант, как известно ; строптив. В условиях, когда монополист задает определенный стандарт, даже отдельные структуры ; любая команда, студия ; вынуждены играть по его правилам. Возможно, именно вкус публики времен становления наших генералов от музыки как промышленников, ; возможно, малочисленность их, изначальные пристрастия и косность ; и есть причина современного низкого творческого уровня российской музыкальной индустрии. И почему нет, если богатому красиво жить не запретишь.

Короче, мы не попадаем?.. Не будем отчаиваться и все-таки вспомним о потребителе. При всей власти монополиста бедолага-обыватель уже тем хорош, что имеет потенциал вкуса, и тем, что ему есть с чем сравнить ; к счастью, начальство не может лишить нас западного стандарта. И сравнивая, потребитель подсознательно готов избавиться от власти монополиста. Тут и вылезает из засады наш паренек. Во-первых, мальчонка по существу самостиен, а главное ; он дитя прогресса. А сей дядя столь ушлый, что попирает власть самого монополиста.
Стремительное совершенствование компьютера созидает грандиозную вещь ; оно уравнивает бедного и богатого. Качество перестает быть достоянием узкого круга (Моби и Фэтбой Слим делали первые композиции на персоналках, и именно в таком виде шельмовали эти вещи в мировых чартах). Мало того, видеоряд клипа из недоступного монстра, благодаря компьютеру, превращается в подручное средство ; вот уж МТV пускает в оборот скроенные кустарно образцы (некоторые клипы Умы2рман стоят копейки). Собственно, если вышесказанное о Монях-плохишах с претензией на соответствие реальности можно отнести к прошедшему десятилетию ; да и то с оговоркой, что мнение, как производное социального заказа, утрировано ; то в последние годы ситуация меняется. Монополист вынужден опасливо оглядываться на настырную поросль, менять мышление ; с прищуром поглядывать на интересы потребителя и привлекать в орудия добычи не плоть, а умение. А повышение творческого уровня расширяет и поляну отечественной музыки ; образуются рабочие места. Компик, словом, правит бал, и речь о том, что кто не успел, тот закусывает чипсом.

(Опускаем тему Интернета, ибо пока тут непонятно ; при этом сделаем все-таки ссылку на Петра Налича, Колю Воронова, Арсена Петросова: умудрились же мужики сугубо через Интернет нацарапать аудиторию.)

Естественно, пугает сам процесс созидания. Тем более что были упомянуты слова искусство, талант. Оставьте. Не будем забывать, что речь идет сугубо о подростковом восприятии (чем старше возраст, тем сильней развивается склонность воспринимать тексты, мелодичность, вокал и соло инструмента, саму композицию, наконец, более придирчиво). Само искусство становится все более техноизированным. Отчетливо провозглашает это кино. Дэвид Линч при всей гениальности не способен колебать аналогично навороченным вещам типа Матрицы (режиссера потребитель в упор не знает) и ; перечень. Степень потрясения гражданина заложена в оснащенности и насыщенности эффектами у оплаченной субстанции. Соразмерно ; в музыке. Раскупорить эмоциональные сусеки покупателя призван производитель наиболее овладевший прибамбасом. Искусство отныне ; симбиоз технического и всего остального. В общем, компьютер, господа и тем более товарищи!

Но все вышепросмотренное ; записки на полях. Суть, конечно, в следующем. Ты присаживаешься к дружку и начинается творчество. Любой мало-мальски играющий на гитаре знает, какое наслаждение доставляет простое звукоизвлечение. Начинают двигаться обертоны; ритмические нюансы, элементарная синкопа заставляют трепетать нерв ; «струнами сердца играют ангелы». А представь, когда в твоей композиции, допустим, восемь треков, и можно терзать каждый и вширь и вдоль ; наслаждение смертельное. Вспомни, с каким упоением порой исполняешь ты чужую песню! А ежели она твоя?! «Песня ; кратчайший путь познать, что у человека есть душа». Уверяем (ссылка на кадастр авторитетов), восторг созидания в одиночку практически равен эмоциям при концертном выступлении.

При этом даже дерзкого здесь нет. Один из приблизительных методов сочинения таков. Перебираются произвольные звуки, ; вдруг возникает гармония, ее подсказывает эмоция. Это может быть реминисценция, может, угадавшая на момент музыкальная фигура. Возникла тема. Далее перебираются варианты отрезков, которые отражают тему или углубляют выбранную интонацию, чтоб придать композиции законченность. Точно так же производится аранжировка ; вставляется произвольный звук, организм показывает, насколько это подходит. Именно в этом состоит процесс творчества. Сочинение ; это ВЫБОР, сделанный телом. Удачен выбор, угадаешь ты или нет ; неизвестно, покажет будущее. Верь в свою эмоцию!.. Это у нас считается, что гений Битлз перевернул мир, а в Англии знают, что такую же музыку в то время играли многие (известно, что любой переворот возможен, если к нему подготовлена, его требует масса). Битлз не перевернули мир, они, скажем так, провозгласили этот переворот. На них ; выпало.

Не бойся авторитетов, не подстраивайся под них. Авторитет ; это не более чем способ заработать деньги (власти на самом деле он не имеет, «власть олицетворяет толпа»). У тебя есть молодость и задор, а это единственное, что не купишь, и потому ; самое дорогое. Молодость ценна настолько, что не стоит разбазаривания ее. Сидеть, уткнувшись в монитор, и убивать бедолаг монстров? ; не знаем.  Возможности и порой скрытые воздействия компа чудовищны ; иногда просто хочется дать ему по лицу. Но мы предлагаем сделать это с собой и далее произнести: «Я люблю музыку, у меня есть друг ; пора в дорогу».

Будут иметь твои занятия материальный выход, обретешь ты успех? С этим к богу (да и к нему, говорят, теперь только при зелени). Разочарования получишь? ; не сомневайся. Терзания ; безоговорочно. Но и наслаждения. И вот тут-то никакой наркотик не конкурент. И азарт любой игрушки ; пыль, в сравнении с азартом пляски собственного гения. Изладим краковяк души, ребята ; струнами сердца играем МЫ.