Парадокс интересных чисел и неинтересных людей

Джастмэн
                ПАРАДОКС ИНТЕРЕСНЫХ ЧИСЕЛ
                И НЕИНТЕРЕСНЫХ ЛЮДЕЙ


   «Наименьшее неинтересное натуральное число интересно само по себе этим фактом, но тогда оно не относится к неинтересным» («Академика» – «Википедия», Список парадоксов, http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/165304).

   «Допустим, что вопреки всеобщему убеждению, неинтересные люди всё-таки есть. Соберём их мысленно вместе и выберем из них самого маленького по росту, или самого большого по весу, или какого-то другого «самого…». На этого человека интересно было бы посмотреть, так что мы напрасно включили его в число «неинтересных». Исключив его, мы опять найдём среди оставшихся «самого…» в том же самом смысле и т. д. И всё это до тех пор, пока не останется только один человек, которого не с кем будет уже сравнивать. Но, оказывается, этим он как раз и интересен! В итоге мы приходим к выводу, что неинтересных людей нет. А началось рассуждение с того, что такие люди существуют». Конец цитаты (Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. – 1990, с. 206-207, скачать http://www.koob.ru/books/iskusstvo_pravilno_mislit.rar)

 
               
                РЕШЕНИЕ


   Для решения вопроса о правильности приведённых рассуждений необходимо устранить ошибку понимания «неточность определений» («Логические парадоксы. Пути решения», главы «О принципах решения парадоксов»,  пункт 1, http://www.proza.ru/2009/04/27/370 и «Ошибки понимания – неточность определений»,  http://www.proza.ru/2009/04/24/745) и тем самым найти «точку опоры выводов» (там же, глава «Ошибки понимания – точка опоры выводов», http://www.proza.ru/2009/04/24/826).

   В данном рассуждении использована «точка опоры выводов»: «интересность» определяется как ЛЮБОЙ признак, отличающий объект рассмотрения (человек или число) от других. Следовательно, заключение, что не выделяющийся из множества других объект по одним признакам, отличен тем, что олицетворяет своим существованием уникальный случай невозможности отнесения его ни к одной группе (например, людей в данном случае), является абсолютно логичным и не парадоксальным.

   Если же принять другую «точку опоры выводов»: «интересность» есть выделение объекта только на основе критериев, используемых по отношению ко всем объектам, включая этот, то выходит, что рассматриваемый объект (неинтересный человек) не будет принадлежать к множеству «интересных людей», выявленных по данным критериям на основе указанной «точки опоры выводов» в виде нового определения.

   Абстрагированием можно упростить данное рассуждение. Указание критерия («интересности» в данном случае), который является «точкой опоры выводов», границей разделения множеств, распределяет объекты по классам (на «интересные» и «неинтересные»,  в данном случае). Если объект не входит в одну группу, а, кроме двух указанных, других групп существовать не может, то он необходимо включается в оставшуюся группу.  Но отсутствие чёткого критерия принадлежности к группам, разделения на множества даёт возможность включения рассматриваемого объекта в любую группу, что и наблюдается в исходном рассуждении.


   Таким образом, человек (или число) не может быть не интересным при размытых критериях определения этого.

                10.06.2009

фото - http://2photo.ru/main/foto_portret/page/3/