Дневник Александра Сергина

Александр Михайлович Сергин
   Дневник Александра Сергина.
(На основе писем к Ольге Сергиной (Араратян.)

О Литературе.

 "Вечером я читаю до часа ночи, но новых книг очень много и я стараюсь их хоть просмотреть повнимательней. Есть собрание сочинений Г.Д. Мопассана - вот бы все прочитать!"
п.Дарьинск

"Сейчас читаю роман Флобера "Воспитание чувств" и стихи индийской поэтессы, Амрита Притам какая-то. У нее есть цикл стихов, посвященных материнству..."
7...77г.
г.Панфилов

 "...постарайся прочесть то, что я сейчас напишу - и у нас будет еще больше совместно прочитанных книг.
   А это очень, по-моему, важно для взаимопонимания: ведь взаимопонимание - это значит сопереживание (ну и словечки я выдаю!)
   Это: "Госпожа Бовари" Флобера;
"Пьер и Люс" Р.Роллана из кн. "Французские повести";
"Первая любовь" И.С.Тургенева; "Крошка Тэс из рода Д'Эбервилей" (б-ка "Всемирной литературы". Автора забыл).
25.8.77г.
г.Караганда.

"...Сегодня я опять дежурю в камендатуре. Ночь уже прошла, сейчас уже почти одиннадцать часов. Вечером я читал в журнале "Новый мир" роман "Молодожены" одного француза..."

"...Философию религии" мне не надо - это из другой оперы, а другой называется "Наука логики", коей 1-й том у меня куда-то подевался."

              *  *  *  *  *
Кое-что из литературных вкусов А. Сергина (список на основе одной из библиотечных карточек)
Петровский "Египет".
Толстой "Война и мир".
Перельман кн.2
Древний Рим 
Ян. Чингисхан
Куст "О затопленных сокровищах".
"Новый мир" № 10, 11, 12; 92г.
"Октябрь" № 10, 11, 12; 92г.
Николсон "Тяготение, черные дыры и вселенная".
И.Бродский "Избранное"
Физика космоса.
Я.А.Иоффе "Мы и планета".
Джером "Юмор, рассказы".
С.С.Толстой "Как переводить с англ. яз".
"Кольцо царя Соломона".
Моуэт "Трагедии моря"
"Жизнь до человека".
"Недостающее звено".
"Неандертальцы"
"Кроманьонский человек"
Пьюзо (?) "Крестный отец"
Пьюзо "Сицилиец".
Сечень(?) "Тамерлан"
А.Кристи...
Рокоссовский...
"Современный французский детективный роман".
"Очерки о вселенной".
"Новая и новейшая история" №2, 5, 91г.
П.Фарб "Насекомые"
Ж."Всемирная литература" № 7, 8, 97г.
"Etigvette"


О вечном.

"...мне впервые стали иногда сниться сны с тобой, правда, они очень нескладные (даже и пересказывать не хочется), но все-таки я почему-то раньше как ни старался, тебя во сне увидеть мне не удавалось. Вчера, например, видел сон, что я в качестве то ли дипломата, то ли разведчика попал в Китай, и не просто в Китай, а на прием к Мао.
   Мао был бесподобен: что-то очень коварное, узкоглазое, все приводил мне свои цитаты, что-то читал и писал (кажется тоже цитаты).
   А ты была тоже со мной в Китае, только нелегально, Мао интересовало все + со мной ты или нет, я жутко боялся за тебя из-за его коварства. Правда же очень глупый сон, хотя нескладность ему приписать трудно."
"Когда я раньше думал о любви, то все время представлял себе, что мы (я и она) идем по берегу озера. Берег весь в полевых цветах, как кое-где на Урале... Иногда мы останавливаемся и подолгу смотрим на реку, на лес за рекой. Ветер мягко перебирает травинки, ласкает лицо, волосы..."

"Перед тем как запечатать конверт...
И ясность и нежность
Я вижу во взгляде
Любовь и печаль-это ты!

Твоими глазами
Твоими словами
Твоими губами
В плену красоты."
27.09.80г.


  "...Сейчас хотел написать тебе какие-нибудь стихи собственного производства (я когда пишу тебе у меня появляется желание выразить кое-что и я не могу найти другой формы). Написал несколько виршей, +  но посылаю одну, в которой хотел написать о женской красоте
"Три грации стоят обнявшись,
 И красотою наполняя сердце
 Мне тайну нежности, любви
 Открыть в любимой обещают."

                И еще, по ходу:
Пленница.
Связали руки ей,
И на коленях стоя,
Она с отчаяньем бессилья
Пытается освободиться...
Хотя все это бесполезно-
Она не думает смириться:
Ведь ничего ей не осталось
Как только путы эти рвать."
   Это не рифмованные стихи, но я только хотел передать свое впечатление от двух скульптур, которые мне больше всего нравятся. Это "Три грации" (автора не помню) - римская скульптура, и "пленница", которую я видел во Львовском музее.
   Сейчас уже поздно, я сижу один в своем "кабинете." Кино для солдат кончилось, а я все сижу в тишине.
   Здесь очень тепло, в этой комнате и не хочется идти домой по темной улице, но завтра опять надо вставать на работу."
11.12.77г.
с. Уч. Арал

"Сегодня я опять до вечера дома... Меня ждало твое письмо, и еще сейчас слушаю радиопередачу, предают стихи, песни о любви о которой твой зять советует не распространяться... В общем-то он, по-моему, прав: когда кто-то из двух один начинает выражать сомнение в любви другого и требовать подтверждения ее, а другой изощряться словесно в доказательствах, что она его прямо-таки сжигает, то чаще всего в подобных случаях ее и нет.
   Любовь подтверждается в поступках, чувствах и словах тоже, если они приходят сами, когда доказательства любви нужны прежде всего самому."

На открытке:
"Я посчитал ромашек лепестки,
И получилось только - "любит".
Дарю тебе счастливые цветы
И верю: счастье с нами будет."
29.09.80г. (День Рождение О. Сергиной).

"Сегодня 8 марта - самый праздничный и самый печальный сейчас день; печальный, потому что мы не вместе сегодня...(А. Сергин родился 8 марта).
   ...За сегодня и вчера я не выпил ни капли вина и ничуть не чувствую себя обделенным чем-то. Вряд ли бы оно развеселило меня...
     Фотографии, конечно, не характеризуют меня как фотографа (я опять в спешке перепутал проявитель, но ведь это только цветочки...)"
8 марта 1977г.

"Сейчас сижу и все время вспоминаю чудные мгновения: передо мной являлась ты...!
   Особенно памятно, как я на лестнице выспрашиваю: "Как позвать бы Араратян с ... - ой комнаты? И куда бы она могла подеваться?", - как появляется сверху она сама, т.е. ты, сияешь от удовольствия, что я проторчал целый час (ожидаючи тебя); я тоже начинаю сиять, как медный самовар, и быстрехонько отхожу под лестницу или на улицу, дабы не ослепить присутствующих.
   Оля, ты спрашивала, что означает мое "женская логика". Поясняю. Вот если ты прочтешь предыдущую фразу и у тебя мелькнет: "Ах! Значит я тоже как самовар!", - это один из образчиков "женской" логики."

"Что касается Бокаччо, то можно сказать, что вообще-то эти стихи при всех своих недостатках содержания и неправды в целом, все-таки можно "пришпандорить" многим женщинам, в коих недостаток интеллекта компенсируется биологическим фактором.
   И ты молодец, раз вместе с Бокаччо потешаешься над ними: ведь к тебе не отнесешь ни одну строчку этого опуса".
9.12.77г.
с.Уч.Арал.

"Помнишь, как В. выразил удивление, каким это я образом, прожив четыре года в ЛВВПУ, подвергаясь всем искусам, остался неженатым.
   Но все дело в том, что уж слишком серьезное значение я придаю любви и т.д."

"...вот и потянуло на признания всякие сентиментальные, а по радио только что пела кто-то песню со словами:
"Слова я слушаю твои,
Но ничего они не значат.
Может ты на свете лучше всех
Только сразу это не поймешь..." и т.д.
   Оля, как тебе Вивальди? Может не очень? Я его слушал в училище, когда все уходили после вечерних занятий. Брал проигрыватель, запирался в пустом классе, тушил свет, открывал окно, которое выходило прямо на узкую мостовую и слушал...
   Улочка была тихой, с густыми каштанами; брусчатка на мостовой блестела после дождя от фонарей..."

"Потом я слушал "Аве Мария". Только две пластинки. Старался представить себе 17в., тех прохожих - одиноких, в темных одеждах до земли...
   ...Может быть, мне оттого и нравится этот Вивальди, что я нагородил для себя кучу всякой всячины, которой там и в помине нет.
   Врач-неврапатолог (о котором я тебе говорил, помнишь?) назвал бы это... Ну, он бы сказал, что чрезмерная впечатлительность (к подобным вещам) не красила еще не одного мужчину.
   Он, кстати, большой циник этот доктор. Я его не люблю за это, хотя мне пришлось целую ночь (как мы ехали в Алма-Ату) выслушивать его проповеди...
   ...что он и пару часов не простоит на ногах; а тем не менее взял на себя роль Дон Жуана и усердно пытался "просвещать" меня да еще с профессиональными выкладками.
  ...только мне интересно почему, откуда и зачем столько молодых "человеков" набрались подобного отношения к жизни..."


Разные интересы...

 "Сделал телевизор, вчера достал фишку с трансформатора (мне его заменили) и вечером после наряда сквозь сон смотрел его. Передачи были очень интересные. Съемки натуральные в Испании, на Ниагаре, в Корее. Потом передача по искусству. Недавно сделал первые записи на большой магнитофон с приемника."
15.01.80г.

 "Только что закончился фильм-спектакль по телевизору, и я весь под его впечатлением. Спектакль этот поставлен театром им.Вахтангова о Чехове, на материале его писем, вернее, переписки с сестрой, с двумя женщинами (одна из которых стала его женой за два года до его смерти), с Горьким и т.д.
   Вот бы было хорошо, если ты тоже его смотрела! Только название я забыл: то ли "Изменчивое наше (мое) счастье, то ли "Неуловимое..." Но не это главное ... Какие это были душевно тонкие, чистые и богатые душой люди. Чехова играл Яковлев, ты его, конечно, знаешь, он играл в "Анне Карениной". Кстати, вспоминаю часто как ты читала, как он проснулся в кабинете на диване и долго не мог сообразить где это он. Помнишь?! Оля, ты так здорово читала, с таким пониманием его несчастья, что, помню, я удивлялся и радовался всю дорогу тому, как здорово у тебя все получается."

 "...На улице - земной рай: тепло, цветут каштаны. Каждое утро я встаю пол седьмого по будильнику и бегаю в лес на физзарядку. Побегать утром по лесу - это такое удовольствие, что я его не брошу. Встаю с постели сразу, потому что будильник будет звенеть, пока батарейка не сядет. В общем, вещь полезная во всех отношениях."
10.5.81г.

   "...Притащил домой гусеницу от танка, усиленно развиваю вторичные. К твоему приезду в феврале уже что-то должно проявиться.
   Вторую неделю усиленно занимаюсь венгерским. Есть уже скромные успехи. И чем они зримее, тем больше я и с большей охотой занимаюсь."

   "Наскоро сделал несколько фотографий...Таких фотографий я, наверное, еще не делал, благодаря твоему великолепному "позированию". Единственно, что немного огорчает - это то, что они могли бы получиться значительно качественнее, будь у меня проявитель для бумаги, да к тому бы еще и специально подобранный для нее."

"Реалии жизни и не только".

 "Живу я сейчас, как ты знаешь, в гостинице, втроем в комнате. Со мной живут капитан и майор. Все нормально.
...Вокруг везде горы, почти как в Алма-Ате, тоже высокие и снеговые. Говорят там водятся горные козлы и даже медведи...
   Панфилов - это большой поселок, русских здесь почти нет, зато такая разнообразная смесь местных национальностей, как нигде. Здесь казахи, уйгуры, китайцы, пришедшие из Китая в 72г.
   Записался в библиотеку части, буду брать по одной книге. Времени здесь у меня немного меньше, чем в Караганде, но все-таки есть."
25.9.77г.
г.Панфилов.

"Сейчас я в полевом лагере. Стоит лагерь посреди голой степи; палаточный городок, пыль, ветер, солнце палящее вовсю, - вот и все достопримечательности нашего расположения. Ветер и машины поднимают иногда такую пыль, что нельзя разглядеть человека в десяти шагах. Кончится все это в конце месяца."

 "Итак, уже два дня я в этом Уч. Арале...
   А поселок здесь приличный (3 кинотеатра, если не ошибаюсь). Есть и целые кварталы пятиэтажных домов для семей офицеров.
   Население в большинстве узкоглазое, тьма китайцев и др. неведомых национальностей.
   А за поселком горы (если бы им еще хоть три раза столько, были бы и снеговые). И вообще в Уч. Арале зелени ничуть не меньше, чем в Алма-Ате, может быть, даже больше. Речка, которая бежит с гор, отведена канавками в каждый двор. Пыли хватает только на дорогах и улицах от какой-то породы."
   21.13.75г.

  "После обеда ходил в клуб, видел пока только Е. Он обрадовался до потери пульса, так его сейчас загоняли. Отчеты и выборы в комсомоле - за себя, праздники - за нач.клуба, подписка - за пропагандиста, - всем этим занимался один. В клубе все хорошо.
   Р. уезжает. Кино-радио исправно. Фойе оформлено по-новому и очень хорошо. И теперь в клубе, кроме кино-радиомеханика, художника будет внештатный фотограф, он же почтальон, вместо Р. Фотографирует он отлично, так что мне будет легче в этом отношении.   
   Сегодня был концерт для солдат. "Пламя" еще не потухло (хотя 1/2 состава уезжает скоро) и напоследок разгорелось. Я уверен, что в теперешнем составе (добавились флейтист, органист и трубачи из музыкального взвода МС полка), оно заняло бы не последнее место в конкурсах самодеят. ансамблей по Казахстану."
9.11.77г.
с.Уч.Арал.

"15 января смотра у нас не было, зато завтра - гарнизонный смотр худ. самодеятельности в нашем клубе, где принимаем участие и мы.
   Вчера была генеральная репетиция: концерт будет в двух отделениях, часа на три. Есть кое-что и стоящее и жаль, что тебе не удастся его посмотреть."
31.1.77г.

"...Опять меня посылают в Аягуз. Там должно состоятся открытие нового "Дома Офицеров", в котором мы (наш ансамбль) принимает участие."
9.2.77г.


"Сегодня я еду получать автоклуб и если получу, сразу же еду на нем на учения, так что забот у меня прибавляется еще.
   Баб Таня болела несколько дней. Каждый раз она встречает меня, как вернувшегося с того света.
   Один раз я приехал мокрый до нитки, второй раз-прокопченный, а сейчас-заросший щетиной. Я заезжаю иногда только на несколько часов и только 8 марта на сутки.
  Какие новости в Алма-Ате? Идут ли новые фильмы? Ты старайся немного ходить в кино, и в театр..."
   13.3.77г.

   "...Дописываю это письмо спустя два дня и уже в Аягузе. Ездил получать сюда клубную машину, но не принял, потому что цель только кинооборудование, а ходовая часть совершенно неисправны."
   29.1.77г.
г. Аягуз.

   "...Скоро ты приедешь из дома, и это письмо лежит под подушкой, дожидается тебя.
...А еще, Оля, хочется махнуть с тобой на необитаемый остров.
   Но это все грезы, а реальная действительность проще и грубее. Сегодня...
   ...на обеде видел В., тоже ходит хмурый. Оказывается тот тип (С.) учинил драку, ударил милиционера, попал в милицию и там заявил, что пьянствовал с В., а тот его бросил и даже домой не проводил.
   Теперь В. все стыдят не столько за то, что "пьянствовал", сколько за то то, что бросил "товарища".

  "...Я понимаю, что тебе трудно это понять, да и я только недавно, а особенно сейчас, общаясь вплотную и живя вместе со старшими офицерами начинаю по-настоящему понимать, как все-таки далеки отношения между людьми от моральных требований, предъявляемых к ним. Сплошь и рядом, за личиной ревностного служаки, поборника уставов..., кроется мелкий карьерист, стяжатель и пакостник. Как часто люди, притворяясь друг перед другом единомышленниками, вежливыми, отойдя на пол - шага говорят пакости друг о друге. Я не хочу чтобы это касалось нас с тобой даже косвенно."
30.9.77г.

   "У меня сейчас много забот, суеты зряшной. Чтобы все успеть сделать вовремя нужно мотаться как Фигаро и иметь хоть немножко энергии, какого-то интереса живого, которого у меня на этом поприще нет и не намечается. И Слава Богу!
"Со мною что-то происходит:
Совсем не те ко мне приходят,
И ходят в мелкой суете
Разнообразные-не те..."
29.1.76г.

Путешествия.

  "...добрался я до Москвы благополучно. Билеты были только на 2 июня, а приехал я в Москву в 18 часов 31 мая. Сижу на вокзале (вернее на улице) и не знаю куда податься....
  В 12 часов решил что нужно что-то искать и чудом попал сюда (гостиница "Украина")..., а утром пошел гулять в Кремль, прилепился к какой-то группе, послушал, потом отлепился, сходил в исторический музей.
...ехал я до Москвы чуть не чокнулся (Прим. - из Уральска...) Всю дорогу удивлялся, как это монголы-татары с кибитками на деревянных колесах без мостов и дорог такую даль добирались. (Кстати, в Венгрии они тоже были)."

"Сейчас я в Москве и часа через три поеду в Ленинград. Особенного ничего нет в нашей столице, только тьма людей, абсолютно чуждых, занятых чем-то своим. Вообще-то есть давняя истина, что чем больше толпа, то тем больше человек отделен от нее и одинок.
   Чем-то все это напоминает муравейник, особенно в метро." 21.5.77г.

"В Ленинграде интересно и хорошо, но без тебя все-таки не очень. Я уже был в Эрмитаже, Русском музее, Петропавловской крепости; ходил на спектакль БДГ и на концерт симфонической музыки, - это почти все, не много."
27.3.76г.
г.Ленинград

"Все, что ты мне говорила, я стараюсь выполнять. Купил проигрыватель, Мирей Матье гоняю - скоро дыры появятся, поскольку на данный момент эта пластинка единственная."

   "...как и этот монумент, напечатанный на листке. Он стоял на холме во Львове, как раз в 30-и шагах от нашего училища. Почти каждый день я проходил мимо; спускался в парк, гулял там или садился на трамвай, чтобы ехать дальше.
   Знаешь, Оля, я так полюбил этот город, что нет у меня желания больше, чем скорее снова увидеться с ним.
   Узкие, средневековые улочки; костелы ... и звучащий орган..."


   Из писем Александру Сергину отца Михаила Сергина.
   "Библиотечку для тебя я собираю давно. Поэтому ты не застал меня врасплох. От БВЛ никто, разумеется, не отказывается. Во-первых, потому что кто в этом деле баран, тот отказался с самого начала поступления книг этой серии, как только понял что не туда попал (такие случаи были), во-вторых сейчас нет товара дефицитнее книг. Последнее относится не только к городу, но и к деревне.
   Кое-что из БВЛ ты будешь иметь. На Лермонтова для тебя я подписался. Первый том уже получил. Подписался также на Аристотеля. Прозевал Фейербаха (не знал, что он будет нужен тебе), захватил только 3-ий том (последний).
   Одним словом, сделаю все, что смогу. Это поручение мне приятно, и я постараюсь. А ты постарайся сохранить то, что будешь иметь. В наш век это нелегкая задача. Книги принято не возвращать... Конечно, не бывает правил без исключения. Жестоко отказать другу да этого и не следует делать. Но учет должен быть. В противном случае будут пустые полки...
   Сегодня вечером слышал по Алма-Атинскому радио упоминание об Уч-Арале. Сообщили, что мороз у вас достигнет 15-20 градусов. У нас пока тепло. Снегу нет. Озера замерзли. Урал, в основном, - тоже..."
2.12.1975г.

   "Что касается работы, сынок, то отчаиваться не стоит: с людьми работать везде тяжело и редко кто от такой работы получает удовлетворение. Я неплохо знаком с работой в партийных, советских органах, школах, больницах и т. п. Везде один шайтан + людские интриги..., грубость, натуральное хамство и т. д. Все это - результат недостатков в воспитании основ культуры."