022 Абрамцево без Пентковского

Артём Киракосов
Мастерские реставрации и хранения произведений искусства музея-заповедника "АБРАМЦЕВО" после 25 лет "строительных работ". Фото: Артём Киракосов, художник-реставратор масляной живописи музея-заповедника "АБРАМЦЕВО", 2007.



Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ


ЛЮДИ ** СОБЫТИЯ ** ОТЗЫВЫ

2008 ~~ 2018






022               
«АБРАМЦЕВО» – без Пентковского


Освобождение приходит легко, неожиданно, как от чумы. Однажды, утром. Ранним светлым пасхальным утром. Дело чести торжествует: мерзавец и хам – наказаны. Подонок и лжец – низвергнуты. Злодей и больной – в клетке.

Друзья! Поздравьте меня и моих коллег-музейщиков с Пасхальной Радостью – с Божией Помощью после 5-и лет нашей упорной, последовательной, тяжелейшей борьбы отстранён от директорства "АБРАМЦЕВО" – музея-очага культуры и духовности, гнезда славянофильства, родины русского модерна, уникального и единственного в мире места – большой колонии талантливых писателей, артистов, художников, архитекторов, режиссёров, скульпторов... ХIХ – ХХ веков, съединённых в небольшом имении Аксаковых, Мамонтовых, музейном пространстве – Пентковский, подонок, вор и редкий мерзавец, злодей, гад, нанёсший тяжелейший удар нашей культуре, морали, экологии, природе, людям. Тяжело даются победы, друзья, и не все доживают до них, но они – будут! они – неизбежны на пути, на нашем пути – наши победы! – и на пути наших врагов – наши победы! а они – есть, враги! и их много, очень...

Несколько десятков статей – на всех уровнях! Передачи – по всем каналам «ТВ», письма, встречи…

Надо уметь переворачивать страницы своей жизни. И надо перевернуть и эту. У Музея – новый директор, новая жизнь. И впереди новая задача – в которой мы уже не нужны… Мы выполнили свой долг перед "АБРАМЦЕВО" – последний… Нас там уже нету, скорее всего, – и не будет – больше никогда! – мы все! все! – заняты (на новых местах, новых работах)! И у нас у всех – новые дела, новые проекты, новые заботы, новые обязанности. Музей разгромлен. А восстанавливать его будем не мы: мы – работоспособные, и у нас уже – новые обязательства – на новых поприщах. Мы рядом, как бы ни было. И – вместе! Удачи!

Все, кто боролся против этого `чудилы`, – люди нормальные, востребованные, специалисты, – без дела не остался никто, заняты! И мы – побеждаем, всегда. У нас такая работа. Музейщики: смотрители, рабочие, садовники, строители, научные сотрудники, экскурсоводы, хранители, реставраторы, художники, руководители… Мы призваны. И сохраним. Что удаётся.

Это была слишком неравная борьба. И завершилась она изгнанием `придурка` только после ПОЛНОЙ смены руководства «культурой». Время упущено… И это – трагедия. В годы – не воспитаешь, не взростишь, не обучишь, не введёшь в курс дела – поколение новое – музейщиков, специалистов. На всё хорошее – требуется предельная затрата сил, духа, ума. В хорошее – необходимо вкладываться всей душой. Всё дурное, разрушительное, вредоносное, чумное – несётся смерчем! И всё-таки, он остановлен – этот смерч. Пентковский, Алексей Мстиславович, отстроился неплохо, неплохо обогатился – за эти годы. Дал корень на Сергиевской земле… Домик его – новенький – красуется в заповедной зоне Хотькова монастыря. Разжился собственностью. Своею. Уничтожил коллектив, отравил дух, высушил реку, загадил окружающую землю, порубал кусты, деревья, оголил архитектуру, открыл её атмосферным осадкам, поиздевался и поблевал на людей всласть как: оскорблял, доводил до срывов, болезней, больниц, смерти! Садист-шизофреник! Старший Зеленков, потомок последних слуг Мамонтовых, дом которого – традиционно – за Музеем (частная собственность), скончался, не выдержав процесс, который устроил Пентковский ‘законно’ организовав отбирание дома у Зеленковых в пользу Музея, там – смерть… 

Держал единственной деревянный усадебный дом ХVIII века в Подмосковье незащищённым – под ударами… Срыл мамонтовское дно Верхнего пруда, которое делалось такими трудами, заливал туда воды, завозя машинами, вода уходила ниже, подмывая все фундаменты архитектурного комплекса, уникального. Фундаменты сдвинулись. Знаменитые мамонтовские мосты готовил к уничтоженью!

Так называемый #главный хранитель# – Мохова\Отрощенко (Елена Филипповна)  вместе с остальными… (ругательство) – #легла# под #пенька# – сдала весь музей и все кадры! Свои отделы – прежде всего, «отдел Главного хранителя», – ядро музея: хранителей и реставраторов! – позорище, а не… На «хранении» держится музей. Держался. Хранители и реставраторы – основа, костяк, хребет. Сгноили, выдавили всех, кто не стал… (ругательство).

Я не понимаю этих людей: они думают, что вечно будет царить это… (ругательство)?
… (ругательство) – это единственное, что подходит к их опозоренным фамилиям и именам.   

Я бы не выпустил эту урку, #пенька#, – его надо сажать. Вычислить бы весь ущерб – что можно – да и вычесть (хоть в деньгах!) из этого отродья – хамов. Да и как вычислить? – оцениваются ли как-то – наши жизни? Вычислить, сколько денег стоит специалист, работающий музейщик, в рост, образование, воспитание которого вложены неисчислимые силы! Что будет с природой? Сколько растёт дерево? И сколько это будет стоить – всем – нам? И это ведь не сор, а специальные посадки. Когда восстановится микрофлора, микрофауна? Берега? Дно? Кто найдёт редкие кустарники, которые растили десятилетиями? Главное – где брать людей? Кадры? Кто это всё будет делать? Когда вернётся нормальный *климат* в Музей – моральный, профессиональный, рабочий, человеческий..? Кто ответит за то, что срублено топорами #опричников-пентковских#? Он метил красной краской с вечера – жертвы-деревья – сотрудники это переживали как личное горе, иначе и не относи-лись – потом рубил, без всяких бумаг и разрешений: #чистил#.
 
Будет – (готовится) – передача Аркадия МАМОНТОВА «ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ» об "АБРАМЦЕВО". Я дам интервью. Дадут и мои коллеги. У Пентковского остаются покровители – выскользнет! Покаялся! – приходил к отцу Виктору, изгнанному реставратору по дереву нашего музея-заповедника. Покаяние не отменяет ответственности: верни всё! – извинись! оплати! Он, Пентковский, – мелкий проходимец, по-своему, жалко! устраивающий свою жизнь. Один ли он – из произведений Гоголя, которого он ненавидит, сошедший на вечную Русскую Равнину? Типичный типаж! Собственно, что осталось от нашей страны? И кто ответит – за всё это уродство?

А ведь есть ещё злодеи планетарного масштаба! За которыми и не видать – таких, как Пентковский. Доламывали и тащили… Поэтому и не замечали, не обращали внимания. Да кому сейас, вообще, дело есть до чего-либо, если там не пахнет личной живностью\наживкою? Немного “сумасшедших” – типа нас! Но есть! мы есть.

Учить и растить, строить и сохранять – ещё потеряно не всё.

Творить.

Любить и бороться.

#пентковские#  #алексеи мстиславовичи# – вечны! – Это персонаж районного сугубо масштаба. Только беды от таких – не районные. А ведь есть и побольше его – ворьё и жульё. Придурки – планетарных масштабов! «ЛЮДИ, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!»

И всё же мы не дадим культуре умереть.

Вырастим молодых.

И они займут наши места.

И восстановят то, что возможно.

И будут бороться против #чумы#.

Чума неизбежна.

Как и то, от чего она погибнет – врачевание: умом, компетентностью, волей, силой, душою, любовью.

На смену #чуме ХХ-го века# приходит чума ХХI-го…

Мы родились для любви, а не выпускаем рукояти меча.

Так Положи всех врагов наших – к ногам нашим, как и Обещал, Господи! псалмопевцу! Давиду-царю!

И да будет Победа! Твоя и наша.

Господи!

Спасибо Тебе!

За "АБРАМЦЕВО".

И за "АБРАМЦЕВО".

В 2018-ом году – юбилей Музея.

100!

И удастся восстановить…

Трагический этап позади, очередной.

И – работа: трудная – впереди.               



http://proza.ru/2008/06/02/621

апрель май июнь 2009 – 2009 июнь май апрель





http://www.mk.ru/culture/297807.html

Абрамцевские руины

Димитрий Сырнов

09.06.09 18:52

Рейдерский наезд на музей


Осенью 2004 года директором музея-заповедника “Абрамцево” был назначен Алексей Пентковский. Многим казалось, что наконец-то найден человек, который сможет решить самую большую проблему музея — отреставрировать барский усадебный дом XVIII века. Отсутствие музейного и административного опыта, амбициозность и полная глухота к критике проявились уже в первые месяцы. Все это заставило музейную общественность заговорить со страниц прессы о допущенной кадровой ошибке со стороны ФАКа.   

Деятельность нового директора оказалась губительной для музея: массовые увольнения неугодных сотруд-ников, несанкционированная рубка в реликтовом усадебном парке, варварская самовольная очистка пру-дов, понижение уровня воды в реке Воре, что привело к заболачиванию ее поймы, неоднократные наруше-ния трудового законодательства. 

Зато Пентковскому за эти годы удалось полностью поменять коллектив — опытные музейные работники были либо уволены, либо выдавлены из музея. Ушло более 100 человек, среди которых люди, проработав-шие в музее не один десяток лет, профессионалы высокого класса. Новый директор не желал терпеть ря-дом с собой профессионалов. Особенно когда они стали говорить о преступном отношении к музею. Сегодня новый коллектив “Абрамцево” может поддержать своего работодателя, но вряд ли из любви к музею — скорее из-за страха потерять работу, поскольку большинство из них не имеют профильного образования. 

Умение Пентковского произвести на “нужных людей” впечатление европейски образованного человека, за-искивание перед ними, способность влезать к ним в доверие и использовать в своих целях — это позволяло директору паразитировать за счет музея. Он выдавал себя за защитника охранных зон, когда надо было создать видимость в глазах руководства и потомков Мамонтовых своей обеспокоенности незаконной за-стройкой. Но это не помешало ему, используя потенциал музея, выстроить за четыре года собственный дом в той же охранной зоне. Пентковский попал в ловушку собственных амбиций, приобретя земельный участок для строительства дома на улице Станционной в городе Хотьково, которая также входит в охранную зону музея-заповедника “Абрамцево”. 

Претензии и возмущение общественности он ловко переводил вплоть до последнего времени в плоскость противостояния якобы “нового русского” владельца находящейся рядом с музеем гостиницы “Галерея”. Пентковский утверждал, что появляющиеся в “МК” публикации проплачиваются этим самым “новым рус-ским”. Якобы им куплены защитники музея — Савва Ямщиков, Юрий Кублановский и даже потомки Мамон-товых, которые не один раз обращались к бывшему руководителю ФАКа с просьбой рассмотреть вопрос о соответствии Пентковского занимаемой должности. 

Быстро пролетело четыре с половиной года. Реставрация главного усадебного дома до сих пор не начата. Все экспозиции уничтожены. Фондохранилище не выстроено. Блистательная коллекция живописи первой половины ХХ века, в том числе художников “Бубнового валета”, хранится в ужасных условиях в разрушаю-щемся здании. Поневоле начинаешь верить, что Пентковский хочет уничтожить музей, чтобы поставить на его месте новодел. Главный дом умирает на глазах изумленной общественности. Двухсотлетие со дня рож-дения Николая Гоголя, который неоднократно бывал в “Абрамцево”, прошло незамеченным новым директором. 

Новое руководство Министерства культуры приняло неординарное, но справедливое решение: контракт с Пентковским не продлен. Уже назначен новый директор, которая с ужасом обозревает доставшееся ей “наследие”. Зато в ближайшее время Пентковский отметит новоселье в собственном доме, построенном в ох-ранной зоне музея-заповедника “Абрамцево”. Срок директорства не прошел даром...


абрамцево, реставрация, рейдерский захват
Опубликовано в газете "Московский Комсомолец" № 25076 за 10.06.2009



http://www.rusiskusstvo.ru/news/a2315/

Письмо министру культуры РФ Александру Авдееву

Уважаемый Александр Алексеевич!


В августе 2004 года в музей-заповедник «Абрамцево» был назначен на должность директора А.М. Пентковский. Назначение нового руководителя было встречено научным коллективом доброжелательно. Но вскоре действия директора повергли сотрудников в шок. Не имея опыта музейной работы, Пентковский отверг советы опытных музейщиков и стал единолично «наводить порядок». 80-летняя научная и культурно-просветительская деятельность музея была им объявлена «культурной шизофренией», а коллектив – «человеческим мусором».

Непрофессиональная деятельность директора привела к следующему:

1. Главный усадебный дом конца ХVIII века – один из немногих памятников деревянного классицизма, уцелевших в ХХ веке, находится в плачевном состоянии. В сентябре 2004 года директор Пентковский самовольно прервал ремонтно-реставрационные работы, которые планировалось закончить к 85-летию музея, в декабре 2004 года. (При этом следует заметить, что на завершение работ Министерством было отпущено три миллиона рублей). Дом даже не был законсервирован на зиму 2004–2006 годов. Только под давлением потомков С.И. Мамонтова и сотрудников музея, которые поплатились за свою позицию репрессиями, дом стал полностью отапливаться в 2006 году. За четыре года А.М. Пентковским так и не начата реставрация. Парадная анфилада дома закрыта. Создается впечатление, что директор сознательно тормозит реставрацию, чтобы довести дом до аварийного состояния, и сделать новодел, что проще и дешевле.

2. В 2002 году на Большом ученом совете, в который входили и директора ведущих музеев, специа-листы, было решено восстановить мемориальную комнату Н.В. Гоголя к 200-летнему юбилею писателя. Н.В. Гоголь гостил у Аксаковых в Абрамцеве в 1849–1851 годах. Были проведены реставраци-онные изыскания и восстановлена в первоначальном виде «комната Гоголя» в мезонине. Сотрудники музея готовили материалы для экспозиции «Гоголь в Абрамцеве».

Дополнительно была закуплена мебель первой половины ХIХ века на сумму более 300 тысяч рублей. Для проведения экскурсий были укреплены перекрытия в мезонине. Но с приходом нового директора (2004) все изменилось – Гоголь, по его словам, сказанным на совещании, «был мракобесом», а в мемориальной комнате вместо экспозиции разместились сотрудники отдела учета.

3. Много было публикаций в местной и центральной прессе об уничтожении г. Пентковским пейзажно-го усадебного парка и прудов в Абрамцеве. Росохранкультура приостанавливала несанкционирован-ное «благоустройство» парка. Директор отделался штрафами, но так и не согласился с музейными законами: ведь деревья в усадьбах сохраняют и лечат, а не вырубают. До сего дня вырубка мемори-альных деревьев продолжается, уничтожены кусты сирени, жасмина, акации, всегда украшавшие дворянские гнезда. Встретив возражения специалистов лесопаркового отдела, Пентковский упразд-нил научный садово-парковый отдел, заменив его на отдел благоустройства.

4. «Поленовский» пруд после варварской очистки бульдозером в 2004-м утратил гидрологический слой, погибла рыба и выдры. Четвертый год пруд наполняют из водопровода или перекачивают воду из соседнего пруда, тоже теперь загубленного.

5. Кадровую политику, проводимую в музее, Пентковский сформулировал так: «Не увольняю, но создаю условия для ухода». К 2007 году из музея ушло более 100 человек, из них 30 научных сотрудников, опытных хранителей со стажем 15 и более лет работы. Директор выпустил инструкцию для сотрудников с таким пунктом: «о запрете общения с прессой и неразглашении оригинальных методов руководства». Каждого принуждали подписаться, не скрывая, что несогласных ожидают репрессии.
   
Мы перечислили далеко не все плоды разрушительной деятельности Пентковского. Возможно, такая неистовая энергия уместна на стройке, особенно на этапе расчистки участка для строительства, но не в музее-усадьбе ХIХ века.

Уважаемый Александр Алексеевич! Близится 90-летие музея-заповедника «Абрамцево», еще недавно он был самым посещаемым музеем Подмосковья, теперь он практически потерял свою привлекательность и мало-помалу становится захолустным культурным учреждением. Просим Вас, Александр Алексеевич, объективно разобраться в абрамцевских делах и спасти «русский Барбизон».


Е.Ю. Шкурская
ст. н. с. музея «Абрамцево» (с 1975 по 2005)
И.В. Плотникова
ст. н. с. музея «Абрамцево» (с 1979 по 2006)
Н.А. Загвоздин
экскурсовод музея «Абрамцево» (с 2001 по 2006)
Л.А. Богданова
ст. н. с. музея «Абрамцево» (с 2000 по 2007)
Е.Ф. Григорьева
экскурсовод музея «Абрамцево» (с 2000 по 2005)
Т.С. Федорова
Зав. отделом (с 1982 по 2005)
Т.А. Потапенко
экскурсовод музея «Абрамцево» (с 2000 по 2005)
О.В. Костина
член МОСХ, искусствовед, гл. редактор журнала «Русское искусство»
Е.В. Степанян
член Союза писателей Москвы, член Ассоциации искусствоведов, редактор журнала «Русское искус-ство»
В.В. Румянцев
скульптор, член МОСХ


Опубликовано в журнале «Русское искусство»