В ногу со временем

Татьяна Кезина
Людмила Антоновна и Раиса Семеновна –  в прошлом коллеги. Много лет проработали в одной школе. Людмила Антоновна «сеяла разумное, доброе, вечное» на уроках русского языка и литературы.  Раиса Семеновна учила «вычитать и умножать» на математике.

Сейчас обе - на заслуженной пенсии. Протрубив тридцать лет и три года,  решили, наконец, устроить себе вечные каникулы.

Хватит. Сколько ж можно?

Когда-то юными девушками пришли в это образовательное учреждение. Одна - полная желания научить всех грамотно писать и культурно говорить. Другая –  видеть гармонию чисел в окружающем мире. 

С годами и та, и другая сильно изменились. Людмила Антоновна из стройной брюнетки превратилась в тощенькую на вид селедочку, совсем не вызывающую аппетита даже у тех, кого тянет на солененькое. Раиса Семеновна, наоборот, раздобрела не на шутку. Но тот период, когда она напоминала румяную с пылу с жару булочку, давно прошел. А следовательно, и в ней сейчас никто не видел лакомого кусочка.

Но обе жизни относятся философски, зная, что «все течет, все изменяется». Поэтому свои метаморфозы воспринимают спокойно. Нет, это вовсе не означает, что махнули на себя рукой. По привычке к 1 сентября покупают себе что-либо новенькое на вещевом рынке. В душевном порыве приглашают в гости любимых учеников. Часами вспоминая о минувшем, с нескрываемым любопытством расспрашивают о судьбе каждого.

Надо сказать, что и сейчас они не оторваны от школы. Обе шагают в ногу со временем. Покупают книжки с тестовыми заданиями по ЕГЭ. Не без старческого удовольствия набирают довольно высокие баллы. И…

Весь день Раисы Семеновны расписан по часам. Она и сейчас не тунеядствует: продолжает учить математике, только уже частным путем. Репетиторствует, так сказать. Звонок в дверь. На пороге выпускница средней школы.
-А, Юлечка! Проходи! Проходи, милая!
И начинается урок-занятие. Раиса Семеновна очень внимательно следит за тем, как девушка решает уравнение, как находит логарифм. Ее реплики носят разнообразный характер.

-Думай, Маша, думай, - говорит она ласково-строгим голосом.
-Правильно, Маша, молодец! – подбадривает ученицу.
Когда же просит Юлечку упростить многочлен и у той никак не получается, неизменно произносит одну и ту же фразу:
-Милая, сосредоточься, пожалуйста, на математике. Мне кажется, что ты все время думаешь о чем-то другом. В результате упрощения многочлена получаем трехчлен, двучлен. А у тебя что?

Вот и, наконец, пришло время прощаться. Занятие окончено.
-До свидания, Юлечка! Жду тебя в среду! Не опаздывай!

Раиса Семеновна абсолютно не замечает, что в течение часа называет девушку другим именем. Юлечка не возражает: математике-то она учит замечательно. И это главное. Просто старенькая уже. Вот и путает имя. А в мире чисел ей равных нет. Ас!

Людмила Антоновна тоже подрабатывает. Пенсии-то даже на необходимое не хватает. А ведь не хлебом единым сыт человек. Хочется иногда и в театр сходить, и на книжку новую разориться. Вот поэтому приходится, даже на старости, склонять существительные.

Людмила Антоновна очень сердится, но виду не показывает, когда Анжела пишет с ошибками: примИрять платье, полАскать белье, благослАвлять на подвиг. Она мужественно терпит такое безобразие.
-До чего ж дети пошли бестолковые! – думает. – Никакого языкового чутья нет!

Любимая тема – спряжение глаголов. Эх, как она, бывало, наслаждалась, слушая, когда целый класс хором проговаривал:
-Чтоб не позорить нашу школу, запомним этот ряд глаголов:
смотреть, вертеть, зависеть, видеть, терпеть, обидеть, ненавидеть,
слышать дышать, гнать, держать.

Прошло то время. Сейчас перед ней сидит только одна Анжела и никак не может запомнить эти одиннадцать неправильных глаголов. Вечно то «любить», то «купить», то еще какой другой вставит. Анжела собирается учиться в Лондоне, поэтому для нее важен английский язык. Людмила Антоновна думает, что и в нем девушка навряд ли сильна. Но сама ученица, видимо, так не считает. Когда во время занятий ей кто-либо звонит по телефону, она бойко разговаривает только на иностранном.

Правда, в ее лексиконе тоже не более одиннадцати слов, но их, очевидно, запомнила очень хорошо:
-Yes! –  радостно восклицает она.
-Okay! – соглашается с собеседником.
-Sorry, - мило извиняется перед кем-то.

Украдкой Людмила Антоновна поглядывает на часы: осталось пятнадцать минут до конца урока. Какое-то чувство неудовлетворения испытывает она каждый раз, когда девушка, протягивая деньги, прощается с ней. Вроде занятие прошло впустую: не научила Анжелу.

Вечером бывшие коллеги обязательно созваниваются и долго беседуют о том, как прошел день. Сначала, естественно, про учеников. Чаще жалуются на них по поводу и без. Желание перемыть косточки осталось еще со времени работы в школе. После того как малый «педсовет» проведен, разговор плавно перетекает в другое русло.
-Я сегодня пошла в магазин, и что ты думаешь, - возмущенно говорит Раиса Семеновна, - хлеб опять подорожал.
-И не только хлеб! – подхватывает тему Людмила Антоновна. – А яйца? А молоко?

Обе тяжко вздыхают. Ясно как день: раз все дорожает, нужно повышать цену за занятие. Никуда не денешься - нужно шагать в ногу со временем.