Скованные. Акт - 1 сцена - 1

Олег Игрунов
                АКТ 1
               
                Сцена 1

/ Скифия. Гермес беседует с прикованным к скале Прометеем /
Гермес – Привет, мишень для тысяч бед!
Прометей – Гляди- ка, в двух словах портрет.
Гермес – Не в настроенье ты?
Прометей – Для споров? Нет!
Гермес, /помедлив, усаживается на камне / - Прискорбно, так хотелось поболтать…
Прометей – И больше не с кем?
Гермес – Как тебе сказать?.. Гефест  куёт, Арес  воюет, Дионис  пьёт…
Прометей – Гермес  плутует.
Гермес / осклабившись / - В заботах все. Свободен ты один…
Прометей – Ну да…
Гермес – О них ты? Право ж ерунда. Есть цепи попрочней.  /Поднимается / - Так ты и впрямь не расположен?
Прометей – Впрямь.
Гермес – Жаль / оправляет крылышки на сандалиях /. - Что ж, тогда прощай!
Прометей – Бывай, коли не шутишь.
Гермес / смеясь / - Шучу, конечно. Но каков упрямец? / Садится / - Но ты по чести должен мне признаться, что сам до смерти хочешь потрепаться…
Прометей – Я до смерти хочу лишь только смерти.
Гермес – Брось. И настоль не верю. И не получится…. Ты слышал о Сизифе?
Прометей – Не помню…. Впрочем, слышал, да.
Гермес – Он смерть украл…
Прометей – Вот уж беда…. Так вот с чего  вокруг меня  юлишь ты?!
Гермес  /отсмеявшись / -  С тобой как с морем: зазевался – утонул…
Прометей – Не тонут боги…
Гермес / не слушая / - Но тем оно к себе и манит. Вот почему так часто я сюда спешу, Олимп и долг покинув. Ты будишь во мне мысль, щекочешь чувства…. Беседуя с тобой, как по мечу ступаешь…
Прометей – Занятно.
Гермес / смеётся / - Я снова маху дал?
Прометей / пожимает плечами /
Гермес – Однако же поверь, я говорил, что думал. С тобою интересно…
Прометей – Поговори с Афиной.
Гермес – Ну да, поговори…. Я впрочем, и не прочь…. Да вот она не больно-то желает. Вот разве, что, забив её в железа, как тебя?..
Прометей – Цепной свободнее мыслительный процесс?
Гермес / смеётся / - Напрасная ирония, мой друг. Я сам порой хотел бы… вот так вот, отрешившись от сует, страстей, забот и… прочих тягот…
Прометей – Так дело в чём? Махнусь, на чин не глядя…
Гермес – А долг перед роднёй? А службы? К тому же ты смеёшься надо мной и, согласись я, ты – не согласишься.
Прометей / пожимает плечами /
Гермес – Нет?
Прометей – Ты не любитель поохотиться на львов?
Гермес – Бывает. Так, от скуки ради…
Прометей – Когда в ущелье ты влачишь козлёнка, то можешь, если  хочешь, написать на лбу ему бедняжке: « вот приманка»…. Льву всё одно: он ни читать, ни мыслить – не способен. Иное я.
Гермес – Не веришь, значит, мне?..
Прометей – А сам себе хоть изредка ты веришь?
Гермес  / смеясь / - Ну, разве спьяну…
Прометей – Нет, Гермес, не  пью! Шалить с когтей орлиных печень стала.
Гермес – Что ж? Тогда оставим.… А правду ль слышал я что будто, по душе тебе Афина?
Прометей – Правду.
Гермес / смеётся / - Значит, лжёшь! Иль правду говоришь, чтоб я за ложь её воспринял? Иль лжёшь, чтоб я, за ложь принявши ложь, подумал, будто правда - это правда, тогда как…
Прометей – Мой ответ тебе не важен?!
Гермес – Как и тебе.
Прометей – О чём ты?
Гермес – О свободе!
Прометей – Опять?..
Гермес – Я только то сказал, что сам её ты не желаешь. Тебе дороже цепи и гордыня. Ты упиваешься своим страданьем. Своею, будто, за святое дело, жертвой…
Прометей – Будто?
Гермес – Ты не ослышался: я «будто» произнёс.
Прометей – Ну, что ж? На том мы и закончим…
Гермес – Ну, нет! Позволь сказать, дражайший. Что, если не гордыня, здесь в тебе? Надулся на меня. За что? За слово? И это ты – певец свободной мысли? Да Зевс тогда щенок перед тобой! Он цепь надел на тело, ты ж – на слово. Выходит: лишь тебе решать, кто прав, а кто виновен?..
Прометей – Где ты нашёл обиду? Просто глупо другого в истинности убеждать, того, что без тебя, он сам прекрасно знает, но вынужден по должности скрывать.
Гермес / вскакивая / - Я правду говорю! /Бьёт себя в грудь / - Я искренне считаю, что ты в своём свершении не прав!
Прометей – И ты серьёзен?
Гермес – Да хоть, не верь! Я плут, мошенник – пусть, но из азарта. Я в мыслях не корыстен. Если б я считал, что Зевс – не ты, виновен, оставил службу и сложил с себя сандалии.
Прометей – И в чём мои вины?
Гермес, / пожимая плечами / - Украл огонь ты.
Прометей – Для людей!
Гермес – Да хоть для солнца! Ты украл и точка. Закон нарушен, что ж тебе ещё?
Прометей – И кто же защищает тот закон? Кто, в люльке будучи, стянул коров священных!? Кто «да» одно сказав, соврёт два раза?! Чья клятва, верная гарантия обмана? Чья…
Гермес – И точно! Лучше б не сказал и я…. Но я своих пороков не скрываю и честность всем в упрёк не предъявляю…. Я ж не виню всех в кривде без разбора,… Я просто   бог…
Прометей – Но ты слуга закона!
Гермес – И что? Моя вина твою вину смывает?
Прометей – Но если я преступник, где же вред? Ведь как горел огонь в Гефеста кузьне, так и горит. Урона нет Гефесту. Ну, а людей…людей я одарил надеждой…
Гермес – А я тебе принёс надежду на свободу.
Прометей – Обман!
Гермес – Как всякая надежда. Ты сам себя обманщиком назвал. Ты сам! Никто не принуждал…
Прометей / после долгой паузы / - Я вижу, ты собой доволен?
Гермес – Тем, что тебя сумел разговорить?
Прометей / кивает /
Гермес – Нисколько, я же, дядя, понимаю, что ты от одиночества страдаешь не меньше чем от клюва и цепей…
Прометей – Страдаю от неволи...
Гермес – Кто же волен?
Прометей – Мой злейший враг!
Гермес – Кто Зевс? Гарант закона? Он спутан от макушки и до лона. Над Зевсом высится Закон!
Прометей – Выходит, что свободен только он. Ну, нет, свободу не хочу такую!
Гермес – Я битый час о том тебе толкую! Я и сказал: ты сам себя обрёк неволе, став закону поперёк.
Прометей – Красиво говоришь, почти стихами…
Гермес – Профессия у вестника такая. Могу ещё…
Прометей – Себя не утруждай…
Гермес – Не трудно мне. Внимательно внимай! / Став в вычурную позу, декламирует /:
Мы некогда порядка захотели
И в абсолют закон возвесть сумели,
И правом беззаконье обуздав,
Он встал над всем, сам беззаконьем став,
Не дурственно?
Прометей /после долгой паузы /- Довольно околичностей! Выкладуй!
Гермес – Так просто? В лоб?
Прометей – Что Зевс желает за мою свободу?
Гермес -  Услуги небольшой... / сердито бросает кадуцей под ноги / - Послушай, ну зачем так примитивно? Давай покружим в изворотах мысли…
Прометей – Что нужно от меня? Помочь в борьбе с Сизифом? Вернуть на землю смерть?..
Гермес – Ну, где-то близко... Предположим, так.
Прометей – Предполагай уж сам. Я не... Да нет, не так! Ты не затем сюда явился. Что нужно от меня?..
Гермес – Поди же ты, как взвился?! Неймётся всё?
Прометей – Я предложенье жду.
Гермес – Ну, знаешь, ты не сносен иногда!
Прометей – Я слышал о себе слова похуже. Итак?
Гермес – Позволь узнать, а сам ты как считаешь?
Прометей – Считаю, разговор не удался.
Гермес – И ошибаешься! Взыскателен ты слишком. / После паузы /-  Сдаюсь! / Смеётся. Резко обрывает смех / - Что угрожает власти Зевса и закона?
Прометей – Вот это разговор по существу.
Гермес – Всего-то, правда.
Прометей – А как же быть с моей виной несмывной?
Гермес – Я прекратил игру – ты начинаешь?
Прометей – Мой жребий тяжек столь, что даже небо, роняя звёзды, плачет обо мне. Природа, люди, боги - все  жалеют. Жалеют, но твердят, что справедливо: - « Как справедливо Зевс его судил!» Ещё бы, посягнуть на мирозданье, на вечный принцип – каждому своё... «Закон попрал – пускай и отвечает»...               
Гермес – Ты гнев в себе подогреваешь зря.
Прометей – Коль я скажу, исчезнет грех мой страшный?
Гермес – Благодеянием его искупишь ты.
Прометей – Не вижу в том благого я деянья…
Гермес – И пусть. Хоть сам свободу обретёшь…
Прометей – Но я свободен. Я-то и свободен.
Гермес, / пожимая плечами / - Я так тебе и говорил...
Прометей – Я сомневался, но меня ты убедил.
Гермес – Решать тебе…
Прометей – Я так и поступаю.
Гермес / после паузы / - Что ж зря. / Подбирает кадуцей / - Тобою шанс спасительный упущен…
Прометей – Я вижу, ты расстроен?..
Гермес – Я? Ничуть. Увы, тебе бы, дядя, в пору плакать.
Прометей – Пугаешь ты меня, жестокий бог?
Гермес – Жестокий? Полно, дядя, чем жестокий?
Прометей – Жестокий сердцем.
Гермес – Вспомни про орла?
Прометей – Что ж вспоминать? Не вспоминать труднее.
Гермес – Один лишь раз орёл твою рвал печень. Каким ты после пытки этой был? Стонал, орал, хулил богов и плакал…. Ты помнишь, как ты плакал, Прометей?
Прометей – Я помню.
Гермес – Ты плакал, ты рыдал навзрыд. Ты помнишь?
Прометей – Помню.
Гермес – Весь день ты ожидал, грядущей снова муки… Помнишь?
Прометей – Помню.
Гермес – Так, видимо, ты позабыл, кому обязан сном в очередные пытки?
Прометей – Тебе, Гермес. Я помню хорошо.
Гермес – Ну?
Прометей – Ты угрожаешь мне?
Гермес – Нет! Нет, Прометей, тебе не угрожаю. Как прежде будешь спать в когтях орла….  Я лишь советую тебе смириться.
Прометей – Я не смирюсь.
Гермес – Гордец!
         / Слышен отдалённый гул./
Прометей – Летит?
Гермес – Да, появился.
  / Шум крыльев, переходящий в стук метронома. Голова Прометея падает на грудь./