Почему четыре Евангелия?

Евгений Каширский
Наверное, каждый человек, читающий Новый Завет, задавался вопросом: почему же, собственно, четыре Евангелия? Неужели нельзя было написать одно, излагающее максимально подробно, строго по порядку жизнь Иисуса?

Обычно отвечают примерно так: Евангелия написаны для разных категорий читателей. Для иудеев – Ев. от Матфея, для римлян – более подходило лаконичное Ев. от Марка, для пресыщенных греков – литературное Ев. от Луки. Наконец, для продвинутого читателя – Ев. от Иоанна. Конечно, слабоватое объяснение, потому что тогда надо писать отдельно для китайцев, индусов, папуасов… и, разумеется, для русских. К тому же этот взгляд противоречит идее всеобщности Евангелий, их вневременности.

Есть и другие толкования. Например, такое: четыре Евангелия – это четыре точки обзора, или взгляд с разных углов… Или такое: Ев. от Матфея говорит о религиозной морали, от Марка – это Евангелие победы, чудес и страстей, от Луки – связь с иудейской историей, от Иоанна – духовное и сущность вечного…

Неверующие люди довольно потирают руки: «вот видите! четыре книги, и все такие разные, содержат некоторые разночтения, а что это значит? Церковники не могли согласовать свои тексты».

Если же принять точку зрения, что Автором Евангелий является Бог, а не человек, тогда придется согласиться, что по какой-то неясной причине Автор через евангелистов пожелал дать Своему народу именно эти Книги. То есть нам представлены не разные взгляды евангелистов, но разные Книги. И пытаться выводить из них одно Евангелие – занятие, на мой взгляд, сомнительное и даже незаконное. Вот почему так притянуты все хитроумные попытки составить одно жизнеописание Иисуса, сведенное воедино из четырех Евангелий.

Поясню мой мысль. Если бы Бог пожелал, у нас было одно Евангелие, написанное наилучшим образом для любителей порядка и логики. Полное, ясное, отвечающее на все вопросы. Но Иисус в Евангелиях неуловим, не поддается объяснению. Какая-то в этом есть тайна… Возможно, Бог через Евангелия нам говорит: Иисус настолько велик и сложен, что не вмещается ни в какой текст, изложенный при помощи грамматики и логики… И потому недоступен какому бы то ни было анализу, после которого исследователь скажет: ну вот, с этим вопросом разобрались.

И все же Богу угодно, чтобы мы, не ссылаясь на тайну и трудности, занимались исследованием Евангелий, старались лучше понять Иисуса. Парадоксально, как, впрочем, и все в нашей христианской вере…